Вампилов. Летим вне времён... 10. 03. 2025

ЛЕТИМ ВНЕ ВРЕМЁН...

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: литературная композиция «Жизнь сплетает свой сюжет» (03.10.2025) по произведениям А. Вампилова.

Режиссёр-педагог — профессор кафедры мастерства актёра С. А. Гурьева.

Художественный руководитель курса — доцент Э. Н. Шевчук.

СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Историю о Катеньке Иголкиной, о её самой заветной мечте показывают Анна Симачева и Дарья Юсупова. Чувства подхватили героиню и несут на всех парусах! Ликуя от предвкушения счастья, девушка поглощена будущим знакомством с «красивым, высоким, недурно одетым» мужчиной. За какой-то день перебродившие фантазии Катеньки теряют всякие берега, что немудрено, ведь она столько всего для любви сделала: и два раза замуж ходила, и даже пыталась работать! Постигшие её неудачи — просто досадная мель на прекрасном фарватере жизни. От нахлынувших чувств Катенька разве что не пьянеет, настолько она овладела искусством упоительного самогипноза. Увы, заветные мечты о большой любви напоролись на уголовный элемент в соблазнительной оболочке

Но Катеньке не привыкать к очередному фиаско — на романтической регате с таким витальным подходом она имеет все шансы добраться до финиша!

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН. Страдания настраивают на высокое?.. Как бы не так! Когда боль — это новизна ощущений… будь они прокляты! Если зубная боль переваривает беднягу с потрохами, если за несколько дней Коля Ванечкин (Игорь Ромыш) даже разучился разговаривать, о какой настройке может идти речь? Только о самой примитивной — на уровне инстинкта самосохранения.

Зубная боль раскалила Колю, сделала его колючим, как дикобраз, не способным воспринимать ничего, кроме страсти избавления от физических страданий. В таком почти первобытном состоянии он и явился перед Верочкой Беседкиной (Екатерина Солопова).

Молодой стоматолог, обладательница рекламной улыбки, хорошенькая даже во врачебном халате, имела впечатляющий духовный ресурс. За гримасами боли, всклокоченной шевелюрой и нечищеными туфлями она разглядела в Коле интересного молодого человека! Судя по её упорному желанию сохранить воспалившийся зуб, Верочка была абсолютно уверена, что возможность улыбаться во весь рот для Коли должна быть не менее важна, как, например, наличие рук или ног… Необходимо спасти улыбку! Спасти красоту! Спасти ...возможное счастье! Видимо, Верочка полагала, что за это спасение Коля её и оценит, и, конечно, полюбит.

Но здоровяк Коля до сих пор в спасении не нуждался, он привык к физическому здоровью и впервые подвергся испытанию физическим страданием. А тут ещё сам кабинет оказался не лечебницей, а пыточной, соответственно, врач — палачом!

Видимо, Верочка до сих пор была убеждена, что «потерпеть» боль молодому здоровому человеку — что-то вроде необходимой жизненной практики. Но Коля — не выносливый спартанец и не труженик индустрии моды! А «эта» в халате ещё и улыбается! Не слышит скрежет его зубов! Юноша аж поперхнулся: «Цветочки!??» (Букет свежей сирени нагло источал, не менее, дурман…) И это в то самое время, когда человек на стенку лезет от боли, воет на пару с ночным псом…

Обстоятельства Коли не способствовали зарождению взаимной любви. Взревев как годзилла, он сбежал, обозвав Верочку палачом и чудовищем, от чего потрясённая девушка упала в слезах на диван.

ВЕСЁЛАЯ ТАНЬКА. Танькой (Ева Чубукова) с рабочей слободки, простой, весёлой, общительной девушкой, любовалась вся стройка. «В бригаде монтажников она — всеобщая любимица». Все вокруг тоже ей нравились. На всё Таньке хватало сил: на дом с больной мамой и маленькими братьями, на кружок хореографии, на работу и общественные поручения. Мир представлялся ей таким же надёжным, как и она сама.

Глазом моргнуть не успела — сосватали девку. За Володю Сухорукова (Андрей Оторопчук), по всем статьям отличного парня, который, самое главное, был в Таньку влюблён, ну, и на неё тоже произвёл хорошее впечатление.

Не прошло и недели, как семейка Сухоруковых принялась гасить весёлую Таньку под свой манер — грубых, неотёсанных алкашей. Владимир на Танькино недоумение грубо ответил: «Так надо!»

Танька вдруг разглядела, где оказалась… Однако обстоятельствам не покорилась и вскоре ушла. Постоянно подвыпивший Владимир стал для неё совсем чужим, неприятным человеком. Ей было обидно и горько — подпалило неосмотрительное замужество девичьи крылья...

