Жизнь и творчество Михаила Врубеля,
Русский живописец, рисовальщик, художник театра и скульптор писал гениальные
картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и
являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Многие из его работ
становились пророческими.
Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в ,
Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных
искусств имени М. А. Врубеля в Омске, а также в Национальном музее «Киевская
картинная галерея», Одесском художественном музее, в Национальном
художественном музее Республики Беларусь в Минске. Его именем названы
некоторые объекты и посвящены памятные знаки в Омске, Киеве, Воронеже, Москве,
Саратове, Одессе.
Вечно живущий в своём собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель
смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти
образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий. Его
картины трудно перепутать с работами других художников.
Его творчество– одно из самых значительных и загадочных явлений русского
искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и
неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.
Родился 5(17). 03.1856. Омск в семье военного юриста и научился ходить
только в 3 года. А в 9 лет по памяти копировал работы Микеланджело .Учился
рисованию в Петербурге в школе Общества поощрения художеств, а затем в
Одесской рисовальной школе Общества изящных искусств.
Врубеля называли эйдетиком (эйдетизм — особый вид зрительной памяти); он мог с
точностью передать на холсте то, что увидел лишь единожды. В Академии
художеств он получил прозвище Фортуни за увлечение творчеством испанского
художника-ориенталиста Мариано Фортуни.
- Прекрасное знание латинского и греческого языков позволило ему зарабатывать
репетиторством и гувернёрством. в 1867-1869 годах в Рисовальной школе
Общества поощрения художеств в Петербурге. До того с золотой медалью окончил
2-ю Одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. В 1879 году получил
диплом юридического факультета Петербургского университета. Говорил на
восьми языках. Увлекался музыкой, театральным искусством.
В 1860-1884 годах занимался в Академии художеств у П.П.Чистякова и И.Е.
Репина. В 1884-1889 годах работал в Киеве над восстановлением Кирилловской
церкви 12 века. Для иконостаса этой церкви в 1885 году сделал четыре иконы.
Эту работу он выполнил в Венеции, где знакомился с мозаикой и живописью
раннего Возрождения. Он много ездил по Европе, писал в Риме, Милане, Венеции,
Париже, на средиземноморском побережье.В 1905 году получил звание
академика.Страдал от головных болей, поэтому принимал увеличенную дозу
болеутоляющих лекарств, а также носил чёрную шёлковую шапку. Его мать была
дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория
Басаргина. После успешного окончания гимназии с золотой медалью решили его
отправить в Петербургский университет на юридический факультет. По настоянию
отца учился на юридическом факультете Петербургского университета, но так его
и не закончил, так как не имел тяги. И поэтому в 1876 году остался на втором
курсе ещё на один год, пояснив отцу, что просто хочет получше усвоить
материалы. В результате, проучившись на год больше положенного срока, Михаил
Врубель так и не защитил заключительную конкурсную работу и окончил
университет в звании действительного студента.
В Академии художеств учился в мастерской Павла Чистякова, учениками которого
были художники И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и Серов.В 1891
году Михаил Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию
сочинений М. Ю. Лермонтова. Помимо графики, рисунка, художник занимался также
церковной живописью, мозаикой, скульптурой, декоративной керамикой.Занимался
росписью Кирилловской церкви XII столетия и Владимирского собора в Киеве
Михали
Врубель запустил учебу ещё в университете, в том числе, из-за любви к
богемной жизни. Кроме того, он завел тесную дружбу с семейством
сахарозаводчиков Папмелей. В студенческие годы Врубель систематически и
глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта.Ещё будучи
студентом делал иллюстрации к литературным произведениям. На протяжении жизни
у художника были признаки невменяемости, он совершал ненормальные поступки,
мог впасть в оцепенение.В юношеские годы заразился сифилисом. Страдал
депрессией и психическими расстройствами. Часто проходил лечение в психиатрической лечебнице.
Живописец резал себе грудь от неразделённой любви к Эмилии Праховой, жене своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, занимавшегося росписью Кирилловской
церкви.Лицо Праховой Жил у них и кутил вместе с ними. Именно у Папмелей
обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, но именно семья Папмелей
стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Михаил Врубель
изобразил на иконе «Богоматерь c младенцем.
Врубель писал картины на темы русских сказок, былин и опер Н.А. Римского-
Корсакова.Картину «Демон» художник написал под впечатлением произведения
Михаила Лермонтова.Врубель считал, что демон – это не чёрт, и не дьявол, демон
– это душа.Занимался театральной живописью и разработкой костюмов.Сын Михаила
Врубеля умер в 3 года от менингита.За четыре года до смерти художник
ослеп.Майоликовое панно «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила
Врубеля, украшает главный фасад московской гостиницы «Метрополь».И в 24 года
Михаил поступает в Академию художеств.
Будучи состоявшимся художником, Врубель не оставлял богемного образа жизни. По
воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для
особняка, он распорядился им следующим образом: «Дал обед в гостинице «Париж»,
где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из
театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа,
среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша
Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское
и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство
богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады». Все пять
тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы
покрыть долг.
Осенью 1883 года профессор Адриан Прахов пригласил Врубеля в Киев для работы
над реставрацией Кирилловской церкви XII века. И уже через полгода Михаил
переживал бурную влюблённость в жену своего покровителя — Эмилию. Вскоре его
привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в
Италию.
