Тень или история одного падения

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ               

                Т Е Н Ь
                ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО ПАДЕНИЯ
                (рассказ)

Леонид сидел у окна и равнодушно наблюдал за погодой.
Дождь монотонно стучал по подоконнику, и он произнес:
- Как-то нехорошо все получается, все как-то не так...
- Ты, о чем, Леха? – Спросил его знакомый голос, где-то рядом.
Леонид не обернулся и продолжил:
- Одиночество, конечно, удел сильных. Только вот, какая штука.
- Что за штука? Разве ты не сильный? – Спросили его за спиной, но Леонид, не обращая внимания на вопрос, закончил свою мысль:
- Сильный-то я сильный, только кому это нужно?
- Тебе и нужно, - возразила его тень и поднялась с пола.
Она приобретала образ Леонида и, присев рядом, продолжила:
- Сколько ты всего натерпелся и пережил?..
- А толку? Выпить и то не с кем, не то, чтобы поговорить.
- Ты, Леха, не приболел? – Спросила тень и предложила, - хочешь я Савельевича позову или Валерку – и выпить можно, и потрепаться.
- В том то и дело, что потрепаться, а выпить я и сам могу.
- Ну, не хочешь с ними, выпей сам – бутылка в холодильнике.
- Не хочу.
- Брось выпендриваться, выпей и темы появятся.
- Не хочу, мне грустно, - заупрямился Леонид, а тень заявила:
- А я хочу.
- Толку от того, что ты хочешь, я сказал, пить не буду.
- А я выпью.
- Так не может быть, когда я не хочу? – Встрепенулся Леонид и, соскочив с места, заорал, – ты кто такой, чтобы мне перечить?
- Я - это ты, - ответила тень. - Ну, ты как хочешь, а я выпью.
- Ты куда пошел? – Крикнул Леонид и последовал на кухню.

Через три минуты Леонид уже занюхивал выпитый алкоголь.
- Ну, это другое дело. А то не хочу, не буду, - похвалила его тень и, как хороший товарищ, поинтересовалась, - водочка хорошо пошла?
- Нормально, а где же обещанные темы?
- Ну, ты, Леха, как ребенок, будто сам не знаешь. Дай водочке освоится, а себе задуматься. Вот ты десять минут назад причитал, что, мол, все у тебя нехорошо получается – невесело. Чем не тема?
- Да, это тема, так тема. Тут сразу не разберешься.
- А ты не спеши, выпей еще, глядишь, мозги и заработают.
- А они у меня есть? – Усомнился Леонид и через минуту печально заключил, - пропил я их давно, от того в голове и бардак…
Здесь тень не согласилась и стала оправдывать собеседника:
- Ну, это ты на себя наговариваешь. Ты, Леха - мужик грамотный, должности большие занимал, все тебя уважали и любили, что забыл?
- Это ты точно подметил. Все было, пока с тобой не связался.
- Ты, Леха, обидные слова говоришь, зачем обижаешь?
- А кто мне говорил, что ищите истину в вине?
- Я говорил искать в вине, а не на дне стакана, - парировала тень.
- А какая разница?
- Разница, Леха, на лицо. Вот ты сейчас сидишь здесь один и пьешь водку, а твой дружок и коллега с семьей на море отдыхает.
- Ну, ты и нашел мне дружка. Он меня на бабки кинул и бизнес мой забрал, а ты говоришь коллега, дружок. Хапуга он - вот кто.
- Ты, Леха, сам виноват, тебе за водкой некогда было, ты все истину искал. Ты же всем надоел со своей пьяной философией. От тебя и жена сбежала от этого. Ты и сейчас, пьешь и видишь дно стакана…
- Что ты понимаешь в философии? – Взорвался Леонид, - кто ты такой меня учить? И вообще, надоел ты мне, оставь меня в покое.
- В философии я мало, что понимаю, - призналась тень, - а вот оставить тебя не могу, так как не по своей воли нахожусь с тобой.
- Пошел вон, а то я сейчас поколочу тебя.
- Ну, это мы уже проходили – не страшно. Давай, начинай ругаться, махать руками и крушить мебель, - провоцировала тень своего собеседника. - Чего ты сидишь-то? Что нет сил? Тогда выпей еще…
- И выпью, чего ее на слезы оставлять?
- Вот так у тебя всегда, Леха. А утром твоя философия заканчивается и начинаются проблемы - где взять деньги, чтобы похмелиться.
- Чего ты каркаешь под руку, мне Савельевич бутылку должен.
- Извиняюсь, тогда посылай всех к черту и ложись спать.
Леонид так и сделал; улегся на кровать и стал поносить всех подряд. Вскоре речь его стала неразборчивой и он, отвернувшись к стене, захрапел. Тень легла рядом и растворилась в ночном полумраке.
А я, пока Леонид спит, расскажу вам предысторию этих двух собеседников, один их которых является плодом воображения другого.

