Технологии - манипуляция или сотрудничество?

Как доказывает история прогресс всегда был палкой о двух концах: он дарит надежду и сеет страх. Сегодня, когда искусственный интеллект подхватывает и преобразует наши мысли, а генетика, похоже, обещает переписать саму жизнь, человечество стоит на развилке.

Одна дорога ведёт к миру, где технологии раскрывают потенциал каждого человека, другая — к обществу, где за человека всё решают алгоритмы, вплоть до того, как и зачем жить. И этот выбор не о машинах, он о нас. О том, готовы ли мы увидеть в технологиях ресурс и зеркало собственных возможностей, или предпочтём спрятаться за мифом их нейтральности.

Ведь по факту мы уже живём в обществе мемов – смысловых и поведенческих блоков в виде форм общения, юмора и даже социального комментария, которыми мы пользуемся и которым следуем, не задумываясь.

Как пишут о мемах в сети, мемы стали универсальным языком, преодолевающим границы, культуры и языки. И всё это происходит столь естественно, что мы этого даже не замечаем.

Но вот что надо иметь в виду, что это не безобидное развлекательное явление, облегчающее нашу жизнь. В этом «тумане» поведенческих алгоритмов и образов восприятия себя и окружающего мира кроется угроза цифрового фашизма. Причем не просто так, а под маской «искреннего» гуманизма. Его зачатки становятся всё более очевидными.

Похоже, что цифровые гиганты (и не только), говорящие о «спасении человечества», на деле предлагают кощунственный компромисс: комфорт в обмен на свободу. Их нарратив прост: «Земля перенаселена, ресурсы иссякают, а значит для жизни в «светлом будущем» необходимо отобрать только достойных». Знакомо? Ничего не напоминает? Например, времена революций во Франции и России с их казнями, массовыми репрессиями и гражданской войной.


Но кто же эти «достойные»? Просто «золотой миллиард»? Всё куда сложнее — что, если это те, чьи гены, доходы или поведение соответствуют алгоритмам, написанным в офисах Кремниевой долины? Фантазия? Не скажите. Это логика формирующейся и набирающей силу системы, где человек стал «данными», а его жизнь — всего лишь ресурсом, подлежащим биологической и цифровой оценке.

Евгеника XXI века не требует газовых камер — ей достаточно мобильного приложения. Она не отбирает жизни, но крадет будущее, зачастую лишая людей права на образование и свободное самоопределение. Как? Через манипуляцию и навязывание культуры потребления в формате примитивных, низменных ценностей. Что важно — в состоянии интеллектуальной отключки. За вас уже ВСЁ решено, причем в соответствии с желаниями статистического большинства.

Как заметил один из идеологов цифрового капитализма: «Данные — это новая нефть». И эта «нефть» питает машину, которая превращает человечество в сырьё для своих алгоритмов. Вот только в чьих интересах это делается? Это сегодня главный вопрос. Никуда не делся и «традиционный» расовый фашизм, просто здесь изменилось содержание понятия «раса».

Начнем с того, что зададимся вопросом: что может стать барьером и ресурсом для тех, кто не согласен с калибровкой и отбором людей по наследственным признакам? На мой взгляд, переосмысленная эпигенетика. А в ней — уроки Австралии и стран Скандинавии.

История Австралии, этой бывшей колонии для ссыльных преступников, стала парадоксальным триумфом среды над генетическим фатализмом. Потомки тех, кем Британия пренебрегала, построили общество, где индекс развития человеческого потенциала входит в топ-10 мировых рейтингов. Это не заслуга «чистоты генов», а результат образования, демократических институтов и культуры, которая поощряет инновации.

Скандинавские страны — родина диких викингов и их потомков, в свою очередь, демонстрируют, как социальные инвестиции меняют траекторию и стиль жизни. Их модель, основанная на всеобщем доступе к образованию и здравоохранению, отказе от материальных излишеств и показной роскоши, доказала: неравенство — не приговор. Здесь эпигенетика воплощается в политике: среда, а не гены, определяет будущее.

А что происходит в цифровом мире с учетом бума повсеместного внедрения и использования искусственного интеллекта (ИИ)? Как это влияет на мировоззрение, образ жизни и формирование будущего людей? Ведь очень многое зависит от тех идей и идеологий, ради которых он внедряется. Здесь сфера ИИ, лидерство в ней стало новейшим полем битвы и противостояния между США и Китаем.

Гонка за лидерство в искусственном интеллекте между США и Китаем — это не просто соревнование технологий. Это конфликт мировоззрений. Так, США, с их акцентом на индивидуализм и приватность, создают ИИ для персонализированной рекламы и медицинской диагностики. Китай, где коллективное благо ставится выше личных свобод, внедряет системы распознавания лиц для социального контроля и выборочного поощрения (об этом мы уже говорили однажды ранее – «Облака сгущаются. К чему бы это?» http://proza.ru/2020/12/06/1177).

Обе модели несут не только прогресс, но и риски. Американский ИИ, монетизирующий внимание, превращает людей в своего рода «потребителей-наркоманов». Китайский ИИ, оптимизирующий «социальную стабильность», стирает грань между безопасностью и тоталитаризмом. Но есть и общая черта: и там, и там технологии становятся инструментом власти.


Вопрос в том, кто будет контролировать контролёров — демократические институты или авторитарные алгоритмы?

И здесь не обойтись без короткого, но важного экскурса к знакомым многим из нас идеологическим основам в лице Карла Маркса. Его идеи продолжают использовать, но теперь и для «цифровых оков». Причем это не какая-нибудь вам утопия.

Идеи Маркса о «превращении труда в творчество» и об обществе, где «от каждого по способностям, каждому по потребностям» (коммунизм), сегодня переживают циничный ренессанс.

Так, лозунги об уничтожении принудительного наемного труда теперь звучат из уст CEO. Вот только заканчивается это сокращением штатных единиц и заменой людей нейросетями. А «каждому по потребностям» превращается в эксперименты по предоставлению безусловного базового дохода (ББД), который чаще всего не освобождает от проблем, а усыпляет инициативу людей, превращая их в примитивных потребителей культурного и пищевого «фастфуда» — дешевый, но эффективный с точки зрения контроля и «утилизации» излишнего населения «гедонистический рай».

Как реализовать истинное освобождение от труда и переход к творчеству (что возможно только через доступ к ресурсам и образованию) в мире, где 1% населения владеет 45% богатств, а технологии лишь усиливают разрыв – это большой вопрос. «Творчество» в эпоху гиг-экономики свелось к конкуренции с ИИ за право на грошовые заказы, а «потребности» всё больше определяются интернет-алгоритмами, а не самими людьми.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что технологии не только создают будущее, но и обнажают то, кто мы, чем мы руководствуемся в своей жизни, как относимся к другим людям. Так, если мы согласимся с тем, что «лишние» люди должны исчезнуть, то можем превратить Землю в гигантский стартап, где человечность — убыточный актив.

Но если решим, что каждый человек — это вселенная, которую можно и нужно раскрыть, то технологии станут мостом к реализации идей, о которых мечтали мудрецы и ученые-гуманисты на протяжении многих веков.

Скандинавские страны и Австралия доказывают: среда сильнее генов. Но для этого нужна воля — не к отбору, а к созиданию. Хочется верить, что конкуренция США и Китая за лидерство в области ИИ — это не только гонка технологий и вооружений, но и выбор между двумя моделями человечности: манипуляцией и сотрудничеством.


Рецензии