Каббала Исаак Мейер Приложение Е
ДРЕВНОСТЬ ОГЛАСОВОК ИВРИТА
Мы не сможем, из-за нехватки места, полностью изложить наши взгляды на древность еврейских огласовок. Мы тщательно изучили «Зоар» на эту тему, где в нескольких местах упоминаются некоторые из них, но их не так много, как сейчас в грамматике иврита. Финикийский и древний еврейский алфавиты очень похожи, и, скорее всего, оба взяты из общего источника. Арабский язык, вероятно, пришел через них, и, хотя греческий и латинский алфавиты являются арийскими и имеют санскритскую основу, все же в них есть определенное сходство с финикийским и еврейским алфавитами. Относительно алфавита читателю следует обратиться к трудам Исаака Тейлора и Франсуа Ленормана. В греческом языке использовались гласные буквы ; альфа, ; эпсилон, ; эта, ; йота, ; омикрон и ; ипсилон. В иврите наиболее близкими к гласным звукам являются буквы ;; алеф, ; хей, ; йод и ; айн.
Свитки Пятикнижия, используемые евреями в синагогах, никогда не содержат огласовок. Гаон Натронаи II бен-Гилаи из Суры (859-869 гг. н.э.) говорит: «Вы спрашиваете меня, допустимо ли ставить знаки в Пятикнижии. У нас нет никаких знаков в Пятикнижии и на Синае никакие знаки не были даны, только мудрецы назначили их».
Здесь мы бы сказали, что в иврите есть два вида огласовок.
I. Тот, что в Вавилонии теперь называется ассирийским, когда они ставятся над буквами. II. Тот, что в Палестине или в Тивериадской школе, когда они ставятся под буквами. Общее мнение еврейских ученых Средневековья заключалось в том, что огласовки восходят к эпохе сочинений Ездры, хотя многие евреи считали, что они восходят к Моисею. Первого мнения придерживался Ибн Ездра, Иегуда ха-Леви, а также оба Буксторфа, Раймунди Мартин, Переса де Валентиа, Николас де Лира, Джон Кальвин и Мартин Лютер; и действительно один из Синодов швейцарской протестантской церкви включил богодухновенность огласовок в еврейском Ветхом Завете в символ веры. В XVI веке, основываясь на трудах Элия Левиты (1469-1549), названного евреями грамматиком, возникло противоположное мнение. Левита был учителем иврита у кардинала Эгидио де Витербо, Себастьяна Мюнстера, Поля Фаджиуса и других выдающихся христианских гебраистов эпохи Возрождения. Луи Каппель (Каппелюс) из Сомюра (1585-1658) в 1624 году; Жан Морен в 1669 году и Франсуа Масклеф в 1716 году придерживались аналогичных взглядов. Действительно, оппозиция зашла так далеко, что в 1732-3 гг. Ж. Ф. Убиган и его последователи утверждали, что не только огласовки появились совсем недавно, но и что традиция, на которой они основаны, не имеет под собой никаких оснований. Третья точка зрения была промежуточной, она заключалась в том, что нынешнее письменное обозначение огласовок не очень старое, и что оно представляло собой достаточно точную древнюю устную традицию произношения и заменило еще более древнюю и рудиментарную систему. Это мнение в настоящее время является общепринятым. Впервые оно было изложено И. Г. Хоттингером (1620-1667), за ним следовали, с некоторыми изменениями, Джон Придо в 1648 году, А. Схюльтенс (1686-1750), а также Михаэлис и Эйхгорн. Франсуа Ленорман утверждает, что Ездра написал Ветхий Завет древним арамейским письмом, который приближается к так называемому раввинскому письму, и не является нынешним квадратным шрифтом, который, по его словам, не использовался примерно до 100 в. до н. э., и что Ездра не использовал диакритические знаки для огласовок. Исаак Тейлор соглашается с ним в отношении квадратных букв. В Таргумах мы видим первые следы обозначения огласовок. Возраст Таргумимов оспаривается. В «Зоаре» говорится, что Таргум Онкелоса был написан учеником вавилонянина Гиллеля около 60 г. до н. э. Несомненно, он был известен во II веке. Другой Таргум Ионатана Бен