Глава первая. Остров на море лежит...
Полощутся Соловки на беломорских ветрах, переливаясь всеми красками жизни, и шелестят свои истории всем, кто хочет их слышать."
(Олег Кодола. "История Соловецкого архипелага")
Дорогие читатели!
Не влюбиться В Соловки, наверное, можно. Но отнестись к ним равнодушно нельзя.
Вот и меня ярчайшие впечатления от недельной поездки поразили и изумили. А ещё заставили задуматься о многом.
Например, о том, почему мы почти не знаем историю Русского Севера, Великую в героизме её "делателей" и в ужасе нечеловеческих страданий её мучеников.
Поэтому, не желая соглашаться с горьким утверждением Великого Поэта о нашей лени и нелюбопытстве, вернувшись домой, я влезла в соловецкую тему.
И так хочется, чтобы кто-то из прочитавших мое повествование, следующим летом...
тоже отправится на удивительную Планету Соловки.
Глава первая.
Маловатая часть матушки России в полутора сотнях километров от Полярного круга. Расположенные на Белом, или как его называли наши предки "Студеном" море шесть крупных островов и более сотни мелких покрыты северной тайгой, болотами и лесотундрой. Центр - Поселок Соловецкий. Постоянного населения - 900 человек. А вот людской поток плывущих и едущих сюда не иссякает уже несколько веков. В последние годы паломников и туристов ежегодно, точнее, ежелетне, бывает до сорока тысяч человек.
Удивительный мир Соловков полон мифов, догадок, гипотез. Даже по поводу названия нет однозначной версии.
Ученые - топонимисты уверяют, что источником является саамский язык, где «сулле, суоллы, суоллэ, сыллы» — острова, «суол, сыэл, сыэлай» — остров, а «суоленч, суолгиш, суолнеч» — небольшой островок.
Но многие серьезно считают, что вся соль в "соли", которую на островах добывали, ведь концентрация соли в Белом море очень высокая – двадцать семь граммов на литр. Значит от соли?
Как же тогда быть с гипотезой о том, что название произошло от промысловиков: со-ловки - совместное место лова рыбы и морского зверя, не закрепленное ни за кем?
Есть и совсем уж романтичное предположение, что во всем виноваты соловьи. Хотя какие соловьи на северной земле? А, может быть, всё-таки были когда- то давным — давно?
Мне же больше других нравится "туманная" версия, ведь с моря острова почти всегда окружает туман. А "соловый" означает туманный, белёсый.
***
В конце июля железнодорожная станция Кемь (бывший Рабочеостровск) встречала нас солнцем и теплом. А Белое море - почти безветренной бесконечной синевой.
Катерок неспешно двигался к месту слияния неба и моря. Картина кажущейся безмерной пустоты и свежести обнимала и убаюкивала. Только чайки стремительно резали воздух и падали, торопясь схватить куски хлеба, качающиеся на волнах.
Часа через два на горизонте появилась узкая темная полоска. Постепенно то ли из морской, то ли из небесной пучины сказочным кораблем выплыл остров с величественными каменными стенами монастыря и снежно-белыми церквями.
Зрелище оказалось невероятно похожим на ту, детскую картинку из бессмертного пушкинского:
- Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами...
А ведь Александр Сергеевич бывал на Соловках. А вдруг Гвидонов остров навеян ему этим же видением? Кто знает… Но спустя двести лет и мы восхищаемся и замираем от явления великого рукотворного чуда.
У Святых ворот монастыря нас ждала экскурсовод местного музея не в привычном для посещения храма платке, а почему-то в вязаной шапке — колпачке, что я объяснила её юным возрастом. А зря.
Оказалось, что шапка летом в Соловках — самое то, потому что полуденное тепло к вечеру резко сменяется неуютным ветреным холодом. И средняя температура самого теплого месяца июля — плюс двенадцать.
Старательная питерская студентка начала рассказ с того, что летом 1429 года, на безлюдный остров Анзер для молитвенного уединения прибыли старец Савватий из Валаамского монастыря и молодой инок Герман с реки Выг на Карельском берегу, где он вел жизнь отшельника. Установили поклонный крест и основали первую пустынь.
А мы добавим, что, по мнению ученых, история освоения Соловецкого архипелага насчитывает около семи тысяч лет. Да, и в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких упоминается, что на островах "морстии" пловцы обитают», то есть рыбачат местные племена.
Первые же упоминания о грабительских набегах норвежцев, викингов, норманнов и особенно шведов на обитаемые берега Белого и Баренцева морей содержатся в исторических документах девятого века.
