ВВС - страна чудес
Эпизод№1. Прибытие в часть.
... Выходим из автобуса. Нас трое, выпускников -однокашников. В руках- чемоданы "мечта оккупанта", в головах, сумбур. С пяток секунд фары автобуса освещали какие-то избенки, а вот после того как, как водитель изрек : "- Гарнизон, выходим!" и растаял во тьме, возник первый вопрос, который я и озвучил:- Попадос однако... деревня какая-то, а где ж гарнизон?! Ну и куда дальше двигать? В ответ, получил: -Язык до Киева доведет -изрек Серега Цыбин и смачно сплюнул под ноги. -Угу, доведет...А у кого спрашивать -то? - осведомился Николай.
Закурили. - Мужики, вон вдали, вроде свет горит. А где свет - там жизнь - Заключил Серега и добавил, с надеждой в голосе: -Должна быть...
Через полчаса ходьбы по пересеченной местности( слегка утоптанная тропа под ногами дала нам понять, что покрытие в виде асфальта - термин не знакомый в данной местности, от слова - совсем) мы оказались у ворот, на которых красовалась чеканка в виде знака Гвардия и самолета, устремившегося в небо. КПП!!! Дальше- проще. Боец на КПП подсказал направление на штаб и через минут 15 мы стояли перед Дежурным по штабу, прапорщиком, судя по виду которого, живущего под девизом: Чем больше вес, тем крепче ВВС!.
-Здорова, мужики! Летчики? Штурманы? С женами или холостяки? - посыпались вопросы от дежурного, после приветствия. Получив от нас ответ, что мы без жен, потому как не обзавелись еще ими, прапорщик поднял телефонную трубку и доложил, по видимому командиру, о нашем прибытии в часть. Через 5 минут прапорщик Вован(как он представился) провел с нами короткий инструктаж по нашим дальнейшим действиям.
-Значит так! - начал он. - Гребите в 15-й ДОС ( дом офицерского состава), квартира номер 2, где и временно располагаетесь. Там, кстати, уже проживают двое "летёх" из нового пополнения. Один летчик, вроде, второй- "технарь". Офицерская общага отсутствует, по причине долговременного ее ремонта, поэтому холостяки размещаются в пустующих комнатах ДОСов. Временно. Фонарики есть? - опять вопрос от него. - Тут без фонарика по ночам не обойтись. Часто света нет в гарнизоне. Ладно, вот Вам мой, завтра перед построением вернете. - Построение завтра в 9:00, здесь на плацу перед штабом,- заканчивает инструктаж добрый прапорщик.
***
... Молодое пополнение, внимание! Летчики отправляются в кабинет замкомэска, штурманы- к штурману эскадрильи. Остальным, перекурить и через 10 мин пройти в класс навигации на постановку задачи на предстоящую летную смену! Разойдись ! - скомандовал НШ.
-Разрешите?! - приоткрыв дверь кабинета штурмана АЭ(авиационной эскадрильи), вопрошаю я и получив в ответ: - Входите! - входим в "штурманскую рубку". Представились. В свою очередь представился и представил двух офицеров, сидящих за столом, штурман АЭ: - Я, майор Зверев, а это два моих помощника: капитаны Александр Пономарёв и Мамаев Дмитрий. Сразу к делу. - продолжил Медведев. - Служить будете в нашей Отдельной Гвардейской Дальне Разведывательной авиационной эскадрильи(ОГДРАЭ). Летает эскадрилья много. Кроме двух плановых летных смен: дневную и ночную, летаем на боевую службу(БС) в Японское, Охотское море и проливные зоны Тихого океана. При заходе кораблей НАТО и прочих "супостатов" вылетаем на их поиск, обнаружение и выдачу целеуказаний(ЦУ)ударным силам флота. Службу начнете на самолете Ту-16р, в качестве Вторых штурманов кораблей. - затем с улыбкой, добавил:- Возможно, что закончите службу лет через двадцать в качестве Штурмана корабля! Почему обрисовываю Вам столь грустную перспективу, спросите Вы?! Отвечаю! Эскадрилья отдельная. Таким образом перспективы карьерного роста при наличии авиаполков, авиадивизий -нет! Наша эскадрилья напрямую подчиняется только Штабу Морской Авиации Флота во Владике и Москве. Теперь о званиях. Второй штурман корабля, штурман корабля- старлейская должность. Штурман отряда, помощник штурмана АЭ - капитанская и моя, штурмана АЭ - майорская. Отрядников -трое, помощников - два, штурманов кораблей побольше, но все сидят плотно на своих местах. Так что, подвижка в штурманской карьере ожидается в случае перевода меня или кого-то из помощников в Штаб Авиации! У нас капитана получить примерно также "легко" , как получить звание Героя Советского Союза! Но не все так плохо, парни. Возможно Вы корифеи навигации и быстренько - быстренько окажетесь, хотя бы на моем месте! - заключил майор Зверев.
