Хърс из пантеона 6 ратников
Он умер, подымая бивни,
Опять на небе виден Хорс.
Его живого знали ливни —
Теперь он глыба, он замёрз.
Хорс - божество несомненно солнечное, то он разбит в осколки, то замёрз как мамонт? Поэт увидел бивни явно не в солнечную погоду, возможно была даже гроза, а ледниковый период сохранил нам образ. Писатель представил Хорса с мечом. Объединяя образы, можно отнести явление к эпохе сфинкса, когда меч падал с неба ещё целым на пути эволюции человечества, но непогода на дворе подвела жителей деревни Артания к той самой реке, вдоль которой они жили. Когда началось крещение меч раскололся. Напомню, что до христианства славяне жили-были в составе трёх земель Славия, Куявия и Артания (царь в Арте) вдоль одной реки и упоминалась ещё зачем-то Булгария. Наверное, затем, чтобы показать имя ближайшего соседа: Булгары - от слова бык и гора света. Прошло время, опубликовали «Слово о полку» (уже в Париже, 1800) и Гаврила Державин пишет: Руина чти! Сочинил на память потомкам 6 июля 1816 года и тем часом умер.
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
Почему мамонтов я вспоминаю в начале статьи, так просто тема знакомая, видел останки в музее палеолита на Брянщине у города Погар, есть село Юдиново, а в селе совершенно случайно их и обнаружили. Мужик копал подвал под домом и на глубине 3 метров нашёл кости. Оказалось, что это целая улица из шалашей, выстроенных из костей мамонтов и шкурами укрытых. Одно окно - на восток. Такой музей - один на белом свете, потому он никому не нужен, кроме односельчан. А ещё по легенде из этих мест, когда старик рассказал внуку, отчего кости появляются на берегах реки. Мамонты живут под землёй, а умирать выходят на свет (книга «Русь и Орда», написал Михаил Каратеев потомок Карачевского князя). Кстати, изумительный роман по содержанию, охватывает период жизни Левобережных земель до Куликовского сражения, с переводами древних русских слов. Ещё по курганам-могильникам Брянщины, пытаясь определить место захоронения Хорса, изучал село Лыщичи. Статья ниже по ссылке в приложении, а всё ради чего, вот и настал тот момент истины, когда могу поделиться соображениями. Для этого пришлось изучить судьбу все богов в пантеоне Крестителя. К тому же, попутно ухлопал много времени на поиски причины отсутствия Ивана Грозного на памятнике Тысячелетия России, и это вылилось в три статьи размером, с изучением там идолов в горельефах из металла. И всё же продолжаю это делать, хоть ответ и нашёл. Сомнения в принципе исчерпаны (благодаря тому), но один вопросик есть, о котором в конце не забыть бы написать. Изучение пантеона языческих богов можно продолжить с версией, что Велес - "волосатик" и скотий бог, затмил всё же Хърса на этапе эволюции. Но это будет не менее увлекательное путешествие. Перед завершением написания этой статьи пришлось вернуться к этимологии даже национальных валют - гривна и рубль. Казалось бы, было бы ради чего... Так мне казалось, ведь ответ о мире мирном во всём мире света - нашёл для себя однозначный и неутешительный,
Для той России, с идеологией Великого колонизатора, для жителей колониальной земли - языческая история была крайне вредна, но и без неё никак. Невозможно обогнать время. Россияне до сих пор стучат по дереву и не идут в церковь, если дорогу перебежала кошка. Но можно пятиться задом наперёд. А как справляют Масленицу! Для прозападной католической колонии - история Москвы, что пятое колесо в телеге. Ехать на машине и смотреть в зеркало заднего вида - как на Маше скакать (перевожу на русский). Столица мира переехала в Петербург стараниями протестантов и делами Петра Первого. Однако этот факт был мне известен и без обследования памятника в Новгороде Великом и без знания языческих богов, а сугубо по историческим фактам, берёзовым грамотам и местным приметам в градостроительстве. Пушкин лишь подтвердил в «Медном всаднике» обстоятельно и безапелляционно - сравнением с «Порфироносной вдовой», назвав Москву, поникшей перед новой столицей на Неве. Царь вычеркнул этот куплет. Произведение так и изучают в школе, урезанное цензурой.
Статью пишу исключительно ради одного языческого бога Хорса, который упоминается в повести, повторюсь, и, которого я искал на памятнике среди других идолов, но не нашёл. Но сомнения закрались. Объясню почему. Чудеса и только. Других документальных подтверждений, особенно на фоне портретов исторических фигур с тысячелетней историей земли, попросту нет. Только там можно увидеть Перуна, каков он есть (под каблуком Крестителя), Велеса с кулаком (за спиной Рюрика), ещё Утку рядом с солнечным божеством (за группой князей Белой Руси). Утка - женский род, богиня Макош или Мокошь, она одна такая, её не спутать с другими. Солнечный лик рядом, возможно, Даждьбог...? И знак вопроса, который ранее передо мной не стоял. Солнечных богов было много, не один такой в образе с лучами, разница лишь в принадлежности - какой ветви славян. Вот Стрибог, к примеру, он «рыбак» в значении термина и половец этого значения в переводе - «рыбак», тоже - «старого бога» (пожилого человека - дословно). Таким образом, понятия соединяются, становится безупречным ответ, почему стрелы Стрибожии сыпались на полки Игоревы? Потому что он воевал с целью нечто «омолодить» (проходили эту тему), интересное понятие, утраченное на сегодня, оно осталось только в картах. Воевал он с половцами, а себя называл - внуком Даждьбожьим, то есть солнечным. Прямой перевод: Даждьбожий = «дай бог», что часто повторяем мы. А сказитель и певец - Боян, который замышлял по древу себя главным, старшим на земле, был внуком Велеса. Вот такие «родственные связи» между внуками языческих богов определены в повести на заре христианизации. Как подтверждение тому - финал с Богородицей и вступление в «старый» Киев. Власть поменялась, веру «омолодили», об чём и речь. Так вот. Это всё понятно. И даже то, почему немцы-католики сейчас на родине Игоря и город Рыльск с Курском и Суджей пытаются захватить. Непонятно было другое.
ПАНТЕОН ШЕСТИ РАТНИКОВ
980: И постави (Владимир) кумиры на холму вн; двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. Пов. врем. лет, 56 (1377 г. ~ нач. XII в.).
Когда Владимир их ставил, обращаю внимание за 200 лет до похода Игоря, тогда времена были совершенно другие и, можно предположить, что они стоят по росту. Понятно по какому, не как на физкультуре, а по важности. И второе. Идолов шесть, а на памятнике я нашёл четверых. Бог Херс указан летописцем после Перуна вторым (по значимости) богом в пантеоне, но где тут Велес? Вот вопрос. Среди кумиров его нет. Забыть, как царя Грозного те ваятели, монах не мог. Что-то не сходится, либо Велес и есть тот - Хърс с лучами от головы и кулаком зрителю. Поэтому он здравствует за спиной Рюрика, а Перуна древяна - под сапог Владимиру («а главу его сребрену, а усъ златъ» - поднимает мужчина с недовольным видом). Херс - подходит на роль бога-близнеца в названии, сравните: Херодот, Хермания, Хермес и обращение хер к мужчине как господину. Аналогично - дон/донья и уважительно, и подчёркивая статус - не рабы - господа в Испании. В нашем же понятии, между словами дон-дно и гора-высь возникает путаница, мы привыкли, если большой, то - великий. Ваша светлость, можно я буду называть Вас, ваша низменность? Или ваша тьма? А подолье или донность? Тоже нет...
