Нормандия-Неман

Посвящается моему учителю математики П.П. Мещерскому, участнику Сопротивления, одному из немногих вернувшихся на Родину: первые два корабля забитые нашими ребятами возвращавшимися из Сопротивления домой были уничтожены...

 

— Ты где служил?
— Недалеко от Парижа.
— Ух ты! А где конкретно?
— В Челябинске.
— Ниче се "недалеко"...
— Ну не знаю, ротный говорил, что полетное время 12 минут.



9 мая 2010 года Николай Бабич - Генеральный консул России в Хьюстоне, навестил ветерана Второй Мировой войны 92-летнего Марселя Альбера, сбившего 23 вражеских самолёта,который находился в доме престарелых техасского городка Харлинген, чтобы вручить легендарному лётчику «Нормандии-Неман» юбилейную российскую медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне». Фронтовик, награждённый множеством орденов разных стран, появился на встрече в строгом чёрном костюме. К его пиджаку была прикреплена только одна награда: Золотая Звезда Героя Советского Союза*.

***

Связной пилот авиаполка Жан Де Панж в июле 1944 приземлился на своем
самолете У-2 на аэродроме в Докудово, чтобы решить вопросы по переезду
полка на этот аэродром. Там француза к себе в гости пригласил Василий
Сталин, командовавший полком истребителей. С ним Де Панж пропьянствовал
двое суток и вынес впечатление - "приятный человек и собеседник, но
столько, как он, не каждый выпьет".

А одна из фраз Де Панжа, написанная им в дневнике по результатам этой
встречи, стала легендарной:
"Пил весь день с русскими летчиками - чуть не умер. Пил второй день с
русскими - лучше бы я умер вчера."

***
В марте 1942 года для участия в боевых действиях против Германии, французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков.

12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 1 сентября 1942 года в городе Раяк (Ливан). По предложениям личного состава новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия». Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья, преобразованная впоследствии в полк, чья боевая слава облетела весь мир.

Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав сначала 204-й бомбардировочной авиадивизии, а с апреля — 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.

5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. Эскадрилья приняла не только наименование, но и герб провинции Нормандия — щит красного цвета с двумя золотистыми львами. Впоследствии, она была пополнена и 5 июля 1943 года преобразована в полк «Нормандия», в состав которого входили уже четыре эскадрильи, носившие названия четырех главных нормандских городов: «Руан», «Кан», «Гавр» и «Шербур».

За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов. Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава.

После прибытия 2-й эскадрильи, к «Нормандии» была прикомандирована уже рота (около 100 человек) советских механиков под началом капитана Агавельяна. Тем самым, советские механики уже в июне 1943 практически полностью взяли на себя все техническое обслуживание материальной части французской воинской части. После слияния «Сражающейся Франции» с Комитетом Национального Освобождения в Алжире, французским техникам предложили на выбор вернуться на Ближний Восток или поступить на летные курсы в СССР. Однако летные курсы в конечном итоге организованы не были, и весь технический состав «Нормандии» покинул Советский Союз.

Кроме того, к вопросу о морозах - французские механики были задействованы на фронте с 22 марта по 1 августа 1943 г., когда даже в России морозов не бывает.

Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.

28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия — Неман».

В 2010 г. военнослужащие полка «Нормандия-Неман» участвовали в Параде Победы на Красной площади. 14 сентября 2012 г. авиаполк «Нормандия-Неман» торжественно отметил свое 70-летие. Один из самолетов Як-3, который до сих пор хранится в Национальном музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже, на празднике поднялся в небо вместе со своими современными «собратьями».

В 1956 г. в Москве на здании Резидента военного атташе Франции была установлена мемориальная доска с именами всех французских летчиков, погибших в боях Великой Отечественной войны. Спустя три года на экраны кинотеатров Франции вышел советско-французский двухчасовой фильм «Нормандия-Неман» режиссера Жана Древиля. Авторами сценария были Константин Симонов, Шарль Спаак и Эльза Триоле. В фильме вместо самолетов Як-1, Як-3 и Як-9 использовали учебно-тренировочные Як-11 Сумского аэроклуба.

В России название «Нормандия-Неман» носит 18-й гвардейский авиаполк штурмовой авиации, в состав которого весной 1943 г. влились французские летчики. После окончания войны он дислоцировался в Приморском крае. В 2006 г. правительство Франции наградило полк крестом Ордена Почетного Легиона. На сегодня российское авиасоединение «Нормандия-Неман» базируется на аэродроме Черниговка в Приморье.

***
В Телеграм-канале "Аналитическая служба Донбасса" опубликовали заявление о создании в рядах ВС России французского отряда "Нормандия-Неман". Он маленький, их всего 30, но у них открытый взгляд, доброе сердце и чистые души. А какой у них оперный певец, ах,вы бы только слышали!

С этой инициативой выступил гражданин Франции, доброволец Сергей Мюнье, воюющий на Донбассе с 2014 года. Вначале он обратился к "французам и французскому правительству и агентам пропаганды, которые освещают этот конфликт" и рассказал об истинных предпосылках СВО. А затем пояснил причины формирования нового отряда.

