Парад Алле. Улыбайтесь месье Фернандель

     В начале двадцатого века вечное стремление человечества к всестороннему осмыслению действительности породило новое удивительное могучее массовое искусство – КИНО.
    Первыми артистами, завоевавшими необыкновенную популярность и любовь зрителей в кинематографе были комики.
      Они не похожи друг на друга:  изящный Макс Линдер и неуклюжий Игорь Ильинский, никогда не улыбающийся Бастер Киттон и вечно смеющийся Норман Уиздом, трогательный и простодушный Чарли Чаплин, хитроумный эксцентрик Луи де Фюнес, тщедушный Тото и ослепляющий своим обаянием простофиля Фернандель.
   Французская кинокомедия отличается от американской, английская от русской, но объединяет их одно – смех. Они смешны!
   Опыт показал, что из всех жанров, комедии наиболее живучи. Почти сто лет зрители радуются, сопереживают, удивляются и восхищаются  мастерством великих мастеров кинокомедии, а они, смеясь и  забавно огорчаясь, на экране остаются молодыми и заставляют смеяться и молодеть нас.
     УЛЫБАЙТЕСЬ, МЕСЬЕ ФЕРНАНДЕЛЬ!
    У Фернанделя  было много романов. Но только одной женщине, смешливой и жизнерадостной он не изменял никогда. Ее звали Муза комедии. Этот союз был очень прочен и продолжался около сорока лет.
 Фернандель и раньше, до того как пришел в кино, был комиком.
  Все началось с того дня, когда служащий одного из  марсельских банков Фернан-Жозеф-Дезире-Констанден, ставший впоследствии Фернанделем, присоединился к труппе бродячих артистов. Два года он разъезжал по югу Франции , играя в незатейливых  водевилях,  фарсах, оперетках.
   За Фернанделем было закреплено амплуа первого комика. В провинции он имел большой успех и, по возвращении в Марсель, ему  был обеспечен ангажемент в труппе городского театра, но Фернандель изменил драматической сцене и решил попробовать себя в амплуа шансонье. В мюзик-холле он с удовольствием распевал шуточные песенки, для которых сам сочинял слова и музыку. Он и потом, став «великим Фернанделем» очень любил появляться на эстрадной сцене с программой любимых песенок.
  Правда, на это у него почти не было времени. Начиная с 1930 года, один за одним, начинают появляться фильмы с его участием. «Черное и белое», «Любовник и его консъержка», «Закон есть закон», «Дьявол и десять заповедей», «Мадмуазель Нитуш» и многие многие другие. Тут не только времени, никаких нервов не зхватит.
  Однажды, во время перелета на трансатлантическом лайнере рейсом Нью-Йорк-Гавр, Фернандель познакомился с американским телеведущим, телекумиром Бобом Хоупом. Так случилось, что в Париже Хоуп попал в больницу для душевнобольных. Фернандель  хотел повидаться с Бобом и попытался проникнуть к нему в больницу, но привратник не пускал артиста, говоря, что сюда входят только больные. 
    «Ах, только больные?! Пожалуйста, я больной!» И Фернандель стал старательно хихикать, подмигивать, делать свои незабываемые гримасы, начал даже кукарекать и скакать на одной ножке. Но сторож был с чувством юмора и очень хорошо знал Фернанделя: «Улыбайтесь, месье Фернандель, вы потрясающе это делаете. Я был готов поверить вам, если бы не знал вас так хорошо…».
   Улыбка Фернанделя- это уже символ.  Только что его лицо было совершенно неподвижно и вдруг ослепительная улыбка занимает пол экрана и затапливает наши души теплой волной радости и заставляет улыбаться ему в ответ, о вдруг он застывает в оцепенении, а мы не знаем, что нам делать со своим лицом!
       Да что делать…? Продолжать улыбаться, смотреть фильмы с его участием, удивляться, восхищаться… и стараться не попадать  впросак.
    Довольно одного Фернанделя.


Рецензии