Даосская модель мира
1.1 Дао рождает одно...
Пустота (Дао-без имени, Беспредельное) рождает начало нашего мира (Дао-с-именем; зародыш Вселенной, называемый Тай-Цзы, т.е. Великий Предел; предельное генетическое основание нашего мира как целого; первосущность, коренное тело; Единство Ян-Инь: круг, обрамленный 8-ю триграммами, образованными из 8-ми Ян-Иньских сочетаний дискретного /Инь/ и непрерывного/Янь/; эта восьмерка символически выражает 8 параметров Вселенной и, одновременно, 8 направлений в пространстве; = План Великого Предела; идея Тай-цзи содержалась в Книге Перемен и была философски истолкована даосами).
1.2 … одно рождает два…
Ян-Иньский зародыш Вселенной развертывается в противоположность Неба (Янское начало) и Земли (Иньское начало), между которыми сохраняется изначальная связь и гармония.
1.3 … два рождают три…
Пространство между Небом и Землей объединяется в целое слиянием энергий Ян-ци и Инь-ци; порядок целого организуется 8-ю параметрами Тай-цзи.
1.4 … три рождают все существа.
Энергия Ян-ци-Инь-ци кристаллизуется в массе вещей и существ; при этом напряженная вертикаль между Небом (мужским началом, полюсом разума, порядка) и Землей (женским началом, полюсом чувств и хаоса) непосредственно выражается в людях, в мужчинах и женщинах.
2 «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга…» (Чжан 2)
2.1 В своей изначальной чистоте душа не знает смерти и деления на добро и зло, и только срывая плод с древа познания, она погружается в мир, где существует и смерть, и борьба добра со злом.
Применительно к аналогичному западному библейскому сюжету, К. Юнг эту идею комментирует так: "Знание надмевает" (1 Кор. 8:1), пишет Павел коринфянам, ибо новое знание вскружило некоторым из них головы, как это всегда и бывает. …<…> новое знание может до того завладеть духовно слабым, что он уже ничего другого не видит и не слышит. Он этим знанием гипнотизируется и полагает, что необходимо тут же раскрыть загадку мира. Но это равнозначно самовозвеличиванию. Этот процесс является настолько распространенной реакцией, что уже Бытие 2,17 изображает вкушение от древа познания как грехопадение, ведущее к смерти».(1)
3 «ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме». (Чжан 1)
3. 1 Как мы знаем, в древности все духовные учителя Индии, Греции, Китая и т.д. говорили о том, что страсти уводят человека от истины бытия. Даосы добавляют к этому учению немаловажное обстоятельство: стремление все выразить в слове, в понятии – это тоже страсть, уводящая от истины. «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает». (См. Чжан 56).
4 «…бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам» (Чжан 2)
4.1 Когда мы мыслим противоположности, мы их всегда мыслим в схемах деятельности, которые, в свою очередь, приземляют человеческий дух до реальности «в конечной форме» (как было сказано в Чжане 1). Поэтому тайна бытия открывается лишь недеянию.
––––––––––––––
* В тексте цитируется философская поэма Лао-цзы «Дао Дэ Цзин» в переводе Ян Хин-шуна.
1 Юнг К.-Г. Психология бессознательного. - М., 1994, с. 178-223.
Свидетельство о публикации №225032101352