Стрибога могли не изобразить из вредности (как бога половца-рыбака), ибо Пётр - лютеран поселил в Скандинавии, разгромив шведа под Полтавой в 1709 году. На стороне шведа, кстати, был Мазепа. До сих пор флаги Украины и Швеции одинаковые по цвету. Но Мазепа не только Петра с объединением земель кинул (30 лет дани не платил России), но и Карла кинул, не поставил обозы с продовольствием. Вместе сбежали в Крым под защиту султана турецкого. До сих пор люди спрашивают, что шведы делали под Полтавой? И действительно. А что такое Ингерманландец? От слова хер с аббревиатурой Христа + человек+земля. Шведы использовали запорожцев для охраны пленных и на землекопных работах, выдавая каждому за день работы «по полкаролина» (по 10 копеек). Примерно как сегодня англосаксы наёмникам из местных людей платят долларами, отправляя на войну с россиянами. Надо понимать, что деньги эти - не украинские, хоть и гривны, и всё на этом - рассуждения закончены. Если кто-то считает, что те были гуманнее, чем эти пришлые, или которые правили империей два века назад, обратите внимание на памятник Тысячелетия. Тогда не было Путина, Сталина и Ленина, страна готовилась к отмене крепостного права, приближался юбилей - 1000 лет России - надо было как-то отметить это дело. И что, есть там хоть один Игорь? Игорь - кумир в неоязычестве, как и Святослав. Сегодня их пронумеровали в Украине на один-два-три, но на памятнике нет никакого. А немцы есть, они и тогда, и сегодня - те же. Рим использует их как таран - Троянский конь у сочинителей, а Трою замаскировали под Троки (устье Двины), бывшее русское княжество. В повести - Тмутаракань - Прибалтика от Выборга до Калининграда (на реке Преголь) и западнее, см. историю Пруссии. Когда Владимир расставлял богов (980), потом сплавлял по Днепру, он не знал, насколько я могу предположить, какая сеча развернётся, и что его 11 сыновей из 12-и погибнут первыми. Боги объявили войну христианизации на столетия. Некоторых идолов сегодня учёные не могут распознать вслед за утраченными племенами, по факту государствами-княжествами (Туровское, Беларусь), настоящими империями, как Рогволода. Поэтому, что за бог Симаргл - неизвестно. Современная лингвистика не может корректно возвести теоним Симаргл к иранским формам "мифонима Симург", а к русским - не позволяет наука. В 1965 году филологи Иванов и Топоров предприняли попытку объяснить происхождение древнерусского Симаргла, оставаясь на славянской языковой почве. Учёные этимологизировали теоним Симаргл как «семиглав», др.-рус. *Sedmor(o)-golvъ ; *Semorgol(v)ъ ; *Семаръглъ. Опираясь на сравнение с Триглавом и Ругевитом, Симаргла они объявили богом, объединяющим семь высших восточнославянских божеств: пять богов киевского пантеона, Волоса и Сварога. Или седьмым богом, если Сварог не входил в их число. Против такой интерпретации выступил киевский археолог Б. А. Рыбаков и историк М. А. Васильев: «Повесть говорит о шестичленном, а не семичленном пантеоне». Пожалуй, да, переборщили. Надо бы остановиться на главном звуке «гл» - в форме слова: Semorgolъ ; Семаръглъ, ведь и река так называется «пре-голь». А голядь - главный бог дословно. Только не семь, а семя. Сеять умное и светлое, доброе и так далее. Преголь переводится: «Он проповедовал». Сом как памятник золотой рыбе, хвостом обнимающий замок, установлен на берегу Преголя очень символично, переводится сом - «страна зерна» - дословно с латыни. Сварога от Рогволода практически не отличить, как сварщика от свары - картёжный термин равенства очков и деньги остаются на кону. Термин «Се маръ глъ» (белор.) - Это большое дело, Ова е голема работа (макед.), Ово је велика ствар (серб., слов.), Das ist eine gro;e Sache. Если раскрыть звуки так: Се ма ръ глъ = Это сон. Но для этого надо довериться русскому языку. Покажите мне пальцем, кто из филологов его знает? И, каким образом, им соединить фило/filo и сын/сон в борьбе против лингвистов, не мене затупленных, чем топоры историков, специализирующихся на красочном описании природы. Для того чтобы так ласково написать, я прочёл версии не менее 30 учёных разных стран. Этот бог волновал многих. Его имя раскладывали на составляющие, добавляли и отнимали звуки, не хочу даже вспоминать.
СТОИТ ЛИ ЗНАТЬ СВОЁ ПРОШЛОЕ ?
Как тот ванёк, не знавший родства, думаю, что стоит. Можно забыть ВОВ, можно не видеть перспектив развития. По сути, люди, призывающие жить одним днём, днём сегодняшним - враги. Если коротко. Можно на исторических примерах убедиться, что произошло с печенегами или половцами, которых до сих пор не могут откопать как тех мамонтов. Историк Л. С. Клейн отрицает существование языческой реформы, считая данное событие лишь восстановлением язычества: водружение кумиров состоялось сразу после убийства Ярополка, проявлявшего симпатии к христианству и проводившего прохристианскую политику, и вокняжения Владимира. Идол самого Перуна стоял на холме в Киеве и при князе Игоре. С этим козырем трудно не согласиться, расклад карт явно не в пользу "язычников" - на памятнике Тысячелетия нет ни одного князя Игоря, известного историкам. Это отработанный материал для немцев и венедцев повести, и их потомков. И время летописное (980), это начало наступления Владимира, когда он вернулся с варягами, бежав из Новгорода в опасении за жизнь. Не так давно умерли мама и папа (972), расписав землю сыновьям, сам бог велел ему покончить с братьями, чтобы приватизацию провести по справедливости. Владимир оказался настоящим мужчиной, распустил свой гарем в 800 наложниц и просил руки заморской Анны. Перед этим, правда, изнасиловал Рогнеду на глазах родителей, убил их, покончил с братом обманом, но. Но тогда он был язычником, и совсем другое дело, когда стал христианином. Пытаются образ его звериного поведения скрасить "крещением Новгорода огнём и мечом" (дядя Добрыня с Путятой воеводой), ну и дальше в лес - больше дров, когда уже потомки принялись за дело, так сказать, точить балясы.
Симаргл упоминается в известии 980 года «Повести временных лет» начала XII века, а это самый ранний список, которой читается в составе Лаврентьевской летописи 1377 года. Фрагмент с сокращениями: «И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. <…> В год 6491 (983). Пошёл Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и взял их землю. И пошёл к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими.». На что обратить внимание, так на год списка - 1377, то есть через 4 века после того как. Поэтому насчёт жертв воздержусь, неизвестно что ещё про нас напишут завтра - на алтарь уже миллионы положены сыновей и дочерей. Владимир шёл по Варяжскому берегу, разорил Полоцк, победил ятвягов, и взял их землю. За ятвягов есть упоминание стран хинови в повести. Бога Симарьгла можно анализировать и сближать с другими богами огня, Тором и Сварогом. Сварог - возможно, бог-кузнец, вероятнее - дух огня, как некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем. Семаргл - славянский Бог Огня, один из стихийных Богов, но был не только Богом огненной стихии. Славяне считают Семаргла - Богом, оберегающим посевы. По поверьям, именно Бог Огня сжигает последний снег на полях, после чего славяне начинают обрабатывать землю.
«Они все богы прозваша солнце и м;сяць, землю и воду, зв;ри и гады то сетьн;е и челов;чьска имена та утрия Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша. Сб. Тр. № 12, 30 (XII—XIII вв.). Такои се крьстьянинъ не мога терп;ти крьстьянъ двоев;рно живущихъ, в;рующе в Перуна и Хорса и в Мокошь и в Сима. Зл. цепь, 22—22 об. (XIV в.). И въ пр;лесть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна. Сл. и поуч. против языч., 51 (XVI в.).» - Семаргла здесь назвали просто сокращённо - Сим. Думается, так или иначе, в разных землях называли одних и тех же покровителей (погоды, плодородия, скота, охоты, ветра и 99 по списку включая любовь и море, что называется). Наблюдаются заметные сближения, как Перун - Перкун, Велес - Волос. Очевидно, что близкие соседи или отпочковавшееся племя, ср. Троян - Троки. И вот собрал Владимир земли, а языка общего найти не может с ними, и они между собой никак не договорятся. Как это обычно у родственников и бывает. Если хочешь чтобы родня переругалась в дым, собери дня на три на дачу.
Перевожу: Всем богам дали имена солнца и луны, земли и воды, зверей и гадов, преисподней и человеческие имена, а заўтра Траяна, Херса, Велеса, Перуна превратили в богов. О том и поучение, что: Такой христианин не может терпеть христиан, живущих в двух верах, верующих в Перуна и Хорса, в Мокошь и в Симу. И не войдут в великое очарование (красоту), думая, что много богов: Перун и Хорс, Диа и Троян. Смысл очевиден, тут чары - чудо - великое очарование - Большое Чудо. Жить в одной семье народов (товарищ Путин и прочая), и каять татар в учебниках и фильмах - это как ссать против ветра. Замените слово на немцы и история встанет на ноги.
Считаю, что историю России следует изучать во всех идеологических подробностях, насколько это возможно, не нарушая связь событий. Российский народ не настолько тупой, чтобы понимая историю земли, как она есть, не ходить в церковь или синагогу. Давно пора забыть про иго от татар или монголов, оно всегда шло в ногу с христианизацией в обратную сторону, направлением - против солнца.
ПОЧЕМУ ПОГИБЛИ ПЕЧЕНЕГИ
Надо бы, всех язычников, хоть как хочешь, но единить (поучение XVI в., заметьте, до сих пор вопрос христианизации не снят с повестки). Добавился Диа (два?), и Троян замыкает список главных богов. Почему «та утрия» - то завтра (перевёл), это оборот речи. Наш завтрак не могут обосновать филологи, почему еда утром - завтрак. Вспомнили про кашу, дескать томилась с вечера на утро - завтрашняя еда получилась (не совсем утренник). Думаю потому, что языка российского тогда не существовало. Пример:
997: И створиша в;че в город; и р;ша: Се уже хочемъ померети от глада, а от князя помочи н;ту. Да луче ли ны померети? Въдадимся печен;гомъ, да кого живять, кого ли умертвять; уже помираем от глада. Пов. врем. лет, 87 (1377 г. ~ нач. XII в.).
