Радость жизни запечатленная. Художник Юрий Пименов

               
              Так бывает… вдруг, в какой-то миг, весной, небо вознесется огромным голубым куполом, распахнутся дали и нестерпимо яркими, праздничными красками поразит открывшийся пейзаж.
  Восторг и воздух, сияние солнца в стеклах окон, блеск мокрого асфальта после дождя и таинственная дымка улиц,  молодые лица…Радость жизни запечатленная на картинах художника Юрия Пименова.   Его называли импрессионистом эпохи социализма. А ценители и знатоки  живописи отмечали  особую пименовскую гамму красок.
   «Импрессионисты как бы усиливали солнечный свет. Они писали под открытым небом и иногда, может быть нарочно, усиливали краски. Это привело к тому, что земля на их картинах представала в ликующем освещении», -так писал  об этом виде живописи замечательный писатель Константин Паустовский.
          Картины Юрия Пименова  как будто излучают скрытый свет. Они прибавляют человеку хотя бы немного радости. Часто художник писал городские пейзажи. Их можно охарактеризовать как  виды  прекрасных городов – городов  полных  солнечного света. И вот  о чем я подумала:  идея поселить человека в  некоем прекрасном городе- солнце  осеняла мыслителей и философов еще во времена столь дальние. Например, Аристотеля, жившего в 300-х  годах  до нашей эры, Томазо Кампанеллу, написавшего трактат  «Концепция идеального города» в шестнадцатом веке, Эбенезера Говарда, видевшего  будущие города, как города-сады  на рубеже 19-20- века. И  Юрий Пименов, художник нашего времени, подхватил эту эстафету.
       В 1930- годы главной темой художника, коренного москвича Юрия  Пименова, стал город. У кого не вызывала восхищения известная  картина «Новая Москва». Импрессионизм Пименова- творческий принцип прекрасного мгновения, легкого и артистичного образа – впечатления!    Прекрасный, красочный дар, радостный талант. Картины его поют и веселят душу.

