Дети. Учимся читать

 О детской одарённости, методах воспитания, об интеллекте и родительской любви.

  Мой сын чрезвычайно рано начал говорить. В четыре месяца, ещё ползая,  осознанно и чётко потребовал: "Дать! Это дать!". К семи месяцам составлял несложные предложения, вроде: "это Даник лю!(любит)" или "это Дани надо дать". "Эта ампа (лампа)сияя" или "Баба, тесемон(телефон)вонит(звонит)".
 Около годика, когда начал ходить, знал почти все буквы. Бегло читать начал к 2 годам. Мы не учили его специально читать. Просто играли с буквами. Мне кажется детей не  нужно специально учить читать. Они сами себя учат. Нужно просто создать для этого условия. А условия очень просты, любой любящий родитель сможет их выполнить.

  Как только мой сын родился он сразу был окружён ВНИМАНИЕМ. Весь первый год его жизни (даже во время его сна) в детской звучала музыка. Чаще это были вальсы Штрауса или музыка Моцарта. Он просыпался и его сразу брали на руки и носили по квартире и всё объясняли. "Вот здесь кухня, это коридор, окно, это дерево, это ветер подул, а это птичка запела" и т. д. Он не оставался без внимания ни на секунду! У нас была большая семья. Мы жили в большой квартире. Даник был единственный малыш! И носить его на руках всем нравилось.

  Бабушка ЧАСТО сыпала ему на ручки сыпучие ингредиенты - крупы, муку, сахарный песок. Или осторожно лила водичку на ладошку. То водичку теплую, то прохладную, то похолодней. Во время кормления мазала его губки мёдом, молочком, сладким (морковным) соком или кислым (гранатовым). Кормила попеременно то мякотью сладкого яблочка, то кислого. И всё объясняла, приговаривая или напевая.
 Ребёнка постоянно гладил, целовали то по носику, то по головке, то по тельцу. Порой пёрышком, порой веточкой березы или колючей сосновой веточкой. Он любил мять тесто, катать мячики, играть с разноцветными мелками, карандашами, красками, зубной пастой или сыпать цветную муку в воду.
 Любил рассыпать цветы, отрывать их лепестки и долго играть с ними. На даче любил носить на голове венки из разных полевых цветов. Кататься по траве, возится с песком. Он подносил к носику мяту или полынь, листочки смородины, барбариса и, растирая их, нюхал, пробовал на вкус. Взрослые были рядом, называли запахи, вкус и тактично не мешали ему, но контролировали его движения постоянно. Они не сидели в смартфонах, как сегодняшние мамы и папы.

  Дедушка громко пел ему боевые песни, весело играл на аккордеоне или балалайке. Они вместе нажимали на клавиши и били по струнам и при этом пели и хохотали. Папа подносил его к выключателю и то зажигал, то выключал свет. И обстоятельно объяснял что-то весьма серьёзно. Малыш вслушивался в непонятную папину речь с большим любопытством. При этом часто повторял красивое слово: «Сияя»! Он потом долго называл свет этим словом - "Ампа сияя". И при этом мог долго объяснять, размахивая руками (как папа), что происходит с лампой и почему стало так светло.

 Дедушка порой азартно пускался в пляс, на ходу сочиняя частушки про внука, про маму и про что увидит. Эти импровизированные концерты позднее научили сына сочинять считалки, песни, странные стихи. Баба Наташа читала ему сказки и учила с ним детские стихи. Порой очень длинные. В три года он читал наизусть «Песнь о вещем Олеге»,  «Федорино горе», «Мойдодыр» и знал много стихов. На Новый год Деды Морозы всегда были сражены его поэтическими талантами!

 Тётушки, дядюшки, пробабка Харитя и прадед Артём, многочисленные гости не переставали удивлять ребенка каждый день, забегая его проведать и принося яркие игрушки и книжки. Мир кружился вокруг единственного малыша в нашем роду. Все жили и дышали его улыбками, смехом, желаниями. В полгода он таскал прадедушку за седую бороду и говорил папе - "где бода (борода)?"

