Напарник

В 1988 году, в Германию, на постоянное место жительство, уезжал мой напарник, коллега, с которым мы работали вместе экипажем, на Венгерском автобусе марки «ИКАРУС». А перед этим, месяц стажировали курсантов, закончивших курсы водителей при автобусном парке и пожелавших остаться работать в автопарке. Чтобы работать в Автобусном парке, курсанты должны были пройти стажировку, по изучению городских маршрутов и, начальник автоколонны определил, двоих курсантов, к нам на наш автобус. Со своим напарником я проработал пять лет и теперь он покидал Союз с семьёй – жена и сын с дочерью. Прежде чем уезжать на совсем в Германию, он побывал там, как сам говорил – на разведке. И вот теперь уезжал. Расставаться конечно же не хотелось и не только потому, что он был первоклассным шофёром, а с переживанием о нём – чужая страна, чужое государство, а он и семья -  Советские люди. И на эту тему я задал ему вопрос:
-  Слушай Рихард, о семье ты подумал, о детях?..
-  Я уезжаю потому, что только и думаю о детях.
-  Это Германия, Рихард!
-  Эх Иваныч, если б ты знал в каком мы каменном веке живём здесь! То сам бы со мной поехал.
-  Ты прости, но мне мой каменный век, нравится!
-  Ну тогда, лет через пяток, жди нас со шмайсерами на груди, у левого берега Ишима!..
Этой шутке оба рассмеялись и обнявшись пошли, к начальнику колонны, принимать стажёров. А теперь он уезжал и курсанты, за этот месяц, тоже отстажировались и, опять топая обнявшись, к начальнику колонны, Рихард попросил:
-  Слушай, оставь моего стажёра себе в напарники, думаю Виктор Кириллович, начальник колонны, не будет возражать. Причём стажёр мой, классный автоэлектрик.
На что я ответил:
-  Серьёзная просьба. Только я как-то не думал о своём, мой стажёр может обидеться – как так, твоего беру стажёра, а своего по боку – не честно!..
-  Я обещал парню. – Останавливая меня, сказал Рихард.
-  Да, но я не обещал ничего - ни твоему, ни своему и тебе нечего обещать не буду. Я поступлю по-своему.
-  Это как?..
-  Не скажу, чтобы ты своего не обнадёживал и мы снова, с улыбками, двинулись к руководству.
У начальника колонны мы с Рихардом высказали своё пожелание о дальнейшей рабочей судьбе стажёров, на что Виктор Кириллович не возражал, а только спросил- кого из них я хочу взять в напарники? На что я ответил, что к вечеру сообщу и попросил Виктора Кирилловича не закреплять больше за мной стажёров.
-  Что так? – Поинтересовался Виктор Кириллович.
-  Знаешь, - ответил я, - уж часто попадается в их среде не шофёры, а водилы и пока он отстажируется, он мне автобус поставит на колени, это в лучшем случае, а в худшем на месяц - превратит в хлам! А я пришёл в автобусный парк деньги зарабатывать, а не инструктором по вождению быть. У меня семья, они ням-ням хотят.
-  Да знаю я твою семью! Одни бабы и те работают.
-  А, что бабы жрать не хотят? На них, между прочим, ещё больше затрат уходит – побрякушки всякие из золота, одежда красивая, косметика, да мало ли…
-  Так и ты, за стажировку, дополнительно получаешь.
-  Да! Если этот месяц благополучно пролетит, а то можно и в калошу сесть.
-  Ладно не прибедняйся. Завтра в первую смену выходишь, первым выходом.
- На какой маршрут?
-  На свой пятнадцатый, ты же там бригадир, я уже тебя в график внёс. – И обращаясь к Рихарду, сказал:
-  Я твоё заявление на увольнение подписал, - и протянул ему его заявление, продолжая говорить, - теперь пусть директор подпишет и в кадры, и ещё не забудь поляну накрыть! – И мы с хохотом вывалились из кабинета.