Если он хотел, так сказать опустить наши честолюбивые мечты о военной карьере ниже ватер линии, то ему этого не удалось. Какой парень в возрасте 21 года, получив на плечи лейтенантские пагоны, поверит в эту перспективу- через 20 лет службы дорасти аж до капитана?! Просто гонит пургу этот майор Медведев.
Эпизод№4. Инструктаж
После своей пламенной речи майор Медведев потерял к нам всякий интерес и "сплавил" своим помощникам, для дальнейшего инструктажа. Точнее, одному из них, Василию Тимеренко. Василий довел план дальнейших действий: в самые сжатые сроки сдать зачеты определенным специалистам на допуск к полетам на 1981 год. Вручил нам Оценочный лист с наименованием дисциплин, фамилиями специалистов, и установил срок выполнения задачи - неделя! Оценочный лист впечатлял, чего уж тут говорить... Инженерам АЭ необходимо было сдать: конструкция и эксплуатация самолета и двигателя(СД), РЭО(радиоэлектронное оборудование), авиационное оборудование, вооружение самолета. Ну и на десерт, порядка двадцати дисциплин - тактика, навигация, метеорология, инструкции по производству полетов и Т.Д. и т.п. Короче, жесть! И на все, про все, неделя!
- Парни, вы главное инженерам мат. часть сдайте, а с остальным проблем не будет! - напутствовал Василий.
- Спасибо тебе, добрый человек, успокоил, - подумал я, почесывая затылок. - Собственно чего страшного? За четыре года учебы я этих зачетов и экзаменов сдавал-пересдавал, не сосчитать. Да и какой никакой , а опыт летной работы уже есть: три типа самолетов, 300 часов налета за годы обучения, это тебе не баран чихнул! - подумал я. И уже в слух:- Прорвемся, мужики!
Эпизод№5 Зачеты на допуск к полетам.
Аэродром. В одном из домиков технического состава нашли нашего первого экзаменатора - инженера по авиационному оборудованию, гвардии капитана Шрейбера. Доложили, что мол прибыли для сдачи зачета. Капитан кивнул головой, подмигнул мне(!?) и поинтересовался нашими первыми впечатлениями о гарнизоне. Отвечаем, что все классно, народ в эскадрильи доброжелательный, село, опять же большое рядом , а там - красивые девчонки, замечены нами. - Девчонки? - ухмыльнулся капитан. - Вы, парни, поаккуратнее с этим делом, - посоветовал он. - А то тут, года два-три назад, тоже вот приехали молодые, как Вы лейтенанты, правда из технического училища. Ну, естественно, дело молодое, тоже приметили наличие красивых девушек. Ну и, как говорится, в омут с головой! Все бы ничего, да только, один из лейтенантов, как-то обнаружил дискомфорт в районе паха. Сильный зуд, точнее, вот- добавил он. -Ясно дело, определившись с диагнозом, наш герой решил, что обращаться в мед. часть и таким образом предать огласке данное недоразумение - не разумно. И решил обратиться за советом по истреблению насекомых в паху, к старшим товарищам. Товарищ, выслушав бедолагу, посоветовал(дело было на аэродроме): - В чем проблема? Керосин! В любом ангаре найдешь подходящее количество. Тебе же не ТЗ(топливозаправщик) нужен! Намазал, обвязался какой-нибудь простыней и глазом не моргнешь, как твои насекомые ретируются с захваченного ими участка тела. Так что, дерзай, - резюмировал он. Лейтенант, со всех ног, кинулся к ближайшему ангару. И о, счастье! Вот она цель! Целая бочка на литров 500, если не больше. Да вот проблема, даже несколько! Как извлечь из бочки искомый продукт? Да и пустую тару под керосин не захватил.... Кошмарный зуд в паху подстегнул, лейтенанта, к энергичному решению, возникшей заминки. Короче. Скинул наш герой штанишки, нижнее белье и взгромоздился на бочку. Снял крышку с горловины бочки, подхватил мошонку в руку, попытался засунуть ее в недра емкости и....