О дискотеках и демографии

Есть в серьёзной классической музыке  такие произведения, слушая которые, думаешь: когда же «это» кончится. А в несерьёзной  есть такие,  когда хочется, чтобы они не кончались.
             Случайно ли песни длятся, как правило,  3-5 минут? Во всём мире  композиторы  заметили, что такая продолжительность отвечает естественному свойству человеческой психики.
Это, примерно, тот  самый оптимальный размер для полного развития человеческих эмоций от прелюдии до экстаза…
В  наслаждении  музыкой есть  что-то  подобное самому большому и сильному из естественных наслаждений.
Не случайно многие великие композиторы вдохновлялись на свои произведения любовными страстями.  Например, И.Дунаевский  славился своей любвеобильностью.
Творческой плодовитостью он славится ещё больше.
 По количеству песен  его вполне  можно сравнить с «Битлз».
Но Дунаевский был один, а их четверо…

Говорят, что музыка  «Битлз» послужила развалу СССР.
Гораздо более бесспорно мнение о том, что творчество И.Дунаевского послужило становлению  СССР.      
Мало кому известно, что Дунаевский тему многих своих мелодий заимствовал из … культуры США.
Во всяком случае, это утверждает его сын, Максим.
Получается, что  весь пафос советских песен той эпохи  пахнет «нерусским» духом? 
И этот дух нравится народу!

Песни Советской эпохи с новой силой зазвучали в лихие года Перестройки.
И.Дунаевский и все его коллеги по культурному цеху сталинской эпохи невольно стали, в какой-то мере, обличителями «культурной» революции перестройки: на фоне старых «душевных»  песен пустота и уродливость перестроечной эстрады  становилась ещё заметней.
               Насколько искренен был композитор, сочиняя свои жизнеутверждающие и жизнерадостные произведения?
Можно поставить вопрос и по-другому: а насколько подлинным был весь пафос советских песен? Не является ли он продуктом изощрённой пропаганды, которому верно служили деятели культуры, и, в том числе, И.Дунаевский?   
Технология воспитания  советских граждан заимствовала всё лучшее из многовековой практики религии, включая песнопения и поклонение мощам святых.
Все фильмы с песнями И.Дунаевского сделаны по образцу голливудской фабрики грёз.
Неужели из США и Голливуда может происходить что-нибудь хорошее?
- «Ещё как может» - ответили своим творчеством советские поэты, композиторы и кинорежиссёры. До сих пор их произведения «крутят» для поднятия духа по праздникам и в трудные дни политических осложнений.
         
                Родителей, которые рассказывают своим детям сказки, никто не обвинит в искажении реальностей.
А над властью, которая поощряет «фабрики грёз», висит подозрение в коварстве.
Будто бы, она «вкрадывается»  в доверие к своим гражданам, всячески поощряя в них детскую наивность и простоту, чтобы потом, при случае, ею «злоупотребить».
А что тогда говорить о власти, которая потворствует самым низкопробным песням, запрещая петь о том, чем болит душа?
Оказывается, есть в истории прецедент, когда в одной европейской стране  даже цыганские песни использовали для привлечения на воинскую службу.

Интересно и то, как джаз превращался из «музыки толстых» в советскую эстраду.
 Нарком Луначарский объявлял  джаз угрозой советской морали, но его строго поправили.
А вот некоторые образцы советской «серьёзной» музыки назвали «сумбуром вместо звуков».
У российской дореволюционной элиты в большом почёте были цыганские песни.
Но с джазом конкурировать не могли и цыгане.
Как говорят, во время концертов Л.Утёсова в городах снижалась преступность.
То же самое позднее говорили  про советских хоккеистов.
  Труд деятелей культуры даже в те трудные времена  оценивали очень щедро.
Вполне можно сказать, что культура и музыкальное искусство были куплены дорогой ценой.
Власть хорошо понимала, какое значение имеют для психологического климата в стране хорошие песни.

Разрешение  П. Маккартни дать концерт на Красной площади в Москве  стало более чем символом признания славы «Битлз». Это событие стало торжественным окончанием  давнего спора о том, является ли джаз- и рок-музыка   угрозой морали.
Это было признание того, что с Запада в Россию может приходить что-то  такое хорошее, чего она сама рождать по каким-то причинам не может. Сам Запад успешно переболел подозрением в рок-музыке происков дьявола и диверсии коммунистов.
              Бывший «битл», наречённый званием «композитор века»,  стал гостем президента России. 
Спел ему  одну из своих лучших песен…
         Прошло всего 20 лет.
 П.Маккартни  удалил песню «Back In The USSR»  из своих концертов, размахивал флагом Украины на сцене под бурные аплодисменты зрителей.
В Москву его, скорее всего, в ближайшее время  приглашать не рискнут, чтобы не получить отказ.