                *       *       *

Не так давно, тогда еще Леонид Петрович, был вполне успешным предпринимателем. Его строительная фирма приносила ему приличный доход, и он мог позволить себе большую квартиру, хороший автомобиль и съездить с семьей отдохнуть заграницу. В его положении можно было жить беззаботно, но была у него нездоровая мания – мания величия. И не оттого, что он был состоятельным человеком, а от того, что считал себя умнее всех. Как такое взбрело ему в голову неизвестно, только он решил, что может поучать других и навязывать всем свое мнение. Был у него и еще один изъян, любил Леонид Петрович выпить. Конечно, многие из нас употребляют алкоголь, но у него после приема спиртного вдруг просыпалась философия и его мания величия не давала никому покоя. Мало того, что он искажал мысли великих людей, он еще использовал их не по назначению. Как правило, такие разговоры заканчивались, если не конфликтом, то испорченным настроением. Коллеги расходились по рабочим местам, а Леонид Петрович выпивал порцию спиртного и совсем уходил с работы.

Так продолжалось довольно часто, и помощники по бизнесу этим воспользовались. Зная его слабость к алкоголю, они преподносили ему презенты, чтобы он меньше вникал в дела фирмы. А поскольку запои у него длились неделями, его просто подставили, и он потерял бизнес. Но даже это не заставило задуматься Леонида Петровича.
Он рассудил философски и своей жене заявил:
- Конце - концов, все что не делается – делается к лучшему…
- Они без меня пропадут, - продолжал он, - кто я, и кто они?
Леонид Петрович, пропустив порцию алкоголя, цитировал знаменитостей, а супруга только молчала и ухмылялась его пьяной философии. Молчание жены выводило его из себя, и он переходил к оскорблениям. Он называл ее глупой деревенской бабой и даже дурой. Его супруга была терпеливой женщиной, но как известно, всему в этой жизни приходит конец и, теперь, уже просто Леонид, остался один.

В небольшой квартире, что досталась ему после развода, он философствовал у телевизора или на кухне за бутылкой водки. Нет, бывали у него гости, да и сам он изредка выходил во двор, но достойных собеседников, как он считал, он не находил. Одни просто не хотели его слушать, а другие ничего не понимали в философии. Это злило Леонида Петровича и он, обиженный, возвращался к себе в квартиру.
- Вот темнота, примитив, - ругался он, - живут, как трава…
Чувствуя свое большое превосходство перед доминошниками, Леонид Петрович разгуливал по комнате и разговаривал сам с собой.
- Говорить с самим собой – это признак гениальности, - процитировал он кого-то из великих, и вслух продолжил свои рассуждения.   
За ним, не отставая ни на шаг, следовала тень. Леонид не придавал этому значения, но все же поглядывал на своего молчаливого собеседника. За столом, заметив, как тень подняла стакан, он заговорил.
- Ну, что, вздрогнем, - произнес он, и она его поддержала.
Тень так же, как и Леонид, опрокинула стакан и, занюхав спиртное куском хлеба, приготовилась слушать рассуждения собеседника. Это понравилось рассказчику и его красноречию не было конца.

