Солнечный ветер часть 4
Алия села и погладила матовую поверхность стола. Подумала, что ей нужна энциклопедия Земли, а в ней – Казахстан, город Шевченко.
Она любила это волшебство, когда стоит пожелать и появлялись тексты, фотографии, фильмы, голограммы. Создавалось ощущение, что перемещаешься в пространстве и времени.
В детстве она попадала в сказочную атмосферу, потом «встречалась» с тургеневскими девушками, Ирэн Форсайт, погружалась в океан и фантастические миры.
Сейчас она летела над песками, лесами, озерами. Она любила «путешествовать» по Казахстану. «Какая красивая и большая страна!» – в который раз с восхищением подумала Алия.
Раздался приятный голос невидимого диктора: «Это бескрайняя степь Мангистау, где пять миллионов лет назад бушевал океан Тетис. Здесь одна из наиболее глубоких впадин в Азии – Карагие, и уникальный Каспий – самое большое озеро. На море прилетают лебеди и розовые фламинго».
Алия видит, как птицы опускаются на воду и море кажется розовым.
Появилось изображение степи и белой юрты. Возле юрты – аксакал с кобызом в руках, рядом юноша и девушка. Алия потянулась вперед, чтобы разглядеть их, но изображение исчезло и появилось другое: «В 1957 году на полуострове Мангышлак были обнаружены нефть, уран и редкоземельные металлы. Руководство государства решило создать ядерный щит страны. Так зародился город Шевченко. Теперь он называется Актау».
«Так вот он какой, город моей мечты», – подумала Алия, увидев белые и розовые здания вдоль синего моря. Они напоминали ей кубики рафинада, о котором ей рассказывала бабушка.
Алия произнесла слово «кобыз» и появилась голограмма, напоминающая коллаж из частей музыкального инструмента. Все фрагменты вписаны в овал — самую гармоничную геометрическую фигуру. Они показаны с разных точек, чтобы Алия осмыслила увиденное, составила целостное представление об инструменте.
Девушка услышала волнующую мелодию и уже собиралась заплакать, вспомнив историю любви бабушки и Жана, как увидела перед собой несколько карточек с текстами.
Приблизилась первая и Алия прочитала: «Кобыз – древний казахский струнный смычковый инструмент, воплощающий духовный мир, космос кочевника. Он имел особый сакральный характер, обладал магической силой.
Кобыз – необыкновенно выразительный инструмент с густым, богатым обертонами тембром. Он как инструмент-оркестр. Кобыз способен воспроизводить любые звуки природы: петь, как вольный ветер, завывать подобно волку, печалиться как лебедь в одиночестве, звенеть, как запущенная стрела. В звуках кобыза слышен человеческий голос – то печальный, то радостный».
Появилось фото кобыза и текст: «Мастера выдалбливали в цельном куске дерева две полусферы. Сдвоенные сферы отражают тенгрианскую философию дуальности и символизируют рассвет и закат, день и ночь, а в двух струнах – символ верха и низа мироздания».
Алия положила ладонь на стол – и изображение легло в правом углу. Когда она захочет перечитать текст, он вновь оживет перед ней.
Внешнее освещение сферы выключилось, за стеной колыхалась темно-фиолетовая темнота, замерцали звезды. «Где-то там далеко Земля», – вслух произнесла Алия.
«Что дальше?» – подумала она и появилось следующее изображение.
«Легенды говорят, что кобыз был изотерическим инструментом баксы (шаманов). Играя на кобызе, они выступали посредниками между людьми и богами.
Баксы относились к инструменту как к живому существу. Во время его звучания баксы переносились в мир духов, которые помогали изменить погоду, найти пропажу, вылечить людей, узнать судьбу человека, его семьи или рода.
В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках счастья».
Алия положила ладонь в левый угол стола, и изображение послушно опустилось.
«Кто создал кобыз?» – задала она вопрос. В пространстве материализовалась следующая карточка.
«Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший приблизительно в девятом веке.
Появление Коркыта на свет было окружено мистикой.