В наши дни российские деятели культуры возомнили о себе такое, на что в эпоху Дунаевского и Лебедева-Кумача мало кто осмеливался.
Рядом с президентом страны на концерте П. Маккартни в Москве сидел А.Макаревич. 
С кем попало рядом президент не будет сидеть…
И вдруг, спустя несколько лет,    лидер «Машины времени» называет  чертой нашего времени
«Обстановку унылого тотального вранья, с которым все смирились»!
Теперь  за свои  мнения о политике  он объявлен инагентом.
Перечень инакомыслящих деятелей культуры такой, что уже нельзя сказать, что стадо культуры портят всего  несколько овец.
Можно утверждать, что у нас  сейчас нет песен, которые бы пела вся страна.
И более того, Ю.Шевчук  считает, что « Если раньше нас глушили маршами, сейчас нас глушат попсой. … когда рок-н-ролл так же запрещали, запрещали искренность, проблемность - это все не нужно оказывается в очередной раз».
Возможно, «попса» - это не диверсия против нравственности, а просто закономерность, по которой свято место пусто не бывает. Но лидер группы «ДДТ» верно заметил, что искренность и проблемность в искусстве попали под запрет.

Может быть,  песни эпохи И. Дунаевского – это тоже «попса», только несравнимо более высокого качества, чем та, о которой говорит Ю.Шевчук?
У Дунаевского был дар интерпретировать мелодии под традиционные мотивы любой народности. Вот и стали считать его песни русскими народными.
И никто на него не в обиде.
«С кем вы, мастера культуры?» - вопрошал когда-то М.Горький.
Сегодня мастера культуры ответили на этот вопрос.
Часть  граждан отреклась от своей недавней любви к ним, присоединившись к кампании их развенчивания вплоть до дискредитации морального облика и желания пригвоздить к позорному столбу.   
      
  Почему же Советская власть могла привлечь на свою сторону талантливых мастеров культуры, а нынешнюю обвиняют в создании  обстановки «унылого тотального вранья» и «святой лжи»?
То  воодушевление, которое сегодня  есть, можно сказать,  держится на старой  советской «закваске»: не случайно в последнее время стали чаще показывать   фильмы и слушать песни той эпохи. Настолько чаще, что уже раздаются голоса упрёков тем, кто беззастенчиво  «крутит» их и мастерит низкопробные ремейки.
Не случайно и то, что пустоту на святом месте культуры пытаются  заполнять «голыми вечеринками».
Не случайно М.Шукшина, говоря о деградации и разрухе в нашей культуре,  вспоминает  эпоху, когда искусство принадлежало народу, но работало под руководством партии.
Настораживает и то, как лихо сегодня деятели культуры «переобуваются» в полёте своих мыслей.
Например, Н.Михалков, который в молодости бодро «шагал по Москве», позже, утомлённый солнцем и послеобеденным сексом в своём фильме про культ Сталина,  был доверенным лицом Б.Ельцина, а теперь изгоняет бесов с экрана ТВ.
        М.Шукшина ни в чём «таком» не замечена, но не всем   верится, что её выступления не являются частью сценария со счастливым финалом, где  «политбюро» правящей партии, отвечая на запрос нашего времени и своих граждан,  объявит  новый вариант советского соцреализма.
Мы, может быть, ещё даже не подозреваем, под какие песни, в какую сторону  и какой ценой  мы будем идти вперёд…   
 
От  И. Дунаевского  были «без ума»  не только женщины, но и многие граждане  той страны.
В какой-то степени, благодаря его удивительно душевным песням в то тяжёлое и трагическое время «жить стало веселей».   Они  и сегодня кажутся  чудом.
Но, как говорил один известный раввин, «чудо надо заслужить».
А пока, в тревогах затянувшегося ожидания новых песен о главном, люди ещё пытаются не впасть в ступор под впечатлением от противоречивых высказываний о духе нашего искусства и времени.

