Эссе о Иудаизме. Избранный народ

В России почему-то принято думать, что, называя себя избранным народом, евреи показывают свое презрение к всем остальным...

Когда наш раввин объяснял эту тему, он рассказал нам древний анекдот, который, как я поняла, является частью устной Торы. То есть, это, возможно, свидетельство очевидца. В этой истории говорится, что сначала Бог предложил нескольким другим народам стать избранными.  Те спросили, что это значит? Бог сказал: это значит, что Я дам вам законы, вы должны будете их исполнять, а если вы будете нарушать законы, то Я буду вас наказывать. Все народы отказались. Когда евреи бежали из рабства из Египта и собрались около горы Синай, Бог поднял гору над их  головами и спросил: «Вы хотите быть избранным народом?». Так мы с тех пор избранный народ.

Записанная Тора рассказывает эту историю по-другому. Бог никого не спрашивал, чего тот хочет или не хочет.  Он почему-то выбрал Авраама, велел ему идти в Канаан. У Авраама с Богом были довольно странные отношения.  Почему — мы не знаем. Когда Бог выбрал Авраама, Авраам и все его потомки стали избранными. Бог заключил договор с Авраамом, что Авраам будет хорошо себя вести, и тогда у него будет много потомков и Бог даст им землю, где жить. Строго говоря, своя земля не делает потомков Авраама особенными, поскольку большинство народов имеет свою землю, где жить. Особенными потомков Авраама делает именно вот это требование Бога: вести себя хорошо, а то! Это называется "договор", но Тора не говорит, что Бог спросил согласия Авраама, и не говорит, что тот согласился.

Важным моментом, который дал понять евреям, что означает эта избранность, была как раз встреча с Богом на горе Синай. Бог через Моисея дал евреям законы, где было четко расписано, какого поведения Бог от них ожидает.

Был ли этот факт свидетельством, что евреи в чем-то лучше других наций? Навряд-ли. Бог не давал никаких заповедей Аврааму, его сыну Исааку и его внуку Иакову. Видимо, те и так знали, как им себя вести. Скорее всего, евреи нуждались тогда в записанных законах именно потому, что они были в рабстве так долго и забыли, как они себя должны вести на свободе.

Таким образом, никак нельзя понять из этой истории, что евреи получили какое-то преимущество за свою избранность, или что они были чем-то лучше других, чтобы заслужить избранность.

С другой стороны, если бы мы не были избранными, Бог не спас бы нас из Египта. Это - другая сторона избранности. Бог спасает от полного уничтожения - по мере необходимости.

Избранность означает дополнительные обязанности, как говорится, "ярмо неба".  Выполнение этих обязанностей, скорее всего, накладывает некоторый отпечаток на евреев. Но можно ли сказать, что евреи чувствуют себя облагодетельствованными этим "ярмом неба"? ... Нас никто не спрашивает. Богу это надо зачем-то. Мы здесь на Него работаем.


Рецензии
Хамство и антисемитизм здесь не поощряются.

Марина Сапир   16.02.2025 14:51     Заявить о нарушении