Уриэля, по-видимому, следует за Таргумом Онкелоса. Говорят, что существуют более ранние пример, чем те, которые содержатся в Таргумах. В Талмудах также упоминаются некие знаки. Когда иудейская национальность и, несомненно, также книги были уничтожены римлянами, образованные священники опасались, что древняя устная традиция чтения священных писаний будет утрачена, и это также привело бы к потере истинного смысла Торы, поэтому они стремились зафиксировать и сохранить традиционное произношение как можно скорее, так как оно дошло до них неповрежденным и как бы в неизменённой матрице. Это они сделали, раскрыв тайную устную систему с помощью письменной символики и, таким образом, установили обозначение произношения, но следует сказать, что произношение, закрепленное в Тиверии, было таким, какое использовалось в этой школе. На это указывает заповедь их «Пиркей авот» стр. 1, § 1. «Ограждайте Тору». Итак, у нас также есть в Талмуде : «Дети Иуды тщательно совершенствовали свой язык и поместили знаки произношения внизу, чтобы удержать Тору в своих руках. Дети Галилеи не столь тщательно совершенствовали свой язык и не поместили внизу (букв) знаков произношения; поэтому они не удержали в своих руках Тору». То есть Талмуд объясняет неверностью галилеян Моисееву закону искажение их языка и забвение истинного произношения Торы из-за отсутствия надлежащих огласовок. Масореты Тиверии уделяли больше внимание критике текста, чем изучению грамматики, и изобретение огласовок не было естественным или необходимым элементом их работы. Точка зрения Иегуды ха-Леви заключалась в том, что масореты только изложили в письменной форме или придали форму тайной устной традиции, данной на Синае, которую Ездра не осмелился расшифровать. Мы утверждаем, что не одним человеком и не за короткое время были сформулированы символические знаки традиционных огласовок и ударения; потребовалось много времени и много знающих людей разных эпох. В «Зоаре» о «Песне песней Соломона» говорится: «Огласовки изошли от того же Святого Духа, который начертал Священное Писание; и глупо говорить, что книжники поставили огласовки, поскольку даже если бы все пророки были такими же великими, как Моисей, принявший Тору непосредственно на Синае, то они не имели права изменять самый маленький штрих в какой-нибудь букве, даже если он был самым незначительным во всей Библии». Если масореты применяли, писали и распространяли огласовки, существовавшие в то время, то, согласно произношению, принятому в Тивериадской школе, они их не изобретали.
В Средние века некоторые ученые мужи, как мы уже говорили, создали систему огласовок, которую мы имеем сейчас, и которая восходит к Адаму, Моисею или, по крайней мере, к Ездре.
В сочинении, приписываемом греку Деметрию Фалерскому (около 345 г. до н. э. – около 284 г. до н. э.) § lxxi, говорится: «В Египте жрецы возносят хвалу богам с помощью семи гласных, которые они повторяют одну за другой». Первые грамматики иврита, среди которых был Ибн-Эзра, одинаково признают семь гласных. Сгруппированные определенным образом они имели некоторое сходство с 7 буквами имени Иегова, но не исключено, что они означали 7 методов пения или 7 литургических формул. Однако здесь мы должны отметить, что Иосиф Флавий говорит об имени YHVH, что оно было написано гласными буквами.
Евсевий цитирует некоторые стихи об имени божества, написанные греческим мудрецом: «Семь гласных прославляют меня самого, который есть нетленный Бог, непреложный Отец всех существ».
Караимы верят, что огласовки составляют неотъемлемую часть этого сакрального текста, и Иегуда Хадесси (из Одессы? около 1148 г. н. э.) рассматривал их, без сомнения, от имени своих предшественников, как зловещее откровение о том, что существовало со времен Адама.