По мере развития и укрепления европейских государств и Новгородской республики между ними усиливается борьба за власть на северном Поморье. Одержавший победу Великий Новгород всячески способствует развитию артелей русских солеваров, рыбаков, охотников, лесорубов. И, конечно, распространению православия среди аборигенов и переселенцев.
При поддержке властей русские иноки ищут здесь уже не только "безмолвного жития”, они занимаются миссионерской и богослужебной деятельностью.
Одиночные кельи объединяются сперва в небольшой пустыньки — монастырьки. Те, что расположены наиболее удачно — рядом с рекой или озером и доступны для общения с живущими в округе, разрастаются в крупные монастыри.
Но процесс монастырской колонизации идет медленно и трудно. К пятнадцатому веку на Русском Севере насчитывалось не более десятка православных монастырей.
Именно в этот период, за пятьдесят лет до присоединения Великого Новгорода вместе с Русским Севером к Москве, иноки Савватий и Герман пришли на Соловецкие острова. Через шесть лет отшельничества они "ради потребы" покинули остров. После смерти Савватия Герман возвращается на архипелаг с палеостровским постриженником Зосимой, и вместе они основывают новую пустынь уже на Соловецком острове, между бухтой Белого моря и небольшим пресным озером.
Какой же неизвестный поэт придумал эти прекрасные названия - Святое озеро? Бухта Благополучия? Кто помог монахам в выборе идеального для защиты от любого нападения и обеспечения водой места?
Оказывается, Зосима - уроженец Поморья, человек энергичный и предприимчивый. Наверняка была и поддержка властей, и, скорее всего, прямой посыл.
"Житие" же, считая Зосиму и Германа исполнителями Божьей воли, рассказывает о наказании жены рыбака — корелянина, попытавшегося завладеть островами после прихода туда иноков. В память об этом событии гора рядом с местом наказания названа Секирной, а в часовне, что рядом, можно увидеть фреску с изображением двух ангелов с розгами в руках и сидящую на земле женщину.
На вершине Секирной горы поставлен каменный храм с маяком на верхнем ярусе. Ежегодно, с середины августа до середины ноября маяк зажигается и сейчас. Отсюда, с высшей точки Соловков, открывается невероятно величественный бескрайний вид на Белое море и прибрежные леса.
Но когда стоишь на смотровой вышке, думается не только об окружающей красоте...
В двадцатом веке, в пору репрессий, на Секирке находился штрафной изолятор для заключенных ГУЛАГа. Здесь мучили и убивали людей. Ниже я попытаюсь, как сумею, рассказать о том, как Соловки хранят эту страшную память.
Пять же столетий назад Соловецкая пустынь быстро пополнялась учениками и помощниками Зосимы.
Монахи активно обращали в православную веру местных язычников- саамов и лопарей, поселяясь среди них, изучая их язык, занимаясь просвещением. Кроме прямых обязанностей, ловили рыбу, осваивали варку соли, охотились.
После строительства новых келий и хозяйственных служб был возведен Спасо-Преображенский храм с церковью Успения Пресвятой Богородицы и трапезной. Нередкие пожары, случайные или намеренные, уничтожали деревянные постройки. Но за двадцать шесть лет игуменства Зосимы из малой пустыньки вырос Соловецкий монастырь, крупный духовный центр Северного Поморья.
В августе 1468 года Новгородское вече в ответ на челобитие " игумена и всех старцев Святаго Спаса и святаго Николы с Соловчевъ с моря акианя» утвердило грамоту о пожаловании Соловецкому Монастырю всех земель на архипелаге и десятую часть всей добычи от пришлых людей.
Присоединение Новгородской земли к Московскому государству в 1478-м году усилило процесс монастырской колонизации северных территорий. Уже через год Соловецкому монастырю была выдана жалованная грамота великого князя Ивана Васильевича и его сына Ивана Ивановича на владение всеми землями Соловецкого архипелага, а при Василии Третьем добавилась и несудимая грамота, подтверждаемая всеми последующими царями вплоть до Василия Шуйского.
Присвоение Соловецкому монастырю высшего статуса "ставропигиального" сделало его не только независимым от местной епархиальной власти, но и дало право политического управления всей северной Карелией.
Дальнейший расцвет обители связан с деятельностью игумена святителя Филиппа, в миру Федора Колычёва.
Продолжение : http://proza.ru/2025/02/10/300
Свидетельство о публикации №225020701720
Анна Дудка 09.02.2025 08:46 Заявить о нарушении
Рада встрече. Очень!
Людмила Лунина 09.02.2025 21:53 Заявить о нарушении