Явление А. Ткачёва
Частое появление А.Ткачёва в российском публичном пространстве вполне можно назвать явлением. Оно ещё не такое, чтобы его исследовать, но уже такое, что нельзя не заметить.
Представим, что Бог пошлёт к нам в страну своего ревизора проверить, так ли на самом деле обстоят дела, как доходит до неба в молитвенных воплях. А заодно и сказать людям что-то ободряющее и поучительное.
Воспользуется ли этот ревизор Интернетом, чтобы «охватить» побольше аудиторию?
Чисто технически он мог бы во все телевизоры запустить бегущую строку о срочном и важном сообщении, и обратиться к людям. Но не смутит ли нас, что из одного экрана исходят циклы передач, например, А.Малахова или В.Соловьёва, и посланника Бога?
Вот в Балтийское море уже давно нельзя войти, чтобы не испачкаться мазутом. Теперь такая же опасность есть и в Чёрном море. А в море Интернета можно войти и остаться чистым?
А.Ткачёв считает, что интернет – это «помойка, в которую человек прячется и ныряет, как крыса по трубам».
Звёзды на небосклоне Интернета рождаются и падают гораздо чаще, чем обычные.
Если предположить, что выживают из них сильнейшие, то самыми яркими и живучими могут показаться не президент и не патриарх, а, например, политолог С.Михеев.
Не будет преувеличением сказать, что его в интернете много. Часто «светится» он и на ТВ. Догадки о том, что его кто-то «зажигает», легко подтверждаются.
Почему-то запомнилось, как ещё до начала СВО он шутил или иронизировал на тему возможного нападения РФ на Украину:
«Ну, если мы такие страшные, если мы вот-вот нападём - а по версии Bloomberg, уже напали - то, может, оправдаем их дебильные прогнозы?»…
То есть, он иронично утверждал, что это не может быть никогда, потому что…
Помнится, в давние времена на телевизионном «Голубом огоньке» слово давали обязательно не только артистам и космонавтам, но и дояркам, и пастухам.
Сегодня такое представительство не востребовано.
Поражает громкость званий и титулов интернет- и телепроповедников: директоров какого-нибудь Центра или Института – как маленьких породистых собак на улицах наших городов, которых водят на поводках не потому, что они могут укусить, а чтобы не убежали.
Но не брезгуют и простым званием журналиста или политолога.
При желании в Интернете можно вызвать голос реальных или виртуальных политических мертвецов.
Но эта опция иногда бывает отключена или ограничена.
Конечно, политика - это такое дело…, тоньше, чем Восток.
Тут, как говорится, чёрт ногу сломит, чтобы разобраться, кто есть кто и почему.
Не пустует и свято место проповедников слова Божьего.
Одно из самых первых мест тут занял протоирей А.Ткачёв. Проповедует он неустанно и с амвона, и попросту, как ведущий или соучастник прямого эфира, сидя за столом в студии на фоне огромной иконы. Икона, разумеется, наводит зрителей на мысль, что всё говорится не просто так, а «Во имя…».
Нельзя сказать, что он – Ткачёв - появился на российском информационном поле внезапно из ничего или как из табакерки:
активно проповедовать он начал ещё, проживая на Украине. Надо отдать ему должное: в переломные для неё времена он не прятался от острых вопросов под предлогом невмешательства в политику.
Но российская почва оказалась более благоприятной, чем украинский чернозём: в какой-то степени он стал рупором современного российского православия.
Не в обиду Н.Михалкову будет сказано, его можно назвать одним из ведущих «бесогонов» страны.
Производительность труда и реклама роликов с его интервью и проповедями впечатляют.
А он ещё и книги пишет.
Не прячет свой светильник разума под кровать. По объёму текстов и роликов вполне сопоставим с И.Златоустым.
Исторический кругозор и владение текстами Писания тоже впечатляют. Но меньше и не так.
В проповедях его есть элементы провокации.
Например, он говорит, что «мирные времена - это сущее проклятие. По крайней мере, для такого человека, как наш. …Мы гнием в мирные времена".
Такие слова сразу многих могут вывести из равновесия: поговорка «лучше плохой мир, чем хорошая война» прочно вошла в матрицу базовых понятий.
Но этого и требовалось: зацепить слушателя, увлечь…
Тем более что В.Путин тоже говорил, что нам скучно, когда застой. Но президент это сказал, улыбаясь, к тому, что, когда начинается «движуха», когда пули свистят, все говорят «Ужас…ужас…». То есть, в том смысле, что никак нам не угодишь…
А вот А.Гитлер нечто очень похожее говорил вполне серьёзно:
« Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе…». –
И как тут не насторожиться, если с амвона проповедует человек с логикой «фюрера»?
