Сектантское происхождение молитвы по соглашению В

Сектантское происхождение "молитвы по соглашению", употребляемой лжесвященником В. В. Головиным

"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных."
(Рим. 16:17-18)
Содержание:

1. Церковная «Молитва по соглашению» или Литургия
2. «Молитва по соглашению» у древних раскольников (3 век)
3. Появление «молитвы по соглашению» в среде современного сектантства (20 век)
4. Сектантское происхождение «молитвы по соглашению» В. В. Головина
5. По поводу земных прошений
6. Страшный итог

1. Церковная «Молитва по соглашению» или Литургия

   По словам литургиста свящ. Михаила Желтова, «Молитва по соглашению» в Православной церкви — это Литургия[1]. В тайной молитве третьего антифона на Литургии священник произносит такие слова: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем, прощение подати обещавый! Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя. Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.»
   Толкования святых отцов и богословов на стихи Евангелия от Матфея 18.15-20 ясно дают понять, что там речь идет о внутрицерковной молитве:
   1) «Где же большее и совершеннейшее бывает собрание во имя Его, как не во святом храме? – учит Филарет, митрополит Московский. – Итак, Он здесь благодатно присутствует среди нас, а где благодатно присутствует, там и действует благодатно и спасительно. В этом заветном слове обетования: «там Я» (пребываю) «посреди них», Господь положил неоскудевающее начало славы для храмов христианских, которые для того и существуют, чтобы собирать верующих во имя Его. Здесь Он посреди нас в слове Евангелия, в облаке Таинств, в духе и пламени молитв единодушных. А где Бог и прославленный Богочеловек, там и Небо, всегда исполненное славы». (см. «Троицкие листки» 801-1050)
   2) Когда двое согласятся Духом Святым в Церкви, тогда они получают все, что требуют, от Отца Небесного. Что это так, и что это действительно относится к святым Апостолам и их наследникам, видно из самых слов Спасителя, обращенных к Апостолам: если двое изъ васъ согласятся… «Двое изъ васъ», не любые двое. По святым Отцам: «двое изъ васъ» значит: двое из вас добродетельных, ведущих ангельскую жизнь; живущих по-апостольски; имеющих апостольскую веру; являющихся апостольскими наследниками, – таковых молитва будет услышана человеколюбивым Господом. А такая молитва всегда соборная, всегда апостольская, всегда святая, всегда льется из всего существа Церкви, из всего Богочеловеческого тела Церкви, из всего Господа Христа.” (преп. Иустин (Попович))
   3) «Если каждый о себе только молиться будет, то каждый и останется только со своей молитвой, хладный с хладной, немощный с немощной; но если каждый будет молиться со всеми и за всех, то каждый будет подкрепляем в своей молитве многомощной молитвой всей Церкви. Положи каждый свою лепту молитвы в сокровище единодушной молитвы церковной и сокровище это будет достаточно, чтобы и тебе вместе со всеми приобрести безценный бисер благодати.» (архиеп. Никон Рождественский)

     Таким образом, согласно святым отцам и богословам, молитва по соглашению -- это внутрицерковная молитва верующих и благочестивых христиан, послушных Богу и Православной Церкви Его, которые все пребывают в Церкви, в единстве с Богом и друг другом, и которые свидетельствуют миру о Боге.
    По поводу свидетельства миру о Боге. Употребляемое в Евангелии от Матфея выражение «где двое или трое собраны во Имя Мое» -- это отсылка к Ветхому Завету. В Ветхом Завете был дан закон о свидетельстве. Согласно ему, свидетельства в суде принимаются от двух свидетелей: «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трёх свидетелей состоится дело» (Втор. 19.15). При этом третий свидетель вызывался только если слова двух противоречат друг другу. В Евангелии от Матфея же эти слова применяются к свидетельству Церкви Православной в этом мире.