Так Леонид подружился с тенью, и она стала ему другом. Теперь он был не один, но не хватало общения, и он вызывал ее на разговор.
Пропустив дозу алкоголя, он начинал философствовать:
- Молчание, конечно, золото, но как-то нехорошо у нас с тобой получается. Мы же с тобой друзья, а ты молчишь. Ни да тебе, ни нет.
Тень упорно не отвечала, а Леонид, разбавляя желания водкой, входил в раж. Он громко ругался и показывал ей неприличные жесты. Та молча отвечала ему тем же и это заводило его больше. Леонид бил кулаком по стене, переворачивал стулья, но обессилив уходил спать.

Но так продолжалось недолго, вскоре, то ли по просьбе Леонида, то ли по причине длительного запоя, тень заговорила. Скажу больше, она те только стала говорить, она приобрела образ своего создателя. Леонид не удивился такому перевоплощению и предложил выпить.
- А может хватит? – Вдруг возразила тень.
Леонид с минуту сидел в недоумении, а потом выпалил:
- Ты кто такой, чтобы мне указывать? Давай выпьем!
- Ну, давай, только завтра тебе будет плохо.
- У меня все будет хорошо, все нормально!
- Все нормально, идем ко дну, - хихикнула тень и посоветовала, - тебе, Леха, пора заканчивать с алкоголем, иначе это плохо кончится.
Леонид соскочил со стула и заходил по кухне.
Он злился на советы собеседника, а тот продолжал:
- Ты посмотри на кого ты похож - настоящий опойка…
Здесь Леонид взбесился и кинул бутылку в своего собеседника. Тот по-боксерски уклонился, а остатки водки побежали по стене.
Оценив результат броска, тень заключила:
- Теперь можно идти спать, пить больше нечего.
- Вот нажил себе друга, - прошипел Леонид и вышел из кухни.
Так эти двое приобрели друг друга. Они всегда были вместе и очень часто можно было заметить, как Леонид, проходя по двору, разговаривал сам с собой. Дома беседы, как правило, заканчивались скандалом, а пьяная философия приобретала агрессивный характер. Здесь я заканчиваю предысторию этого рассказа, так как Леонид проснулся.

                *       *       *

В комнате было еще темно, когда Леонид открыл глаза. В висках неприятно барабанил пульс, и он воспаленными глазами взглянул на красного зайчика на стене. Это был блик рекламы, которая частью своего света попадала в комнату. Лучик гулял по беленной стене, а рядом, на овальном циферблате часов, стрелки отсчитывали минуты.
- Двадцать пять минут восьмого, - произнес Леонид и удивился. - Что это за время такое? На вечер не похоже, а для утра темновато.
- Не ломай себе голову, они стоят, - отозвалась тень.
- Как стоят, когда они тикают…
- Это у тебя в голове тикает.
- Ты прав, голова болит, - согласился Леонид и взглянул на часы.
Они подмигнули ему бликом лучика, а на циферблате заблестел красный глаз циклопа. Леонид потер свои воспаленные глаза, а ажурная оправа хронометра превратилась в чью-то нечесаную шевелюру. Теперь часы напоминали морду чудища, которая улыбалась ему беззубым ртом. Леонид напрягал зрение и замечал усмешку остановившегося времени. Это его напугало, и он метнул в них граненый стакан.
Часы упали на пол, а тень поинтересовалась:
- И, что это значит?
- А чего он мне рожи строит? – Оправдывался Леонид.
- Кто он, Леха?
- Они, - поправился Леонид и указал на часы, лежащие на полу.
Он встал с кровати и схватился за голову.
- Бошка раскалывается, - пожаловался он и спросил:
- Ты не знаешь сколько времени?
- Время твое ушло, Леха, а который час я не знаю.
Леонид не понял намека и продолжил о своем:
- Пойду до Савельевича, он мне бутылку должен.
- Рано еще, спит он, - возразила тень, а Леонид засобирался.
- А мне что, помирать, - продолжал он, натягивая штаны.
Тень ухмыльнулась его поспешности и потянулась на кровати.
- Ты чего разлегся? – Возмутился Леонид, - поднимайся, пошли.
- Никуда я не пойду, - ответила тень и сладко зевнула.
- Как не пойдешь?
- Так. Не хочу и все.
- Значит бросаешь меня? А еще друг называется…
- У тебя, Леха, теперь друзей много; в прихожей один, на кухне другой, а на улице и того больше. Так что провожатых у тебя хватает.
Леонид с опаской посмотрел на темную прихожую и подумал:
- Что-то мне это не нравится.
- Что, испугался или голова перестала болеть, - спросила тень.
- Да, пошел ты, - ответил Леонид и направился к выходу.
У двери он осмотрелся, а чья-то тень вытолкала его за порог.

