Искусственный интеллект и танец жизни

(в продолжение темы "Новый взгляд - Интегративное Поле Жизни (ИПЖ)" http://proza.ru/2025/02/11/1346)

Сегодня тема ИИ, пожалуй, одна из самых не только актуальных (повсеместное внедрение и использование ИИ как в теории, так и технологиях), но и пугающих.  Не секрет, что экзистенциальный страх перед ИИ часто возникает из-за опасений, что машины заменят людей, обесценят нас как личностей, нарушат естественный порядок жизни.

Попробуем переосмыслить эти страхи с помощью теории «Интегративного Поля Жизни (ИПЖ)», включающей в себя следующие уровни взаимодействия: физический, информационный, смысловой и культурный. Что мы получаем в итоге?

Представим себе, что мы стоим на берегу океана. Волны накатывают на песок, стирая следы, оставленные людьми. Вдруг мы замечаем робота, который методично рисует на песке идеальные геометрические узоры. Красиво, но... холодно. А следом возникает вопрос: «Не пойдет ли в своем «творчестве» эта машина дальше, не уничтожит ли она  то, что делает берег по-человечески живым — случайные следы детей, чаек, ракушки и веточки водорослей, принесенные прибоем?» 

Эта, казалось бы, достаточно простая картина на самом деле отражает наш скрытый страх перед ИИ. Ведь если продлить наши рассуждения и задуматься над их основой, то мы обнаружим тревогу - ни боимся ли мы того, что алгоритмы превратят наш мир в безупречный, но бездушный механизм?

А может быть корень и источник страха связан на самом деле не с машинами, а с нами самими, НАШЕЙ природой? Что если посмотреть на ИИ через призму ИПЖ не как на угрозу, а как на зеркало, в котором отражается наша собственная человечность (бесчеловечность?).

1. Физический уровень: ИИ — не соперник, а инструмент. 
Что порождает страх на этом уровне? Что роботы разрушат первозданную природу, превратив Землю в пустыню из проводов. 
Но какова реальность? ИИ работает на электричестве и кремнии, при этом у него нет того, что биофизик Гарольд Берр назвал L-полями — электромагнитным «свечением» живых клеток, которое предопределяют форму и направление развития организмов. То есть, развитие ИИ возможно только в том случае, если в него будет предвнесена воля, смысловая и целевая интенция.   

Например, известный хирургический робот Da Vinci характеризуется тем, что его «рука» точнее человеческой руки - не устанет, она не дрогнет, почувствовав тепло крови. В данных обстоятельствах робот лишь продолжение воли хирурга, как кисть в руке художника. Без человека он просто металл. 

Здесь уместна метафора: ИИ — это ветер, который может наполнить паруса. Но сам ветер не решает, куда плыть. 

2. Информационный уровень: ИИ — эхо человеческого разума. 
Что порождает страх на этом уровне? «Машины станут умнее нас и восстанут, как в фильме «Терминатор»!
 
Но какова реальность? ИИ учится на данных, созданных людьми. Как писал Руперт Шелдрейк, даже стая птиц подчиняется морфогенетическому полю — невидимому шаблону, который диктует, как лететь. Это же поле организует социальную форму жизни муравьев или распределение ролей во время охоты волчьей стаи. 

Известно, что, например, ChatGPT пишет стихи, но его метафоры — это пазл из Шекспира, Бродского и постов в Twitter. Он не пережил первую любовь, не плакал над закатом, не испытывал восторг спортивной победы или горечь поражения в сражении. На самом деле его «творчество» — всего лишь отражение нашего коллективного опыта. 

Метафора для этого уровня: ИИ — это библиотека, где каждая книга написана человеком. Он может цитировать и комбинировать, но он не напишет новую главу без нас. 

3. Смысловой уровень: алгоритмы не задают вопрос «зачем?» 
Здесь страх можно выразить словами: «ИИ лишит жизнь тайны, превратив всё в расчет!». 

В действительности, как отмечал философ Антонио Менегетти, смыслы рождаются в «семантических полях», в энергоинформационных структурах, которые окружают человека и связывает его с окружающим миром. Это поле формируется под влиянием внутреннего состояния человека (его мыслей, эмоций, убеждений) и, в свою очередь, влияет на внешние события и взаимодействия.

Тот же ИИ AlphaFold способен предсказывать структуру белков, но он не задается вопросом, зачем существует жизнь. Он не восхитится красотой ДНК-спирали, не испытает трепет перед эволюцией.  Это удел живого человека.

Говоря метафорически - ИИ — это карта, но не путешественник. Он покажет маршрут, но не объяснит, зачем куда-то идти.
 
4. В сфере культуры: ИИ — это наше отражение. 
Здесь страх выражается опасением: «Машины уничтожат мораль и искусство!»

В реальном мире, следуя в рамках ИПЖ идеям философа Эвальда Ильенкова, культура определяется «идеальным», под которым понимается «субъективный образ объективной реальности», формируемый через общественно-историческую практику и культуру. Оно не сводимо к индивидуальному сознанию или мозгу отдельного человека.

То есть, идеальное объективно в том смысле, что оно не зависит от воли и сознания отдельного индивида. Оно формируется в процессе исторического развития общества и закрепляется в культуре. Логические понятия, нормы, ценности и законы науки существуют как объективные факты, которые человек усваивает в процессе социализации.

Например, в процессе человеческих взаимоотношений металл обретает новое значение и смысл, который от природы не принадлежал ни золоту, ни серебру, превращаясь в деньги. Так же и предметы культуры: человек берёт от природы материал, сырьё, а возвращает в мир предмет культуры, который уже является материально-идеальным, то есть в нём заложен человеческий смысл, цель, предназначение, эстетика.

ИИ лишь воспроизводит то, что в него вложили. Так если алгоритм дискриминирует женщин при найме на работу, виноват не код, а предвзятые резюме, которые ему скормили. Это не бунт машин, а кривое зеркало, показывающее уровень интеллекта и культуры создателей тестов. 

Вывод из вышесказанного: страх перед ИИ — это страх перед собой. Мы сами определяем, каким будет его роль в культуре.


                ЗАКЛЮЧЕНИЕ (или «танец с тенью»)
 
Когда-то люди боялись, что фотография украдет душу. Сегодня мы смеемся над этим страхом. Возможно, хочется в это верить, наши потомки так же посмеются над нашими страхами об ИИ. 

Теория ИПЖ дает возможность понять: жизнь — это не только материя и информация. Это трепет сердца перед музыкой, это мурашки при виде звезд, радость по поводу первых шагов ребёнка, это вопрос «кто я?», заданный в тишине ночи. ИИ не способен на это. Он может создать идеальную копию «Моны Лизы», но не вздрогнет под её взглядом. 

Представьте пчелу, которая опыляет цветы. Она не знает, что поддерживает жизнь на Земле. Похоже, что ИИ — как та пчела. Он выполняет задачу, но не ищет в ней смысла. Смысл — наш удел.  Пока мы помним об этом, ИИ останется лишь кистью в руках человечества — инструментом, который поможет нам нарисовать будущее, но не определит его цвета.

P.S. Совместно с DeepSeek в подражание рубаи Хайяма -
 
О, разум, созданный из кремния и света,
Ты — отражение ума, но не ответа.
Мир чисел, логики, без страха и любви,
Но где же взгляд и смех, которым жизнь согрета?


Рецензии