2. «Молитва по соглашению» у древних раскольников (3 век)

    Церковь Христова не одна в этом мире. Ей противостоит дух раскола и ложные псевдохристианские учения. Уже с первых веков христианства стали появляться сборища, которые внешне пытались копировать Церковь. Но такие сборища не имеют утвержденного Богом основания, не имеют апостольского преемства и сеят в мир не православное учение. В их представлении «молитва по соглашению» -- это скорее бунт против Бога и Церкви Его, выраженный в заявлениях о том, что можно прожить и спастись вне Церкви. По прелести своей они думают, что с ними Бог, тогда как отделились от Церкви Его. Они ищут доказательства своего избранничества в происходящих у них «чудесах», в «действенных» молитвах, в неспешности Божиего Суда над ними.
   Извращенные умом, раскольники извращают и смысл Евангельских слов, толкуя их в духе раскола: будто бы Бог позволил им собираться вне Церкви и называться церковью, совершать свои магические заклинания, называя их молитвами.
   Святитель Василий Великий в своем каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому различает три категории лиц, отпавших от церковного общения: еретики, раскольники и составляющие самочинные сборища (парасинагога). Последнее определение основано на неповиновении Богоучрежденному священноначалию. Со временем самочинные сборища, если эта группа лиц не приносит покаяния и не возвращается в лоно Церкви, становится сектой: у них складывается своя организация, формируется свое, так называемое «богослужение», и отличное от церковного учение. Связь с церковью окончательно утрачивается.
   Но спасение вне Церкви, согласно святым отцам, невозможно. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись...»[2]. Блаженный Августин говорит: «Можно иметь Таинства... Евангелие... веру в Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Кафолической Церкви, нельзя обрести спасения»[3].
   Раскольники уже в первые века христианства, в качестве некой попытки евангельского оправдания своих незаконных собраний, стали ссылалаться на стихи Евангелия от Матфея 18:20-22 «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Священномученик  Киприан Карфагенский, живший в 3-ем веке, говорит о таких собраниях: «Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). Извратители Евангелия и ложные толкователи приводят эти слова, но это слова последующие, а предыдущие они пропускают; напоминая об одной части, о другой коварно умалчивают; как сами отделились от Церкви, так рассекают и целость одного и того же места. Господь, внушая ученикам своим хранить единомыслие между собою и мир, говорит им: глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех; идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:19–20) — и тем показывает, что многое предоставляется не многочисленности, но единомыслию молящихся. Аще два от вас совещаета на земли, — говорит Он. Таким образом, Господь заповедал сперва единодушие, указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем–либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас. После того как через учреждение ими различных сборищ произошли у них ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говорит о Своей Церкви, говорит к находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их, т. е., посреде простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его. Посреде таковых–то Он обещал быть, подобно тому как Он был с тремя отроками в пещи огненной и среди окружавшего их пламени ободрил духом росы, потому что они были преданы Богу и единодушны между собою (Дан. 3:50); подобно тому как Он находился с двумя апостолами, заключенными в темницу, и, так как они были просты и единодушны, открыл для них темничные двери и вывел их оттуда, чтобы они передали народу то слово, которое верно проповедовали (Деян. 5:19). Итак, когда Господь в заповедях Своих полагает и говорит: идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их, то создавший и учредивший Церковь не отделяет людей от Церкви, но, обличая отпадших от веры и увещевая верных к миру, показывает Своими словами, что Он охотнее бывает с двумя или тремя единодушно молящимися, нежели с большим числом разномыслящих, и что более может быть испрошено согласной молитвой немногих, нежели несогласным молением многих. Потому–то и, предписывая закон молитвы. Он присовокупил: и егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого; да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша (Мф. 11:25). Приступающего же к жертвоприношению с враждою на кого–либо Он не допускает к алтарю, но повелевает прежде примириться с братом и тогда уж, возвратившись с миром, принести дар Богу (Мф. 5:23–24). Бог не призрел на жертвы Каина, потому что не мог иметь милостивым к себе Бога тот, кто по зависти и вражде не имел мира с братом.
    Какой же мир обещают себе враги братьев? Какие жертвы думают приносить завистники священников? Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени,— пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви; не может достигнуть царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать.»
    Выше святой Киприан дает ответ и на часто поднимаемую в современном мире раскольниками тему «гонений» на них от Церкви. Он говорит «Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви; не может достигнуть царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать.»