И собрали вече в городе, и решали: мы умрём от голода, а от князя нет помощи. Да не лучше ли нам умереть? В смысле, неужели судьба наша такая. Сподобимся печенегам, кого оставить в живых (Ленинград в блокаде), а кого убить (типа еды всё равно не хватает на всех); уже умираем от голода. - Вопрос риторический, из которого узнаём, что печенеги проявили слабость. А вот из текста повести очередное обращение, через время, но ещё свежи события исчезновения печенегов в том числе. Пишут уже по поводу другой беды на дворе:
1185: «И рече Игорь къ дружин; своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти.» - У человека всегда есть выбор. Хорошо, если он осознанный. А вот уже по смерти Игоря и после повешения его троих сыновей в один день, в Галиции (немцами и нацистами, крестоносцами, короче), читаем, что пишет монах через 13 лет:
1224: Приб;гшимъ же половцемь в Рускую землю, глаголющимъ же имъ рускимъ княземь: Аще не поможета намъ, мы нын; ис;чени быхомъ, а вы наутр;е ис;чени будете. Бывшю же св;ту всихъ княз;и во град; Кыев;, створиша св;тъ сице: луче ны бы есть прияти я на чюжеи земл;, нежели на своеи. Ипат. лет., 740—741 (XV в.).
Переведу: Половцы, прибежавшие в Русскую землю, говорили русским князьям: Аще - если вы не поможете нам, то нас сегодня зарежут, а вас завтра. В прежний свет (мир, прежнее время, старый мир) всех князей в городе Киеве создал весь (этот, такой) мир: Было бы лучше, если бы нас приняли на чужой земле, а не на своей собственной.
Очевидно, что это не кочевники говорят, да как сказать, не степняки точно, половцы жители Полоцка и окрестностей убегали (с Прибалтики, уточню) от рыцарей-крестоносцев. У них София и тут София, к тому времени уже церковь была общая для какой-то массы населения. Она и сегодня там и там стоит, а толку? Умирать им не хотелось на своей земле, эту часть письма оставим на совести монаха, но осмыслить сказанное нужно... Через 20 лет в устье Преголи будет заложен замок Кенигсберг и упоминание о княжении там русских князей и половецких - в Тмутаракани из летописей исчезнет. Если бы я не знал этой истории, не смог оценить естественный переход качественных отношений от одних времён воинствующей невежественности в разряд других, не менее «вежественных». Как сказал бы классик, а Пушкин умел и прозой: "Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости... Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим».
И этим одним, так уж выпало, надлежало стать Богу - христианскому решением молодого на тот час князя Владимира, как сказали бы христиане - незаконнорожденного сына Святослава от Малуши (дочери Мала, ключницы Ольги). Было ему на тот момент лет 25 (ибо точной даты рождения у язычников не бывает), когда Владимир Святославич осознал, что путь выживания в этих условиях только один - через крещение (988). С ним ещё был дядюшка Добрыня, брат Малки, который помогал организовать процесс (крещения Новгорода). Тогда Владимир принял двоеперстие, потому его прозвали «старым» (молодые пошли с Троицы, но каждый выходил на неё своей «тропой Тряни»). Прозвище «Мал» можно анализировать с древлянским князем Малом, расправившимся с Игорем, можно царём или раввином (перевод с еврейского), но пленником Любеческого замка. Ольга сожгла Искоростень в отместку за убийство мужа Игоря, древляне исчезли как племя, но такой городок сохранился на юге озера Ильмень. Его имя зафиксировали летописцы при заключении «Искорстенского мира» (1471) между Москвой и Новгородом. Вот посчитайте сами, почти 400 лет Новгородской республики не было в истории России, пока дед Ивана Грозного не напомнил за должок. Прозвище «Мал» вошло в пословицу о золотнике, в сказку о лилипутах, в название земли Малороссия, несмотря на Великое княжение Киева в роли «мати гордов». Ну и роман «Отцы и Дети», засвидетельствовав конфликт поколений на протяжении 1000 лет. Крепостное право отменили, но Ивана Грозного на памятнике Тысячелетия не сочли нужным отлить. В лучшем случае он, в образе Перуна - под сапогом Крестителя.
Перун (церк.-слав. Пероунъ) — верховный восточнославянский бог грозы, а также бог войны, покровительствующий воинам и князю, и бог плодородия, насылающий дождь на поля. Перун (Перкун лит.) занимал верховное положение среди других богов уже в середине VI века и, возможно, был верховным божеством и у южных славян. В 988 году идолы были уничтожены в связи с Крещением Руси. Я когда читаю эту фразу - Крещение Руси - возникают образы, как её ту самую, «призванную русь» (сто лет назад в Ладогу и Новгород словенами), местные язычники и окрестили. Раза два-три. Потому что Новгородская республика исчезла со страниц нашей истории лет на 400, а история наша - немецкая. Красиво сказал, но история - это психология в первую очередь. Мы изучаем историю от немцев (Миллер, Байер, Шлётцер - авторы, а переписчик Карамзин), в которой так оно и было. Очень подробно рассказано о создании государства вокруг Киева и как христианизация распространялась на восток. До поры до времени шли против солнца, потом пошёл откат с конца 15 века, а на начало 17 века - закат Московского царства и смена династии на Романовых. История не стоит на месте, вот мы и наблюдаем очередной крестовый поход на Москву только с очередной сменой идолов в названиях. Только русские теперь - тут, по эту сторону красной линии, а кто там?
РУССКМУ ФЛОТУ 2000 ЛЕТ ?
Если бога Симарьгла в повести можно проследить только косвенно, благодаря имени, рассказывающему о себе с языка древнерусского, как о некой большой и великой работе, связанной с культом посева, пожалуйста - Севск. Некогда огромнейший регион на Десне входил в Севскую епархию. Если Киев называли когда-то великим (и титул князей - Великие), то с Петром земля Среднего Поднепровья стала Малороссий, а Левобережье с Москвой и северо-западом стала называться Великороссией. Надо полагать не в пользу Москвы, а Новгорода, ведь столица переехала на Неву, в земли Господина Великий Новгород. Бесспорно, что «великие» и «чудесные» не то что родом с этой земли, как повелось исстари, а они оказались лидерами в принятии решений на 859 год. Словене (корня - лов - слово) в союзе с кривичами чудь и весь призвали на помощь варягов раз, потом второй (862). Племя меря не принимало участия во втором призвании, они противостояли им даже, но это другая тема. Век спустя уже князь Владимир Святославович в 988 году начал «крещение Руси» испытанным методом, с дружиной варягов.
Нельзя забывать, что святой ап.Андрей принёс христианское учение на место, где позже был построен Киев (некогда столица Киевской Руси), это было в 31-32 гг по пути из Крыма на Волхов, где оставил свой посох в селении Грузино, в месте слияния с рекой Кересть - "крест" буквально. Апостол Пётр в этих краях не был и в Риме не проповедовал, был поставлен учить евреев по месту (см. Писание).
Российские историки правильно считают прежнюю Русь - Киевскую Русь частью культурного наследия белорусов, русских и украинцев. Я бы добавил с одним уточнением, по части христианизации, тогда уж и Прибалтика, и земли по Дунаю, да и Иберия (ср. Сибирь). Пиренеями стали "изгнав евреев" на церковном сленге, открыв - Новый Свет (1492-1495). Крестоносцы ограбили заморские земли, сделали хорошее оружие, купили себе наёмников, и колонизация покатилась с запада на восток. Перебесились с жиру - католики раскололись в борьбе с контрреформацией на протестантов, лютеран (и пр.), реформаторские действия перешли в царство Московское: ихний Мартин Лютер - наш Малюта. Реформы продолжил Пётр Первый - протестант. Не надо пугаться православным людям, что у них отобрал пальму первенства в строительстве на Неве (евреем тем более надо быть спокойными), так получилось. Зато лютеран, братьев своих по вере Пётр поселил в Скандинавии. Если бы не протестанты - не было бы Великой России в которой сейчас живём, скажу сослагательно. Но и обратная сторона медали, если бы не русские князья в раннее средневековье породили пруссов, то неизвестно, что было бы вообще. Короче, мы живём на земле своих предков. А летопись - Радзивиловская из Кенигсберга Петру доставлена в 1715 году, по ней и учимся. Немцы внесли правки лишь в один лист №8, вставили призвание Рюрика. Далее всё сделали ловкие филологи в аннотациях - продажные Лихачёв, Рыбаков и прочая орденоносная интеллигенция. История получилась от языковедов, но беды нет никакой, её можно при желании прочесть также, как Слово о полку. Можно притвориться умным и хитрым, но интеллигентом - никогда (Д.С. Лихачёв).
