Глава вторая. Гений. Великомученик. Митрополит

Святитель Филипп.
 
Образ   Фёдора Степановича Колычёва (родился в  1507-м, скончался  в 1569-м году)  церковь   трактует   однозначно  благолепно. Это понятно.  Однако его реальная жизнь  полна разных событий и деяний.   

Оказывается, знатный род   Колычёвых известен с тринадцатого века.     Многие из принадлежащих к нему бояр жили  в Великом Новгороде, где, по одной из версий,  и родился Федор.
Отец - Степан Иванович, умный и осторожный политик,   был в Москве    воеводой  у Василия Третьего и  дядькой его младшего сына Юрия.  О матери  Варваре известно только,  что была она женщина добропорядочная и что   овдовев,  приняла монашеский постриг  под именем Варсонофии.

  Многие источники  указывают на то, что Федор  тоже  служил при великом князе  Василии Третьем  или при его брате Андрее Старицком -  самом младшем   сыне Ивана Великого и Софьи Палеолог.  А  Старицком, потому что   по завещанию отца получил город Старицу и другие уделы.
  После кончины  Василия Третьего власть перешла в руки его вдовы Елены Глинской, матери малолетнего царя Ивана Четвертого (будущего Грозного). Согласившись на это, Андрей Старицкий потребовал у Глинской прибавления земель, но получил отказ.
В 1537-м году Глинская  отдала приказ о его  аресте за подготовку заговора, но Андрей   бежал из Старицы и стал собирать войско из  дворян и "детей боярских" (низший разряд служилых людей), чтобы   захватить Великий Новгород и  противостоять Москве.
Мятежное ополчение  было настигнуто ратью Оболенского, фаворита Глинской, и   Андрей согласился сдаться, если ему позволят оправдаться. Однако  в Москве  был заключен  в тюрьму, где  вскоре умер.  Пытки и казни ждали и его  сторонников, тридцать из которых  повесили на Новгородской дороге.  Шестеро повешенных являлись родственниками Колычёвых.

Житие связывает  исчезновение Федора из Москвы в  со стремлением посвятить себя церкви. Но более вероятной   причиной побега считается   боязнь расправы за участие в заговоре     Старицкого. 
Непонятно,  был сбежавший    пастухом у какого-то северного крестьянина или прятался   у новгородских родственников и друзей, но в Соловецком монастыре он появился, скрывая свое знатное происхождение,  после опустошительного пожара 1538-го года.  Приняв монашеский постриг    под именем  Филиппа, несколько лет занимался тяжелой работой в монастырских службах. И только через десять лет   был  избран игуменом Соловецкого монастыря.

Тем временем после смерти Елены Глинской  московский престол  занял   её сын Иван Четвертый,  и     активную роль в дворцовых интригах  стал  играть  сын Андрея Старицкого Владимир.
Когда   царь опасно занедужил, многие из  придворной знати,  отказываясь присягнуть его сыну-младенцу Дмитрию, называли претендентом на царство  Владимира Старицкого. И после смерти Дмитрия Иван Грозный   указал его наследником престола,    обязав  жить   в Москве, чтобы был на виду.
Через несколько лет, получив  донос о заговоре во главе с Владимиром Андреевичем и его матерью,  царь заставил   её  принять монашеский постриг, а Владимира не тронул. Однако во время  Опричнины,   тот  был отослан якобы на войну, но по дороге  арестован, оговорен в намерении отравить царя и убит. По основной версии, его  вместе с женой и дочерью заставили выпить яд на  царской трапезе.

 А  Филиппа  Колычёва  Иван Грозный  за прошлые грехи простил. Для развития Соловецкой обители и обороны Поморья  он  жалует монастырю многие северные земли и  десятки соляных варниц,  разрешает беспошлинно продавать зерно и  соль,  дарит монастырю многочисленные предметы драгоценной церковной утвари и вкладывает в строительство обители  громадную по тем временам сумму денег. Благодаря  царской помощи,  поддержке родни Филиппа  и других бояр, монастырь ожил.

   Но главными творцами Соловецкого  чуда стали русские люди,  которыми почти двадцать лет руководил  именно  он, удивительно  талантливый, просвещенный и энергичный   Федор Степанович Колычёв. Не зря его называют русским Леонардо да Винчи.
Формирование историко-культурного и природного комплекса Соловецких островов с его – ансамблями  культовых, жилых, хозяйственных, оборонительных, гидротехнических сооружений, дорожными сетями   происходило  с  шестнадцатого по двадцатый века.
Жаль, что здесь невозможно перемежать словесное описание     хотя бы с  изображениями.  Ими, конечно, переполнена сеть, Но, честно говоря,  картинки и даже видео  лишь частью  передают  то, что ты видишь наяву.
Центральный ансамбль монастыря    потрясает сразу и навсегда. От его  необъятного величия,  суровой красоты и гордого покоя сперва захватывает дух.  И тут же возникает ощущение  собственной  какой-то микромалости.

Первый монастырский каменный собор возведен при игумене Филиппе  всего за пять лет.  Кроме Успенской  церкви, здесь разместились  Трапезная и Келарская палаты. Причем  Соловецкая Трапезная –  одностопная палата   с основанием  из многотонных  гранитных валунов и  стенами  из кирпича соловецкого производства. Она -  вторая по величине после Грановитой палаты в Кремле,
Самым же крупным и монументальным сооружением  монастыря  является  следующий, построенный за восемь лет Спасо-Преображенский собор, ставший  в то время самым высоким строением в Российском государстве.
Весь мощный храмовый комплекс, похожий на  неприступный средневековый замок, со стенами  толщиной от трех до пяти метров, с погребами для хранения  пороха, свинца и холодного оружия был идеально приспособлен для длительной обороны.  Крепостной стены вокруг монастыря ещё не было, и учитывая возможность прорыва врага, соборы  соединили подземным ходом,  пробитым в скальном грунте.

