И снова-о 53 главе. Ответ на рецензию Сергея Дедал
Спасибо за отзыв, за Ваш глубокий анализ написанного и замечания.
На некоторые моменты хотелось бы ответить, дополнив рассказ о «Рождении новой веры».
1. Вы пишете:
«все это переговорено тысячи раз, написаны целые стеллажи сочинений и я не думаю, что в этот тысячелетний, схоластический спор, можно внести нечто свежее».
Да, за 2 тысячелетия о 53 главе упоминалось множество раз, христ. церковь предпринимала постоянные попытки убедить евреев в том, что христ-во является законным наследником библейского иудаизма и в первую очередь, пророчеств, которые «со всей очевидностью» говорят о Мессии-Иисусе Христе. Среди этих пророчеств — главное, взятое на «вооружение» христианством, — история «Раба» , описанная пророком Исайей в 53 главе. Поскольку евреи отвергали эти претензии, устраивались диспуты, на которых представители иудаизма должны были отвечать на доводы христиан, иногда даже рискуя жизнью( напр., Диспут Нахманида). Поскольку христианские доказательства в этой области и еврейские ответы на них за последнее тысячелетие практически не изменились , думаю, ознакомиться с ними будет интересно,особенно в рамках заданной темы: РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ВЕРЫ". Желающие могут сравнить два толкования Ис 53 : ортодоксальными иудеями ( https://imrey.org/----/
: "В 53 главе из книги пророка Исаии говорится об Иисусе? Давайте проверим! " )и христианами, сотрудниками христианской миссии «Евреи за Иисуса» (https://www.yeshua4u.co.il/ru/blog-articles/-53- ) и, как предлагает автор последней статьи: "О ком говорится в 53 главе книги пророка Исайи?", — РЕШАЙТЕ САМИ!
.
2. Вы утверждаете, что «иудаизм сам и был христианством» .
Я не думаю, что это так. Первохристиане ( иудео-христиане) оставались сектой внутри иудаизма : они отличались от прочих иудеев только верой в Иисуса и Его учение; римляне, не углубляясь, считали их «иудеями». При этом попытки пропаганды иудео-христиан своей точки зрения среди остальных евреев не имели большого успеха. Эта группа просуществовала около ста лет (или немногим более того), и вместе с ее распадом идея «Иисуса как Мессии», скорее всего, умерла бы , если бы не апостол Павел, который фактически и создал христианство как отдельную нееврейскую религию. Но сам иудаизм никак не мог быть христианством, поскольку все догмы этой НОВОЙ, Христианской религии в корне противоречат его основам , в первую очередь, идея «Богочеловека».
3. Вы считаете , что «Иудаизм был агрессивно прозелитирующей , мессианской религией, нечто вроде молодого ислама. Прозелитирующей , в том числе и мечём, а не только словом...»
Из истории известны некоторые факты, из которых можно сделать и такой вывод, хотя, на мой взгляд, не совсем верный. Племянник Йеуды Маккавея, первосвященник Гиркан ( 135–104 годы до н. э.), захватил Самарию и по всей видимости, он надеялся, что самаритяне быстро присоединятся к иудеям, культовым центром которых являлся Иерусалимский Храм. Однако он просчитался: самаритяне не приняли “иудаизм с Сиона”. Тогда Гиркан , захватив южную часть Иудеи, населенной идумеями, предложил им либо принять иудаизм, либо оставить свою землю. Идумеи согласились принять иудейские обычаи, включая обрезание, и, как пишет об этом Иосиф Флавий, “с тех пор стали они иудеями” . Таковыми продолжали они быть и во время Великого восстания против римлян ,когда несколько десятков тысяч из их потомков рвались защищать ставший святым для них Иерусалим. Сын Гиркана, Йеуда Аристобул (105–104 годы до н. э.), завоевал Галилею и обратил в иудаизм часть проживавшего там арабского племени . Брат Аристобула, Александр Яннай (104–76 годы до н. э.), пытался также иудаизировать жителей завоеванных эллинистических городов, предлагая им либо иудейскую веру, либо изгнание . Да, Хасмонеев поэтому можно назвать в какой-то мере «миссионерами,распространявшими свою религию с помощью огня и меча». Можно отнести к «миссионерам» и Филона Александрийского , который неоднократно и с глубокой симпатией писал о прозелитах, утверждая, что если даже в его эпоху, когда евреи находятся под римским гнетом, законы Моисея почитаемы столь многими, то, несомненно, когда положение евреев улучшится, все народы оставят неразумные обычаи своих отцов и начнут соблюдать лишь еврейские традиции. Филон подчеркивал, что язычник обращается от беззакония к нравственности, от идолов – «к Богу живому: “.Для Филона иудаизм – это не национальная религия одного лишь еврейского народа, а единственно правильная, и этим убеждением он "заражал" некоторых язычников. Иосиф Флавий также подтверждают феноменальную популярность иудаизма в среде язычников в I веке н. э.Но сказать, что для ортодоксального иудаизма характерен прозелитизм, по-моему, нельзя, хотя многие иудеи и были готовы погибнуть за свою религию, и может, этим также привлекали в свою веру «прозелитов».
Первым настоящим миссионером стал ап. Павел, который считал себя призванным нести «Божественный свет Новой Веры» в Иисуса «эллинам». Он оставляет еврейскую веру в единого Бога и призывы к милосердию и любви к ближнему, и отсекает все «лишнее» в иудаизме, что затрудняет его принятие народами мира -обрезание, кашрут, Субботу , поставив перед язычниками вопрос понятно для них и определенно:«Принимаешь — спасаешься, не принимаешь — не спасаешься» ( хотя сами иудеи считали, что язычникам, пожелавшим обратиться в иудаизм, не надо исполнять все 613 заповедей Торы, достаточно 7 заповедей Ноя).
Надо сказать, что и до Павла было еще огромное движение «полупрозелитов» (в терминологии того времени — «богобоязненные из язычников»),группировавшихся вокруг еврейских общин («синагог»), имевшихся во всех значительных городах Римской Империи. Эти полупрозелиты принимали на себя монотеизм, отказывались от идолопоклонства и его ритуалов, чтили еврейское Св. Писание. Они в некоторой мере соблюдали заповеди, но не были готовы полностью брать на себя все обязанности иудаизма, т. е. становиться полностью прозелитами — евреями. К этим людям была в первую очередь обращена проповедь Павла. Именно эти люди были его потенциальной аудиториуй - «иудействующие полупрозелиты». В то время как среди иудеев вера в Иисуса получила очень мало сторонников, среди полупрозелитов она распространялась с огромной скоростью, найдя за короткое время широкую поддержку среди самых разных слоев населения Империи.И конечно, это не могло не вызывать ненависти римлян.
Павел возглавил эту армию полупрозелитов, дал ей ясную веру — в Иисуса Христа, установку на конечную победу — «спасение» , объявив, что невозможно спастись вне веры в Иисуса, и поставил ей ясную цель: охватить этой Верой все человечество, чтобы «спасти» его.
Идея прозелитизма в принципе присуща и неотъемлема от учения Христа,но не от иудаизма.
Поэтому Ваш вывод:
«Иудеи второго храма, современники Иисуса это нечто вроде современных ваххабитов, но круче! « звучит по-моему, как.то странно… Миссионеры ап Павел , Варнава, евангелисты и др не были «иудеями», они были представителями НОВОЙ религии — они были Христианами.
С уважением и благодарностью,
И.Л.
Свидетельство о публикации №225011901240