опять проблема! Мошонка, точнее "орехи" в ней, не проходила по диаметру горловины... Решение пришло мгновенно: - Надо опускать яйца по одному!!! - решил бедолага. - Опустил...сидит, парит. Через несколько минут, начался исход насекомых и нашему "находчивому" герою, оставалось только смахивать их по сторонам. Убедившись, что поток насекомых иссяк, наш герой решил, что пора заканчивать процесс лечения и приступить к выполнению должностных обязанностей, как никак, рабочий день в разгаре. И вот тут произошла трагическая неувязка: яички отказались вылезать из жерла бочки, как в начале процесса то есть - по одному! Не выходила мошонка на "свободу" и при силовых попытках корпусом вырвать ее наружу. Лейтенанту стало по настоящему страшно. Мало того что ему не удавалось освободить свое мужское богатство из плена, так в районе пленения появились признаки наваливающейся боли... Страшнее боли было осознание того, что без посторонней помощи ему похоже не обойтись... а, это позор!!! Однако, когда стало реально больно, лейтенант, заорал благим матом на всю округу!!! Вскоре, на призывные вопли, откликнулся первый, затем второй, третий, четвертый спасатель. Оценив ситуацию, вдоволь поржав над нашим героем, приступили к составлению плану по спасению. Напрочь отвергнув предложения, типа, что надо автогеном резать горловину бочки и доведя, этим предложением "пленника" до полуобморочного состояния, постановили: Резать, но не автогеном, а ножовкой по металлу, с соблюдением строжайших мер безопасности детородного органа с его "плененными причиндалами". Короче, через минут 10-15 наш дурень был отправлен в гарнизонный лазарет...
Дальше события развивались следующим образом: пострадавшему была оказана экстренная медицинская помощь, о происшествии доложено в выше стоящий штаб. Происшествие стало достоянием пересудов всего взрослого населения гарнизона и ближайшего села. Каждый из мужчин и женщин, кто не знал в лицо лейтенанта, хотел непременно на него посмотреть. Наш герой, догадывался о предстоящих встречах со своими "почитателями" и принял, как он думал, правильное решение. Не выходя из лазарета, подал командиру части рапорт о переводе его в другую часть. Командование просьбу о переводе удовлетворило. Лейтенант, отправился служить в другую часть, искренне надеясь, что о его "лечении" там никто не знает. Наивный человек. Операторы местного коммутатора устали уже соединять абонентов, между гарнизоном где было дело и тем гарнизоном, в который направился наш лейтенант. Дальнейшая судьба его неизвестна, - закончил рассказ капитан Шрейбер.
Проникшись услышанному, мы заверили капитана, что в случае чего, будем более разборчиво выбирать диаметр горловины бака, чтоб исключить, со своей стороны, подобный казус. -Дай Бог, дай Бог...- пробормотал Шрейбер. -Ну, собственно, что этот вопрос уяснили, приступим , все-таки, к зачету! Удивите меня, своими глубокими познаниями авиатехники!- заключил он.
Продолжение эпизода №5. Зачеты...
В начале небольшой штрих, чтобы закончить эпизод по сдаче зачета капитану Шрейберу. Помните, я рассказывал, что Шрейбер, во время своего рассказа, мне подмигнул? Так вот. Подмигивал он мне, в тот раз, неоднократно!
- Чего это он мне все мигает? - крутился вопрос в голове. - Может он увидел на моей физиономии отпечаток глубоких знаний в сфере авиационного оборудования и заранее, таким образом дает понять, что нам мол, с тобой все понятно! Какие к тебе могут быть вопросы? "Автоматом 5 баллов и - свободен! - гадал я. Поэтому, на каждое его подмигивание в мой адрес - подмигивал ему в ответ.