Все языки, написанные исключительно согласными, такие как иврит, сирийский, арамейский и арабский, требуют оживления добавлением огласовок, в противном случае согласные являются мертвыми символами. Самые ранние исторические свидетельства существования письменных огласовок можно найти в сирийском языке. Сирийцы стремились адаптировать к своей письменности греческие гласные A, E, H, ;, ; и урезали и слегка изменили их на огласовки. Эти первые знаки они называли почти теми же именами, которые мы сейчас находим в иврите и арабском, но изменили их, чтобы они соответствовали сирийскому произношению, и они были эквивалентами еврейских букв ; коф, ; бейт, ; вав и ; цаде. Следует добавить, что эти буквы появились задолго до ; алеф, ; вав и ; йод, которые известны среди еврейских грамматиков как «гласные матери». Арабы, по-видимому, получили свою письменную систему огласовок от сирийцев, поэтому их названия в арабском, иврите и сирийском языках очень похожи. Баксторф считал, что огласовки иврита в том виде, в каком мы их имеем сейчас, предшествовали массоретам и были такими же древними, как и иврит, и, хотя Каппелус решительно возражал против его взглядов, тем не менее у Баксторфа были последователи, среди которых мы упоминаем преп. Джона Гилла, английского баптистского богослова, написавшего книгу на эту тему. Масореты отмечали особенности в использовании огласовок, дагеша и маппика, а также ударений, которые, по утверждению Баксторфа, свидетельствуют о том, что не они изобрели диакритические знаки, обозначающие огласовки и ударения, поскольку, если бы они были их изобретателями, то они не отмечали бы аномалий и расхождений, но исправили бы или удалили их. В лучшем случае они только передали произношение Тивериадской школы, существовавшего в ней в VI веке. Оно отличалось от произношения, бывшего во времена перевода Септуагинты, сделанного в Александрии, и, скорее всего, от произношения вавилонских школ, ныне называемых ассирийскими, и, возможно, еще больше от перевода древних евреев, который сейчас, скорее всего, полностью утерян.
Другие ученые, последовавшие за Шультенсом, хотя и верили в современную систему используемых в настоящее время огласовок, тем не менее считали, что у евреев во все времена были определенные признаки, различающие огласовки, что эти знаки отличались от тех, которые мы имеем сейчас, и что массореты заменили последние на более древние. Этого они придерживались из-за непременной необходимости использования огласовок, чтобы закрепить при чтении точное произношение и значение слов или выражений на языке, который, как и любой другой язык, записанный исключительно согласными, имел тенденцию к постоянному изменению.
Возможно, те, кто считает, что эти огласовки возникли в VI веке нашей эры, смогут объяснить «Послание к евреям» (11:21), где автор этого послания перевёл текст, который он цитирует из Книги Бытия (47:31), совершенно иначе, чем тот, который можно найти в Тиберийском тексте на иврите с огласовками и ударениями. С огласовками в нем говорится: «И поклонился Израиль на возглавие постели», но автор послания к евреям читает: Иаков «поклонился на верх жезла своего», читая ;;;;; «мате», а не ;;;;;; «мита», разница полностью проистекает из использования огласовок. О смерти Иакова не говорится до последней главы, следовательно, версия, изложенная в Послании, безусловно, наиболее вероятна. Также цитируется Мф.5:18, чтобы показать, что Тора во времена Иисуса была написана квадратным письмом, поскольку буква ; йод древнего еврейского алфавита такая же большая, как и ; алеф. Диакритический знак, вероятно, относится к «тегу» или венцу, которым украшают последние буквы. Св. Иероним и Талмуд говорят об этом.
В сирийском языке еще в III веке нашей эры можно найти следы масоры в переводе Священного Писания. Аббат Мартин в своем эрудированном сочинении «О сирийской масоре и огласовках» рассматривает
древние огласовки в сирийской литературе в эпоху св. Ефрема (ум. около 378 г.) и прослеживает их вплоть до VI века н.э. Великий немецкий библеист Г.А. Эвальд писал на ту же тему. Он придерживался мнения, что как сирийская, так и еврейская системы огласовок были заимствованы из общего, но в то же время единственного и неповторимого источника, и что мы можем рассматривать обе системы как разные и независимые разработки одной системы, и что наименее сложные особенности системы можно найти в сирийской письменности. Казалось бы, необходимо проводить различие между первыми знаками препинания и масоретами». Еврейские богословы, которые дали еврейской филологии письменные огласовки, взяли за образец сирийские огласовки или, по крайней мере, общий источник, и скорее жили в Вавилонии, чем в Палестине, и они, по-видимому, были теми, кого называли сабораим, а не теми, кого называют масоретами. Если мы признаем, что на самом деле мы и должны сделать, что система огласовок была у ученых сирийцев во времена св. Ефрема (ум. в 378 г.), то они были раньше масоретов. Месье де Вогюэ доказал, что огласовки к буквам ; реш и ; далет использовались во II веке нашей эры в письменности Пальмиры. Огласовки также использовались во время династии Пехлеви на монетах.
