Плоды будут в 22-23 веках

Эта миниатюра из проекта 3, коротко обо всех моих проектах – в обновляемом резюме на моей странице портала proza.ru, коротко о каждом из них – в обновляемых Предисловиях.

Продолжая наблюдение за публичной активностью на стыке науки и тибетского буддизма в проекте 3, смотрю еще один доклад на конференции «Тибетология и буддология на стыке науки и религии» (11-12.11.2024, ИВ РАН, фонд «Сохраним Тибет», а теперь фонд «Наланда»), который публикует фонд «Наланда»: Геше Нгаванг Норбу. «Преподавание научных дисциплин в тибетских буддийских монастырях». В нулевых Его Святейшество Далай Лама XIV инициировал расширение программы обучения монашества тибетского буддизма, включив в нее современную науку. Эта инициатива получила название «Наука для монахов и монахинь», ее поддержал швейцарский фонд «Наука встречается с Дхармой» и университет Эмори (США), а в связи с исследованиями тукдама – российские ученые, обучавшие в МГУ им. М.В. Ломоносова группу монахов-исследователей. Его Святейшество свою инциативу объяснил так:

 «"Сегодня мы живем в эпоху, когда сила науки настолько велика, что ни одна культура или общество не могут избежать ее влияния. В некотором смысле, у меня не было другого выбора, кроме как изучать науку и принимать ее с чувством безотлагательности. Я также увидел потенциал для зарождающегося дискурса о науке о разуме. Осознавая это и желая исследовать, как наука и ее плоды могут стать конструктивной силой в мире и служить основному стремлению человека к счастью.…» (цитата из видео доклада).

Швейцарский профессор, который первым приехал в Индию к монахам знакомить их с современной наукой, удивлялся тому, что они не спали во время его лекций. Докладчик подтвердил это, заметив, что трехчасовые лекции шесть раз в неделю проходили после обеда, когда обычно монахи любят взремнуть, т.к. в южной Индции в это время очень жарко.  Докладчик предложил восхититься прозорливостью Его Святейшества, который сказал, что плоды усвоения монахами  современной науки на благо человечства будут пожинаться в 22-23 веках. Для того, чтобы не переборщить тут с сарказмом, надо помнить, что вообще в буддизме горизонт планирования может превышать продолжительность жизни человека, в тхераваде – много жизней. Так что ожидание плодов в 22-23 веках может быть вполне приемлемым для буддийского монаха.

Наверное, поэтому диалоги Его Святейшества с учеными, начавшиеся около 1987 г., в 2019 г. стали он-лайн беседами, а в 2023 г. и их не стало [1], с другими аудиториями публичная активность Его Святейшества продолжается. Я бы не удивился, если бы узнал, что он решил, что уже все сделал для учёных, «процесс пошел» и теперь надо ждать плодов. Он реинкарнирует в очередного далай-ламу (если, конечно, этот институт сохранится) в 22-23 веках и проверит «плоды просвещения».

Вообще же, по мнению докладчика, академическими исследованиями науки об уме монахи в монастярх тибетского буддизма занимаются уже 6 веков. Добавлю от себя, что это должно облегчить участь современных ученых, изучающих тукдам и другие эмпирические феномены тибетского буддизма в том, что они занимаются не буддийской религией, а буддийской наукой об уме, проверяя ее результаты методами современной науки.

[1] Кукаров А.Ю. Диалоги стали беседами. Проект 3, proza.ru.


Рецензии