По приказу  Колычёва  происходит гигантские преобразования   природного окружения Соловецкой обители.
На Большом Соловецком острове прокладываются дороги  и  строится сложнейшая гидротехническая система: все семьдесят два соловецких озера, расположенные на разных уровнях, соединяются протоками. Вытекающая из них пресная вода  направляется в Святое озеро и   по подземному каналу  подается на территорию монастыря. В качестве водопроводных труб внутри монастыря  используются  высверленные стволы лиственниц, которые  можно увидеть и сегодня в монастырском дворе. Образовывавшиеся хозяйственные стоки по отдельному  тоже подземному каналу сливаются  в Белое море.
Поступающая вода использовалась на хозяйственно-бытовые нужды и приводила в движение водяную мельницу, на которой  зерно перемалывалось в муку, а также была установлена толчея для размельчения дубовой и березовой коры, служившей для выделки кож.
Позднее сгоревшую деревянную сменила сохранившаяся по сей день каменная мельница. В течение нескольких столетий  система водоснабжения была настолько надежной, что во время знаменитого восьмилетнего Соловецкого сидения блокировавшие монастырь стрельцы не смогли вывести ее из строя.

  Монахи  строят кирпичный и гончарный заводы, возводят кузницу для  изготавливания  оружия и хозяйственного  инвентаря и даже  перегораживают одну из губ острова, превращая ее в садки для выращивания рыбы.
Для работы  соляных варниц  у стен монастыря  устраивают  литейную, где изготавливают противни для солеварен (црены) и отливают небольшие колокола.
Создают на острове молочное хозяйство, разводят северных оленей и открывают кожевенный завод для обработки оленьих шкур.
Организуют промышленный лов тюленей и беломорской нерпы, оборудуют  салотопню для вытапливания тюленьего сала и обувную мастерскую для пошива сапог из непромокаемой тюленьей кожи.
При монастыре строят квасоварню и проводят квасопровод: "а тот квас сам сольется со всех щанов …. да и по бочкам разольется само по всем".
На Заяцких островах появляется  первая в русской истории каменная пристань для морских судов.

 За время своего  игуменства Филипп  преобразил облик Соловков, исходя из тех знаний, умений и навыков, которые получил еще "в миру" в своей боярской вотчине. Дальнейшие четыре века его преемники в основном дополняли, подстраивали, перестраивали.

  Тем временем Иван Грозный начинает опричнину — еще без    массовых казней, без разорения Новгорода и предлагает Филиппу стать  первосвященником Русской церкви.
Игумен долгое время не давал своего согласия, но в 1566-м году уступил уговорам царя.   Однако близости по духу между Иваном Грозным и новым митрополитом  Московским и всея Руси не получилось.
Видя беспредел опричников, Филипп в  письме царю  осудил его действия  и потребовал соединения двух частей государства – земщины и опричнины. Царь же потребовал от митрополита не  вмешиваться в государственное управление и заниматься  только митрополией.
Море крови людской, пролившееся на Русь   по вине опричников и царской подозрительности заставило  Филиппа  начать открытое противостояние. Протестуя против разделения земли и  казней,  он  призвал священнослужителей к самоотверженности, чтобы они не молчали и помогли образумить царя:"ваше молчание душу цареву в грех вводит". Но поддержки не получил.
Помня уговор с царем,   писал ему о смирении и вразумлении. Но  раздраженный Грозный, обвиняя митрополита  во  лжи  на опричников,  оскорбляет его,  называя    "Филькой",  а послания  - "филькиной грамотой." И вскоре  "ругательно" сводит его с митрополичьего престола.
Но даже лишенный сана и  помещенный под стражу он  остается несломленным.   А когда   его  ставят в бочку с нечистотами и для устрашения  приносят  отрубленную голову одного из родственников,  митрополит целует  отрубленную голову и  повторяет   обличение опричнины.

   Конечно, он не победил. Да это было и невозможно. Но  прямое противостояние  митрополита самому Грозному становится ярчайшим примером  духовного, гражданского сопротивления опричнине.
Сосланный в монастырь Тверская отрочь Филипп  через два года умирает, задушенный Малютой Скуратовым, посланным Грозным перед походом на Новгород за благословением Колычёва.  В летописи об этом событии написано так: "Филипп митрополит в заточении скончался насильственно, будучи задушен от начальника опричнины Малюты Скуратова и погребен в том же отрочьем монастыре".
Через двадцать один год     после смерти останки мятежного митрополита   были перезахоронены в Соловецком монастыре, а еще через шестьдесят один    Филипп Второй   был официально канонизирован,  и  его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где царь  Алексей Михайлович покаялся перед ними за деяния Ивана Четвертого.
   Соловецкий же монастырь становится   богатейшим культурным и промышленным центром северного Поморья.


Рецензии
Здравствуйте,
дорогая Людмила.

Богатая информация.
Очень много нового узнала.
Спасибо Вам за столь интересное
исследование.
Пробежала тёплая волна воспоминаний
о тех местах.

Душевного вам тепла.
С признательностью
Д.

Дина Иванова 2   10.02.2025 11:21     Заявить о нарушении
Утро доброе, Диночка!
Спасибо большое. Всё взаимно...
Хорошего дня!

Людмила Лунина   12.02.2025 06:29   Заявить о нарушении