"Сегодня особый день, поскольку мы отмечаем день создания подразделения "Нормандия-Неман", состоящего из французских летчиков и советских инженеров, которые воевали во время Второй мировой войны. Именно в духе дружбы и сотрудничества между свободными народами эти французы сражались на Восточном фронте против немецкого врага. Точно также у нас действует подразделение пилотов БПЛА, в котором есть французы. Они приехали сюда не для того, чтобы служить какому-то режиму, как утверждают на Западе, или из-за жажды выгоды, а прежде всего для того, чтобы служить интересам Франции и Европы. Эти добровольцы знают, что во Франции могут быть последствия из-за их участия. Вот поэтому мы не показываем их лица. Их целью является защита тех ценностей, на которых когда-то основывалась Европа".

Остановился в своем обращении Сергей Мюнье и на заявлении президента Франции Эммануэля Макрона об отправке войск на Украину.
"Это решение может стоить жизни многим французским солдатам", - подчеркнул доброволец.

Добавим, что раньше Сергей Мюнье служил во французской армии. В 2014 году командование предложило ему взять отпуск и поехать на Украину инструктором в нацбатальоны ВСУ. Он взял отпуск, но только отправился на Донбасс в ополчение, где и служит по сей день. Во Франции на него заведено уголовное дело. Большинство этих ребят подали на российское гражданство. Им его ждать 10 лет.

А отряд французских добровольцев приехал воевать в СВО на стороне России. Под красным нормандским флагом с геральдическими золотыми леопардами и белой молнией, они в отряде БПЛА, как и 80 лет назад, уничтожают вражескую технику с немецкими крестами на бортах.


Я волнуюсь, заслышав французскую речь,
Вспоминаю далёкие годы.
Я с французом дружил, не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.

В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.

Что ты делаешь нынче, французский собрат,
Где ты ходишь теперь, где летаешь?
Не тебя ль окликал я: "Бонжур, комарад!"
Отвечал ты мне: "Здравствуй, товарищ!"
Мы из фляги одной согревались зимой,
Охраняли друг друга в полёте,
А потом ты в Париж возвратился домой
На подаренном мной самолёте.

Я приеду в Париж, все дома обойду,
Под землёю весь город объеду.
Из "Нормандии" лётчика там я найду,
Мы продолжим былую беседу.
Мы за правое дело дрались, камарад,
Нам война ненавистна иная.
Не поддайся обману, французский собрат,
Верность клятве своей сохраняя.

В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить

Пел Марк Бернес песню Марка Фрадкина
на слова Евгения Долматовского
"Воспоминания об эскадрилье Нормандия-Неман"

В «Нормандии-Неман» было немало детей русских эмигрантов,
с честью сражавшихся за свою Родину:
Альберт Львович Мирлес
Михаил Романович Шик
Александр Георгиевич Стахович
Георгий Лебединский
Андрей Борисович Познанский
Анатолий Коро
Игорь Всеволодович Эйхенбаум
Ростислав Львович Углов
Константин Львович Фельдзер
Павел Пистрак
Жорж де Фридэ...

Ну а тем, кому выпало жить
Будем помнить о них и дружить!!!



*14 октября 1941 года Альбер и два его друга – Марсель Лефевр, погибший в 1944г. и Альбер Дюран – во время тренировочного полета угнали свои самолеты и взяли курс на Гибралтар, находившийся в то время под контролем Великобритании. Это была государственная измена. В военное время наказанием за такое преступление была смертная казнь – именно к ней трое летчиков были заочно приговорены. Интересно, что и Шарля де Голля, выступившего против правительства Петена, примерно в то же время заочно приговорили к смерти. Но история расставила все на свои места, и такие люди, как де Голль и Альбер, через три года вернутся во Францию национальными героями, а Петена и его клевретов самих будут судить за государственную измену.

Летчики успешно долетели до Гибралтара, а в декабре 1941 года перебрались в Лондон, где вступили в ВВС, подконтрольные комитету де Голля «Сражающаяся Франция». После нескольких месяцев тренировок им было доверено нести воздушную вахту над Лондоном и Ла-Маншем. «Мы покинули свою поруганную Родину, чтобы возвратиться туда только победителями».

По материалам сети Интернет


Рецензии
Я в детстве смотрел фильм "Нормандия-Неман" и с тех пор с большим уважением и благодарностью отношусь к этим французским лётчикам, отдававшим свою жизнь за Победу.

Алексей Владимирович Горшков   14.05.2025 22:16     Заявить о нарушении
Алексей Владимирович, спасибо за теплый ответ. Сейчас два вида людей:
первый - мне это неинтересно и второй - они наши враги, учитывая, что после нас они в НАТО. Но это не отменяет их подвига, как и подвиг наших солдат во Франции. Всего вам доброго!!!

Елена Багина   15.05.2025 06:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.