Падающего толкни и Ван Гог. - ч. 3

Павел Артемьев:
Вопрос. А как быть с художниками, типа Ван Гога, которые всю жизнь перли против "правил", не понимали их и не достигали своих целей, а после смерти вдруг выяснялось, что они великие? Они были не свободны?

Александр Клейн:

Ответ ты знаешь. Просто забыл. Есть "правила" и "правила". Есть "очарованность словами" (Витгенштейн). Космические правила противоречат "правилам пропитания". Должное — полезному. И тем более, выгодному. Почему Ленин не стал адвокатом, а Маркс примерно тем же? Почему "варвар с Запада по имени Бодхидхарма" приходит к нам? "Велика ли благость счастия достигшего ануттара-самьяк-самбодхи?" Достиг ли Ван Гог своих целей? Конечно, достиг. Понимал ли он правила? Конечно, понимал. Как никто другой. Как даже он сам не понимал. Его Умник, в смысле. А Зеленый рвался вперед, его подстегивал гений, который есть рок (по Гегелю) и который есть дух, по существу, хотя и отпечаток, сделанный Духом на особой ткани "основы сознания", которая есть ипостась Духа. А если Дух, да даже если дух, то что бы ни думала "внешняя оболочка", гаджет, интеллект — это несущественно. Особенно, когда дело касается целей. А цели это что? Цели в своей глубине это что? Правильно, желания. А источник желания это кто? Правильно, Зеленый. Скрытно выраженная ипостась духа, индивидуального. Он рвется к цели, и его понимание связано с чувствованием, с звериным чутьем правильного и эффективного, а не с интеллектуальными раскладками, которые в этих волнах-водах лишь ухудшают результат.

Поэтому кратко.
Диалектическая логика — это не интеллект. Хотя если частью ее (т.е. мышления на ее основе) является мощный интеллект, то это хорошо.
Понимание — это не интеллектуальное понимание. Попробуй реши интеллектом даже маленький кусочек того, что должно стать пониманием — коан, я имею в виду, — сразу увидишь, что интеллект лишь мешает войти в эти двери, застава без ворот. Хотя, как я уже сказал, мощный интеллект — это хорошо. 
Чтобы не ходить по дальним дорожкам, сразу скажу:
Сплав диалектической логики, т.е. понимания, которому понятны как свои пять пальцев все коаны, и мощного вполне себе формально-логического интеллекта — это лучшее сочетание. Но чтобы оно заработало, в котел нужно бросать еще много ингредиентов.
Отступим на шаг назад. Когда этого сплава нет, можно только "моргать" или "беситься". Как Ницше, как Ван Гог.
Отступим еще на шаг.
"Свобода как осознанная необходимость" — это Маркс.
Отступим к началу. — "И что ему это дало?"
Про Ленина — то же. Про Сократа, Пушкина, Будду и всех остальных — то же самое.
Но Маркс был самый осознанный. Но тоже ничего. Если в той шкале. Т.е. в не той.
Да даже Шива — стоит, смотрит, улыбается. А когда не стоит — сидит, не смотрит, дышит.
А ты говоришь, в чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада...
Ладно, это я так шучу с намеком.
У Ван Гога Все хорошо. У Духа тоже.
Доказательство?
Мы все еще живы!
И это не просто цитата из "Матрицы". Звон, слышимыей и интепретируемый гениями.
Это простая истинная правда.
Потому что, когда Шиве надоест все это — мы тут же исчезнем.
Ну, ты понимаешь...
А пока, значит, все хорошо.
Так это нужно понимать.
Если есть понимание.
Пока, Павел!


Александр Клейн
21 марта 2025 г.


Падающего толкни Ницше. - ч. 1
http://proza.ru/2025/03/20/118

Свобода как осознанная Необходимость - доп.
http://proza.ru/2025/03/21/1881

Падающего толкни. Что означает? - ч. 2
http://proza.ru/2025/03/21/1876

Падающего толкни и Ван Гог  - ч. 3
http://proza.ru/2025/03/21/1866

дополнительно:
"Как вы понимаете выражение: падающего толкни?"
— беседа в телеграм-чате "Диалектическая логика"
https://t.me/Dialectical_Logic/6699

Шива и Кришна - молчим и улыбаемся
http://proza.ru/2020/12/04/1813

«»

ВИДЕО. Клейн. Лекция 2 по Гегелю, 19.12.2024
«Гений, как ключевое понятие Гегеля. Дух. Тотальность ощущения себя»
https://www.youtube.com/watch?v=04Xfv2y7D_M

Лекция 2 по Гегелю. Расшифровка с 39:00 по 44:00 - О сущности духа с формальной стороны
http://proza.ru/2024/12/25/1805

Лекция 1 по Гегелю. Расшифровка первых 20 мин. - Абстрактное и конкретное. Дух как самое конкретное
http://proza.ru/2024/12/14/1552

«»


Рецензии