3. Появление «молитвы по соглашению» в среде современного сектантства (20 век)
   Спустя столетия после основания Церкви сразу несколько внецерковных собраний заявили о себе, что они тоже имеют присущую Православной Церкви соборность, а значит тоже могут претендовать на плоды Искупительной Жертвы Иисуса Христа, даруемые Его Церкви. Оправданием нецерковных сборищ явилась всё та же отсылка на стихи Евангелия от Матфея 18:19-20 – «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.», вырванные из контекста, разумеется.
   Сначала идея оправдания нецерковных собраний таким вот образом появляется в среде баптистов. В брошюре изд-ва «Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря” от 1995 года читаем: ««Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф.;18:20). Этим изречением баптисты прикрывают самовольное сборище свое, но состав Церкви совсем иной: «И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Ефес.;4:11–12).[4]
   У баптистов эстафету перехватили пятидесятники и неопятидесятники. В среде харизматов возникает некая «молитва согласия» с отсылкой на все те же стихи из Евангелия  от Матфея 18:19-20. Изобретателем этой, так называемой «молитвы», является американский неопятидесятнический проповедник Кеннет Хейгин. Впервые она встречается в его книгах. Таким образом, время ее появления — это вторая половина 20-го века, между 1950-1960гг.. Современные попытки сектантов и раскольников доказать, что употребляемый ими новодел происходит от апостолов — провальны.


4. Сектантское происхождение «молитвы по соглашению» В. В. Головина

   Со времен так называемой «третьей волны пятидесятничества» в сектантской среде ставится цель проникновения харизматического движения во все христианские общины, еще им не затронутые, среди которых первое место занимают Православные Церкви.[5]
   Одним из «засланцев» в среде православия стал В. В. Головин. Он взял харизматический вариант «молитвы согласия» и приставил туда православный акафист, назвав это «молитвой по соглашению». При этом отношение к молитве осталось неопятидесятническим без каких-либо изменений. Также и «чудеса», по ней совершаемые, полностью скопированы у неопятидесятников: начиная от классического «прощения долгов», исцелений от неизлечимых болезней, удачного брака, до успехов в бизнесе.
-- «Ты молитвой по соглашению святителю Николаю Чудотворцу молился?… Так и будет все в шоколаде.» -- подобным образом В. В. Головин, на пике своей популярности, отвечал обратившемуся к нему бизнесмену. За мнимые услуги некоторые из них «жертвовали» Головину приличные суммы денег. Известна сумма в 7 млн. рублей.
   «Теология процветания» -- это еще одна неотъемлемая часть неопятидесятнического учения, и все должно работать на нее по замыслу авторов.
    Сравним чему учат неопятидесятники о молитве и чему учит В. В. Головин. Как говорится, найдите хотя бы одно отличие между их «молитвой согласия» и «головинской» «молитвой по соглашению».
1) Неопятидесятники: “Когда вы соглашаетесь с одним или несколькими верующими молиться за какие-то определенные нужды, то не имеет значения, о чем вы просите, трудной или неразрешимой выглядит ситуация. Если в вашем духе есть согласие, это обязательно произойдет.»[6]
2) В. В. Головин: «Если хотя бы двое согласятся между собой о чем-то просить, - а дальше уникальные слова,- чего бы не попросили, без вариантов,- будет.»[7]

   Кроме этого, В. В. Головин критикует Православную Церковь и священноначалие, примитивно и в раскольническом духе понимая богословское понятие «соборность» (кафоличность Церкви). Он считает, что соборность проявляется там, где есть «молитва по соглашению», а следовательно, его община единомышленников этой соборностью обладает (является церковью, проще говоря).
   Согласно же догматического учения Церкви, соборность Церкви — это свойство, присущее самой природе Православной Церкви: вне Ее нет и не может быть никакой соборности. В книге одного из авторов «догматического богословия» прот. Ливерия Воронова читаем: «Кафоличность — это изначально присущее качество и признак Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Нет никаких оснований говорить о некоей внецерковной соборности или «секулярной кафоличности». И весь опыт свидетельства и служения, приобретаемый и осуществляемый Церковью в мире, как бы он ни совершенствовался с течением времени и под влиянием разных обстоятельств, не может ни увеличить, ни уменьшить кафоличности Церкви. Церковь не перестает быть кафоличной во все времена.»[8] При этом, по словам еще одного автора книг по догматическому богословию, В. Н. Лосского, «каждая часть Церкви, даже самая малая, даже только один верующий, может быть названа «Соборной».[9] Вот про это говорит Христос, когда говорит «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».
   «Молитва по соглашению» играет роль пародии на Литургию в общине Головина. Она противопоставляется Церковному собранию и Церковной молитве (Литургия переводится «Общее дело»).
   Кроме того, поскольку в этой «молитве» может участвовать любой желающий, вне зависимости от его веросповедания, то речь идет уже о создании экуменистического движения, а в перспективе — новой религии с В. В. Головиным во главе. Это можно наблюдать уже сегодня: когда В. В. Головин позирует на переделанном архиерейском троне на фоне ковра с узорами индийской мандалы и повешенной на него иконой Иисуса. Все религии там собрал и «антихрист» во главе этого собрания воссел.