Вернувшись из Венеции, весь май и большую часть июня 1885 года Врубель провёл
в Киеве. Ходили слухи, что он немедленно по прибытии сделал предложение Эмилии
Праховой, невзирая на её положение матери семейства, причём, по одной из
версий, он объявил о своём намерении жениться на ней даже не самой Эмилии
Львовне, а ее мужу Адриану Викторовичу. По-видимому, к этому периоду
относится инцидент, описанный год спустя подружившимся с Врубелем Константином
Коровиным:
«Было лето. Жарко. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. <…> «Что это у
вас на груди белые большие полосы, как шрамы?» — «Да, это шрамы. Я резал себя
ножом». <…> «…А всё-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы
себя резали-то ножом — ведь это должно быть больно. Что это — операция, что
ль, как это?» Я посмотрел поближе — да, это были большие белые шрамы, их было
много. «Поймёте ли вы, — сказал Михаил Александрович. — Значит, что я любил
женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня.
Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал
себя, страдания уменьшались». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы
приехал в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки
Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Декорации и костюмы были заказаны
Константину Коровину, но он заболел, и его заказ переходил Врубелю. На
репетиции Михаил впервые увидел Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую роль
сестрички Гретель. Музой художника была его жена, оперная певица Надежда
Забела.Сохранились воспоминания Надежды Забелы об их первой встрече с
Врубелем:«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже
несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою
руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Tатьяна Любатович
поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в
сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный»».
Врубель сделал ей предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день
знакомства. Впоследствии, он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он
бы немедленно покончил с собой. Знакомство с родственниками Забелы прошло не
слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему 40 лет, ей 28), да и самой
Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно
относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно». Венчание
было в Швейцарии. К моменту венчания у него совсем не было денег, и от вокзала
он шёл пешком.Картину «Царевна-Лебедь» Врубель написал после того, как
Надежда Забела исполнила главную партию в одноимённой опере Римского-Корсакова.Очень любил оперу. Когда Врубель находился в лечебнице, его жена приходила каждый день и исполняла для него любимые отрывки из опер.В 1905 года Врубелю было присуждено звание академика живописи. Русскую живопись начала 20
века хорошо знали в Европе. Тринадцать залов было отдано работам наших
соотечественников на Осеннем салоне в Париже (1906 г.). Картины Михаила
Врубеля были представлены в отдельном зале, который, по большей части,
пустовал. Художник в то время уже был неизлечимо болен. По свидетельствам
очевидцев, один посетитель часами простаивал в пустом зале перед творениями
Врубеля. Это был Пабло Пикассо. Позднее живописец признался, что из русских
художников только Врубель оказал на него влияние. Произведения Врубеля не
только изменили сознание Пабло и даже повлияли на его манеру рисования.
1 сентября 1901 года у Надежды Врубель (Забелы) родился сын, названный
Саввой. Ребёнок был крепкий, хорошо сложённый, но с характерным дефектом —
«заячьей губой». Его рождение привело к резкому изменению образа жизни в
семье: Забела-Врубель отказалась от кормилицы и ради сына решила на время
оставить сцену. Содержание жены и ребёнка целиком пало на плечи Михаила
депрессию, одновременно увеличивая число рабочих часов.
- Через полгода его госпитализировали в клинику. После выписки в 1903 году
Врубеля ждёт новый удар – умирает его сын – двухлетний Саввочка. Врубель сразу
вышел из апатии, и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым
и поддерживать жену, которая не произносила ни слова. Савву похоронили на
Байковой горе. К концу жизни художник полностью ослеп. В 1902 году, завершив
работу над «Демоном поверженным» Врубель начинает сходить с ума. Ударился в
загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Жена с
сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он
последовал за ними. В начале апреля с симптомами острого психического
расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в клинику в
маниакальном возбужденном состоянии. Склеивает из бумаги платки, проводит
штрихи карандашами, углем, собирает мусор, возится над ним. Постепенно
наступает улучшение. И при переводе в клинику В. П. Сербского при Московском
университете ему подтверждают диагноз — «прогрессивный паралич вследствие
сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. От сифилиса
которым также заразила Ивана Грозного жена Анастасия он умер. Тогда лечили
это заболевание ртутью.
После смерти сына история продолжается, и Врубель снова поступает в клинику. У
него начинается депрессивное состояние, самообвинение, отрицание. Ему видятся
галлюцинации: его пытают, его казнят, сажают в тюрьму, жена умирает с голода,
он опозорил семью. У него нет ни рук, ни ног.
В 1904 году переводится в лечебницу доктора Федора Усольцева. Усольцев ценил
искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Терапия явно
пошла на пользу — на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева,
художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от
воскресшего Врубеля». В 1906 году художник полностью ослеп. В последние годы
жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о
которых весьма образно рассказывал окружающим.
В 1909 г. в Петрограде Врубель скончался. Им восхищались и его презирали.
Похороны состоялись 3 апреля 1910 года на кладбище Воскресенского
Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Единственную речь произнес
Александр Блок, назвав его «Вестником иных миров». Блок над могилой Врубеля
сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла,
против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству
раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не
видим».
Валерий Брюсов «М.А. Врубелю»:
Твоя мечта тебя влечёт
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.
Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл.
Из теремов страны хрустальной,
Покорны сказочной судьбе,
Глядят лукаво и печально
И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.
Лишь ты постигнул до конца
Простёртых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!
Максим Горький в 1896 году опубликовал серию резко критических статей о
творчестве Врубеля.
«О, новое искусство! Помимо недостатка истинной любви к искусству, ты грешишь
ещё и полным отсутствием вкуса. Ведаешь ли ты то, что творишь? Едва ли. По
концов – что всё это уродство обозначает? Нищету духа и бедность воображения?
Оскудение реализма и упадок вкуса? Или простое оригинальничание человека,
знающего, что для того, чтоб быть известным, у него не хватит таланта.В.
Брюсов скажет:
И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
О становлении мастера можно говорить часами, о его искусстве столько же
времени можно спорить. Но мы решили на этот раз вспомнить обстоятельства его
творчества – саму жизнь.
Свидетельство о публикации №225011800872