До того периода, когда Иаков, епископ Эдесский, изобрел или, возможно, только записал первый сирийский способ полного и совершенного обозначения огласовок, его соотечественники уже использовали метод нотации огласовок, который заключался в том, что точка ставилась над согласными для краткого прочтения гласных звуков – а, o и у; и под ними для долгого прочтения – е, и, у.
Когда иврит был языком, на котором обычно говорили и писали жители Палестины, то, весьма вероятно, было необходимо только дать артикуляции, то есть согласные, и образа было достаточно для определения подходящих огласовок для каждого слова. Но когда иврит, как правило, становился вымершим разговорным языком., научная мысль была необходима для создания символов, которые должны, по возможности, неизгладимо зафиксировать звуки или огласовки, а также знаки, чтобы отмечать паузы, и предотвращать изменения, которым постоянно подвергаются все языки. Так, говорят, что декламация нараспев и пение также предшествовали нотным записям. Древнееврейские книги, как, впрочем, и многие современные, были изданы без огласовок, как и по сей день кожаные свитки в синагогах. Что касается синагог, то утверждают, что они сохранили устную традицию древнего обычая чтения без огласовок. Метод чтения таков: чтец внимательно изучает дома ту часть, которую впоследствии будет читать в синагоге; затем подлежащую прочтению часть читает в синагоге под наблюдением двух мужчин, по одному с каждой стороны от читателя, и последний отмечает чтение с помощью небольшой указки, оканчивающейся маленькой ручкой с вытянутым указательным пальцем. В свитках нет никаких орфографических знаков, за исключением некоторых загадочных верхних точек, которые, по-видимому, были предназначены для того, чтобы приковать внимание читателя, что соответствует нашему курсиву. Предание, восходящее ко времени составления первых мидрашей в I веке н.э., приписывает Ездре массоретские точки, поставленные над некоторыми буквами свитков, которые считались сомнительными. В мидраше «Бемидбар рабба», гл. iii, следующие важные слова приписываю Едзре: «Если бы пророк Илия (Элияху) пришел ко мне и спросил: «Зачем ты написал эти буквы?» я бы ответил ему, что я уже отметил их огласовками; и, если бы он сказал: «Ты хорошо написал», то я бы только стер огласовки». Они использовались только для того, чтобы чтец мог сделать паузу, когда произносил эти буквы.
Согласно многочисленным мнениям огласовки были взяты из обычных книг; древние грамматики, по словам Деренбурга, сначала «применили свою систему огласовок к Таргумам, прежде чем заимствовать эту систему для непосвящённых и применить её к священному тексту». Талмуды демонстрируют в полной мере древнюю и законченную систему огласовок или;;;;; таамим. Филопон около 610 г. н. э. при переводе на греческий язык цитирует один стих из Книги Бытия (1:26), в точности воспроизводящий нынешнее произношение. В VIII веке можно заметить различия в огласовках, дающие различное произношение еврейских вавилонской и палестинской школ. В X веке перевод Саадия Гаона из Файюма и греческие переводы, за исключением Септуагинты, хранящейся в библиотеке собора Св. Марко в Венеции, составлены из текста, произношение которого почти аналогично, это также относится к самой древней рукописи Священных Писаний с огласовками на иврите, дошедшей до наших дней. Она раньше была в Одессе, но теперь находится в Санкт-Петербурге, и в ней стоит дата, соответствующая 916 году нашей эры. Огласовки больше не ставятся над буквами, как это было принято в вавилонских огласовках, а под ними.