  Сегодня я понимаю, что взрослые постоянно заставляли работать все пять чувств малыша. Причём делали это тактично, с огромной любовью, не навязчиво. Используя   зрение, слух, осязание, обоняние и тактильные ощущения родные развивали в нём любопытство и умение удивляться всему, создавали желание познавать мир. Развитие именно познавательных способностей ума стремительно усложняло психику ребёнка. Опираясь на эти способности, на память, на умение мыслить абстрактно ребёнок учился влиять на окружающий мир, учился общению с ним. Учился менять его по своему желанию, то есть он вступал на путь творческого человека.
 
 Конечно, одновременно было необходимо развивать не только ум, но и интеллект ребёнка -  ведь он выше ума. Так как вбирает в себя и познавательные способности и нравственные ценности, и мораль и этику, и эстетику и многое другое. Прививать малышу (тоже играючи!)полезные привычки с первых дней жизни, учить добрым чувствам, трудолюбию, ответственности и проч. Я считаю, что этому ребёнок успешно учится, наблюдая жизнь семьи, слушая разговоры взрослых и видя их поступки и действия. Учить следует не словом, а делом, личным примером каждого родственника.
 
 Каждую минуту быт семьи учил его жить. Он смотрел, слушал, гладил кошку, цыплят, ловил бабочек, птичек, ломал заводные игрушки и удивлённо таращил глазки - не работает? Мы объясняли, что значит - сломать и что значит умереть. Почему нельзя ломать живых птичек и сильно сжимать стрекозу и т.д.

 Всё было ему интересно. Взрослые незаметно учили его сравнивать, наблюдать, общаться. Мир становился ему доступней с каждым днём! Стоило лишь протянуть руку и взять интересную вещь. Его окружали новыми вещами и не мешали самостоятельно их изучать, объясняя назначение и свойства вещей. Форма, цвет, поверхность - всё было любопытно. Родные люди учили удивляться, играли с ним. Ему было весело с ними.

  Обилие родственников очень помогало познанию реального мира. Ведь в каждом человеке был свой мир, своя энергетика. Ребенок мог определять кто пришёл ещё не видя человека. Это меня всегда удивляло. Ещё совсем маленьким, он полз, обгоняя кошку, в прихожую до звонка в дверь - папу встречать!

  И ещё важный момент: цвета, запахи, звуки очень сильно действуют на детей. Красный цвет возбуждает чувственное напряжение и стимулирует активность мозга. Поэтому сидеть и ползать мой сынок начал на ярко-красном стёганом  атласном одеяльце, на котором было разбросано много мячиков, кубиков, объёмных букв - деревянных, пластмассовых, глиняных, тряпочных самых разнообразных размеров и цветов.
 
 Погремушки и прочие игрушки лежали только в кроватке. Я всегда старалась одеть сына в синюю рубашку перед тем, как посадить его к кубикам. Малыш любил возится с буквами. Собирал похожие то по размеру, то по цвету, то по форме. По мере  изучения  буквы заменялись на новые. Когда он запомнил все буквы,мы стали их соединять в слоги. И нам помогала... шоколадка!

 Я рисовало на её квадратиках(белым сахарным песком или розовым кремом) буквы любого короткого слова. Сын отрывал буквы, ломал шоколадку и затем складывал буквы в слоги. Конечно, шли объяснения - что такое виды слогов, из каких букв слоги можно сложить, а из каких букв нельзя. Что такое открытый слог (розовая сладкая буква!), а что такое закрытый слог(белая солёная буква!) - один слог можно пропеть (а можно съесть!), а другой нет (не вкусно!). Почему? И мы пели! И ели! Затем появился мокрый песок, на котором было так интересно делать отпечатки букв и слогов.

  А потом ещё интересней:новая игра - складывание картинок с буквами. Знакомые, привычные кубики стали книгой! Книжками по темам. Например: книжка из синих кубиков, из деревянных букв, из больших или маленьких кубиков. Книжки были то из совсем малюсеньких кубиков, то из огромных бархатных, буквы на которых были вышиты руками бабы Наташи.

  Складывая книжку, он называл каждую букву, гладил контуры букв, иногда пропевал звуки, составлял слоги - М, А, МА! П,А,ПА! Мя, МУ, АМ, АУ! КУ-КУ! Потом пел  слоги:ГА,ГА, ГАГА. Составлял слова:БУХ (закрытый слог) и слово БУХТА (два слога и последний слог - это открытый слог, который легко пропеть!),КОТ-КОШКА и т.д. Буквы были его игрушки-друзья. Они были для него живыми.