***
Пока Рихард бегал по конторе со своим заявлением, я подошёл к ожидавшим в автобусе парням-стажёрам и объявил:
-  Так мужики, без обид, я сейчас схожу в столовую, перекусить и вам пирожков принесу, а вы пока метните монету и только один раз, и только посторонним третьим лицом, кому из вас оставаться моим напарником. Всё, время пошло! – И я покинул салон направляясь в столовую.
Отобедав и купив шесть чебуреков, я вернулся к парням-стажёрам, где в ожидании, находился и сам Рихард.
-  Как дела? – Спросил я, выкладывая в салоне автобуса на газету, ещё горячие чебуреки.
-  Молчат, мне ничего не говорят, ждут тебя. – Отозвался Рихард.
-  А, где третий, независимый, метальщик монеты? – снова спросил я.
-  Убежал за флаконом, на радости! – Отозвался мой стажёр. Рихард рассмеялся:
-  На халяву даже уксус сладкий!
-  И какой результат? – Сразу к обоим стажёрам обратился я.
Стажёр Рихарда Игорь, ответил:
-  Остаюсь я, мне выпала моя решка.
Я взглянул на своего стажёра, спросил:
-  Григорий, ты не в обиде? – На, что тот ответил:
-  Обиды нет, всё по договорённости, честно. Только на душе чуть тягостно…
-  Это пройдёт, сейчас флакон раздавим и, всё вернётся на круги своя! – Довольный за своего стажёра, отозвался Рихард.
Так началась моя работа с новым напарником Игорем. Прошло месяцев шесть совместной работы. Парень был ещё молодым, не женатым, встречался с красивой девушкой Наташей. И очень часто, в его смену, она приходила к нему на свидание, каталась с ним в кабине автобуса «ИКАРУС».
Как-то я его предупредил в отношениях с Наташей:
-  Игорь, не увлекайся, у нас часто бывают проверки на линии из представителей администрации автопарка. А посторонним в кабине с водителем, ездить запрещено, ну можно подвезти пару остановок знакомого и не более, а у тебя это вошло в систему. Могут по-крупному наказать.
Игорь выслушал и сказал, что Наташа его девушка и он хочет взять её в жёны.
-  Ради бога! Но это никого не волнует – девушка, жена. Могут наказать. – Повторил я, сдавая ему смену.
Всё шло как всегда, ежедневные ходки по своему маршруту, неделю в первую смену, через выходной переход во вторую и так за месяц четыре раза, а к концу месяца очередной плановый ремонт ТО-2 (техническое обслуживание). А за тем всё повторялось снова, работа со скользящим графиком выходных и отпуска в двадцать четыре рабочих дня, где за год набегал целый месяц в тридцать дней – дежурство в гаи - два дня к отпуску; донорство - два дня; заказ по обслуживанию свадеб – один день и. т. д.
Уже зимой, в лютые с ветрами холода, по утру, прибыв в автопарк; в диспетчерской получив путевой лист, с часовой картой маршрута, у медика прошёл комиссию на наличие алкоголя в организме, с положительным штампом – выезд разрешён. В крытом парковочном боксе, отыскал свой автобус и занялся обычной процедурой осмотра автомобиля перед выездом – уровень масла в картере, антифриз в расширительном бачке, габариты огней, свет фар, запуск двигателя, накачка воздуха в ресивер, отопление, тормоза, свет и проверка чистоты в салоне автобуса. И затем только сел за руль. Открыл боковой бардачок, за ветошью, оттереть от мазута руки и, наткнулся на корочки. Вытащил на свет кабины, это оказались права на право управления автомобилем, моего напарника Игоря. «Он, что их забыл? Вот чёртушка! Не забыть бы в пересмену вернуть.» - И положил эти корочки себе в нагрудный карман и, выехал из бокса.
В пересмене, на конечной, у дачного комплекса, высадив пассажиров и не подъезжая к остановке, для очередной посадки, стал ожидать напарника. Время для отправления второй смены с отстоем, оставалось в семь минут, напарник вот-вот должен был появиться. На остановке скопилось три автобуса и приличная толпа пассажиров. Ни один автобус не подъезжал к погрузке, у каждого маршрута было своё время отправления и причин задержки с посадкой у каждого маршрута своя. Кто-то закончил смену и выжидал время для отметки, со сходом с маршрута, кто-то наоборот, подъехал чуть раньше времени отправления и, тоже стоял в ожидании времени отправления, а кто-то как я, на пересмене, в ожидании напарника. Рядом с моим автобусом у двери, стояло двое мужчин и один другому говорил, а я хорошо слышал:
-  Уже пятнадцать минут торчу здесь и ни один не подъезжает. Ты бы спросил вот у этого крайнего - какого чёрта съехались и стоят на глазах у всей толпы?!
- Не спрошу.
-  Почему?
-  А, у них будет один ответ – утром обед, в обед - обед, вечером тоже обед, целый день обед!
Я в душе рассмеялся и тут же вошёл напарник.
-  Привет! – Весело произнёс он, - как наш «сарай?»
-  Пульс в норме. – Ответил я и передал Игорю его корочки со словами, - не забывай, - уступая ему место за баранкой.
-  А, я их не забыл, специально оставил, чего таскать в кармане? Здесь надёжней.
Я в удивлении посмотрел на него, воскликнул:
-  Это же твой хлеб! Сопрут, что делать будешь? Пока восстановишь, в заработке потеряешь!
-  Да кому они нужны, права эти?!
-  Ты, что сейчас, серьёзно? – Спросил я.
-  Серьёзней не бывает!
-  Короче, я тебя предупредил, подъезжай под погрузку. – И сам вышел из автобуса, пересаживаясь на другой маршрут, шедший в мою сторону.

