Искусственный интеллект, вейпы, энергетики, ч. 3

Начну с прозаического наблюдения, на первый взгляд, далёкого от всяких «искусственных интеллектов».

35-летняя мама, у которой двое детей, и которой очень не хочется по выходным быть дома (готовить, стирать убирать, учить – ну разве это интересно) повадилась возить старшую дочь, которой не так давно исполнилось 6,5 лет, по всякого рода музеям, выставкам, картинным галереям и просто по детским досуговым центрам. Скажете, нужное дело. Развивает ребенка. Готовит к школе. Только вот девочка, после очередного такого марш-броска, вдруг заявила, что ей надоели все эти «квесты» и она хочет остаться дома, с мамой и папой.

И то верно. Мама ведь порой приведёт на какое-нибудь «развивающее мероприятие» своего дитя, оставит его с другими детьми под присмотром массовиков-затейников, а сама – рядом кофейку попить и поболтать с подружками или случайными знакомыми.
А оказалось, что ребёнку нужно материнское общение. И всё, точка.

Сколько таких мам (и пап) бежит от общения со своими детьми?

И тут им на помощь пришли всякого рода цифровые устройства. Сунул в руки ребёнку гаджет или компьютер, он и молчит, уставившись в красивую картинку или виртуальную игру.

Всё понятно, что случается после такого неодушевлённого общения с техническим устройством. Дальше эту тему я развивать в этот раз не буду.


Вот теперь как раз самое время поговорить про так называемый «искусственный интеллект».

Под влиянием разного рода управленческих решений и медиа у многих уже сложилось стойкое мнение, что «искусственный интеллект» (буду для краткости обозначать его - ИИ) – это некое волшебное средство, которое может за нас с вами решить множество проблем. То есть придёт ИИ (откуда, кем и на каких принципах созданный?), сгенерирует всю имеющуюся информацию и выдаст нам её «на гора» для использования в быту и на работе
.
Ну, а если имеющаяся информация, которую агрегирует ИИ, ложная, непроверенная, неполная, иными словами, - мусорная, то тогда и ответ будет, мягко скажем, не совсем достоверным. А мы то в него уже безоговорочно поверили?
И кто эту базовую информацию фильтрует, по каким алгоритмам она выбирается для людей и нет ли в ней какой-то предвзятости или политической ангажированности?
К примеру, такой, когда яндексовую «Алису» спросили про события на Украине, она выдала лишь сентенцию про страну-агрессора Россию. А кто проверял другие исторические события и роль разных персоналий?

А сколько важной информации ещё не оцифровано и находится в архивах и библиотеках в бумажном виде? А сколько полезной информации исчезло из сети в последние годы по чьему-то умыслу, когда граждане искали (и ищут) ответы на очень непростые вопросы по медицине, политике, экономике? Уже не секрет, что в интернете рукотворно порой помещают и раскручивают «на весь мир» одну информацию и скрывают другую.

Выходит, такое легковесное понимание применения ИИ попахивает шарлатанством и мошенничеством, так как под эгидой той или иной непроверенной или специально скомпилированной информации могут подсунуть любую «дохлую кошку». Что может быть противоядием от засорения сознания и не попадания на удочку простака из «Страны дураков»?

Знания и критическое мышление!

Но нам то предлагают принимать всё на веру, как говорится, верить на слово. Стоит ли это делать?

За «ИИ» а точнее – «имитационным интеллектом», кто-то хочет спрятать «свой интеллект». Иными словами, за счёт выработанных алгоритмов и цифровых кодов своим личным умом, из какого центра (центров) контролировать людей. Но сам этот «контролёр» насколько имеет какие-то знания и моральные права на такого рода управление людьми?

Искажённая реальность, как в стране кривых зеркал или комнате смеха. Но нам то должно быть не до смеха!

С помощью нейронки хотят получать любой инсайд, не задумываясь об источниках и способах их наполнения, менять свою внешность до неузнаваемости, превращаясь в принцев и принцесс, по щелчку управлять «умным» домом. Но где в этой системе координат оказывается сам человек, мало кто задумывается?