Так вот о боге, давшем имя - великим князьям и что потом с ним произошло - смотри памятник Тысячелетия. Видимо, в переходный этап Крещения, а ВКЛ не спешило с этим делом лет 500 (после Киева), на других землях уже отметили Троицу. А будучи княжеством, оно «язычниками» отвоевало в Куликовской битве, и новгородские ушкуйники продолжали бороздить моря и озёра с реками. Так вот вопрос к российским историкам, правильно ли считать дату рождения флота с 300-летнего возраста - от Петра? Если флаг флота - косицей - Андреевский. По большому счёту близится 2000-летие Российского флота. Если считать белорусов, русских и украинцев культурными наследниками, или как вы считаете? Отправьте запрос в Синод или выше, но надо бы выяснить, как князь Олег попал в бухту Золотой Рог в 907 году? Говорят, что у него было 2000 штук морских судов (моноксилы). Бесспорно только имя - Олег (старый), оно подвластно языку русскому, не ищите его у шведов и на юге жарком.
ХОРС. КОРЕШ. ГРЯЗНЫЙ.
Однако Хорса в России не нашли. Но интерес неподдельный и живой к этому богу наблюдается (не ожидал, если честно!) в переписке самых высших кругов и донесений из-за границы. Процитирую ниже, а пока о своём. Странно, что исследователь искал прямое толкование слова в привычной для себя форме, выискивая именно Хорса. Как-то раз, имея желание купить «Хереса» за дефицитом времени, я на чисто русском спросил в магазине продавца испанку, где бы найти? Вино представлено в километрах витрин. Если все остальные слова девушка поняла (обращался на испанском), то удивилась диковинному слову хЕрес? Такого вина нет. Но я понял другое, что она не поняла мой испанский. Конечно же, я нашёл что искал, подошёл и демонстрирую, на что услышал, херЕс! Так бы сразу и сказал. Так же со словом отель, за неимением гостиниц, европейцы называют ночлежку - хотел. Явные признаки русского и в сторонах света, там, где движение прямо, болгарин и серб скажет - право. У них тоже меняют ударение и стороны света, равно как и русской женщине за рулём, бывает сложно выполнить манёвр если ей подсказывают. Дед рассказывал, что иных бойцов приучили к повороту лево-право через команды сено-солома.
Коренное слово кореш - куришь, херес - хер ес (хер это), или древнерусский петух (куръ), оттого и принято значение слову - священник (el cura) и куча производных в придачу: el cur - дворняжка, la cura - лекарство, la cur дворняжка. А вот - el car - машина. С определением рода и ударения в звуке, там беда полная, но принцип построения логики понятен. Надо учить детей наоборот, не как у русских, поэтому Гибралтар никогда не расшифруют алтарём еврейским. Вот и получается, где у нас курсистка, у них цыплёнок. Кореш - это подельник, приятель, немой свидетель по одному делу, но может постоять на шухере. Поэтому русский город Курск стоит на реке Кур при впадении в Тускурь, а Тбилиси - на Куре не случайно. Там петух - мамали, курица - катами, кошка - ката (цыплёнок - цитела, а свинья - хори). Немцы ходили в атаку "свиньёй" (построением войска). Казалось бы, почему Тбилиси не на реке Катами? Потому что первичные название сложились из русской культуры. Из описания петуха следует: «От хохла до когтей петушок одет большей частью в оранжевое оперение». Сравните эпитет щёголь у Гориславича, деда князя Игоря: «Скальный петушок — щёголь амазонских джунглей». Сплошные образы, как из книги джунглей известного масона Киплинга. Герб Рыльска (Курская обл. ниже по Сейму) - голова кабана. Свинья в представлении (всех) грязное животное (свинья - хори). Лошадь - caballo, так что, имейте в виду, что если какой-то еврей начнёт заводить рака за камень, что это сложное понятие, то вежливо улыбнитесь. Отсюда и кавалер, кабальеро, а вот украинец скажет - кінь, а болгарин - кон. И только тупой англосакс - horse. Поэтому читайте Секспира по-русски и выражайтесь грамотно, там никто коня за полцарства не просил. Осталось принять - свинья или лошадь? - в отношении прозвища солнцеликого Хорса, имея в виду, что может быть кошкой, курицей, но не «мамали». Хотя, в какое-то время Киев был мамой. Однажды, изучая детский диктант за 6 класс (Купание коней), я обратил внимание, что мальчик на коне с именем Гордый врезался в воду, оттолкнулся от дна, поплыл, а в конце купания, он вытирал осокой шею лошади. А в реке отражались облака и кусты. Заподозрив неладное со сменой полов животного в ночном, тут же перечитал Сервантеса. Там кляча (серая в яблоках), то конь, то лошадь меняла пол под Дон-Кихотом несколько раз. Да и сам не подарок, доверив нести копьё Санчо (don - подарок). Склоняюсь к выводу, что таким было и слово: херес - солнце (хор-хур-кур). Пекло такое, хоть прикуривай. Вдогонку дружинам Дмитрия Донского Сергий Радонежский послал белую лошадь, утверждают очевидцы события, которая и помогла одержать победу в Куликовской битве. Поэтому День битвы перенесли с 8 числа на 19 вроде как, чисто произвольно указом Медведева, освободив ДР столицы и страшного суда, совпадающих с еврейским Новым годом (случайно). Кто и с кем воевал в Куликовскую, читай: Пересвет и Ослябя в Задонщине.
Я - к Языку - всегда с особым уважением...
Спасибо, кореш, обмануться не даёшь.
В любом правдивом исто русском предЛОЖении,
Ты почему-то видишь искреннюю ложь.
Хорс занимает второе место после Перуна; в повести он назван великим. Дажьбога несомненно назывался представитель солнца, он третий по списку. Цитирую о взаимосвязи рядом стоящих, от прозвищ, от названия имён до топонимики земли.
Ср. П. Прейс (Донесение г. министру народного просвещения из Праги от 26 дек. 1840 г. — ЖМНП, 1841, ч. 29, отд. IV, с. 35—37): «Слово Хорс ... заимствовано из арийской ветви языков. Сюда принадлежит и новоперсидское: хор или хур — солнце. Нельзя, однако ж, думать, чтобы слово Хорс взято было из сего диалекта. ...Форма, которую находим в еврейском подлиннике Ветхого Завета „Кореш“... Известно, что со времени владычества персов в язык еврейский вошли многие слова из языка повелителей. Таким было и слово: херес — солнце. Рассмотрение места Слова о полку Игореве и свидетельство летописи показывают, что Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое. ...Хорс занимает второе место после Перуна; в „Слове“ он назван великим. Этот эпитет, вероятно, отвечает слову: khcha;ta, которое постоянно прилагается солнцу в Зендских книгах... Поэт хотел сказать, что Всеслав превзошел в быстроте самого Хорса... Правописание Мниха Якова в „Похвале Владимира“, по копии со списка 1414 г., всего более приближается к слову: „Кореш“, если его „Хъроса“ (вин. пад.) будем читать: „Хороса“. Дело не невозможное, что второе о в косвенных падежах, по произволу, и усекалось и удерживалось, как в слове: Мокошь». А. С. Фаминцын (Божества древних славян. СПб., 1884, с. 199): «Наиболее часто упоминаемым названием бога солнца было иноземное имя Хорсъ, также: Харсъ, Хоурсъ, Хърсъ, Хръсъ, Хросъ, встречающееся в многочисленных памятниках, обыкновенно рядом с Перуном ...к этому времени, в смысле его пояснения, иногда прибавляется в памятниках название Дажьбога, именем которого несомненно назывался представитель солнца. ...Не только в окрестностях Киева, но и вообще в России, следов этого имени мы почти не встречаем». С. 202: «О солнечной природе Хорса несомненно свидетельствует следующее обстоятельство: в извлеченном Срезневским отрывке из одного древнего памятника речь идет об Аполлоне, между тем в соответствующих местах других памятников имя Аполлона, бога солнца, является замененным именем Хрьсъ. (Древности. Тр. М. Арх. Об. 1. сл.: «Аполинъ», — примеч. А. С. Фаминцына)». С. И. Котков (Хорс в «Сл. о п. Иг.» и отголоски этого имени в Северской гидронимии. — Учен. зап.
На памятнике Аполлону (богу солнца именем Хрьсъ), несущемуся на квадриге, на крыше Большого театра, является то обстоятельство, что театр не Малый, это - раз. Очень важный момент о солнечной природе Хорса несомненно свидетельствует следующее обстоятельство: лик божества прикрыли фиговым листом. Другие впечатления и выводы от прочитанного сделаю после:
Моск. обл. пед. ин-та им. Крупской, 1963, т. 139, вып. 9. Тр. каф. рус. яз., с. 71—73): «В гидронимии Новгород-Северской области XVII—XVIII вв. находим и следы упомянутого в „Слове“ имени бога Хорса... В копии выписки из отказных книг Рыльского уезда, которую в 1718 г. дал севский подьячий „порутчику Петру Семенову сн;у Артакову“, встречаем такие строки: ...и к речке Взнички поместья до Хорсова болота до речки до Шихаевой... (ГИМ, ф. 229, № 139, л. 23. — примеч. С. И. Коткова). Путивльская писцовая книга 1628—1629 гг. ...называет следующие приметы угодий: старушка Званое да ровен Хорсав ...ровен Хорсов и позад Хорсова малые лески. (ЦГАДА, Поместный приказ, кн. 368, лл. 324 об., 331 об., — примеч. С. И. Коткова). Ассоциации с Хорсом в местной гидронимии — хотя и отдаленные, но, тем не менее, достаточно ясные свидетельства культа этого языческого бога в ряду других языческих богов в древней Новгород-Северской земле. ...Болота и овраги в народных верованиях с давних пор считались местопребыванием нечистой силы. ...Есть основание полагать, что Хорсово болото название аналогичного происхождения. Хорс — олицетворение темной силы. ...при переходе от язычества к христианству „добрые“ языческие божества, естественно, приобретали иную характеристику, с ними ассоциировалось все ложное, враждебное, темное и злое. В локальной гидронимии XVII в. отражен именно этот этап семантической эволюции слова Хорс».
