Приложение 6. Пророчество о страдающем Рабе Божьем
В евангельском жизнеописании Иисуса важную роль играет пророчество Исайи о мистическом явлении «раба Божьего», униженного, презираемого «мужа скорбей», которому суждено своими страданиями искупить грехи народа:
"1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом.
5 Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем."(Исаия 53 глава)
Ни один пассаж книги пророка Исайи не волнует интерпретаторов больше, чем 4 отрывка, посвящённые герою,известному как « Страдающий раб Божий» (42:1-4; 49:1-6; 50:4-11; 52:13- 53:12)
Кто этот «раб» добровольно пошедший на страшные мучения ради спасения других?
Известно, что излюбленными риторическими приемами Ветхозаветных пророков были приемы аллегорий и персонификации. Вещал ли пророк об Израиле или каком-то другом народе, или стране, или городе, — он говорил, как о живой личности.
Выражение « раб Божий» было обычным эпитетом для Израиля у пророков эпохи плена.У пророка Исайи это выражение встречается особенно часто: «А ты, Израиль, раб мой,которого я избрал… и сказал тебе: «ты мой раб, я избрал тебя и не отвергну тебя»… ибо я бог твой» (41:8—10), речь идет о еврейском народе(42:19),
53 глава во многих отношениях является неясной. В ней рисуется настоящее «житие» святого мученика, к которому Всевышний устами пророка применяет обращение «праведник, раб мой» (53:11). Этот «раб Божий» презрен людьми, и все от него отвернулись, подозревая, что он несет наказание от Бога за свои грехи. В действительности, «он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражаем, наказуем и уничижен богом. Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы исцелились» (53:4–5). Это «Бог возложил на него грехи всех нас» (53:6). В главе говорится о заключении мученика в узы и о суде над ним и, возможно, даже о его казни («он отторгнут от земли живых» и «он предал душу свою на смерть»). Но Бог возвещает устами пророка, что, «когда же душа его принесет жертву умилостивления, он узрит потомство долговечное, и воля Бога благоуспешно будет исполняться рукою его» (53:10). «Посему я дам ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (53:12).
Страдания и мученическая смерть Иисуса представлены в Евангелиях как осуществление этого пророчества; личность Иисуса явно наделена чертами «раба Божьего». Для христиан 53:3-6 — это строки , описывающие распятие Иисуса за грехи этого мира:«Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, ..взял на себя наши немощи..изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззнакония наши...». Кажется, что страдания Мессии четко предсказаны.
Но здесь необходимо сказать следующее.
Библейские пророки пророчествовали, опираясь на прошлые или современные им исторические обстоятельства и передавали весть для современных им людей об их непосредственном будущем.
Исая не предсказывает,что некто будет страдать в будущем за грехи других людей. Использованные грамматические времена указывают на уже прошедшие страдания. Раб Божий уже пострадал, хотя он «будет» реабилитирован.
Речь не идёт о будущем Мессии ещё и потому, что термин «Мессия» в этом пассаже ни разу не упоминается. Сказано о страдании, но ни разу не говорится о страданиях Мессии.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Исая описал в 53 главе какого-то известного ему мученика прежних дней, пострадавшего за веру при одном из иудейских царей . Другие считали прообразом «раба » древних пророков Исаию или Иеремию; Традиционная интерпретация 53 гл. христианской церковью, как известно, состоит в том, что в ней содержится ясное пророчество об Иисусе Христе.
В рамках евр. традиции имеется три подхода к толкованию 53 гл.:
1.мессианский подход: предполагается, что несмотря на отсутствие четкого указания на Мессию, речь может идти о Мессии, помазаннике Божьем;
2.речь идёт о народе Израиля;
3."двойственный"подход, при котором некоторые стихи относят к личности Мессии (Машиаха), а другие — к народу Израиля.
При первом подходе нет единой традиции относительно личности Мессии. Традиционно помазанниками («христами») считали первосвященников, помазанных на должность, царей Иосию, Езекию, Давида...Это мог быть Зерубавель, персидский царь Кир..И об Аврааме, Исааке и Якове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам моим» (Ис45.1) . Как говорилось выше, Исая мог в образе Раба также подразумевать пророка Иеремию, самого себя и т.д.
При любой трактовке Ис53, в том числе, как об относящемся к Мессии (Машиаху) ,иудеи отрицали возможность рассматривать пророчество как о будущем Мессии — Иисусе Христе; так же решительно отрицалось ими толкование и др.ветхозаветных пророчеств как исполнившихся во Христе.Причина: Иисус Христос в изложении НЗ не соответствовал тем требованиям, которым, с точки зрения иудеев, должен отвечать Машиах пророков: Мессию невозможно представить страдающим и побеждённым; он не может быть казнён.
