Русь православная
Мне же думается, что всё было иначе. Что по промыслу Божьему народ русский готовился к принятию христианства от Византии, и после гибели Византийской империи на народ наш возложена была миссия сохранения православия в чистоте на времена вечные.
А это значит, что суждено России – хранительнице православия не погибнуть, не исчезнуть в веках. И для выполнения ответственной этой миссии каждый христианин обязан нести свой крест.
Посудите сами.
На протяжении многих веков русские князья неоднократно нападали на Византию и заключали с ней мирные соглашения. Были времена, когда русским купцам разрешали беспошлинную торговлю. Поэтому не раз и не два русские люди могли присутствовать на христианских службах в Константинополе и других городах империи.
«Не знаем, где находились мы, на небе или на земле», – говорили наши потрясённые предки о своём присутствии на Божественной литургии в главном храме империи, соборе Святой Софии.
В легендарном сказании, приведённом в «Повести временных лет» принятие христианства на территории будущей Руси связывалось с апостолом Андреем Первозванным, который совершил путешествие на территорию Руси и благословил место будущего Киева, воздвиг крест, а затем отправился в землю словен, на место будущего Новгорода.
В конце IX века православными Византийскими проповедниками Кириллом и Мефодием была создана новая славянская азбука, удобная для перевода греческих христианских текстов.
В 957 году княгиня Ольга с большим посольством нанесла в Константинополь официальный визит, где и крестилась. Крестным отцом был императором Константин Багрянородный.
Крестившись, она думала о крещении народа. И наверное старалась передать свою веру своему внуку – будущему князю Владимиру.
По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью (князем Владимиром) союз для подавления мятежа военачальника Варды Фоки Младшего. Условием князя Владимира была рука царевны Анны, сестры императоров-соправителей Василия II и Константина VIII, в свою очередь, Киевский князь мог жениться на Анне при выполнении следующих условий: Владимир должен был креститься сам и крестить свой народ. В помощь императорам прибывает русский 6-тысячный отряд. В это же время Владимир осадил Корсунь (Херсонес в Крыму). Мятеж был подавлен.
В Корсунь была прислана Анна со священниками и Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где приступил к крещению народа.
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».
При крещении князь получил имя Василий.
Согласно «Повести временных лет», в 6496 лето от сотворения мира — в 988 году киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. После чего, в царствование императоров-соправителей Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.
Согласно русской летописи «Повести временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
"Боже великий, сотворивый небо и землю! При'зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!"
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня (дядя Владимира), оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой.
В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Понятно, что крещение Руси продолжалось не один год. Так в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века.
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.
Политические последствия
В византийском церковно-государственном правосознании император (басилевс) мыслился как хранитель и верховный защитник Церкви (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников.
Таким образом, приняв крещение от ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
После гибели Византийской империи русские князья и народ русский наследуют и сохранят веру православную, и создадут великую Русскую православную империю.
Продолжение здесь: http://proza.ru/2025/02/25/484
Свидетельство о публикации №225021301512
Теперь ясно, почему крестился Владимир.
Зелёная!
Галина Санорова 19.03.2025 23:21 Заявить о нарушении