Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет...
(Отрывок из школьного занятия «Строчим вирши», опубликованного в сборнике «Воспитание творчеством»)
Итак, волшебство поэзии… И. С. Тургенев говорил:
"Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас.
Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".
А вот высказывание А.С. Пушкина:
"...не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…"
Плести - т. е. сочинять (плесть - сказано с оттенком недоброжелательности; когда сочиняешь стихи, нужно, прежде всего, думать о смысле)
Игра: «Угадай словечко» (на основе стихотворения "Лавочка-дом"* Б. Антона, бывшего воспитанника нашей специальной школы)
На лавочке просто сидел… ,
О доме подумалось … .
- А что со мной будет … ?
Подумай о планах …!
Надеюсь, получится скоро,
Когда я приеду … .
Приеду –
Тогда уж …
От радости:
Вот он … !
Потом мы с любимою …
Вместе пойдём … .
Подумаем:
- Всё будет …
Не стоит уже… !
Обсуждение выполненной работы:
- Что же у вас получилось? (воспитанники прочитывают)
- А как у школьного поэта Антона Б.? (журнал «Огни Кузбасса»-2008г., №2)
(Это, конечно, ещё не стихи - вирши… Но профессиональные поэты усмотрели в них смысл, напечатали в журнале под рубрикой «Светлица», где печатаются стихи начинающих поэтов).
- Скажите, достаточно ли ритмически организовано данное стихотворение? (чёткой рифмы нет, но ритмически организовано, воспринимается как стихотворение).
Это свободный стих (верлибр) - такое вольное изложение без четких рифм, однако с возможностью определить идейно-тематическое содержание:
- определите тему стихотворения;
- определите идею стихотворения.
Затем состоится встреча с поэтом В. Г. Кротовым, которая пройдёт в формате онлайн-урока. В ходе встречи ребята посмотрят обучающий фильм.
После просмотра фильма, ориентируясь на рекомендации писателя и советы учителя, ученики начнут писать собственные стихи. Они к этому несколько подготовлены и пришли на урок, как говорится, не с пустыми руками. Свои пробные, пусть и не очень удачные, произведения воспримут как первую творческую победу.
В предварительной работе опираюсь:
- на опыт ведения кружка «Литературный поиск»;
- на авторскую программу «Строчим вирши»;
- на сборник стихотворений «Сигнальные звоночки»- наш с детьми коллективный творческий продукт былых лет;
- на образцовые работы воспитанников (ведь были свои поэты, чьи стихи оказались признаны и напечатаны в журнале «Огни Кузбасса»).
Кратко проговорим о двух этапах работы в Мастерской Слова – это социализация и афиширование:
социализация – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем;
афиширование - это выставка «изделий» - работ воспитанников (в данном случае записные книжки с так называемыми виршами, верлибрами).
(Между участниками мастерской происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками).
Всё, что бы ни создавалось в Мастерских Слова, требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, верного соотношения целого и его частей, чувства ритма и соответствующих ему слов, фраз, предложений - всё это грани педагогического и актёрского мастерства. "Учитель и актер (по совету К. С. Станиславского) призваны не произносить слова, а действовать словом, думать через слово, вскрывать и скрывать свои мысли через слово…"
Однако всё это проявление активности педагога. А что же дети?
Дети обязательно поддержат своего наставника: будут искать, находить, «подбрасывать идеи», реализовывать их в совместном творчестве, чаще всего спонтанно, на своей «сцене», за партой (скажем так, без репетиций и кулис…)
А вот результат занятий в Мастерской Слова в предвесенние дни... А ведь и у нас с вами весна не за горами.
***
За высокие горы отступает зима.
Придёт красавица весна!
В чистом небе станет веселей
От радостного крика журавлей.
(Ф. Александр, 7 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"
***
Пришла весенняя пора
И зиму ластиком "стерла".
И вместо снега принесла
Цветы и пенье птиц.
Зарю на небе заняла
И раскидала облака.
И вместо льда ручей -
Слияние весны очей!
(Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"
***
Вот это да!
Весна пришла,
Скворцов с собою привела,
Ручей расколдовала...
Она "сестру" свою зовёт,
Как будто песенки поёт.
(Л. Степан, 6 класс, сборник "Сигнальные звоночки)"
PS:
Таким образом, ребята-кружковцы вступают на сложную тропу поэзии уже с пониманием простоты и гениальности строк:
...не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать...
(А.С. Пушкин, "К другу стихотворцу")
"Пегаса нам не оседлать", однако подросток создаёт пусть скромные, но собственные произведения, отражающие его чувственный мир, привязанности, взгляды.
Цель педагога — возродить в ученике угасший интерес к обучению и вновь наполнить его жизнь радостью и восторгом от окружающего мира. Для этого можно использовать любые средства, даже простые рифмы. Возможно, это вызовет у ребёнка творческий подъём и поможет ему заменить прежние негативные способы выражения эмоций на более социально приемлемые, например, через творческое самовыражение (в публикации речь идёт о подростках, которые имеют проблемы с поведением и учатся в специальной школе).
Сноски:
*Стихотворение Б. Антона, 6 класс «Лавочка-дом» напечатано: «Огни Кузбасса», «Светлица»; 2008г., №2.
Свидетельство о публикации №225012700368