Молчит судьба, но знает сердце...

3 марта на фестивале Мэрцишор -2025 в филармонии позвучал скрипичный концерт Людвига ван Бетховена и Шестая симфония Петра Чайковского. И это было замечательно.
Ре- мажорный концерт Бетховена для скрипки с оркестром хорошо известен и весьма показателен для эпохи классицизма как образец эволюции стиля Бетховена. Его весьма утонченно исполнил наш земляк Дан-Юлиан Друцак - победитель первого конкурса Международного музыкального исполнения "Whitgift " в Лондоне, который дал ему редкую возможность учиться на основе стипендии в Whitgift School. Дан- музыкант редкой одаренности, когда исполнитель полностью сливается со стилем композитора и виртуозно овладевает нюансами его опуса, создавая в то же время свой индивидуально-вдохновенный стиль исполнения. Он незаметно насыщает классичную партитуру тонкой палитрой красок романтической музыкальной школы, открывая новые горизонты в хорошо известной трактовке. Он также умеет увлечь оркестр своей идеей творческой свежести, что очень уместно в музыкальной программе весеннего фестиваля. Дану незнакомы технические трудности - его скрипка звучит гибко, пластично, как нежная кантилена, украшенная  изящными пассажами. Перспективы этого скрипача очевидны и мы надеемся услышать его вновь
--
Шестая симфония, прозвучавшая во второй половине концерта - самое сложное, трагическое произведение Петра Ильича Чайковского. Оно повествует о творческом пути художника, обращается к его мятежной душе - когда он ищет себя, находит и даже царствует на вершине славы. Но ... на самом пике перед нами одиночество опустошения, полный крах иллюзий и смерть. В финале душа взывает, вопрошает, ищет выхода... Но нет - обреченность и... гробовая тишина.

Почему же так? Ведь к концу жизни Чайковский был великим композитором России и признанным мировым гением! Подлинный классик на все века. О чём ему сокрушаться? Зачем страдать, когда он во всем первый?  И откуда он знал, что скоро умрет? Симфония именно об этом - o том непонимании вселенской души, которую мы дарим людям.
Молчит судьба, но знает сердце. Словно некая протоплазма отдала его людям — нате мое лучшее творение, а потом отобрала обратно. Как он, загодя до смерти сам себе посмертную симфонию смог написать? С полным эмоционально -подсознательным выкладом. Как он мог музыкой описать те самые предсмертные состояния — попытки выползти из ада предчувствий? Словно он знал эту тьму и никогда ее не забывал. Вот она — игра сущностей — ломит творца, истязает, выворачивая все нутро — и всё мало ей…

Шестой симфонией маэстро Чайковский дирижировал за 9 дней до смерти.. А каково ее исполнять другим? Скажу - долго, постепенно проникаясь всей сутью этой потрясающей музыки - самоотдачи она требует предельной и без мощного сострадания творцу ничего не получится. 
Слушателю тоже нелегко, ибо Чайковский всех участников инструментальной трагедии подвергает тяжелому испытанию. Признаюсь, плакала навзрыд..
Но самый главный герой этой истории дирижер - Михай Агафице, сумевший превзойти самого себя. Он начинал творческий путь в молдавской филармонии тоже с Чайковского и его Пятой симфонии. Повторил ее исполнение ровно год назад. И вот - долгожданное покорение вершины Шестой симфонии - живое, тонкое, трепещущее, как открытое под скальпелем Cердце!
Поздравляю, Михай! Это именно она, Патетическая Шестая Чайковского - она так и должна звучать - как вечная повесть о великом творце, не нашедшем счастья на этой земле. Мы прожили ее вместе с Вами, дорогой дирижер, плакали и восхищались совершенством. И ушли.. с разбитым сердцем, ибо реальность не соответствует  идеалам творца - так было и будет всегда...
Искренне благодарю Симфонический оркестр филармонии и ее Главного дирижера Михая Агафице за возможность пережить вместе великие мгновения творчества Чайковского. Ждем новых встреч с вами.


Рецензии