Ср. также: А. Н. Робинсон. Солнечная символика в «Сл. о п. Иг.». — В кн.: «Сл. о п. Иг.». Пам-ки литературы и искусства XI—XVII веков. М., 1978, с. 32, 35, 37, 38; А. Л. Никитин, Г. Ю. Филипповский. Хтонические мотивы в легенде о Всеславе Полоцком. — Там же, с. 142—143.
Локальная гидронимия XVII века зафиксировала «этап семантической эволюции слова Хорс», нашедшая отражение именно в толковании изначального значения: нечистая сила. Хорсово болото - ровное - не топорщащаяся (от слова топор), не торчащая (слова тора), не выпирало горой (хара/хора). А в тихом омуте, как известно, черти водятся. Болота и овраги в народных верованиях (с давних пор - христианских) считались местопребыванием нечистой силы. Чтоб сила стала чистой, что надо сделать? Помыть или сделать обрезание (усекновение головы, что называется мудро). О том уже писал, не стану повторяться образами еврейской героини, любимого россиянами народного эпоса. Разве что очередной раз напомню, что Христа евреем - евреи не считают. Давайте сами прочтём внимательно, который раз уже, строки повести. Раньше мы разбирались что такое «стрикусы» и где это было, почему степняки живут в лесах. Теперь поговорим чисто за грязное имя. Имя - Хръсови (дат. пад. ед. ч.) из история Всеслава Полоцкого устами Автора.
ПРЕРЫСКАТЬ. РЫТЬ. РЫЛЬСК.
На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу. Тъй клюками подпръся окони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго, скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ въ плъночи изъ Бела-града: обесися сине мьгле, утръ же ваззни с три кусы — оттвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу — скочи влъкомъ до Немиги съ дудутокъ. На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезъ не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ. Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотске позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша
Как видим, нам пригодились знания о петухах и курах. Тмутаракань - княжество древнерусское (современная Прибалтика, часть Польши и Хермании с Чехией - они перечислены в повести как немцы и венедцы с моравой). Поля сражений - современная Беларусь, Украина. Всеслав из Киева (год княжил там), Всеслав - дорискаше до Куръ Тмутороканя - великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Перевожу: ён/яна/гэта рызыкаваў (разыскивал), чтобы путь - пресечь, перекопать, прекратить, а буквально - корпаўся, је претурао, рылся. Всеслав мотался на запад (в ночь волком), чтобы влияние бога Хърса не распространялось на восток, это очевидно из описания жестоких сражений. Перегрызая путь, ибо волки - режут овец. Всеслав родом из Полоцка, сообщения беды через колокольный перезвон из Полоцка в Киев, к месту княжения, безусловно, находка Автора. Читателю становится без лишних слов понятно, что христианство - христианству рознь. При княжении Всеслава в Киеве половцы с Полоты (и жители Минска с Немиги) сражались с крестоносцами-католиками. Душа не на месте, что называется. Немудрено, что Всеслав навлекал беды на киевские земли, воюя с Хорсом, а Боян (Велеса внук) был этим обстоятельством крайне недоволен.
ПТИЦА ГОРАЗДА и под суд УГОРАЗДИТЬ
Аще и веща душа въ друзе теле, — нъ часто беды страдаше! Тому вещей Боянъ и пръвое припевку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божiа не минути!
Если вещая душа в другом теле, он часто терпел несчастья. Наверное, поэтому за 40 лет княжения, в Киеве вытерпел только год. Боян негативно относился к Вещему Всеславу. Горазд можно трактовать как сведущий, знающий через звуки гор и раз с твёрдым Д (святость - st - аналогично). Ну, коли он Деву полюбил, в этом смысле. Ещё через употребление слова современниками, в смысле "хорошо сделанный" - гораздый.
Хто во што гораздъ, тот т;мъ и промышляетъ. Послов. Сим., 149 (XVII в.). Самъ себ; не рад, что в грамат; гораздъ. Послов. Майк., 97 (XVII—XVIII вв.). Й у того ли у молодого Добрынюшки / Его сердце богатырско не ужахнулось; / Он горазд был плавать по быстрым рекам. Онеж. былины Гильф. (1-е изд.), 473. Ср. Покров. и Яцен. (2 Допол. к „Опыту“): Гораздый — способный, искусный, ловкий на все. М. Ф. Кривошапкин (Енисейск. округ и его жизнь. СПб., 1865, стр. 45): Горазд — способен. Миртов (Урал. слов.): Горазд — ловок. Носович (Сл. белор. нареч.): Гораздый. Готовый, скорый на все.
В отличие от медлительно-ленивого и неуклюжего человека. Интересно, а уклюжий - горазд? По-моему, такого слова у нас нет, как и льзя. Или вот близко ко времени:
1262: Того же л;та съгор; от грома церкы святого мученика Бориса и Гл;ба: горазда бо бяше и л;па. Новг. 1 лет., 83 (XIV в.).
Надо же, хорошая церковь сгорела, добротно сделанная. Я уже понимаю о чём они пишут без словаря! В те времена понятие гром включало грозу и молнию, было одно целое. Сегодня разделилось, гром я слышу (раскатами), а грозу наблюдаю (молнию). Как застёжку на одном месте. Задействованы уши и глаза, гром (муж. р.) разложился на составляющие - грозу и молнию (жен.р.). Интересное наблюдение, видимо, молнии напоминали рога (рози - с неба в землю), отсюда образ - «рогатые мужчины» и дальше можно анализировать от одной до букета роз. И князей - «грозных» раннего средневековья, потом связь прекратилась надолго. Ровно настолько, насколько продолжалось иго. Иго - не татаро-монгольское от степняков с востока, а иго - крестоносное с запада и хорошо замаскированное, образом кота и златой цепи. Тогда всё сходится. Но Лукоморье - это не на море, Христа крестили в пресной воде, важное замечание для теологов и писцов учебников. Иван Грозный (из рода рюриковичей), даже вырос до титула - царя, но в глазах католиков - бунтарь не плативший дани, да ещё пошёл войной. Иван Грозный в спорах с легатами переговорщиками валил их на обе лопатки одной фразой, что крестил землю - Андрей Первозванный. И баста! И на ваш лай собачий, каравану плевать. В те времена «лаяться» считалось страшным ругательством, аналогично собачиться, ибо - любовь наступала.
Новгородская первая летопись рассказывает, что в 1346 году великий князь Ольгерд пришёл с войском к Новгороду, заявляя: «лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом». Тогда новгородцы, желая помириться с Ольгердом, убили на вече Остафия Дворянинца, который своей бранью вызвал поход Ольгерда, после чего был заключен мир. Через сто лет выражение «лают отцем или матери» встречается у митрополита Петра (начало XIV века). А статут Казимира IV 1468 года содержал запрет «лаи матерной» (всё же матерной, не по батюшке, что примечательно). Примерно ещё через сто лет после статута Казимира IV 1468 года, «И.О.» царя не понравилась фраза из старинной песни, где царь был назван... собакой. Все помнят шуточную сцену из «Ивана Васильевича», когда изрядно выпивший Бунша обиделся на хор за сравнение царя с собакой. Мало кто знает, что песне этой более 400 лет. А повествует она о событиях, предварявших самую великую из забытых побед России - битву при Молодях.
- Какая это собака? Не позволю про царя такие песни петь! Он хоть и крымский, но не собака! Бунша (дьяку):
- Ты каких это музыкантов привёл? Распустились здесь без меня!"
Подумалось, нынче гуляя,
есть слово короткое лай,
и сам я, того не желая,
нашёл ему рифму: седлай.
Закончилась песня о лае,
а там, хоть чертей умоляй...
Собачка залаяла злая:
А сделай, и смело гуляй!
Брожу я по лайнеру, зная,
лишь сделай, седлай и желай.
Народ с балалайкой гуляет.
Три слова нашёл я на лай...
Потом написал за малайку,
за пики вершин Гималай
Как нет без любви балалайки,
так нет без неё слова лай…
Хотел отметить, что слов с корнем "лай" в языке российском мало, даже непозволительно мало, есть ещё Аглая (забыл в стишок вставить), а больше не вспомнил. Украинцы и вовсе запретили балалайку, там ещё меньше стало. Вернёмся к своим. В данном случае с церковью, горазда (вариант: добра) бо бяше и л;па, никакого отношения к баранам не имеет. Такой язык, мы разбирали зачин с первых слов, «Ане лепо ли ны бяшеть» и выяснили, что бяша = б+яша (Я - буквально), имеет первостепенное значение в теологическом смысле, ибо не зря себя величали князья в походе - внуками солнца, которые первыми вышли на тропу Трояню.