... - Приступим, собственно к сдаче зачета! Вот Вы, товарищ лейтенант, ответьте мне на следующий вопрос!-молвил капитан. Следом за этой фразой, поступил в мою сторону первый вопрос, затем второй... третий. Что интересно - с моей стороны, на все вопросы, кроме "Э...Э...Эммм", в ответ, не последовало НИЧЕГО!
-Что ж. Печально, товарищ лейтенант, - доносится до меня. -Как говорится, Вы с пролетом, уходите на второй круг! - резюмировал Ш...р. - Как подготовитесь к повторной сдаче, милости прошу, - продолжил он. - Свободны! Абсолютный ноль знаний!- огласил приговор инженер.
Обидно, досадно... -Как так -то? Абсолютный ноль!?! - бушевали страсти в моей голове.
Ответ, на мой провал оказался неожиданным. Вечером, делясь своей "бедой" с Гришкой(штурманом, пришедшим в часть на год раньше меня): -Чего тогда этот, козел, мне подмигивал? Чтобы потом завалить, что -ли?!!, вопрошал я. -Ты что, подмигивал ему в ответ?!! - перебил меня Гриша. - Именно так!- отвечаю я. - Ну, ты дал в штангу!!!- заржал в весь голос, Гришка.
-У него же нервный тик!!! Глаз дергается непроизвольно!!!Вот он и решил, что ты его передразниваешь! Ш...р, ужасно комплексует по этому поводу!!! -отсмеявшись, продолжил Гриша. Мне осталось, только подтянуть, отвисшую челюсть от нелепости произошедшего и добавить про себя: -Ну ты , Миша, и дурааак!!!
Зачет я капитану Ш...ру, сдавать пошел я на второй день, после фиаско. Извинился, объяснил произошедшую "непонятку", и... сдал!
Дальнейшая "эпопея" наземной подготовки к полетам прошла без каких-либо казусов. Включился авиационный принцип оценки знаний, по той или иной дисциплине: "Не знаешь - 4, знаешь - 5!" Итог наземной подготовки: стоим в кабинете штурмана АЭ, в руках оценочные листы, в графах которых, с наименованием сдаваемых дисциплин, красуются -4, заверенные подписями специалистов. Майор Зверев положил перед собой на стол наши "зачетки" , после чего задал нам несколько вопросов:
-С Инструкцией по производству полетов в районе АС, ознакомились? КБП,ОПП, НПП,НШС читали? Получив в ответ наши энергичные утвердительные кивки головами, заполнил 4-ми пустые графы в наших Оценочных листах, скрепил их своей подписью и со словами: - За аэродинамику замкомэска распишется, - взмахом руки, указал направление нашего дальнейшего движения - класса Навигации.
***
Все. Хватит про зачеты. Едем дальше. Коротенько о том, что было дальше, после того как включили нас в план боевой подготовки АЭ в составе экипажа, в качестве Второго штурмана экипажа. Ну и, закрутилось...
Эпизод№6. Первые полеты на Тихоокеанском ТВД.
Всю ту рутинную работу по подготовке непосредственно к полетам, а именно: склейка карт, их "поднятие" с нанесением естественных и искусственных препятствий в районе полетов, нанесением радиотехнических средств связи и навигации; изучение Инструкции самолета Ту-16, Инструкции АС(аэродром сухопутный), и т. д. - пропускаю. Вывозные, контрольные полеты в районе АС, на 0,5 радиуса полета самолета, на полный радиус самолета, днем, ночью - тоже пропустим. Отлетал. И стал БГ(боеготовым) Вторым штурманом самолета Ту-16р( разведчика). Назначили в экипаж гвардии капитана Олега Анищенко. Вот с этого момента и начинаются мои летные приключения...
Экипаж машины боевой.
"Курилка" возле штаба АЭ. - Ты Вахрамов?- обращается ко мне мужчина в летном комбинезоне(далее комбезе). Утвердительно киваю в ответ. -Ты назначен в мой экипаж. Зовут меня Олег, фамилия Анищенко. Объявят построение, гребешь за мной. Твое место в строю экипажа - за спиной штурмана. После построения перекур. Потом в класс Навигации на постановку задачи. Наш стол- третий слева,- закончил инструктаж мой новоиспеченный командир. - Понял, - отвечаю я и "гребу" к месту построения...