Перед его рождением произошло затмение солнца, гремел гром, сверкали молнии и на землю обрушился ливень. Страх охватил людей. Когда ребенок появился на свет, все стихло. Это посчитали мистическим и назвали мальчика Коркытом, что в переводе означает «пугать».
Юноша с ранних лет задумывался о скоротечности жизни. Когда ему исполнилось двадцать, во сне явился старец в белом одеянии и сказал, что Коркыту суждено умереть в возрасте сорока лет. Тогда он решил отправиться на поиски бессмертия. Юноша путешествовал на своей верблюдице по всем уголкам мира, но не смог найти ответы на вопросы жизни и смерти.
Везде он видел следы умирания: в степи высохший под солнцем ковыль, в лесу – упавшие деревья, мертвых животных и птиц, захоронения людей. Юноша понял, что смерть неизбежна и вернулся в родной дом.
Чтобы освободиться от тягостных мыслей, он решил смастерить что-то особенное. Из ствола старого дерева он выдолбил чашеобразный музыкальный инструмент с изогнутым грифом и фигурной головкой. Верхнюю часть оставил открытой, а нижнюю обтянул кожей с шеи своей верной верблюдицы, которую принес в жертву. Струны сделал из конских волос. Так родился кобыз.
Коркыт играл, вкладывая в музыку душу. И не было в это время смертных, а только счастливые люди. На красивые мелодии слетались птицы, прибегали звери, казалось, природа замирала.
Коркыт понял, что вечная жизнь – это искусство.
Он играл день и ночь, не переставая. Смерть хотела забрать его душу, но не могла приблизиться к нему, пока звучал кобыз.
Но однажды музыкант устал и заснул, а Смерть обратилась в змею и ужалила его.
Коркыт покинул мир живых. Но музыка смогла остановить время и смерть.
Имя и душа великого Коркыта стали бессмертными.
Осталось много легенд о великом Коркыте, его размышления о времени и пространстве. Его литературно-философские взгляды, музыкальные произведения, ораторское искусство, жизненные наставления передаются из поколения в поколение и высоко почитаются не только в тюркском мире, но и далеко за его пределами».
Алия положила руку в центр, и изображение легло на стол.
Перед ней появилась голограмма захоронения Коркыта, где примерно в X-XI веках был воздвигнут мавзолей "Коркыт Тубе" (Поющие трубы). Внизу текст: «Со временем мавзолей разрушился. Но в 1980 году создали архитектурный памятник в форме кобыза, который издает таинственные мелодии звуки при дуновении ветра. Это музыка степного ветра, партитуру для которого создал сам Коркыт-ата. Услышать их – настоящее чудо».
Карточка исчезла.
Алия стояла в задумчивости. Она хотела услышать это чудо. И желание полететь на Землю возникло с новой силой.
Она думала о том времени, к которому прикоснулась и которое странным образом отозвалось в душе, превращая ее в степнячку.
Она прикрыла глаза и представила степь, коней, что мчались к морю, а оно переливалось – как небесный океан, полный тайн и великих возможностей, о которых человек только начинает узнавать. На ней старинное казахское платье, на голове шапочка с перьями филина.
Она слышит, как ее зовут по имени. Оборачивается и видит юношу, спешащего к ней. В руках у него кобыз. Он взмахнул смычком, сверкнули зеркала на грифе инструмента, лучи от него бросились к Алие. Она зажмурилась в ожидании. Ей хотелось, чтобы юноша коснулся ее и протянула к нему руки.
Когда открыла глаза, все еще чувствовала его присутствие, запах, дыхание.
Душа ее прикоснулась к бывшему много лет назад.
Она поняла, что время нельзя оценивать как бесспорно утекшее. Прошлое спит в человеке, но одно волшебное действие, мелодия, картина, слово, запах пробуждают его и оно оживает.
Ее прошлое, ее генетическое прошлое, обрело образ и звало ее к истокам.
И она входила в него.
продолжение: http://proza.ru/2025/03/16/420
Свидетельство о публикации №225031400488
Прекрасно о кобызе и Коркыте.
Понравилось!
С теплом!
Варлаам Бузыкин 17.04.2025 16:10 Заявить о нарушении