Однако Танька, пускай теперь осторожно, но продолжает верить, что вокруг живут счастливые люди, а это значит, что и она тоже когда-нибудь может стать одной из них.

СВИДАНИЕ. Как можно было не уступить девушке в её трогательной ситуации с отвалившимся каблуком? Любой мужчина почёл бы за честь. Но тут где сядешь, там и слезешь! Поднаторевший на затыкании рта любым оппонентам, не обременённый «феодальным» благородством, герой с оторванной подмёткой (Игорь Ромыш) гнёт свою линию. Молодой человек возмущён глупыми предрассудками волноваться по поводу свиданий и чувств! И вообще, идти на поводу наглых дамочек!

Возмущённо он восклицает: «Почему женщинам — всё?» Вспомнил феодала, понятно, безнадёжного идиота! Кому ещё придёт в голову петь серенады капризным особам?!

Зато прекрасной девушке Лиле (Гюлю Годжаева) крупно повезло. Ценой всего лишь каблука она вызволила своё «счастье». Теперь не надо идти к памятнику Крылову, на свидание к самонадеянному эгоисту: басня — вот она! «Ага!.. — саркастически воскликнул сапожник (Данил Штикель). — Феодал-то рвёт струны!»

Конечно, теперь рвёт: три месяца он, очарованный музыкальным голосом прекрасной девушки, её утончёнными речевыми манерами, выпрашивал свидание по телефону! И даже почти объяснился в любви гордой и таинственной незнакомке! И вот, свидание состоялось...

Сапожник — воплощенная уверенность на своём месте — увлечённый свидетель этого первого свидания. Он понимает, что катастрофа предотвращена и рад за девушку, однако по-мужски вполне сочувствует пролетевшему, как фанера над Парижем, новоиспечённому феодалу.

СТРАСТЬ (07.02.2025). Уже три месяца он (Андрей Оторопчук) ухнул на эту барышню, какую-то странно непонятливую Верочку (Есения Тисленко), а та всё не может ...определиться с чувствами! Неужели она вконец глупая? Что ей ещё надо? Собиратель лёгких побед заметно волновался, шептал, шипел, убеждал то настойчиво, то скорбно, то вкрадчиво, то ласково, то зазывно…

Девятый вал страстей бился о волнорез — это внутри. А снаружи Верочка мышкой металась вокруг скамейки от когтистого кота, пока не сбежала.

Однако назавтра скамейка не пустовала: «Фросенька, я так давно хотел сказать тебе...» - взволнованно убеждал герой в своей любви очередную пассию (Анастасия Астафьева).

СУГРОБЫ. Веру Андреевну (Наталья Бойчук) обманули… Нежных чувств хватило только на три письма… И никто на Новый год не приехал… Мороз, волки, три километра до станции — всё это не идёт ни в какое сравнение с душевной раной молодой учительницы. Горе её неподдельно, безответная любовь гложет сердце — она так надеялась…

Счетовод Федя (Владислав Руковишников, он же Михаил Зарипович) несмело встаёт на дороге Веры Андреевны, приглашает на праздник в клуб. Он ждал её весь вечер, дождался, а она такая расстроенная, никуда с ним не хочет идти, хотя клуб — вот он, музыка, танцы, шампанское. На осторожный вопрос «где была?», Вера Андреевна отвечает: «Ходила на свидание...» Мы уже знаем, с чем она встретилась на этом свидании. Она пытается быть гордой, но мы видим, мы чувствуем, каких усилий стоит ей сдерживать предательские рыдания. Грустный Федя уходит, ему не удалось поднять девушке настроение, у неё нет сил с ним говорить, она неподдельно страдает...

Вот Вера Андреевна и дома — в школьной пристройке, где по соседству живёт старый сторож, Михаил Зарипович. Он и стал её спасением. Безоглядная любовь, в которой пребывала Вера Андреевна, которая была смыслом жизни, которую она пыталась удержать, невзирая на явные признаки охлаждения пассии, в момент, когда её понял и тихой беседой утешил пожилой человек, растворилась в его трогательной, отеческой заботе и понимании. Верочка поверила ему, уж очень он был убедительным: «Звёзды одни, а всё равно вместе!»

Здоровый организм взял своё: мудрые слова старика стали лучшим лекарством — девушка успокоилась и ещё до курантов уснула. В такой ситуации крепкий сон — настоящий бальзам и лучшая встреча Нового года. Хорошо, что было, кому предложить звёздное лекарство: Вера Андреевна спала и ...улыбалась! Всё сошлось среди сугробов под звёздным небом в новогоднюю ночь: случилось чудо примирения с беспощадной реальностью — просветлённый и проникновенный финал.


Рецензии