Класс Навигации самое большое помещение в штабе АЭ, поэтому там происходит постановка задачи летному составу на полеты и предварительная подготовка экипажей к предстоящим полетам. Постараюсь передать атмосферу этого церемониала, если можно так выразиться, мне тогда показалось так, по крайней мере.
-Товарищи офицеры!-подает команду НШ. Встаем. В класс входит командир эскадрильи - гвардии полковник Рыжаков. -Товарищи офицеры!- дублирует командир. Садимся за парты. - Включайте магнитофон,- командует Рыжаков и начинает: -15 декабря 1981 года, время 9 часов 30 минут, постановка задачи на летную смену 16декабря.Метео! - встает дежурный метеоролог, начинает доклад: - Погода на предстоящие полеты в нашей точке характеризуется ложбиной антициклона...- и завершает доклад: - ...Предлагаю начинать полеты по основной Плановой таблице, с готовностью перехода на резервную, в случае ухудшения метеоусловий полетов .Доклад закончил!- рапортует метеоролог с необычной фамилией Нишпал(прочитайте фамилию задом наперед и поймете эту странность).
- Разведчик! -вновь голос командира. - Докладываю надводную, воздушную обстановку на нашем ТВД, - начинает доклад начальник разведки АЭ гвардии капитан Кривошей.
*Фамилии персонажей не вымышленные. Фамилия старшего техника корабля Лихобаба! На какую поменять, прикажите?! Вяломужик?!! Вот, а я чего говорю? - из песни слов не выкинешь... Дело в том, что среди штурманов( и не только штурманов) было много выпускников Ворошиловградского(ныне город Луганск) ВВАУШ, то есть украинцев. И их фамилии, иногда, вызывали удивление, среди нашей среды - выходцев с Урала и Сибири.
-АМГ в составе авианосца "Мидуэй" бортовой номер 41, и пяти кораблей охранения, предположительно фрегатов УРО тип "Нокс", и эсминцев УРО типа "Чарльз Адамс" замечены на переходе из ВМБ Йокосука к Корейскому проливу. Таким образом, возможен выход данной АМГ в Японское море. В связи с этим, всем летным экипажам , в ходе предварительной подготовки к полетам, изучить ТТХ авианосца Мидуэй, фрегатов "Нокс" и "Адамс", отличительные признаки силуэтов кораблей, их вооружение. Обязательно знать ТТД, силуэты, вооружение самолетов базирующихся на авианосце. Есть сведения , что на смену "Фантомам" приходят F-14 "Томкэт". В случае перехвата вас Томкэтами обязательно сделать фотоснимки, на послеполетном опросе - быть готовыми доложить мне: бортовой номер, приписку к типу авианосца, имеющиеся вооружение на борту, доклад закончил! -отрапортовал разведчик.
Далее выступали, штурман АЭ, начальник связи, зам. по безопасности полетов ...еще кто-то, это уже было не столь важно. Я находился в некотором шоке, от услышанного, во время доклада разведчика. - Это что получатся?-соображал я.- То есть, вот так запросто, есть вероятность собственными глазами увидеть в живую эти самые Фантомы, Томкэты и прочую штатовскую нечисть?!! Ничего себе, пельмень!!! -крутились эмоции в моей голове...
С небес на землю опускает и развеивает мои грезы - болезненный тычок в область левой почки. Одновременно с тычком, доносится до сознания, раздраженный глас: - Лейтенант Вахрамов!!! Вскакиваю, по стойке "Смирно". - Спите, товарищ лейтенант?!!- продолжает замкомэска Кондратьев. И уже в адрес моего командира: - Анищенко, взбодри молодого, чтоб сон у него пропал!
Молча вытянутый кулак в мою сторону был более чем красноречив. В ответ, я состроил гримасу, по моему мнению которая, давала понять, что мол ясно все, больше не повторится такого, командир.
...- Выключить магнитофон! Личному составу перерыв 10 минут, затем ВСР*, КОУ* пройти в класс Связи, остальным приступить к самоподготовке в классе Навигации!- прозвучала команда НШ.
*ВСР - воздушный стрелок-радист, КОУ - командир огневых установок. Члены экипажа самолета. Их рабочие места располагаются в корме. Это про них поется в песне из к/ф "Хроника пикирующего бомбардировщика"- ... буду я летать со свистом, задом- наперёд!
