Преподаватель совести

            Еще одна публикация о Николае Васильевиче Панченко, моем учителе. На
     этот раз – статья  Алексея  МЕЛЬНИКОВА 2018 года.
     В эти дни я занимаюсь архивными материалами Николая Васильевича и Нины
     Сергеевны Бялосинской. Это рукописи, машинопись некогда предложенных к
     изданию, но так и не вышедших поэтических книг, ненапечатанный роман,
     письма…
     Готовится сдача этих материалов в гос.архив. А я подумала: хорошо бы и в
     Калугу передать его рукописи, фотографии, книги с авторской правкой (ведь
     книги Панченко выходили с цензурными искажениями и важно сохранить авторские
     варианты текстов).
 

                ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СОВЕСТИ.
             О будущем современном поэте Николае Панченко
       
      О Панченко сегодня помнят немногие. Евгений Евтушенко в своей поэтической антологии поименовал выходца с калужских окраин, дважды контуженного и тяжелораненого безусого фронтовика, философа от орудийных залпов и бомбёжек, исповедника мучеников великой победы, провидца расстреливаемых в войнах юных солдатских сердец, так вот поименовал он его весомо и просто – «преподавателем совести», самой сложной науки из всех постигаемых человеком дисциплин.
Откуда, скажите, у 20-летнего бойца, вскормленного на священной ненависти к лютому врагу, такая рвущая сердце боль?

      – Убей его! – И убиваю,
     хожу, подковами звеня.
     Я знаю: сердцем убываю.
     Нет вовсе сердца у меня.
     А пули дулом сердца ищут.
     А пули-дуры свищут, свищут.
     А сердца нет,
     приказ – во мне:
     не надо сердца на войне.

 
     Это – из ставшей уже легендарной «Баллады о расстрелянном сердце». 1944 год. Опубликована будет только в 80-х. Ничего подобного фронтовая поэзия ещё не знала. Потому что, видимо, редко была правдива. По понятным причинам. «Он ни черта не боялся, – вспоминал друг поэта, писатель, переводчик, учёный и тоже фронтовик Александр Ревич. – Мальчик, во время войны прошедший всё, что можно, он написал войну, увидел будущее и результаты этой войны, он увидел грядущее потерянное поколение в этой самой знаменитой «Балладе о расстрелянном сердце». Расстреливается сердце, как боезапас, и люди обесчеловечиваются. Панченко уже тогда предчувствовал обезнароживание населения России. Собственно, то, что мы сейчас и наблюдаем…»

     Я долго-долго буду чуждым
     Ходить и сердце собирать.
     – Подайте сердца инвалиду!
     Я землю спас, отвёл беду. –
     Я с просьбой этой, как с молитвой,
     живым распятием иду.

 
     Чуждость распятого сопровождала Николая Панченко неотрывно. Особость, или, как отмечал всё тот же Александр Ревич – «отдельность». И в ранние годы – на фронте, и в средние – в калужской прессе, и в поздние – на столичном литературном Олимпе. Не оставила она, эта апостольская отдельность, великого поэтического моралиста и после его смерти. В той же родимой, относительно сытой и самодовольной Калуге её выдающийся уроженец нынче практически полностью запамятован. Никаких следов пребывания Николая Панченко в городе не отыскать: ни улицы в его честь, ни мемориальных досок на зданиях школы, фасадах редакций и педагогического института, где рос и гранился поэтический алмаз, где затевались Панченко и Кобликовым с благословения Паустовского знаменитые «Тарусские страницы», ни-че-го…
 
     Впрочем, памятная доска на старом здании редакции калужской газеты «Молодой ленинец» несколько лет назад появилась. Но с фамилией другого поэта, не Панченко, а того, кого Николай Васильевич, будучи главным редактором, взял в начале 50-х к себе в штат – Булата Окуджавы. Нет смысла сравнивать силу поэтического дара того и другого, тем более, что Панченко и Окуджава оставались друзьями до последних дней. Но всё же этот могучий бородач с видом, как выразился Евгений Евтушенко, «то ли православного священника, то ли купца-землепроходца», видимо и впрямь был из совсем другой литературной весовой категории, а именно – ещё не появившейся, а только назревающей мучительно и долго…

     Верхне-Дворянская улица, 31. Этот калужский адрес – один из ключевых в биографии Николая Панченко. Это – его родина. На современный лад – улица Суворова. Крупная синяя табличка с номером 31 на одном из домов. Но дом другой, понятно: кирпичная пятиэтажка. Само собой, без внешних поэтических примет. Хотя – и в окружении неких судьбоносных деталей. Скажем, за поворотом в тридцати шагах от дома с номером 31, последнее пристанище печатного детища Николая Панченко – газеты «Молодой ленинец». В 2007 году она (уже под названием «Деловая провинция») здесь же, на родине своего отца-основателя, и умерла, в точно такой же, как и у Панченко «чуждости распятого», пережив неистового главреда ранней послесталинской поры всего на два года.

     Моя последняя черта.
     Всё меньше иноков – по следу:
     Как ящерица без хвоста,
     Я, плача, праздную победу.

     Отличительная черта стихов Николая Панченко – будто многие из них высечены из камня. Точнее – каменной рукой из самого себя, из разрываемого болью за победившую страну, израсходованного ненавистью к врагу честного солдатского сердца. «Поэт должен ощущать жизнь содранной кожей», – вспоминал уроки поэтического мастерства Николая Панченко один из самых опытных калужских газетчиков Алексей Золотин.

      Я не болезнь, я боль твоя, Россия,
     Не праздничная тряпка к ноябрю,
     Но, словно придорожная осина,
     Стыдом твоим горюю и горю…
     …Я – боль твоя.
    И если я умру –
    Тебе ж не поздоровится, Россия…

     Увы, Россия осталась без Николая Панченко. Без боли о себе. Ещё хуже – без памяти об этой боли. Вне боли этой оказалась и малая родина поэта. «Увы, Калуга отбросила память о своем лучшем поэте, – сетует старейший калужский журналист Константин Афанасьев. – Он пришёлся не ко двору, потому что не был придворным».

     Неистового в совестливости Николая Панченко в начале 60-х изгнали из Калуги. С победой изгнали – с изданными и после в страхе порезанными на куски калужским партначальством тиражами «Тарусских страниц». Выдворили снабжённого дружбой с Надеждой Мандельштам, к неудобно нефальшивым воспоминаниям которой он написал философское предисловие, практически годное в программы «партии оттепели». Нет, ещё более радикальной – «партии совести», в которой даже штатным «интеллигентам», капитулировавшим перед «цельной идеологией победителей», было не по себе.

     Николай Панченко – поэт, писатель, мыслитель, время которого в России пройти не может. Как не может пройти «на выход» и сама страна. В небытие. В беспамятство. В неболь…
               
                Алексей МЕЛЬНИКОВ

Опубликовано: ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ , №2018/18, от 18.05.2018


Рецензии
Прочла с болью в сердце...

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   18.05.2025 12:18     Заявить о нарушении