Успешность практики

Эта заметка из проекта 3, коротко обо всех моих проектах – в обновляемом резюме на моей странице портала proza.ru, коротко о каждом из них – в обновляемых Предисловиях.


Как любопытствующий дилетант, «путешествующий» по разным областям знаний, я наблюдаю за научными исследованиями конкретных явлений на стыке науки и религий через призму продолжающихся палеоконтактов. Одна из типичных форм публичной активности ученых – это конференции. Соответственно в поле моего внимания попала конференция, на которой выступали ученые, за исследованиями которых я наблюдаю в рамках этого проекта, о некоторых я уже писал раньше

Получасовое сообщение Е. В. Кокуриной «Особенности интервью и опроса при исследовании медитаций у практикующих монахов» на 5-й международной конференции «Тибетология и буддология на стыке науки и религий» (11-12.11.2024, ИВ РАН, фонд «Сохраним Тибет»/ фонд «Наланда»; ее содокладчики: Бойцова Ю.А., Жиронкина Ю.С., Нгаванг Норбу, Лодой Сангпо; savetibet.ru.), мне было интересно тем, что она очень отчетливо показала, насколько непростым является отбор так называемых «однородных групп практикующих», которые затем изучаются и сравниваются.

Один из ключевых моментов отбора – успешность практики. Ведь изучать имеет смысл только тех, кто успешен…

Основной научный результат российских ученых в 2022 г. состоял в том, что тантрическая медитация влияет на один из базовых механизмов функционирования мозга [1].  Для того, чтобы получить этот результат, надо было сначала отобрать «однородные группы испытуемых», оценив успешность их практики, что, согласно Е.В. Кокуриной оказывается очень не простой задачей. Ее итоговый вывод, который она упомянула в начале и привела в конце, прост и, я бы сказал, даже несколько драматичен, т.к., оказывается, у них нет стандартного психологического опросника: «4. Однако при исследовании и опросах монахов, практикующих высшую йога-тантру, стандартные опросники и психологические тесты могут не отразить глубину и уровень успешности медитации. Требуется дальнейшая методологическая работа». Может быть, они доведут эту работу до конца, защитят выработанный опросник и опубликуют его.

 Если читателю (нице) интересны подробности, то предлагаю посмотреть первоисточник. Я же сейчас хочу обратить внимание на интересный пример успешности практики туммо, который привела Е.В. Кокурина. Попутно замечу, что связь исследований туммо с основным проектом по изучению тукдама, которым руководит академик РАН С.В. Медведев, мне не ясна. Туммо – это туммо, а тукдам - это тукдам. Мне не известны, сообщения о том, что туммо является необходимым условием тукдама, т.е. для того, чтобы достичь тукдам практикам сначала надо реализовать туммо.  Однако, академик С. В. Медведев с коллегами заинтересовались туммо и решили померзнуть в высокогорных монастырях, где живут практикующие туммо буддийские монахи. 

Успешность практики туммо, конечно, легче определить, чем практики, ведущей к тукдаму, т.к. монахи туммо поднимают температуру своего тела так, что на морозе могут сушить мокрые полотенца на своих голых спинах. Термографы ученых фиксировали повышение температуры на 4.5 градуса. 36.6+4.5=41.5 – оставляю это число без комментариев. По свидетельству практиков нужно около часа, чтобы после туммо привести температуру в норму.

Российским ученым повезло, т.к. с ними работал наставник монахов по туммо. Когда его спросили об успешности его практики, что является стандартным вопросом после каждой сессии по измерению параметров состояния практика во время медитации, то он ответил, что после первой реализации туммо в 1997 г. его практика всегда одна и та же, т.к. огонь туммо с тех пор всегда с ним и он им управляет.

Здесь я коснусь табуированной темы, которую, насколько я понимаю, не обсуждают серьезные, солидные, респектабельные люди, которые хотят, чтобы их считали таковыми, как можно дольше и как можно большее количество людей. Я слышал, что практика туммо связана с подъемом кундалини. О ней я упоминал в [2], т.к. Эва Натанья, главная героиня той статьи, не рекомендовала «просто так» активизировать кундалини. В [2] я задал вопрос о том, всегда ли она связана с огнем? Для Страны Снегов (одно из названий Тибета) это понятно, т.к. высоко в горах, куда забираются монахи тибетского буддизма в поисках уединения, холодно и мало дров.

Но если спуститься с гор, поехать в Индии южнее, то там круглый год лето, жара. Там внутренний огонь для согрева души и тела не актуален. В тропиках Природа так щедра, что листик дерева, который в средней полосе России с миллиметр толщиной, там чуть ли не сантиметровой толщины. В связи с этим может быть не случайно, что Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи? Все деревья живут за счет того, что работают мощными насосами - тянут воду с минеральными веществами из почвы и до самых верхних листиков. Только не надо спрашивать у буддистов, поднял ли Будда Шакьямуни кундалини с помощью дерева бодхи, они вас засмеют, сказав, что эта ерунда не имеет отношения к Будде, которого они почитают выше индуистских богов-творцов мира. Он же постиг саму пустоту, он не занимался всякой фигней. Тем не менее кажется очевидным, что дерево вряд ли может справиться с огнем и поэтому может быть кундалини в этих условиях лучше стать чем-то другим?..


[1] Кукаров А.Ю. Российский итог 2022 г. в исследованиях тукдама. Проект 3, proza.ru.
[2] Кукаров А.Ю. Эва Натанья и самадхи. Проект 4, proza.ru.


Рецензии
Автокомментарий

В «О ходьбе» я писал о том, что способность к левитации «вшита» в нашу способность самостоятельно целенаправленно двигаться, т.е. ходить. Школьная физика там напомнила, что действие силы гравитации должно быть компенсировано другой силой для того, чтобы йог мог левитировать, и что эта сила должна совершать работу по его перемещению. А для совершения работы нужна энергия, продолжая использовать эти базовые понятия школьной физики, естественно озадачится вопросом о том, откуда она берется для левитации. В «О ходьбе» я предположил, что из биосферы, для проверки чего могут быть проведены эксперименты.

В деревьях сила их Жизни действует против гравитации самым прямолинейным образом. Наверное, не случайно, что благодаря силе жизни дерева бодхи, которая помогла Будде Шакьямуни достичь просветления, он провозгласил учение об освобождении от страданий для всех ощущающих существ.

Однако, согласно современной космологии, в этой Вселенной есть еще одна сила, которая в ней действует против гравитации – это темная энергия ее расширяющая. Т.е. постоянно добавляющая во Вселенную все новое и новое пространство. Буддийская антропология различает в человеке ум, речь и тело, насколько я понимаю, речь соответствует первоэлементу пространства. Сила Дерева Жизни и сила темной энергии – это одно и то же или нет?

Стадный инстинкт похож на гравитацию, а оседлый образ жизни человечьих стад, занимающихся земледелием и скотоводством, породил государства. Стадный инстинкт не в последнюю очередь связан с половым диморфизмом и соответствующим ему непартеногентическим размножением. Как я выяснил благодаря биологу-просветителю А.Маркову, мы тут размножаемся не партеногенезом, т.е. не сплошь "непорочным зачатием", потому, что среда довольно быстро менялась. Если бы среда не менялась, если бы даже одноклеточных не донимали паразиты, то мужчинов на Земле не было бы… А то, что сила Жизни «рядом» с сексуальной силой, знают все взрослые люди.

Александр Кукаров   06.02.2025 18:58     Заявить о нарушении