5 По поводу земных прошений

   Языческие заговоры, первое, чем отличаются от христианских молитв — это их направленностью на получение материальных благ, благ от природы. Под природой чаще всего выступают олицетворенные «боги» этой самой природы, которые, по мнению язычников, управляют силами природы. Чему молились язычники своим «богам»? Хорошему урожаю, помощи в скотоводстве, защиты от набега врагов и т. д. Это чисто земные,  приземленные нужды, которые они воплотили в лицах своих божеств, чтобы те их выполняли.
   Христианская молитва предназначена не для этого. Молитва — это общение с Богом, и суть в самом этом драгоценном общении, без каких-либо просьб. Просьбы — это дело десятое. «Молитва есть общение и единение человека с Богом.», - говорит св. Иоанн Лествичник. «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу.», - говорит святитель Филарет. Само понятие “возношение» уже предполагает, что ум молящегося оставил все земное.
   Как относился Иисус Христос к молитвам о земных благах?
1) «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.» (Мф. 6,31-34)
2) После насыщения 5000 человек Иисус покинул то место. Народ же продолжал искать Его.
«И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви;! когда Ты сюда пришел?
Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.» (Ин. 6,25 и далее)
3) В «Строматах» у Климента Александрийского находим: «Просите великого, и малое приложится вам; просите небесного, и земное приложится вам» (Стром. 1:24), и “будьте искусными менялами” (Стром. 1:28). Изречениям предшествуют слова: «Иисус сказал Своим ученикам», то есть прямо указывается на принадлежность их Иисусу Христу. (См. Борис Пивоваров, "Аграфы")

   Что говорили святые отцы о земных прошениях?

1. "Чтобы молящийся был услышан, это зависит, во-первых, от того, если мы достойны получить; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если исполняем все должное и со своей стороны, и, наконец, если просим полезного. Как от этих условий зависит быть услышанным, так от противных условий — быть неуслышанным, хотя бы молящиеся были праведники." (св. Иоанн Златоуст) [10]

2. Святитель Василий Великий определяет молитвы прошения как низшие: «Молясь, не проси того, чего просить не должно, чтобы не прогневать этим Господа. Не проси ни богатства, ни славы человеческой, ни власти, ни вообще всего того, что преходит. Проси Царствия Божия. И тогда Сам Господь подаст тебе и все нужное для тела. Он говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).
Есть два вида молитвы. Первый вид — славословие со смиренномудрием; второй, низший, — прошение. Не начинай молитвы с прошения.»[11]
3. "Приноси Богу прошения, сообразные величию Его. Просил у Него Соломон премудрости, получил ее и с нею множество других благ, потому что просил благоразумно. Просил у Него Елисей благодати Святого Духа сугубой перед великим учителем своим, и прошение Его было принято.
Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Его – взирают на тебя во время молитвы твоей, смотрят, чего просишь ты у Бога. Они удивляются и радуются, когда видят земного, оставившего свою землю и приносящего прошение о получении чего-нибудь небесного; напротив, они скорбят на оставившего без внимания небесное и просящего своей земли и тления.
* * *
Не проси, если можешь не просить, ничего у Бога, отдайся с самоотвержением в Его волю.» Святитель Игнатий (Брянчанинов) [12]