Не помня себя Леонид поднялся на пятый этаж, а у двери соседа его встретила лохматая тень. Она услужливо нажала на кнопку звонка и тот разразился ужасным хохотом. Со страшным скрипом двери раскрылись и его встретила шумная компания. Одни предлагал Леониду выпить, другие закусить, а кто-то тянул его на кухню для беседы. 
Проглотив две стопки алкоголя, он закусил ветчиной и направился на кухню для беседы. По пути следования Леонид заметил, что квартира оказалась большой, а коридор, что вел к пищеблоку, никак не заканчивался. Это не напрягало Леонида, ему было приятно общество таинственных субстанций, которые старались ему угодить.
Но все когда-нибудь кончается, и Леонид подошел к двери.
Шумная компания вдруг испарилась, и он переступил порог.

В просторном кабинете, за столом сидел мужчина в белом халате.
Он предложил Леониду место за столом и спросил:
- Как ваше самочувствие, Леонид Петрович?
- Все нормально, иду ко дну, - пошутил Леонид и улыбнулся.
- Это хорошо, что вы не потеряли чувства юмора.
- У нас в палате компания подобралась - обхохочешься, - рассказывал Леонид Петрович, - одни философы и ученые. Есть академик Павлов, физик Эйнштейн, мудрец Авиценна и даже Иммануил Кант.
- Солидное общество, - согласился доктор, - а домой не хотите?
- Я бы полежал еще недельку другую, - отвечал Леонид Петрович, - а то, сами посудите, когда я еще пообщаюсь с самим Кантом?
Доктор внимательно посмотрел на больного и заключил:
- Пожалуй вы правы. Рановато вам выписываться.


                *       *       *

Домой Леонид Петрович возвращался через городской сквер. Холодный дождь торопил редких прохожих, а резкий осенний ветер срывал с деревьев последнюю листву. Было прохладно, но Леонид, хотя и продрог до костей, не спешил. Потому что спешить ему было некуда.
- Кто меня ждет, - подумал он, обходя большую лужу.
В центре осеннего водоема он заметил желтый лист клена. Тот застрял в коряге и не мог выбраться. Рядом, подгоняемые ветром, проплывали его собратья, а он бесполезно махал своими крылышками.
- Как он так попал? – Подумал Леонид и философски рассудил:
- Попасть нетрудно, а вот выбраться сложно.
Леонид вздохнул и пошел по луже. Добравшись до ее середины, он отпустил лист, а тот, подхваченный ветром, быстро улетел в кусты.
Это развеселило Леонида и он, уже не обходя лужи, поспешил домой.

Вечером, когда Леонид убрался в квартире, он присел у окна.
Дождь монотонно стучал по подоконнику, и он произнес:
- Как-то все нехорошо получается, как-то не так…
Никто не поддержал его разговор, и он задался вопросом:
- И как теперь быть, что делать?
- А давай выпьем, - предложил голос за его спиной.


Рецензии
Уважаемый Александр!
Наслаждалась прямой речью!
Обожаю её. Без этого текст мёртвый,
тяжело читается и воспринимается.

С праздником! Счастлива пожелать Вам
процветания в делах и творчестве,

Дарья Михаиловна Майская   23.02.2025 12:20     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Дарья! Счастья Вам и здоровья!

Александр Катеров   23.02.2025 12:53   Заявить о нарушении