Два направления в русской литературе

Бердяев писал о русской литературе 19 века:

----------------
Весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века довели русское творчество до величайшего напряжения. Русская литература этого века не была ренессансной по своему духу. Лишь в Пушкине были проблески ренессанса. То был золотой век русской поэзии. 

Этот русский ренессанс совершался в очень узком кругу русского культурного дворянства. Он быстро сорвался, и литература пошла другими путями. Начиная с Гоголя русская литература становится учительной, она ищет правды и учит осуществлению правды.

Психологически Гоголь, Л. Толстой, Достоевский во многом сходятся с Белинским, Бакуниным, Чернышевским, Писаревым.

Русские мыслители, русские творцы, когда у них была духовная значительность, всегда искали не столько совершенной культуры, совершенных продуктов творчества, сколько совершенной жизни.

Только Пушкин ставил проблему свободы творчества, независимости творчества поэта от «черни», под которой он понимал, конечно, не народ, а окружавшее его дворянское, чиновничье, придворное общество.

-----------------------------
(Бердяев, Николай. Николай Бердяев. Все произведения в одной книге. Иллюстрированное издание: О назначении человека, О рабстве и свободе человека, Духовное состояние современного ... Смысл творчества (Russian Edition) (p. 420). Strelbytskyy Multimedia Publishing. Kindle Edition. )


Бердяев здесь говорит о двух путях русской литературы: Пушкинский путь противопоставляется  «учительному» пути.  Это второе направление удобно назвать просветительским.

Пушкинское направление в литературе можно назвать персоналистическим, также как Бердяев назвал свою философию. К этому направлению принадлежат также Чехов, Тютчев.

 Вопрос о примате личности или общества - ключевой для различения двух направлений. Основное, просветительное направление отвечает - общество важнее! Человек должен служить обществу, быть частью общества! А персоналистическое, пушкинское  направление отвечает - личность важнее! Как сказал Бердяев:

---------
Проблема человека, т. е. проблема личности, первичнее проблемы общества.
------------

Цель человека - творческое саморазвитие заложенного в нем духа. Персоналисты, включая Бердяева и Пушкина,  верят, что своя правда о смысле жизни, о добре и зле есть в душе каждого человека, ее надо понять, и ей нужно верить, не приспосабливаться к обществу.

Бердяев смутно осознавал свою связь с Пушкиным. Он пишет о своей ранней статье:

----------------------
Я хотел нового мира, но обосновывал его не на необходимом социальном процессе, диалектически проходящем через момент революции, а на свободе и творческом акте человека.
Эпиграфом к статье я взял стих Пушкина: «Ты царь, живи один, дорогою свободной иди, куда тебя влечет твой гордый ум».

(pp. 1323-1324).
-------------------------------------------

Взгляды писателей — просветителей тесно связаны с идеологией модернизма, которая ведет свое начало с эпохи просвещения. Этой идеологии свойственно убеждение, что правда одна, и она должна быть видна всем. Всякие индивидуальные отклонения от общей правды и добра рассматриваются как зло. Индивидуальность не имеет ценности. Соответственно, писатели - просветители  ценят самопожертвование человека, личности, ради общего блага, ради добра и справедливости.

Взгляды писателей - персоналистов могут быть условно связаны с пост-модернизмом.  Обычно считается, что пост-модернизм, как течение, возник в наше время как реакция на провалы и трагедии человечества, связанные с философией модернизма. Поэтому его так и назвали пост — модернизм. На самом деле, это течение было бы правильно бы назвать анти - модернизм, поскольку произведения этого направления, очень похожие по форме на современное течение пост-модернизма, существовали параллельно с развитием модернизма задолго до наших дней (Стерн вдохновлял Пушкина, например).

Хотя в великой русской литературе есть два противоположных направления, в русской критике всегда было только одно.  Литературная критика была враждебна к персоналистическим писателям, не видя никакой ценности для улучшения общества в их произведениях.    Те произведения, которые тенденциозная критика не способна понять, называются неоконченными, внутренне противоречивыми, устарелыми (как принято говорить об «Евгении Онегине», например). Борьба с их влиянием не прекращается. 

В следующих текстах я хочу сосредоточиться на созвучии между идеями, выраженными в русской персоналистической литературе, и идеями Бердяева. Это должно помочь приблизиться к пониманию великих писателей, отвергаемых прогрессивной критикой, плохо понятых в России.


Рецензии