Вампилов. Всё горит твоя свеча. 07. 02. 2025

ВСЁ ГОРИТ ТВОЯ СВЕЧА

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: литературная композиция «Жизнь сплетает свой сюжет» (07.02.2025) по произведениям А. Вампилова.

Режиссёр-педагог — профессор кафедры мастерства актёра С. А. Гурьева.

Художественный руководитель курса — доцент Э. Н. Шевчук.

На сцене — мир Вампилова с точки зрения молодого человека конца 50-х — начала 60-х годов прошлого столетия. На первый взгляд можно подумать, что основная черта этого мира — сплошной облом, где у каждого уличного фонаря, на каждой парковой скамейке поджидают подвох, препятствие и яма тотального одиночества — никто друг друга не понимает и не сказать, что понять стремится. Однако не благодаря «поиску истины» и прочему набору писательских стандартов мир Александра Вампилова нам притягателен и близок. По экспрессивному выражению Чехова, в произведениях Вампилова мы «пьём» в избытке тот самый «алкоголь», который «пьянит и порабощает». (В наших произведениях нет именно алкоголя, который бы пьянил и порабощал. Чехов А. П. — Суворину А. С., 25 ноября 1892 г. ) Этот вампиловский алкоголь — чистое состояние эстетики юности, её дерзости, идеализма, это первозданные крылья и горизонты пронзительной мечты о прекрасном, далёком и высоком. Да, от крыльев сплошь и рядом летят перья, переломы нередко ведут к ампутации, но это крылья, а не атавизмы, не жалкие потуги немочи, не эрзац и не вырождение. Потому творчество Вампилова — всегда чистый воздух над горизонтами. Глазами его героев мы видим, пускай не далеко, но, кто бы спорил — ярко; слышим шелест листьев и реальных и воображаемых раскатов стихий; чувствуем так, словно нас током бьёт! Все проблемы юношеского максимализма и пылких девичьих фантазий понятны и легко узнаваемы — ведь они, как и музыка, напрямую общаются с подсознанием. Но, главное, всех молодых героев объединяет общее истовое стремление жить!

Из чего жизнь сплела на этой сцене свой сюжет? Из любви! В мозаичной любовной повестке переплетены мечты о прекрасном принце, знакомства, свидания, обман, совместная жизнь, расставание и снова надежда. Мир Вампилова купается в океане надежды, причём, в юном океане, когда все его жизнеформы многообразны, свежи и витальны настолько, что всегда отыщется, чем тушить пожар неизбежных разочарований. Впереди — большая жизнь! Дорога, полная открытий и приключений!

Девичьи мечты пробивают себе тропинку по-разному. Если в миниатюре «Стечение обстоятельств» героиня исключительно активна в переборе потенциальных спутников жизни, то в «Стоматологическом романе» мы видим буквально одержимость одним пациентом. В «Финском ноже и персидской сирени» тургеневская барышня в красной юбке за книгой ждёт на скамейке в старом парке достойного человека...

Обстоятельства знакомств неисчерпаемы, как и их последствия. В «Свидании» бытовой конфликт каблука и подмётки вспыхнул моментом истины, и, словно рентгеновский снимок, озарил нутро будущих отношений. В то время как краткая остановка на «Станции Тайшет» стала решением для самых серьёзных намерений. Знакомство с будущей тёщей («Успех») и будущей тётушкой («Глупости») привели к успеху с противоположных концов линейки добродетелей: кого-то восхищает стяжательство («умение жить»), а кто-то по достоинству примет честные намерения.

«Страсть» не всегда находит ожидаемый отклик, а предательство («Сугробы»), увы, редко бьёт мимо цели, и в новогоднюю ночь это особенно больно. Не только про «Весёлую Таньку» можно добавить «была», «Конец романа» — тоже явление в жизни нередкое.

Особняком среди любовных перипетий стоит миниатюра «На пьедестале», однако и в ней при желании можно обнаружить, пускай седьмая вода на киселе, но родственные мотивы. Герой, «стенолаз» Жучкин (Сергей Мальцев), в очередном подпитии отринувший страх в угоду славе, забрался на 15-метровую стену строящегося дома. Высоковато! И «с седьмого неба» вещал глазеющему на него народу о злодейке-судьбе, пока старшина милиции (Богдан Иващенко) не сманил его к земле. Жизнью Жучкина управляет пьяный кураж, подвернувшиеся по пути возвышенности и маниакальная потребность во внимании к собственной персоне. Однако, несмотря на нестандартные выходки, Жучкину даже экстремальным эпатажем так и не удалось пробудить к себе участие: гражданка (Анастасия Астафьева), с любопытством наблюдавшая уличное шоу, пренебрегла поводом познакомиться лично с «бесстрашным» оратором-алкоголиком — ведь вблизи вид у него до невозможности жалкий, как у трусливого шкодливого кота.

В финале литературной композиции слагающая сюжет жизнь вместе с её «Глупостями», ошибками и ликованием от избытка переживаний возвращается на круги своя, когда влюблённые наслаждаются самой счастливой стадией чувства — взаимным открытием и восторгом!

Спектакль окольцовывает, нет, окутывает любовной магией песня М. Таривердиева на слова А. Вознесенского «Не исчезай». Под снегопад в старом парке рождается очарованная атмосфера любви желанной, недосягаемой, но ...неисчезающей, той любви, которая, падая с неба, заново творит мир, чтобы в нём ни случилось. Любовь — снежинка, тающая на тёплой ладони. Разве можно на снежинку за это обижаться? Ведь снежинок хватит на всех. И тот, чья душа созрела и взмолится: Будь из всех исключением — не исчезай! — сохранит свою снежинку-любовь навсегда.


Рецензии