4. “Св. Исаак Сирин, великий учитель и художник сей добродетели (молитвы), так отвечает на этот вопрос: Не будь несмыслен в своих прошениях, чтобы не оскорбить тебе Бога неразумием. Будь мудр в своих молитвах, чтобы сподобиться тебе славы. Проси досточестного у Дающего без зависти... чтобы возвеличилось пред Ним достоинство твое и возрадовался Он о тебе. Если кто попросит у Царя немного гноя, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое невежество, но и Царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в своих молитвах просит у Бога земных благ».
Итак, молиться о чем-нибудь земном — ниже достоинства человеческого, и, оставив небесное, просить, чтобы нам не умереть с голоду, чтобы было на что жить, просить шуб, хороших должностей и приятного обхождения с нами начальствующих или подчиненных ради нашего собственного спокойствия и благополучия — все равно что, по словам того же св. отца, просить собственного гноя или кала. Ангелы и архангелы — эти вельможи Небесного Царя — огорчаются, видя и слыша такие прошения, исходящие из уст человека.

«Не проси у Бога того, что Сам Он без прошения дает нам по Своему промышлению, и дает не только своим и возлюбленным, но и тем, которые чужды ведения о Нем. Ибо сказано: не будьте, якоже язычницы, лишше глаголющими в молитвах своих (Мф. 6, 7). Это есть телесное, и сих языцы ищут, сказал Господь. Вы же не пецытеся, что ясте, или что пиете, или во что облечестеся. Весть бо Отец ваш, что имеете в этом нужду (Мф. 6, 25, 32). Сын у отца своего не просит уже хлеба, но домогается наибольшего и высшего в дому отца своего. Ибо по немощи только ума человеческого Господь заповедал просить ежедневного хлеба. Но смотри, что заповедано тем, которые совершенны ведением и здравы душою. Им сказано: не пекитесь о пище или одежде, потому что если Бог печется о бессловесных животных, о птицах и о тварях неодушевленных, то кольми паче попечется о вас. Ищите же паче Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33)» [13]

5. Святитель Иоанн Златоуст учит православных христиан не подражать язычникам:

    “Ничто не может, более побудить стыд, и быть укорительнее этого изречения: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме». Кто это такие? Те, которые «они мыслят о земном», которые говорят: мы построим дома. Где? На земле. Говорят: купим поля, – опять на земле; получим власть, – опять на земле; достигнем славы, – тоже на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, «их бог – чрево»! Те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землей, поистине имеют богом чрево, говоря: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:32). «Их бог», – говорит, – «чрево». Посмотрим, как Павел служил Богу; посмотрим, как и чревоугодники (служат) чреву. Не подвергаются ли они бесчисленным смертям? Не боятся ли отказать ему в каком бы то ни было требовании? Не раболепствуют ли ему даже в невозможном? Не хуже ли они невольников? Но Павел не таков, потому он и сказал: «Наше же жительство – на небесах». Не будем же и мы искать покоя здесь (на земле); пожелаем сделаться славными там, где и житие наше.”[14]


6 Страшный итог

   Святые отцы и Новый Завет учат о церковном храмовом собрании и о церковной молитве. Нигде вне церковного собрания о исполнении воли Божией речи не идет. Тому, кто намеренно отступает от Церкви Христовой, в Которой спасение, и собирается в нецерковные собрания, святитель Василий Великий говорит страшные слова: «А собравшиеся недостойно «звания» и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.;6,;46)?


[1] См.: [2] Свт. Иоанн Златоуст. 1-е слово на Пасху // Творения. Т. 8. СПб., 1902.
[3] Слово к народу Кесарийской Церкви, 6 – Migne, s. 1., t. 43, col. 695
[4] Баптисты как наиболее зловредная секта. - Изд. Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. - Москва : Тип. АО «Молодая гвардия», 1995. - 16 с.
[5] Игумен Иоанн (Рубин): “Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?” Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.
[6] По книге Френсиса Вале Оке «Наедине с Богом»
[7] Передача на ТК Союз: “Выбор жизни. Выпуск от 26 декабря. Беседа с протоиреем Владимиром Головиным.”
[8] См.: прот. Ливерий Воронов, «Богословские основы православного понимания экуменизма»
[9] См: проф. В. Н. Лосский, “По образу и подобию»
[10] См.: Святитель Иоанн Златоуст - Полное собрание творений
Том 12, часть 2. Слово 2, "О молитве"
[11] Источник:
[12] См.: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с.
[13] Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Том 4 (фрагмент)
[14] См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1905. Том 11, Книга 1, Беседы на послание к Филиппийцам, с. 219-355.


Рецензии