Однако вероятнее всего, что здесь, так же как и в других главах книги Исайи, мы имеем дело с аллегорией и что «раб Божий» — это также персонификация Израиля. Реалистические черты, которые приданы этому образу, вплоть до описания его наружности («нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему» (53:2); и подробное перечисление его мучений также не должны восприниматься буквально. В целом это как бы «свободное сочинение» на тему «страдание». Пророк перечисляет подсказанные ему воображением ужасные мучения, которые могут постигнуть человека: болезни, язвы, раны, увечья, унижения, оковы, темницы, наконец, казнь и смерть. Но мученик продолжает свое существование и после того, как нам рассказали о его смерти, — очевидный признак того, что автор имел в виду именно не человека-индивида, а существование и страдание народа.
Независимо от того, кого имел в виду автор 53-й главы Книги Исаии, рисуя столь зримый, живой и волнующий образ «раба Божьего »: народ ли израильский, или неизвестного нам древнего мученика, или грядущего Мессию, — этот образ, можно сказать, зажил самостоятельной жизнью и в конечном счете воплотил в себе целую концепцию: страдание — не обязательно есть признак содеянного греха, не всегда является возмездием за вину. Страдать может и совсем невинный и праведный. Это может происходить с ведома и по воле Бога . Бог может возложить на праведника чужую вину и, предав его мучениям, таким образом, открыть возможность спасения и для грешных. Почему Бог избирает именно такой путь к своей славе? Это Его тайна , скрытая от людей: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути мои. Но как небо выше земли, так пути мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших» (55:8–9). Добровольное страдание, самоунижение праведника, «чувство червя» (Ис. 41:14; Пс. 21:7) — вот что иудейским богословием объявляется первым признаком праведника.
………………………….
Большинство иудеев не приняли Иисуса как Мессию, поскольку Он ,по их мнению, не соответствовал традиционным представлениям о Мессии, изложенным в пророчествах Ветхого Завета.
Нигде в Торе не написано,что Мессия будет распят и на третий день воскреснет.
Согласно Ветхозаветным пророчествам, Мессия должен принести всеобщий мир и спокойствие; во времена Мессии прекратятся любые войны: «И перекуют свои мечи на орала и свои копья на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будет больше учиться войне» (Исаия 2:4). Мессия принесет всеобщее почитание Бога и поведет всех людей Его путями: «Ибо наполнится Земля знанием Бога, как вода наполняет море» (Исаия 11:9). Он также излечит всех больных: «Тогда откроются глаза слепого, и уши глухого услышат. Тогда хромой поскачет, как олень, а язык немого запоет» (Исайя 35:5—6). Более того, все это Мессия должен совершить при жизни: «Его свет не померкнет, и он не преткнется, пока не установит на земле справедливость» (Исаия 42:4)(см http://proza.ru/2024/08/13/1003) .
Факты свидетельствуют, что Иисус при своей земной жизни не выполнил ни одной из этих задач.Христианская теология объясняет, что Иисус появится вновь (Второе Пришествие) и тогда, наконец, Он исполнит мессианские пророчества. Однако нигде в Торе не упоминается столь долго задерживающееся Второе Пришествие . Иисус объяснял своим последователям, что Он одержит немедленную победу: «Истинно говорю вам, что некоторых из тех, кто стоит здесь, еще не коснется смерть, когда они увидят установление царства Божьего» (Ев.Мк 9:1); «Истинно говорю вам, что это поколение еще не уйдет, когда все это исполнится» (Ев.Мк 13:30). Но ничего из перечисленных и др. требований к Мессии согласно пророчествам, не исполнилось, а Иисус был убит.
Мессианские чаяния начала 1 века отличались многообразием . Однако в традиционных представлениях преобладал взгляд на Мессию как на грядущего могущественного правителя народа Израилева, устанавливающего Царство здесь, на земле. Иисус же был распят вместо того, чтобы установить Царство.
Идея о страдающем , убитом врагами Мессии была чужда иудеям.
