Не моё это дело или Не могу молчать
Иногда они доходят до враждебности.
В наше время противостояние мнений дошло до того, что лояльная к власти сторона с оттенком праведного отвращения в голосе обзывает своих оппонентов… пацифистами.
Похоже, пропаганде удалось воспитать общественное мнение в таком духе, чтобы всякого рода «отщепенцы» и критики власти выглядели жертвами своего желчного характера и «озлобленного « ума.
Её задача облегчается, если эти «жертвы» достигли преклонного возраста, когда можно с нотой великодушного снисхождения сказать, что человек выжил из ума.
И писатель Л.Толстой, и академик А.Сахаров с некоторым надрывом в голосе говорили: «Не могу молчать», но и они не могли избежать сурового осуждения.
Хорошо ли это, когда в стране каждый академик, писатель артист или простой гражданин норовит критически мыслить о делах и нравах своих правителей?
Не страшно ли представить, как под напором властной пропаганды народ однажды наступит себе на горло и скажет, глядя на политику: «Не моё это дело…»?
Молчалин из комедии «Горе от ума», например, считал, что «…не должно сметь своё суждение иметь».
Правда, А.Пушкин, говоря о Грибоедове, отметил в нём «меланхолический характер» и «озлобленный ум».
Захват Грузии Грибоедов называл «усыновлением Закавказья».
В «усыновлении» принимали участие и осуждённые по делу декабристов, возможно, искренне искупая вину.
Сам А.С Пушкин заявил в описании своего путешествия: «Я не вмешиваюсь в военные суждения. Это не мое дело».
Командующий кавказской операцией генерал Ермолов в разговоре с поэтом высказал пожелание, чтобы какое-нибудь «пламенное перо» изобразило «переход русского народа из ничтожества к славе и могуществу».
Этот «переход к славе» включал в себя и подавлении польского восстания, в котором Ермолов получил хорошие уроки принуждения к миру.
А историк Карамзин написал, что «От такой славы кровь стынет в жилах и волосы дыбом становятся, гимны поэта никогда не должны быть славословием резни».
Вернувшись с Кавказа, Пушкин не воспел победы русского оружия.
Но в описании путешествия привёл подробности осмотра пленного гермафродита,
заметил, что «молодая калмычка, собою очень недурная», а также то, что «Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. … Дружба мирных черкесов ненадежна…».
Ни слова не сказал о сложившемся обычае русских офицеров брать себе наложниц из местного населения. Сам Ермолов нажил себе с ними несколько детей.
Кавказцев, которые сопротивлялись «усыновлению» тогда называли «мошенниками».
Пушкин написал, что «У них убийство — простое телодвижение».
Как бы говоря, что у нас оно… сложнее и одухотворённее.
Современные обличители всякого рода нелояльности к власти рассуждают, примерно так:
«А вы кто такие из себя, чтобы критиковать? Почему вы так уверены в своей правоте? А если не уверены и вам нечего предложить, то зачем «стадо портите» своими домыслами?».
Действительно, никому даже из перворазрядников не придёт в голову критиковать в шахматной игре ходы гроссмейстера…
Политика сложнее шахмат уже потому, что в ней кроме искусства и правил игры есть ещё нравственная составляющая, которую в нужный момент могут назвать приоритетной вопреки алгоритму.
Там отдают в жертву и пешки, и фигуры. И, бывает, всё кончается красивой победой…
Чей-то совет властям «ходить турой» может быть осуждён по законам военного времени.
Перед компьютером свою беспомощность признают даже гроссмейстеры.
А с властью пытаются спорить даже кухаркины дети…
Допустим, на Западе больше свободы слова. Там с самых высоких трибун и в самых центральных СМИ говорят такое, о чём у нас вслух не на всякой кухне говорят, а иногда и помыслить не решаются.
И что толку?
Конечно, красиво выглядит фотография с демонстрации против войны во Вьетнаме, где один протестующий засовывает цветочек в ствол винтовки полицейского.
Но прекратили войну не протесты, а тяжёлые потери на линии фронта.
По числу потерь даже поражение СССР в Афганистане нельзя считать реваншем.
И сегодня в США открыто обличают политиков, перечисляя страны, ставшие горячими точками при их непосредственном участии.
И всё же, степень свободы слова - это показатель силы и честности власти.
В Библии есть слова о временах, когда благоразумным следует молчать.
Сказано также, что когда молчат львы, начинают кричать обезьяны.
В нашем информационном лесу одни львы замолчали на какое-то время, другие - навсегда, третьи просто убежали.
А некоторые политики и лояльные критики кричат так агрессивно, словно в руках у них граната.
Разговор о позволительности критики власти неизбежно приводит к вопросу доверия.
Какой-то неодобрительный ропот раздаётся не в спину тем, кто воюет, а в экран телевизоров.
А чего уж теперь-то «роптать», когда города и деревни стёрты с лица земли, когда вырос целый лес флагов над могилами и назревает день очередной победы и новой славы?
Понятно, что людям критического склада ума тяжело и неприятно изменять своим чувствам справедливости и здравого смысла. Есть такое «горе от ума» - быть узником своей совести.
Митинги и другие выдумки «замполитов» их только убеждают в том, что к единству убеждений их ведут слегка принудительно.
Имеет власть право применить силу, или она должна всё отпустить на произвол дискуссий?
Если признать честно, что у народа нет права совещательного голоса в политических вопросах,
значит, признать подмену демократии диктатурой.
Если не признавать, то политикам надо смотреть в глаза народу так, чтобы у него не осталось сомнений. Не надо есть землю из цветочного горшка, чтобы поверили.
Надо быть честными в том малом, что понятно и доступно для проверки.
А если веру в единство народа и власти обеспечивают пропаганда и силовые ведомства, если к тем, кто мыслит «иначе» принимают «меры»…
Ещё нельзя сказать, что они от этих «мер» переводятся. Но есть ощущение, что их стало меньше.
Разумеется, недоверие власти или несогласие с ней – это не повод бросать бумажные стаканчики в стражей порядка или перекрывать движение транспорта.
Но когда вопрос ставится принципиально - сметь или не сметь свои суждения иметь? – то даже Пушкин, сказавший «Не моё это дело», не вызывает симпатии.
Свидетельство о публикации №225011700534
А теперь о Грузии. Разве в 18 веке существовала единая, неделимая Грузия? И разве цари разных её царств не обращались к России за покровительством? И Грузия никогда не страдала от персов и турок? Или нужно было ляпнуть фразу о Грузии, чтобы показать свою крутизну?
Владимир Ник Фефилов 19.01.2025 10:50 Заявить о нарушении