ВСР, КОУ назначались в основном из состава прапорщиков. Прапорщик- золотой песок, в жерновах мельницы. Под мельницей подразумевались ВС СССР . Могли быть КОУ(в основном) и ВСР(реже) матросы срочной службы, отучившиеся полгода в ШМАС(школа младших авиационных специалистов).
Руководство АЭ покидает класс навигации и расходится по кабинетом, следом за ними потянулся в курилку и остальной личный состав...
... -Слышь, салага, сейчас садишься рядом со штурманом и внемлешь всему, что он тебе будет доносить касательно подготовки к полетам! И не дай Бог, на контроле готовности, меня тыкнут носом на твою неудовлетворительную готовность к полетам! Пошинкую, как капусту!- "бодрит" меня командир экипажа. -Штурман ты, не скалься!- продолжает Аникеенко. -Отвечаешь за его подготовку головой - кивает головой в мою сторону. - Если вдарите в штангу на контроле готовности - "секир башка" обоим!- подводит итог, грозный командир. Боковым зрением вижу снисходительную ухмылку правого летчика.
-Ну-ну. Если вы, уважаемые летчики, думаете, что нашли в моем лице мальчика для битья, то я Вас сильно в этом разочарую,- решаю я. - Не первый раз замужем, как говорится, можно подумать, что я с улицы к вам зашел. Есть опыт за плечами уже кое - какой. Освоил Ан-26, Ту-124, Ту-134 а, уж "дедушку"Ту-16 как -нибудь оседлаю. Тем более с места Второго штурмана - электрика самолета, так сказать(обязанности 2-го штурмана во многом связаны с контролем за работоспособностью оборудования, обеспечивающего электроснабжение самолета).
- Ты, не тушуйся и не принимай угрозы командира близко к сердцу то! -наставляет меня Николай Ю...н, штурман моего экипажа. -Это он пытается жути нагнать на тебя, пока ты еще не особо разбираешься в нашей системе! А, так-то он нормальный мужик, да и летчик классный, сам убедишься со временем, -продолжил Коля. - Ладно, давай начинать подготовку. Вот моя рабочая тетрадь- переписывай задание на полеты и готовься согласно указаниям. За мин 20 до начала контроля готовности штурманом отряда проведем свой контроль внутри экипажа, чтобы успеть исправить, если обнаружим, ошибки в полетной документации.
Переписал в свою тетрадь задание на летную смену. Вот, примерно, что получилось:
• Летная смена на 16.10.81г. Начало в 06:00, конец 14:00. Отъезд на аэродром в 03:30(!). Экипаж: перечислен состав экипажа. Маршрут полета: ИПМ - остров Аскольд, ППМ широта... долгота...еще штук 5 ППМ, КПМ -остров Аскольд. Упражнения КБП(курс боевой подготовки): №№ упражнений. Позывной командира корабля(далее КК)... Изучить: по разведке, то что довел НР(начальник разведки). Штурманская подготовка: Штилевая прокладка маршрута. Особый случай в полете: Пожар в кабине самолета. Запасной аэродром: Свая.
Все понятно. Только не понятен один маленький нюанс... Как это все успеть подготовить за отведенное время?!
... -Приступить к контролю готовности экипажей!- оглашает мой "смертный приговор" замкомэска. Если с подготовкой полетной документацией все более или менее понятно, то с запасным АС "Свая" - проблемка нарисовалась. Успел у штурмана подглядеть в его тетрадке курсы посадки и все... Ладно, прорвемся, как-нибудь.
-Коля, Миша, присаживайтесь по ближе ко мне. Начнем. Пилоты с вас вашу полетную карту и работайте по своему плану, - распоряжается штурман отряда Василий Темиренко, располагаясь за нашим столом.
Далее не произошло ничего из ряда вон. Контроль прошел в деловом рабочем режиме. Меня особо не давили, понимали, что по полной схеме требовать с меня чего- то еще рановато.
...-Миша,- напоследок Василий дал напутствие, которое я использовал и после службы, на гражданке. - Запомни! Служить надо так. Пять лет служишь на авторитет, потом оставшиеся 20 лет, авторитет служит на тебя!
***
Свидетельство о публикации №225031700820