***
Прошёл месяц, как-то будучи на линии, мне понадобилась отвёртка, я запустил руку в бардачок и вместо отвёртки опять наткнулся на корочки Игоря. «Видно парень не понимает ситуации, - подумал я и права напарника положил себе в карман, - будем учить.» - Прошла ещё неделя, уже Игорь работал в первую смену, я во вторую и на смену приходил на линию. Во время пересмены в отстои, Игорь спросил:
-  Иваныч, ты мои права не брал?
-  Я тебе их не давал. – Пошутил я.
-  Да я серьёзно спрашиваю.
-  Не понял?.. – прикинулся я простачком, - какие права?
-  Ну мои. Я их снова оставил в бардачке, а сегодня по утру, придя на смену, корочек не оказалось, ты не брал?
-  Понятно, спёрли! Слушай Игорь, ты взрослый парень, я тебя предупреждал, что это твой хлеб и свои корочки, ты должен всегда держать при себе, как паспорт на пример, а не разбрасывать где попало. Вот и результат!
-  Что же делать? – С отчаянным голосом произнёс Игорь.
Я пожал плечами, задумчиво сказал:
-  Наверно идти в ГАИ, писать заявление об утере и переиздавать на новые, дубликат.
-  Это долго, а мне работать, а вдруг потребуют предъявить, те же гаишники…
-  Это на вряд ли. Гаи маршрутные автобусы не останавливают, у нас своя есть автобусная служба безопасности движения. Иди переиздавай и продолжай работать.
-  А, вдруг?!
-  Не паникуй. Работай!
И Игорь ушёл, а я, загрузившись пассажирами, повёл свой автобус по маршруту. Ещё пару недель спустя, Игорь пришёл на смену жизнерадостный и с возбуждённой весёлостью, показал мне новенькие корочки на право управлением автомобилем.
-  Вот! – Сказал он, - только получил и сразу на смену!
-  Молодец! – Отозвался я и из нагрудного кармана извлёк его старое удостоверение и протянул Игорю. – Держи, другой раз умнее будешь.
-  Откуда?! Ты где их нашёл?
-  Я их не находил, а из бардачка изъял, что б не оставлял больше.
-  Ну и сволочь ты Ивыныч!
-  Ага. Благодаря этой сволочи, у тебя теперь два удостоверения на право управления. Отберут одно, за нарушение, достанешь второе и алга, как говорят казахи, да и беречь будешь теперь свои корочки, не расшвыривать по бардачкам! Будь. – И я покинул салон, под уничтожающим взглядом молодого напарника.
Время шло и, мы продолжали работать. Гнев Игоря утихомирился, он наконец-то осознал свой промах, работал, продолжая встречаться с девушкой Наташей, но уже редко в кабине автобуса, больше после смены. Наш старый начальник колонны ушёл на пенсию и его место занял новый, только-что после института, молодой парень казах – Канат Сулейменов. И как-то, уж очень быстро, среди шоферов автоколонны, нарекли его позывным именем – Канат Кириллович Верёвкин, прицепив ему отчество старого начальника, а фамилию созвучную с именем Канат, на русский лад верёвка. Так он и понёс эту «кликуху» с обидой на всех и вся! И надо же было такому случиться, что этот Канат Сулейменов – по прозвищу Канат Кириллович, будучи с контролем на линии, наткнулся на конечной остановке, на Игоря с Наташей, в кабине ИКАРУСА. Тут же, не разобравшись, начальник колонны, грубо, с матом при девушке, накинулся на Игоря. И тот, не сдержавшись за оскорбительный мат, в-лупил, начальнику по челюсти. Дальше этой короткой стычке дело не пошло, но обозлённый начальник колонны, написал на Игоря докладную и того сняли с автобуса. Мне пришлось ходить к руководству объяснять суть скандала. Безрезультатно, но обещали Игоря вернуть на автобус, если тот извинится перед начальником колонны. Это же и я предложил Игорю, на что напарник ответил:
-  Нет Иваныч, я буду увольняться. И почему я должен извиняться, а не он? Он же первым начал и получил по заслугам. Нет я буду уходить, а тебе Иваныч, спасибо!
Так я остался один без напарника.