Всеслав не видится в Киеве Великим князем, неожиданно там оказавшимся, это родовое. К нему на время подошло бы выражение, эко угораздило же, тебя вляпаться! Вместо лепо бяша, как баран на новые ворота. Ещё и суд. В том смысле - горазду (краткое прилагательное дат. пад. ед. ч.), тому Всеславу - Боян вещует, предсказывает: "Тому вещей Боянъ и пръвое припевку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божiа не минути!"
Если перевести: ни хитрость, ни коварство (не спасёт), ни птицю горазду (зусім не птушка, вовсе не птица, не подобно великой птице), так что, суд Божий неминуем. Лепший друг, брат и товарищ, аще - душа в другом теле. Как ты собираешься сидеть на двух стульях? Совсем недавно у батьки был похожий выбор, но "многовекторность" в политике вскоре сменил на восток. Как только немцы установили знак «Центр Европы» в Полоцке (даром!), так батьку чуть в поруб не посадили.
О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельзе бе пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: с его бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы нъ рози, нося имъ — хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи...
Хоботы можно анализировать со слоновьими носами и моськой (большой - маленькая), а можно с сачками для ловли бабочек, или мешками на длинной палке, указывающими направление ветра для стрелков из лука. Для поправки на ветер, как у артиллеристов. Вот с тех пор от Крестителя (принявшего двоеперстие), бог Хърс перешёл горы Киевские (как линию красную Мстислав порушил с Редедей - читай зачин), вот с этого беда и началась, с разобщения. Представляете - клин? Слово «... нъ рози» - порознь означает. И стоят эти хоботы по разную сторону и воюют братья поодиночке, а то и между собой. Из трёх ветвей первая пресеклась Давыдовичей, потом Мономаховичи вступили в конфликт с ОльгОвичами. Так - «... хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи» - стволы землю роют, холмы (копья) поют на Дунае. Наиболее точный перевод и красочный в образах, таки белорусский:
Аруць ствалы, пяюць дзіды на Дунаі
Орать, всё одно что пахать (оралом - плугом, сохой), рыть землю чем? Рылом. Лопатой - лопачу, граблями - гребу, рылом - рою. Сердцем - люблю. Этакие ревуги из воспоминания о стариках могутах, сильными как медведи. А деды в образе копий - это очередная находка, нет слов! Посыл к тем же ду-дукам, к этому сказочному городу Дудуки, который так и не нашли Лихачёв с Рыбаковым. Не там копали и не тем рыли. Змиевы валы - ствалы (st-валы сюда же). Город Скопье на Дунае, вблизи которого состоялась решающая, можно сказать последняя битва христиан и мусульман (это произошло в 1448 году), после чего Константинополь вскоре пал. Крестоносцы сильно увлеклись покорением языческого царства. Хоть это и случилось позже пятью годами, но всё к тому шло от самых первых веков. « О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей» - с этой ноты повёл Автор рассказ, тем и подчеркнул что творилось на Дунае. По-моему, рассуждать о каких-то кочевниках степняках, уже просто излишне. Они были неплохими парнями, голубоглазыми и белёсыми, добротно скроенными по фигуре, классными земледельцами и охотниками, но уж больно «задроченными молодцами» со слов графа А.Толстого. И языка их историки - филологам не оставили. Стоит София на реке Полота, редкий "кочевник" мимо проскочит не помолившись на белорусском языке...
ШЕСТЬ БОГОВ ПАНТЕОНА
Название - СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ ВНУКА ОЛЬГОВА - из 6 слов, как тот пантеон, который взять с наскока непросто, как и разгадать текст повести. Подведём черту под собственными познаниями на сегодня о пантеоне Христа из 6-ти ратников в надежде определиться о роли и значении каждого, Признаюсь, более интересует Хорс - Хърс - он в повести есть, с ним боролся Полоцкий князь задолго до событий 1185 года, когда на той же Каяле ("женщина" буквально, мечта) оказался князь Игорь. Вскоре будет Калка №2 в 1223 году, но уже ни Игоря, ни его сыновей не будет - все погибнут в Галиции. Затем мы узнаём, что Невский воюет там же в 1242 году, а в 1255 - чехи и немцы крестоносцы закладывают замок (ныне Калининград), потом ещё один (1293 - Выборг) и в устье Западной Двины замок Троки (Троян) оказывается востребованным торговым портом. Немцы занимают земли всё восточнее и восточнее, развивая Тмутаракань - новые города крепнут, старые ветшают. Наверное, замечали сами и сегодня это заметно, сравните Старую Руссу и Новгород Великий. Особенно цветут монастыри на западе, в которые попасть было делом почётным, но нелёгким. Настоятелем или настоятельницей могли быть люди знатного рода. Рассадник зла и разврата, судя по описаниям и картинам средневековых художников. Потом стали символом чести и совести, играли роль оборонительных сооружений, и, чего греха таить, это были НИИ своего времени. Монахи изобрели горилку и установили монополию на продажу, даже так. От слова гореть, но солнце. Потому и несёт от людей пьющих - перегаром. Писал в День Русской водки, не удержался добавить, что всё же - 38 градусов правильная водка, а ровный счёт придумал министр финансов, на счётах было сложно считать акцизы.
Сегодня эту страницу истории пытаются как-то прикрыть "игом" от стран мусульманских (восточных), очевидная ложь во благо христианству, которое распространялось с запада, тут и к бабке не ходи. И эта глупость, навязанная католиками в своё время, она продолжает существовать. Не потому что я двумя руками за РПЦ и пишу это, нет, просто обманывать детей это плохо. Потому от исследования Слова о полку отвлёкся попутно на несколько статей, четыре из них почему нет Ивана Грозного на памятнике (а это звенья одной цепи) и про Задонщину статья, кто же всё-таки воевал на том Поле и где оно находится? Это как деревяшку перед станком разглядеть и что вышло из просушенной заготовки, что за балясины дивные? Балясы - от слова лес (ляс, потому и "пляски половецкие" ярко расписаны в пятницу перед пасхой, см. статью о первом походе Игоря 1183 года), ну и на фене - просвещение... Попутно уже тысяч 10-15 слов открыл древнерусских, а вот с рыбой-гривной давно вопрос в подвисшем состоянии находился. Настал тот случай, когда знаю, что и почему произошло, но не могу доказать - пришлось углубиться в пантеон, а там такое дело. В пантеоне Владимира - ШЕСТЬ - богов в летописи, но нет Велеса, а в повести - Хорс (Хърс), с которым сражались половцы (жители Полоцка), вот и пришёл к выводу что один бог "накрыл" другого, как это бывает, когда христианские праздники затмевали языческие на те же даты. Заодно нашёл "половцев-кочевников" (калька язычник), писал о подмене понятий лет 8 назад, но вот уже встречаю сведения в википедии, что жители Полоцка разговаривают на "половецком", короче - нашлись степняки-белорусы!
Мне интересен ход рассуждений (пусть будет виден Читателю), и чтобы самому продолжить исследование "Слово о полку" более уверенно (о связи с богами языческими), но к какому выводу приду с Хорсом, пока тайна. Если с Хорсом более менее понятно, как с лошадью Росинанте или Шекспира (полцарства за коня), убедителен оказался и Остап Бендер (писал опровержение в газету - лошадь отделалась испугом), но это всё косвенные сведения. Есть сочинение для школьников 6 класса, там Гордый был и конём, и лошадью, а в конце купания мальчик тёр ему шею осокой. Я сделал запрос в Министерство Образования, кто прислал этот диктант, кто автор? Ответили в письменном виде, что им методички присылают сверху, а кто - не знают. Возможно, православный человек сочинил такую фенечку (на уровне детской эротики), подумал я тогда.
Тертуллиан (один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов) писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) Иисусом Христом, рождаемся в воде (околоплодные воды), сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде (Крещение)». Итак.