           Хочу с Вами поделиться кое-какими  фактами  из истории семьи Пименовых. Отец будущего художника был Присяжный поверенный, а мать из купеческого рода Бабаниных. Вот тут и начинается самое интересное.
     Михаил Иванович Бабанин, купец первой гильдии, выборный купеческого сословия Москвы, отец актера МХАТа К.М. Бабанина и дедушка  Юрия Пименова.
   Но это еще не все!
      В Климентовском переулке Москвы, в Замоскворечье,  стоит  доходный дом-«тучерез», архитектора Э.-Р. Нирензее. Дом этот принадлежал  купцу  первой гильдии Михаилу Бабанину. Эрнст-Рихард Нирензее, автор сорока девяти  домов  в Москве, и среди них  нескольких первых московских, так называемых высоток-«тучерезов», появившихся в Москве в 1912-1913 годах. Дома  эти были оснащены по высшей категории того времени, лифтами, горячей водой и многим другим. Укаждого дома  архитектора Нирензее была своя история. Например, дом на Тверской интересен еще тем, что в нем Михаил Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей прообразом Маргариты в его волшебном фантазийном романе «Мастер и Маргарита».
     Города, как известно,  состоят из  домов. Дома эти являются отражением  определенного времени и эпохи. Художник истолкователь того, что существует, а иногда и того, что представляется возможным в его фантазии. Мы уже упоминали о «доме-тучерезе» архитектора  начала 20 века, Нирензее, но время не стоит на месте и в первой трети  века появляются новые идеи и у архитекторов и художников. 
      Художник как- то заметил, что  можно делать только то , что хорошо знаешь. Примерно в 1935-1936 г.г. для  Пименова определились темы, ставшие любимыми на все последующие годы работы. Эти темы- городская жизнь, Москва, которую он очень любил и  знал, и театр.
      К этому времени понятие «новая Москва» оставалось в известной степени умозрительным И, когда в городе ампирных особняков, деревянных окраин, доходных домов, фотографы и художники пытались разглядеть  черты той столицы, которая обещана была Генеральным планом, реконструкции 1935года, они выбирали один и тот же участок: Охотный ряд, Манежную и Театральную площади. Отсюда открывался совершенно иной город. Он имел новый масштаб, обусловленный архитектурным абрисом Дома СТО( Совета Труда и Обороны) и первой очередью гостиницы Москва(Моссовета). Дома эти мы можем видеть на известной, замечательной картине Юрия Пименова «Новая Москва».  Дом теперешней  Государственной  Думы и гостиницы «Москва». Первый вариант картины художник написал в 1937 году, представив на фоне  большого террора тех лет светлый образ Москвы, новый уклад социалистической жизни в СССР.  Полотно это участвовало в выставке «Индустриального социализма». Впоследствии  художник  сделал еще несколько вариантов картины, последний в 1960 году. Интересно, что девушка управляет предположительно первым советским  легковым автомобилем ГАЗ-А.   В картинах «Московское кафе»,  «Магазин» и других отображена довоенная нарядная, веселая Москва.
   Военная тема также была отображена в творчестве художника.
    Живопись  дана нам для того, чтобы показывать мир, а не для того чтобы показывать живопись. Художник не должен спешить. Он должен останавливаться, слушать и слышать, видеть, чувствовать и думать.
      «Простые сюжеты – самые вечные»,- такую мысль  высказал однажды французский художник- импрессионист Ренуар. И она как нельзя лучше истолковывает суть живописи Юрия Пименова. Любимые городские пейзажи, сюжеты  простые и понятные каждому человеку, свой  город «свой угол». Это утверждал когда-то и   писатель Юрий Нагибин, у  которого взгляд на город – взгляд романтика:  «Сколько раз в трудные минуты жизни являлся мне светлый угол дома на ярко блистающей синеве и делал меня счастливым. Ничего не кончилось  и так много  еще впереди всего!- вот что обещал мне угол дома посреди неба. Наверное, у каждого человека должен быть свой угол!»
    Ярко блистающая синева- импрессион романтика Пименова… Картины «Свадьба на завтрашней улице» «Лирическое новоселье», «Бумажные цветы и снег»… Яркий миг первого взгляда, впечатление-импрессион…
   Как складывается наша жизнь? От  неприятностей к передышке, от радости к огорчению, от дождя к солнцу. Тема дождя привлекала художника многими нюансами восприятия. В своей книге «Необыкновенность обыкновенного» Юрий Иванович отмечал: «Еще я очень люблю писать дождь,- хорошо написанные в литературе слова о дожде вызывают у меня  прямо физическое удовольствие и восхищение. Мне кажется, техники живописи, и акварельной и масляной, рождены для изображения дождя. Бумага акварели отлично принимает потоки мокрой краски, которую художник должен создать, как потоки  дождя. Дожди сами по себе очень живописны, они соединяют все окружающее в один общий тон, создают многообразие тона».
      Писатель Константин Паустовский, трепетное отношение к творчеству которого  видно в очерке Пименова о нем  в его книге, созвучно мыслям художника писал: «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую  речонку Таруску . С этим кустом, с пасмурным небом, помаргивающим дождями, с дымком деревень и сырым луговым ветром отныне накрепко связана моя жизнь».
    Художник, будь он живописец  или писатель,  ощущает богатство  впечатлений и от  городских, размытых дождем  уличных пейзажей, и от  полей, затянутых серой осенней пеленой, от сверкающих капель на сосновых ветках и солнца сквозь парной воздух мокрого леса после дождя. 
    Что же касается театра, то  о нем  Юрий Иванович  с большим чувством писал в своих заметках « Необыкновенность обыкновенного».
        Театр –реальный мир с оттенком таинственности, изображать он начал давно, любил рисовать афиши. Афиши- начало спектакля. Приглашение в театр, а так как театр- это праздник, афиша –приглашение на праздник. Вспомним  строки Мандельштама: « Вновь шелест истлевших афиш, и слабо пахнет апельсинной коркой».
  В разное  время художник много  работал в театре . Оформлял спектакли и познал этот таинственный, волшебный мир так сказать изнутри. Тайны  открывались, но оставалось очарование, и в этом  тоже была своя прелесть. «Эта атмосфера была  для меня  интересна и дорога необыкновенно»,- писал  Юрий Иванович в своих заметках.
    Как жаль, что здесь нельзя показать все работы, которые полны пименовской взволнованности и его  особого отношения к этому виду искусства.  Картина «Актриса» 1935 г. Антураж  актерской гримерной и абрис  актрисы перед зеркалом, небрежно брошенные шелковые одежды и  деталь костюма- длинные белые перчатки. Они облачат руки , может быть, «Дамы с камелиями»?...  Трепетно и с большой ответственностью художник относился к  театральному занавесу. Занавес- это завеса в призрачный мир, который  материализуется на наших глазах. Таков эскиз занавеса к  спектаклю «Дама с камелиями» 1946 года. А нежный силуэт Галины Улановой в роли Жизели- простая программка  к балету- драгоценность. Тот, кто видел, тот  знает… спектакль 1960 года.
     И многие другие спектакли, оформленные Юрием Ивановичем, по достоинству оцененные  зрителем,  и оставшиеся для нас в картинах и эскизах.
   Солнце, преломляющееся на полотнах художника, уводит зрителя в таинственный мир зрелищ, в перспективу улиц, туманных от только что кончившегося дождя, в волшебное  чистое впечатление,  которое дарит нам Юрий Иванович Пименов.
  В одном  романе Ремарка сказано, что «волшебство сохраняется до тех пор, пока тебе от него ничего не надо».Так войдите в этот мир бескорыстно , неравнодушно,- и мир этот охватит вас надолго, быть может, навсегда.


Рецензии