Так же и ученики Иисуса , как и прочие евреи Палестины, вначале не допускали мысль, что Мессия, избранник, помазанник Божий, может быть распят, поскольку,согласно Писанию ,"Проклят всякий, висящий на дереве" (Втор.21:23) . До Христа мы встречаем свидетельства только о Месии-победителе (Пс.Сол.17-18). Представление о Мессии-Помазаннике , избраннике Божьем, которого Он же проклял, казалось безумным: «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор 1:22-23). Возможно, именно после казни Христа идея Мессии-победителя была переосмыслена и превратилась в идею Мессии, терпящего поражение. Это можно обосновать, опираясь на христианские источники.Ученики по дороге в Эммаус слышат от воскресшего Иисуса, что Христу (Мессии) "надлежало пострадать и войти в славу Свою...и изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании"(Лк 24:26). Выходит, ранее это ( о необходимости "пострадать" Мессии) им было неизвестно.
Переосмысление термина "мессия" легче понять, если предположить, что этот термин ассоциировался с Иисусом еще до Страстей.Если предположить, что это случилось лишь после Его смерти, тогда невероятно сложно понять, какой логикой руководствовались те, кто прилагал термин с триумфальным ореолом к Иисусу распятому. Но Иисуса считали жизни Мессией при жизни , и Он был распят, значит,Мессия "должен был" быть распят. Однако,
без Воскресения вся система притязаний Иисуса на роль Мессии рушится на глазах.
« А если Христос не воскрес , то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.1 15:14) . Распятие Иисуса делало недействительным статус Мессии и наследника царя Давида: согласно закону Моисея, распятие ставит на Иисусе "клеймо проклятия".
Но если Иисус не умер и Его смерть была только прелюдией для духовной эволюции, крест перестает быть проклятием и символом поражения, превращаясь в символ победы.
И все же идея воскрешения Богом распятого, т.е. "прОклятого" Им , казалась иудеям настолько абсурдной и настолько из ряда вон выходящей, что требовалось построить совершенно новую конструкцию, объясняющую смерть Иисуса-Мессии, т.е. трансформировать всю систему существующей традиции.
Только вера в Воскресение еще не является доказательством истины- мессианства Иисуса; необходимо было установить связь Его Воскресения с тем, что это произошло «согласно Писанию». Надо было узаконить всю цепочку:что Иисус как Мессия должен был «пострадать и воскреснуть из мёртвых в третий день» (ЛК 24:44-46).
«Источник» этой цитаты , подкрепляющей мессианские притязания , нигде в Ветхом Завете не указан, нигде не написано такое- ни у Моисея, ни у пророков, ни в псалмах. Во всей истории иудейской мысли не найдётся ни одной записанной строки, которая бы говорила, что Мессии надлежит пострадать, умереть и воскреснуть на третий день.Именно по этой причине последователям Иисуса было так трудно убедить своих соотечественнников-иудеев, знающих тексты Писания..
Но откуда же взялась идея о распятом Мессии?
Как всегда, в поисках ответа на сложные жизненные вопросы, ученики обратились к Св. Писанию. И ответ , который они искали, был найден.
С самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о грядущем страдающем Мессии — особенно Ис 53 и Пс 21, в которых некто терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи.
В качестве одного из доказательств того, что Мессия ДОЛЖЕН пострадать, приводится отрывок из книги пророка Исайи: «Он был презрен и умалён перед людьми, муж скорбей и и изведавший болезни...» (Ис 53:3-5)
В образе страдающего раба из пророчества Исайи христиане увидели историю Мессии Иисуса , который будучи невинным праведником, так же страдал, как и «Раб» у Исайи. Они решили, что страдания и распятие были предсказаны, что таков был замысел Божий.Возможно,что и сам Иисус прочитал Свою судьбу в 53 гл. Исайи и "предсказал" ее в аналогичном ключе. 53 гл. Книги пророка Исайи, как и многие Вехтозаветные пророчества , и сегодня рассматриваются Церковью как пророчества о Мессии Иисусе Христе, Сыне Божьем.
Таким образом, чтобы объяснить факты, связанные не с традиционным иудейским, а с христианским представлением о страдающем Мессии, была создана принципиально новая богословская концепция о распятом Мессии .
Ученики Иисуса и те из иудеев, которых они обратили к вере в Иисуса, после Его крестной смерти изменили свои староиудейские представления и дополнили идею Мессии представлением о страданиях и убиении Иисуса как об искупительной и примирительной жертве. Они стали доказывать, что страдания и смерть, постигшие Иисуса, уже давно были «предсказаны» в Ветхом завете относительно Мессии и что они входили в план Бога, желавшего спасти народ израильский и всех верующих через страдания и смерть Мессии Иисуса Христа.
см. «Пророчества о Мессии в ветхом и новом заветах»http://proza.ru/2024/10/22/1611
«Жизнеописание Иисуса как исполнение ветхозаветных пророчеств»http://proza.ru/2024/10/22/1353
Свидетельство о публикации №225022101380