МОКОШЬ. Макош можно анализировать с Уткой на памятнике 1000-летия, как прародительницу рода, как мировой океан и связь воды с сушей. Мокошь и кощёнка родственные звуки, вполне возможно, она же Чага (по ногате) со слов Игоря и ценилась в мелкую монету по сравнению с Кощеем (по резане). Чагу исследователи ассоциируют со словом чужая - чужой (чюжой), чуждый, далекий по духу, составу, интересам и даже - иноземный, не отечественный. Не родной, не близкий, посторонний. Наверное, потому, что Игорь собирался заняться работорговлей. И смех и грех, но это наши академики, враги нашего разума Одно неверное толкование приводит к заблуждению и вранью в снежном коме. Мы эту тему проходили, см. «Чага по ногате, а Кощей по резане?» и даже выяснили, что в некоторых землях она стоила вдвое дороже Кощея в пересчёте на гривну. Но это девушка, богиня, Кощей же (над златом чахнет), их семейный портрет. Из поучений: «С чюжего огорода репы не дергат. Сб. заг., 488 (XVII в.). Свои сухари лучше чужих пирогов». Конкретно если, посадил дед Репу - Репка откинулся и пришил деда. Не ешь чужих пирогов! Легче всего не ошибиться в богине рода женского - Макош (Мокошь), она же Параскева христианская и день её почитания надёжно лёг под День милиции 10 ноября времён атеизма. Да так и стался, сегодня её сон охраняет полиция. На памятнике Тысячелетия - Утка, связь суши и воды (уже и Москве она в парке, и на знаках на дороге). Единственная богиня из пантеона Владимира. Её считают повелительницей тьмы и нижнего мира, плетёт сети на дне колодца и все мокрые места - болота и реки посещает. Она покровительствует женским занятиям. Мокошь почитали в пятницу (ясен красен - любимый день у мужика, пятница), поэтому в этот день прекращали всякие женские работы: стирка, прядение, вышивание. Культ Мокоши сохранялся очень долгое время после христианизации Руси, еще в 16 веке священники могли спрашивать женщин на исповеди, не ходили ли они к Мокоши? Люди стали строить церкви св.Пятницы. Постепенно Мокошь превратилась в мифологический образ Параскевы Пятницы. Это происходило почти на наших глазах - вот они церкви Пятницы и Ильи.
ПЕРУН. Перуна сменил пророк Илья. В России я насчитал 6 храмов Ильи, посетил в Питере, Мценске и ещё парочку. Когда Владимир свергал пантеон, именно над идолом Перуна поиздевались больше всего: сначала идола привязали к хвосту коня, затем волокли его с горы к Днепру, 12 мужей колотили его палками, затем бросили в Днепр (история по цифрам схожая с описанием в Евангелие). Однако византийский историк 6 века Прокопий Кесарийский в книге "Война с готами" пишет, что у славян главенствует некий бог молний. Статус Перуна совпадает с богами-громовержцами из других культур: Зевс, Юпитер, Индра, Тор. По-видимому, это как раз на час разжалования Перуна и разделения грома (слова - ром) на молнии и дождь с грозой. Имя Перуна переводится как "удар". Славяне считали Перуна богом грома и грозы, который пронзает стрелами-молниями священную землю, делая ее более плодородной. Но тут, смотрите, какая тавтология может случиться, со словом перун и удар на разных языках. Вывод из индоиранского языка гроша ломаного не стоит (пропадает первый звук). Зато хорошо подчиняется латыни русское слово удар. Оно у нас в подарках и благодарении с дармовщиной, а сокращённо - дай. Бесплатно, значит даром - безвозмездно, как в лесу нашёл. Читай наоборот: дар = рад (ср. Радуница, Радогощь, Радом - в повести).
Слово удар состоит: у+дар, где дар и подарок = don (лат.) буквально и этот «дон» в повести встречается несколько раз: Дон Великий, шеломом испить Дону, а потом следует разговор с донцом - юношей. Тема другой статьи. Дон - башня в Калининграде на западе России и Дон - река на юге России. Очевидно, что прозвище составное, раз он первый - уно.
Перун = пер унъ (болг.): за адзін, за одного;
ер унъ (белор.) - есть один
ер унъ (болг., макед.) - воздух один
ер унъ (кирг.) - мука
ер унъ (крым.-тат.) - земляная мука
ер унъ (башк.) - земля
ер унъ (серб.) - один год
Напрашивается аналогия с воздухом и паром, зевс - пар (на горе сидит); Илья на огненной колеснице по небу рассекает. У тюрка более приземлённые образы с землёй, прахом и мукой. Мука может быть порошком зёрен, а может духовным страданием, пример: Арина - мука. А Дон-кин Хот борется с мельницами, там у них дон - господин. Хотя Хот может быть котом по аналогии: Хоть - девушка, любимая богиня - киса. Вот только с полами там беда, они полная противопоЛОЖность нашим. Термин явно составной, расхожее понятие впердлить объединяет половинки целого. Ударение (от слова удар) падает в слове Перун на второй слог -уно. Хотя читается как первый, но он такой и есть для других наречий. Этот звук означает число: первый, один, раз, кол, единица, ван. Одна из рек Брянщины, первый приток Ипути называется Унеча (ўнеча - вечером). Ўнеча - "в ночь" - прямой перевод или вот значения наречий: "в ночі", "увечері", V noci, еженощно и немецкое - Nachts. Ночь - север и есть, и направление течения на север. А юг - полдень. Статья: Унеча, чтобы это значило? Отгадка. Отгадка может прятаться в слове Перун - ер унъ (белор.) - "есть один", но звучать будет: "пярун".
Логично и вполне, что Владимир принял двоеперстие. Сначала в пантеон вошли шестеро из главных или наиболее достойных богов, но Перун - первый по определению. Христиане постепенно перековали прозвище Перуна («пер унъ») в забытье и Перуна сменил ветхозаветный пророк Илия, означающий конец купальному сезону. Как говорила бабушка, Илья в речку пописал, теперь купаться нельзя. Дата выпала на 2 августа, как раз на День десантника, ломающего кирпичи об голову.
СТРИБГ. Выбираю пока тех, кого знаю. Со Стрибогом тоже не все было ясно, пока не разобрался, что означает имя бога. Ему посвящена отдельная статья: Стрибог и слово. Сложно определить функции Стрибога (как и Симаргла), ясно одно, что «старый», ещё и рыбак. В "Слове о полку Игореве" Стрибог упоминается как бог ветра, если стрелами полки осыпает и соколам летать мешает - сильно дует. Во всех смыслах По одной из версий имя Стрибога означает "простирать благо", поэтому его считают богом-помощником Дажьбога. Как убедились - это не так. Даже наоборот - вредитель он и убивец, а не помощник Даждьбогу. «О, Руская земле, уже не Шеломянемъ еси! — се ветри, Стрибожи внуци, въютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы», какая же тут помощь?
СЕМАРГЛ. Что за бог Симаргл - неизвестно. Современная лингвистика антироссийская, скажем прямо и антирусская в квадрате. Но даже она не может корректно возвести теоним Симаргл к иранским формам мифонима Симург, а к русским не позволяет наука. В советское время в 1965 году филологи Иванов и Топоров предприняли попытку объяснить происхождение древнерусского Симаргла, оставаясь на славянской языковой почве. Учёные этимологизировали теоним Симаргл как «семиглав», др.-рус. *Sedmor(o)-golvъ ; *Semorgol(v)ъ ; *Семаръглъ. Попытка подвести к известному подсвечнику была раскритикована и поделом. Против такой интерпретации первым выступил киевский археолог Б. А. Рыбаков и историк М. А. Васильев: «Повесть говорит о шестичленном, а не семичленном пантеоне». Пожалуй, да, переборщили. Надо бы им остановиться на главном звуке «гл» - в форме слова: Semorgolъ ; Семаръглъ, подвести к голеди, которой полно в топонимике вокруг Москвы. Да и река так называется «пре-голь» со времён Тмутаракани. Но для этого должна была бы быть иная концепция прочтения повести. Да и всей истории разом. Политикам был проще упрятать кочевников в степи и безвестность с потерей языка. Наличие врага Киеву и Москве в лице половца белоруса вряд ли вело к единению Союза и братству. А голядь - главный бог дословно, а Semorgol - от слова семя - сею, головной. Сеять умное и светлое, доброе и так далее. Преголь переводится: «Он проповедовал». Термин «Се маръ глъ» (белор.) - Это большое дело, Ово је велика ствар (серб., слов.), Das ist eine gro;e Sache. Если раскрыть звуки: Се ма ръ глъ = Это сон. Но для этого надо довериться русскому языку. Покажите мне пальцем, кто из филологов его знает? И, каким образом, им соединить фило/filo и сын/сон в борьбе против лингвистов, не мене образованных, чем историки. Семаргл - славянский Бог Огня, один из стихийных Богов, но был не только Богом огненной стихии. Славяне считают Семаргла - Богом, оберегающим посевы. Но есть и версии. «По мнению большинства исследователей (не удержусь, какого большинства, пардон?) Симаргл является иноземным божеством, которое имеет вид гибрида собаки и птицы. Скорее всего, Симаргл также пришёл к нам с иранских земель ... Симаргла нет в фольклорных и прочих славянских источниках, поэтому гипотеза об иранском заимствовании очень убедительна. Симаргл мог быть введен в пантеон по политическим причинам. Также вероятно, что имя этого бога в летописи появилось позже, потому что церковные историки имели моду связывать славянских богов с иноземными этническими богами». Когда надоедает читать чепуху, а она иногда бывает полезной, обращаешься к имени, и всё становится ясным. Семаргл - сон. Это просто изобретение из букв.