***
Прошёл год. Я по-прежнему работал один, без напарника и поэтому, в разнарядке всегда планировался на работу в час пик. Потому как бригадир маршрута, всегда должен находиться на линии. Работа час пик, это два-три рейса, в зависимости от протяжённости маршрута, именно в час пик, вывезти массу пассажира потока, по рабочим местам утром. За тем дневной отстой на конечной остановке автобуса, в пределах трёх четырёх часов и, снова вход в график час пик, по вечерней разгрузки, пассажиропотока. И только потом, по завершению смены, возвращение в парк.
Однажды закончив смену, высадил на конечной всех пассажиров, оглядел салон с водительского места, салон был пуст, закрыл двери автобуса и тронулся в автопарк. Там при въезде, отметил у механика путевой лист, о завершение смены и направил автобус на территориальную автозаправку. Залил топливо в бак, снова, теперь уже у заправщика, отметил в путевом листе наличие заправленного горючего на следующую смену, поехал на автомойку. На автомойке, открыв двери салона, из шланга под давлением водной струи, помыл салон автобуса и только за тем, закрыв двери, подогнал автобус под щётки, для наружного мытья. Завершив все процедуры подготовки автобуса к завтрашней смены, выехал с мойки, включил в кабине свет, а было уже темно и, стал оформлять путевой лист с километровым пробегом за смену и выработанного топлива, склонившись над баранкой. И, вдруг, в полной сосредоточенной тишине, оформления путевого листа, на мою руку ложится рука и раздаётся за спиной хрипловатый голос:
-  А, что автобус дальше не пойдёт?..
Я в сковавшем меня ужасе, медленно сполз по сидению под баранку и повернул голову на голос. За спинкой сидения стоял заспанный мужик и тёр левый глаз.
-  Ты откуда взялся?! – Гася испуг и возвращаясь, из-под баранки на своё место спросил я.
Мужик, отмахнувшись рукой назад, ответил:
-  Я там спал… Мне домой надо.
                Конец.


Рецензии
Как приятно читать такие живые и увлекательные истории.
Да, смешной случай произошёл с мужиком, который уснул в автобусе. Но в жизни всякое случается.
Из этой истории узнала некоторые подробности работы водителя автобуса. Конечно, водитель автобуса работает с людьми, и не просто с людьми, а ещё отвечает за их безопасность. Да и автобус - это его хлеб. Поэтому и не хочется ездить со стажëром, который может сломать автобус, а там ремонт на неопределенный срок.
Рассказ понравился и прочитала с удовольствием.
Творческого Вам вдохновения!
С уважением, Валентина

Валентина Валентова   06.04.2025 07:41     Заявить о нарушении
Валентина, благодарю вас за отзыв, совершенно правильно - женщина сама загадка, это я о ваших стихах, а о моём напарнике скажу, что он сейчас бизнесмен там в Казахстане, у него четверо детей, собирается переезжать сюда ко мне во Всеволожск и мы опять , возможно, будем вместе. А вас Валентина, как соседку, прошу не забывать и изредко заглядывать ко мне на огонёк. С уважением - Валерий.

Валерий Скотников   06.04.2025 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.