Лет сто тому назад Г.Уэлс , описывая  в книге «Россия во мгле» картину «непоправимого краха» и «грандиозной катастрофы», привёл цифры рождаемости «среди «глубоко удручённого населения»: 15 человек на тысячу населения.
В 2024 году, по данным статистики, рождаемость  среди вполне сытого и ничем не удручённого населения России составила  8,5- 9,5 человек на тысячу населения...
С одной стороны, такая тенденция сложилась во всех передовых странах мира.
А с другой, и Госдума и президент не скрывают тревоги от угрозы падения в демографическую яму.
С трибуны Думы прозвучало  предложение  устраивать дискотеки в школах, чтобы стимулировать  рождаемость.  Не удивимся, если предложат допустить на дискотеки элементы «голых вечеринок».
Невольно вспомнилась история на танцах в каком-то ВУЗе, где на телефон записали групповое изнасилование девушки, а ТВ России транслировало эту запись, как бы говоря: «Ай-я-яй..».
             И под какую же музыку наши школьники будут «танцевать» своих одноклассниц?
 У Дунаевского  здесь шансов на успех мало. А если выбор репертуара пустить на самотёк, могут выбрать  А.Пугачёву,  «Битлз»,  «Земфиру»,   «ДДТ» и А.Макаревича...
И тогда дискотеки могут стать рассадником неправильных  настроений…

Не говоря уж о том, что во всех странах с проблемой подростковых беременностей пытаются бороться.
Призыв исправлять демографию ранними браками – это страшнее и преступнее, чем снижение призывного возраста. То, что такой призыв мог прозвучать  и стал всерьёз обсуждаться – это страшный диагноз системе власти, которая что-то говорила о нравственных скрепах, а теперь призывает  подростков рожать детей.
О повышении рождаемости рассуждают, как о росте поголовья скота.
Детям, конечно, ещё не говорят открыто, чтобы они начинали «трахаться» с 15 лет…
Но уже появилось сообщение, что в Орловской области первые 40 школьниц ждут обещанных им за рождение ребёнка 100000р.
Получат, и запоют:
«…Сердце, как хорошо на свете жить!
… Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!».
Пусть у Думы болит голова о том,что делать с законом, запрещающим соблазнять несовершеннолетних.


Рецензии
Черт, хорошо написано. Слог легкий, мысль ясная, тема серьезная. Жму руку, коллега.

Алекс Русс   08.02.2025 11:30     Заявить о нарушении
Всё приятно слышать. Но смущает, что в порыве удовлетворения Вы поминаете чёрта.

Геннадий Гаврилов   08.02.2025 15:20   Заявить о нарушении
Ну, восклицание "блин" было бы хуже🤗

Алекс Русс   08.02.2025 15:30   Заявить о нарушении
"...Мы открываем "Евангелие от Фомы" и переходим к десерту - обещанному освещению "основной ошибки".
А "основная ошибка" кроется в "основном инстинкте". И конечно, многим это придётся не по вкусу - как наркоману не по вкусу лишение его привычного "наслаждения".
"97. Не давайте того, что свято, собакам, чтобы они не бросили это в навоз. Не бросайте жемчуга свиньям, чтобы они не сделали это..."

То, что Фома был ближайшим (самым ближним) к Иисусу, следует из отрывка
14:
"Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.

И он взял его, отвел его и сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им:

Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите их в меня, огонь выйдет из камней и сожжет вас. "
То есть Иисус доверял ему больше чем остальным и видел такой потенциал, которого не видел ни в ком из апостолов. Ведь им он ничего такого не сказал - три слова так и остались для них тайной.
Для автора данной статьи эти три слова тайной уже не являются. Но сказано далее:
"21. Если вы у меня ученики и если слушаете мои слова, эти камни будут служить вам."

Нет сомнений в древности данного текста. Кто-то, возможно, и не увидит ничего нового - а кто-то откроет для себя настоящего, живого - а не мумифицированного и позолоченного сверху Иисуса "богословов" - Того, призывавшего уйти от двойственности "Я" и "не Я", говорившего с уровня Адам ха-Ришон - того Адама, который ещё не заснул и не увидел во сне "операцию по его разделению". "Первородный грех" - это корневая Ошибка Адама, состоящая не в кусании плода, а в том что он потерял бдительность и свой сон воспринял как реальность. И как реальность принял "изготовление Евы" и все прочие последующие неприятности - так и не проснувшись после "наркоза". Именно эта "ошибка Адама" привела к тому что, современным языком, сознание Адама поразил вирус, после чего оно стала делать ошибочные выводы и выдавать неверные команды.
Мы знаем, как вирус, лихорадочно размножая себя, губит весь организм..."

http://stihi.ru/2025/03/13/1481 "Опиум для народа"

Ал Ор   20.03.2025 15:07   Заявить о нарушении