 Так незаметно, играя, сын начал читать. Сначала читал название журналов, что лежали на журнальном столике деда. Дед просил его принести журнал «Мурзилка», «Работница», «За рулём» и т. д. Затем на детском столике появились новые книжки и дед просил принести их со столика и почитать деду сказку про колобка (очки то дед потерял!). И сынок громко и важно читал свои первые книжки. Сначала деду, а потом для всех. Позднее полюбил читать перед сном.

  Вечерами мы часто читали ВЗРОСЛЫЕ стихи (он слушал с большим вниманием всегда).  Читали Блока - Незнакомку, Гумилёва - стихи про изысканного жирафа. Позднее читали Есенина, Маяковского, Мандельштама, Некрасова, Хлебниковаи т. д. Некоторые стихи он быстро запоминал и любил потом читать наизусть. Мы собирали марки и открытки с картинами художников (он любил рисовать абстрактные картины), ставили кукольные спектакли с самодельными куклами, устраивали демонстрации (парады перед трибуной) всех кукол и зверей. Игрушки шли по длинному коридору, затем через все комнаты на балкон.

 Сын любил играть в тематические игры - путешествия в жерло вулкана, на дно океанов, в железную дорогу, любил мастерить, клеить, собирать конструктор. Особенно любил опыты по электричеству. Любил читать книжки на эти темы, а потом играть, выдумывать свои варианты. Сын вышивал на пяльцах интересные сюжеты (некоторые я храню до сих пор!), лепил снеговиков, рисовал забавные мультики на тетрадках - герои оживали если быстро листать страницы.

 Ароматы цветов и духов постоянно витали в квартире. Кухня притягивала его ванильными запахами бабы Наташи. Дедушка приносил с гаража другие запахи. Дачные просторы вообще завораживали его воображение! Он любил поездки с дедом Васей на природу. Любил ветер, солнце и дивное чудо магазинов, особенно "Детский мир". И зоопарк, и весёлые карусели, и цирк, и лабиринты Дворца Культуры, где работали его тётушки, и папин институт, и мамино ателье, и дедушкину церковь. Всё манило и привлекало его тайной и загадкой.

 Сколько счастья приносили ему вечерние прогулки по зимнему лесу. Сказочное шуршание осеннего парка, запахи костров. И просто поездки в трамвае, автобусе, путешествие на аэродром, поезда, самолёты, море - дельфины, деревенский мир с его чудными лошадками и прочей живностью - всё дарило радость открытий.

 В шесть лет мой сынок заинтересовался историей про Дон Кихота. В семь лет, прочитав две части этой занимательной книги, сказал что это полезная книга, но она для детей, а не для взрослых. И что читать её надо именно в раннем детстве. Познавательно и любопытно! Затем он стал делать открытия - маленькие открытия и про деда Мороза, который оказывается был его родным дедом Васей, и про смерть, которой нет и про маму, которая совсем не знает  алгебру. И много, много других открытий... и даже сегодня не перестает их делать, удивляя своих коллег и друзей.
 
 Вот такие дела, дорогие родители!


Рецензии
Это произведение просто энциклопедия по воспитанию подрастающего поколения.
Вы являетесь не только автором, но и мудрым собеседником и наставником.
В этом произведении вы раскрываете комплексный подход воспитания ребёнка, учитывая принципы, методы и незаменимую роль семьи.
То, что Вы описываете, нужно взять как правила воспитания. Хотя я понимаю, что каждый ребенок уникален, и подход к его воспитанию должен быть индивидуальным.
Но Вы выдвигаете основы воспитания,основную часть которых можно использовать для всех.
Большое спасибо Вам!

Ольга Суханова 4   22.05.2025 11:48     Заявить о нарушении
Сын вырос. Но своих детей он воспитывает иначе. Считает что мой метод воспитания был не удачным. Только жена смогла изменить его взгляды на жизнь. Жизнь сложнее чем она кажется нам...

Галина Кадетова 2   29.05.2025 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.