Так как книга «Зоар» содержит древнюю тайную традицию, и нет ничего удивительного в том, что в ней должны содержаться древние знания о тайной традиции огласовок. Очень странно, что Элия Левита, великий еврейский сторонник современного изобретения огласовок, употребляет такие странные слова. «Если кто-нибудь докажет мне с помощью неоспоримых доказательств, что мое мнение расходится с мнением наших благословенной памяти раввинов или противоречит подлинной каббале «Зоара», то я с готовностью уступлю ему и объявлю свое мнение недействительным». Впервые на это обратил внимание Аззария мин-ха-Адомин или де Росси из Мантуи (р. 1513, ум. 1577) в своей книге «Меор эйнаим», то есть «Свет очей». Де Росси считает, что огласовки указаны в Вавилонском Талмуде, трактате Недарим 37, g, соответствующем отрывке из «Йе'рушалми гемара», мидраше «Берешит рабба» и книгах «Бахир» и «Зоар». Все родственные языки (сирийский, халдейский, арабский, персидский) имеют огласовки, а гениальность и дух еврейского языка безусловно предполагают существование в древности огласовок в книгах, предназначенных для широкого пользования. Те, кто верит в современное их изобретение, ссылаются на письмо св. Иеронима к Евагрию, в котором, говоря об Эноне близ Салима, Иероним пишет: «Не имеет значения, называется ли он Салем или Салим, поскольку евреи редко ставят огласовки в середине, и одни и те же слова произносятся с разными гласными и ударениями, в зависимости от предпочтения читателя или от страны». Это только указывает на то, что учитель-раввин св. Иеронима не раскрыл ему тайного метода расстановки огласовок, которые, вероятно, были отмечены в тайных свитках на иврите, находящихся в распоряжении еврейской касты священников. Оба Буксторфа использовали замечание Левиты против него самого. Следует отметить еще одну вещь: названия огласовок и особенно тонических ударений не еврейские, а халдейские, и если их происхождение еврейское, то их внешняя форма, по крайней мере, халдейская или сиро-халдейская. Эти названия были даны людьми, которым еврейский язык в его чистоте был незнаком и которые владели им лишь как смесью варварских слов, похожих на язык Талмуда и последующего за ним периода.
В книге «Зоар» сказано : «Написано: «И разумные будут сиять» (Дан.12:3). Это буквы и огласовки; «как светила». Это модуляции ударений. «И разумные будут сиять» подобно перемещению ударений (при интонации модуляций ударений) и при интонации атвун, т. е. букв, и некуд, т. е. точек, движутся за ними, словно армия за своим царем. (см. Тиккуним 24) Буквы – это тело, а огласовки – это рухин, т. е. духи. Все (буквы и огласовки) движутся вслед за ними (при такой интонации), но, когда они останавливаются, они не двигаются, а остаются неподвижными. «И разумные будут сиять» (направлять) буквы и огласовки, подобно свету пения интонаций акцентов. «Обратившие многих к праведности». Это означает конец ударения, то есть они останавливаются в своих словах (делают паузу), чтобы их слова были поняты. Смотрите также Вульгату, Вт.31:19; Неем.8:7-8 (2Ездра); там же 13:24. Версия короля Якова. Там же. Именно введение письменных огласовок предотвратило окончательную смерть идиом, которые тогда были почти мертвы, даже для ученых; они были не только средством их оживления, но и эффективным средством последующего интеллектуального и нравственного развития иудаизма. Ниже приведены лишь несколько таких слов; их согласные совершенно одинаковы, и огласовки необходимы для передачи истинного значения:
;;; народ
;;; с (предлог)
;;;;;; год
;;;;;; сон
;;;;;; алый
;;;;;; второй
;;;; там
;;;; имя
;;; только
;;; слюна
;;; фрагмент
;;; бегун
;;;;; зло
;;;;; друг
;;;;; червь
;;;;; бросание
;;;;; лысый
;;;;; лёд
;;; быстрый
;;; голос
Свидетельство о публикации №225032500800
Что такое Палестина? Является ли иврит мертвым языком?
"Когда иудейская национальность и, несомненно, также книги были уничтожены римлянами..."???
Меня лично интересует, была ли уничтожена еврейская национальность? Были ли уничтожены еврейские книги? Кто считает это несомненным?
"...одинаково признают семь гласных. Сгруппированные определенным образом они имели некоторое сходство с 7 буквами имени Иегова..."???
Имя Бога в Торе имеет только согласные, гласные не обозначены.
Кажется, этот текст посвящен особенностям письменности Иврита. Почему вас это интересует?
Марина Сапир 25.03.2025 18:57 Заявить о нарушении