А тут еще, например, безудержное желание Илона Маска и подобных персон вживить чип в мозг человека, чтобы в едином экстазе слились человек и умная «железка».
Но вот, вдруг, оказывается, что мозг не хочет принимать чипы. Учёные объясняют: «мозг изолирует инородные тела, и чип работает меньше полугода». Выходит, симбиоза человека и ИИ пока, по крайнее мере, не получается. И слава Богу!

Но не это ли ещё один пример, чтобы поразмышлять о областях и вариантах внедрения ИИ.

Возьмём сферу труда (как сейчас говорят – рынок труда).

Эксперты отмечают, что всё больше настоящих профессионалов убегают от тех сред, где бездумно происходит насаждение т.н. ИИ. При этом, как показывают исследования, бегут даже не от самого ИИ, а от человеческого «интеллекта», принимающего определённые неразумные решения, лишенные всякого здравого смысла.

Иными словами, это когда главная причина всех этих увольнений, потерь и оптимизаций кроется в администраторе (чиновнике, бизнесмене или политике), который в своих решениях полагается только на внешнюю помощь. Чтобы самим меньше думать и меньше работать мозгами. За всех всё сделает ИИ. При таком подходе и отношение к самим работникам становится «плёвым». А что, не хотите слушать команды, можете увольняться. За вас всё сделает ИИ.
На деле правда, оказывается, что приходится брать непрофессионалов, мигрантов, которые не умением, а числом стараются закрыть образовавшуюся интеллектуальную брешь. Но сколько это сможет продолжаться без потери для управляемости тех или иных структур?

Теперь несколько слов про сферу образования и науки.

Пришла весть оттуда, откуда не особо и ждали. Глава крупнейшего в мире информационного агентства Bloomberg, основатель и владелец концерна Майкл Блумберг разразился статьей, посвященной цифровизации в образовании.

И припечатал: «Цифровизация не способствует истинной цели образования: критическому мышлению и навыку решения проблем». И ещё: «Большинство мощных образовательных взаимодействий происходят, когда заботливый, хорошо обученный учитель может смотреть в глаза ученику и помочь ему увидеть и понять новые идеи. Машины не имеют такой силы». По его мнению, проведённые исследования показали, что «проверенные временем методы обучения, такие как чтение и письмо на бумаге, превосходят экранные методы».

Что это случилось с теми, кто ещё вчера рьяно ратовал за тотальную цифровизацию, роботизацию и приход ИИ в каждый дом?

 Уже воочию стала видна деградация образования и нужен отказ от прежних методов «хозяйствования», так как дебилизация может привести к тому, что некому станет заниматься инженерным делом и наукой, а потом, собственно, и управлять самим ИИ?

А затем, как, к примеру, с прививками против Ковид, скажут, что вы сами, добровольно, пришли на вакцинацию, а мы тут ни причём. Так и с цифровизацией всего и вся.

Поэтому, нужно вначале разобраться с тем, как сегодня может и должен развиваться человек как биологическое и социальное существо, все ли его способности реализованы, а потом уже думать о технологическом обрамлении, а не наоборот.

Иначе, телега вновь, вопреки здравому смыслу, окажется впереди лошади…



Окончание.
Начало тут – http://proza.ru/2025/03/13/1303
Продолжение здесь - http://proza.ru/2025/03/19/1405


Рецензии
Научить ДУМАТЬ : те развивать базовый навык сопостовлять набор фактов и выявлять между ними логическую связь можно научить и подопытную крысу. А вот научить ребенка разбирать массу отвлекающих от сути происходящего , как ни странно оказывается более сложной задачей.
*ИИ* , ФОРМИРУЕМЫЙ ИМ информационный поток может легко нарушить волю и стремление не только детского , но и взрослого разума от действительно важных умственных процессов . Без силы воли , умения и желания противостоять ненужной информации легко впасть в состояние бесконечного блуждания в мире ярких и бесполрзных инфо
раздражителей , которые рано или поздно совершенно могут вас ллишить вас долговременной памяти ( те той цели ради которой вы зашли в данную среду), так и настоящего целеполагания . ДДетям в данной ситуации еще сложней : ибо вместо того что бы задавать родителям судьбоносные вопросы на тему* Почему это... ? * , они переключаются на вопрос * когда дадут планшет ?*.

Андрей Ган   27.04.2025 18:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.