ДАЖДЬБГ. Уже бо, братiе, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла: въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, — вступилъ Девою на землю Трояню, — въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону плещучи... То есть внуки - ольгОвичи - воевали с внуками Стрибога, а сказитель Боян - внук Велеса. Вот только Велеса в пантеоне нет. Как так могло случиться? Потеряли бога, как Ивана Грозного забыли на памятник Тысячелетия установить католики, так летописец забыл вписать Велеса? Культ Дажьбога был широко распространён, о чём говорят этнографические источники. Имя Дажьбога означает "дай бог", не дающий благо или денег, а просто, как в любом деле, ну дай-то бог, ну с богом! Обращение известно кому адресовано, и, если ты это говорил хоть раз неосознанно, то ты - русский. По сути - благо, откуда и появились блаженные, а один нищий по имени Василий выстроил даже храм в Москве. Никто не знает, что за Вася? Не знаю, насколько справедливо Дажьбога привязывать к Хорсу, сравнивая функции, если они оба указаны летописцем по отдельности. Не стоит. Он, как и Хорс, является богом солнца. Также его считают богом плодородия, как Семаргла. От него зависит жизнь на земле, урожай и процветание. Он родом из Курска, откуда и родоначальник династии ольгОвичей - дед Игоря.
ХОРС. Хорса принято считать (очередным) богом солнца №2 в списке. Из-за разности исторических свидетельств Хорс имеет нестабильный статус в истории Руси. Разные ученые считают Хорса двойником Дажьбога, Перуна или даже Велеса (я склонен к Велесу, сознаюсь). Если исходить из Повести временных лет, где сказано о пантеоне Владимира, там Велеса нет. Но зачем же тому монаху было писать трижды или четырежды подряд имя Вася, Василий, Василь, Василько? Смеху ради. Мне кажется, мы живём в эру подмены понятий. Пример очередной нелепицы: Хорс сопряжен именно с Дажьбогом, по сути это одно имя одного бога - Хорс Дажьбог. Ага. И для пущей убедительности летописец прописал его дважды в предложении. А вот Велеса забыл. О Дажьбоге гораздо больше свидетельств, чем о Хорсе. В "Слове о полку Игореве" Дажьбог представлен как божество-родоначальник русичей. Они как легендарные близнецы братья, убивающие один другого, а более сильный несёт эту «рыбу» - болванку, заготовку дальше до очередной обработки. Тут видится другое, что один бог выжил в войне, а победив, принял имя на свой лад, принял землю (жену и детей, как Мстислав победил Редедю). Новое солнце затмило прежнее. Лингвист и мифолог Елена Левкиевская отмечает, что Хорс чужд славянской мифологии и был введен только при Владимире. Возможно, но как Христос мог быть чуждым славянам? Только в том случае, когда двойня - война - буквальное значение внутри славян, а это две большие разницы. Или западных славян вместе с немцами вычеркнуть из списка славян, да и южных заодно. Тут я рассуждаю как историк, зная о трёх ветвях разделения и последующем дроблении их. Однако, где ветвь северная, если разбираться по сторонам света? туда никто не пошёл, потому что они и были баламутами, с реки Припять. Единственное тому объяснение. Перевожу.
Хръсов (болг.) - Волосатый, Валасаты, Волохатий, Pora;;en (чех.) - буквальное значение слова, которое анализируют как Христос, но с теми же характеристиками Велеса. Власов берег - Болгарии и Золотой берег.
«Хорсъ — Хръсъ — языческий бог восточных славян. Бог солнца (?)» - Знак вопроса в словаре (Виноградовой по Слову о полку) стоит не случайно. "Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше".
Тут действительно задумаешься. Всеслав мотался до Прибалтики, чтобы остановить продвижение крестоносцев на восток (со своим богом, вдобавок, "грязным"). Ассоциации с Хорсом в местных названиях свидетельствуют о культе этого языческого бога в ряду других языческих богов в древней Новгород-Северской земле и связаны с болотами. С местопребыванием нечистой силы, как Хорсово болото. Хорс - олицетворение тёмной силы, по мнению исследователей, которого можно назвать не светлым, а тёмным, не белым - чёрным, не чистым - грязным? Ну, если сила нечистая, то она какая? Грязная. При переходе от язычества к христианству языческие божества поделились на „добрые“ и „злые“ „белые“ и „чёрные“. А графья с баронами скакали из грязи в князи.
Я просто приведу переводы имени-прозвища. В том сочетании как в повести (Великому Хръсови), посмотрим как понимают два слова на разных языках (укр., болг., серб., белор.), итак:
Великому Хръсови
Великом Христу
Великому Хорсові
до Великого Христа
Великий Кінь,
Великая Лошадь
Вялікая царква сав
У Царкве Хрыстовай
Великий Горсов
Да Вялікага Горсава
да касцёла сав
У царкве елі савы
Совы на елцы ў касцёле
Есть иные варианты, но все они теологического толка с пониманием Елисавы - дочери короля, которая уводит Змия на поясе (сюжет Чудо Георгия о Змие), тут же - Коня Троянского и почему таки Горсовет заменил церковь. Отец Христа - Сава (непризнанный православными), кастёлы, лошади и кони. И всё это: Великому Хръсови - Великом Христу (дословно). Если отдельно: Хръсови - Грязный, Umazan, Брудний, Халтар, Schmutzig, Kircheneulen, ;pinav;, Прљаво, как правило, в каждом буквальном можно отыскать наследственность с самого... нуля (не скажешь же - конца?) и до алтаря от жертвенника. Хръсови - Хрусові (Хрущёв?), Брудний (рыжий бродник? рыжий брат - от солнца, не еврея), Umazan(чумазый?), Халтар (Алтарь Бога, Гибралтар?), Прљаво - плево - я слышу чистый звук и перевод: Грязный, Брудны на белорусском. Но и льва, предки левых? В каждом плевке лев, не плюйте на землю, особенно через левое плечо, это некультурно! За правым - ангел, туда нельзя. Вообще не плюйте.
Что такое «бруд». Бруд (белор.) - грязь, Боровая руда, ср. брудный - трудный; рязь - ряса. Слово: Грязь - бьязь/бьясь звучит - нечистотија (макед.). Халтар (монг.), Schmutzig (нем.) - Kircheneulen - Церковные совы (кирха-церковь) = Kirche ne ulen - Церковь новая (дословно), ср. «с нуля» - ne ulen.
Хорсові - кони, лошадь и новоперсидское: хор или хур — солнце. Причём тут «новоперсидское», неизвестно, наверное, персы (от персиков нового урожая), это слово где-то слышали на реке Сейм или Куръ. «Нельзя, однако ж, думать, чтобы слово Хорс взято было из сего диалекта», вот и я к тому. Тем более, «Форма, которую находим в еврейском подлиннике Ветхого Завета „Кореш“...», она от корней родственная - подельнику, но не по крови. И читайте его как угодно в любых падежах. Почему-то, у филологов нет привычки, смотреть в корень.
Эволюция слова Хорс-Велес не только в локальной гидронимии XVII века обнаружилась, но и в монетарной. Елена Глинская (мать Ивана Грозного), как раз рубль в сто копеек и сделала в своё правление. См. статью, почему гривна и рубль - от гривы, то есть волоса, а точнее - рыбы. Время ухлопал, но с другой-то стороны, "волосатика" я нашёл! А без Велеса продолжать расследование по "Делу СЛОВА" было бы занятием бессмысленным. Каким оно мне видится на сегодня в целом, это моё пустое времяпрепровождение. Востребованным станет нескоро. Ну, не знали россияне о том, почему царя ихнего московского на памятнике Тысячелетия нет, и жили спокойно, и ничего не изменилось, да и не изменится при теперешней власти в России. Ивана Грозного кинули и те, и эти... Так получилось, что краеугольный камень истории упёрся в него. Романовы не сочли нужным его фигуру наблюдать на памятнике Тысячелетия, кинули обломок Перуна под сапог Крестителя и будет... помахали кулаком Велеса после драки и станется. Всё, забыли про Ваню, и, чтоб имя его ещё 1000 лет, не вспоминать!
А вот то, что Велеса - волосатика и грязнулю нашёл, это большой плюс, великое подспорье для любого исследователя бесценного памятника древнерусской литературы.
Первые ассоциации слова - хорс - с лошадью, гривой, обычаем хоронить князя с конём ("чёрная могила" в Чернигове), также этимологические кур/чур, возносимые к солнцу, это и болота в топонимике, и национальная валюта, но рыба...? Подобного размаху в обширности понятий не ожидал. Хорс и Велес одно и тоже, один бог, а вопрос остался. Решая тождество, кто из них на памятнике за спиной Рюрика? Если бы не кулак, можно подумать Хорс. Тогда он может быть рядом с Уткой и князьями ВКЛ? А вот это - версия и вариант, который можно оставить для обсуждения, если на памятнике нет ни одного Игоря, мог ли там быть Даждьбог? А вот Хорс, вполне.
01.02.2025, Санкт-Петербург
Гривна от гривы, а грива от рыбы?
http://proza.ru/2025/01/30/1582
Пересвет и Ослябя в Задонщине
http://proza.ru/2025/01/28/1443
Стрибог и слово
http://proza.ru/2024/11/09/1725
Хорс и Лыщичи этимология
http://proza.ru/2023/12/14/766
Свидетельство о публикации №225020102135