По-человечески Ткачёва можно понять: трудно всегда держать слова и мысли в узде.
Хочется иногда выпустить их на свободу, не боясь «ляпнуть» лишнего в азарте искренности.
«Россияне сами виноваты в ударах ракетами … по российским городам — так Бог наказывает за аборты, а все войны — от мастурбации». – сказал А.Ткачёв.
Эта мысль может вызвать возражения, но, возможно о. Андрей что-то знает о мастурбации такое, что неизвестно всем.
На это возразил даже патриарх, сказав, что если кто-то из священников говорит, что смерть ребенка - это расплата за грехи родителей, то "такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении".
В 2013 году, ещё проживая на Украине, о.Андрей пророчил: «Мы будем больше территорией, чем страной… у нас нет авторитетов, которые могут остановить кровопролитье.
Через 10 лет он сказал: «Это просто идиоты... Предатели и паскуды... Украинец - это не этнос, а извращенное мышление... Нация христопродавцев... У нас в плену до 7 тысяч укровояк. А что если поотрезать им все причиндалы в ноль, и отправить эту армию кастратов домой?»...
- Не нравится, что священник обзывается такими словами?
В Новом Завете есть прецедент, когда грешников называют змеями и порождениями ехидн.
А тут бросается в глаза какое-то сладострастие от произношения грязных слов.
Хотя, о. Андрей сам говорил, что «Не может человек с черным ртом делать ничего хорошего».
Можно понять такую ревность по Богу. Но откуда такое более чем ветхозаветное желание «поотрезать»?
О.Андрей отвечает:
«я попросил бы русских людей как можно меньше ойкать и сентиментальничать. Работайте, как хирурги. Если бы хирург ойкал над каждым оперируемым человеком и бегал бы в истерике "ах, у него кровь потекла", он бы не спас никого».
Но неужели сотрудник РПЦ не понимает, что хирургия и «отрезание причандалов» - это совсем разные вещи?
Слова о хирургах напоминают изречение про щепки, которые летят, когда «лес рубят».
Из среды батюшек РПЦ Ткачёв выделяется не только тем, что его «много» в интернете и на ТВ, а тем, что он не убегает от социальных вопросов в дебри и тонкости богословия.
В словах священника должна быть соль. Но есть впечатление, что Ткачёв не только пересаливает в своих проповедях, но и большой любитель и «красного словца», и чёрного «перца».
Есть такие люди, которые воспитывая котят, тыкают их носом в то, что они натворили.
Например, он заявил:
«нужно решительно задвинуть в самый дальний ящик недовольные разговоры о маленькой пенсии. Она маленькая (что плохо), но она по факту есть».
Если кто-то нахмурит брови за эти слова, то вот вам цитата из трудов И.Златоуста:
«Будем всегда искать бедности; она – великое благо».
И может показаться, что никакого отклонения от генеральной линии православия в этом вопросе у А.Ткачёва нет.
Но впечатление такое, что «задвинуть в дальний ящик» он хочет не только разговоры о маленькой пенсии, а и самих разговаривающих:
«Им, сидящим на лавочках и не замечающим могильного края под ногами, хочется посоветовать: хоть раз в жизни только представьте себе, что пенсии нет вообще... Только представьте это!
И перестаньте жаловаться».
«Нет голодных и голых нет, но и довольных нет. Ну что такое?...» - восклицает А.Ткачёв.
Может быть, не хлебом одним жив человек?
Разве нет у пенсионеров причин для обид на то, что их называют и считают обузой для бюджета страны?
Повышение пенсионного возраста вызвало даже протесты и митинги, а не жалобы.
У о.Андрея есть мнение и на этот счёт: «Все эти ваши крики на площадях — коту под хвост. Я бы на месте не имеющей совести власть предержащей персоны плевал с высокой башни на все эти демонстрации. Так, кажется, они и делают — и, между прочим, правильно».
Что можно подумать о священнике, который не увидел того «бревна», что почти половина мужчин у нас не доживают до пенсионного возраста, а жалобы на маленькую пенсию заметил?
Апостол утверждал, что «наша брань против начальств и мироправителей мира сего», а о.Андрей избрал за благо бранить тех, кто терпит тяготы от этих начальств.
Вот такого горячего и горящего проповедника востребовало наше время.
Призыв «меньше ойкать и сентиментальничать» звучит вместе с лозунгом «Можем повторить» и ему подобными.
И этому в оправдание могут привести слова: «Не мир пришёл я принести, но меч…».
Хотя они и не гармонирует с мелодиями церковных песнопений.
Но послушают прихожане А. Ткачёва, и кому-то захочется сказать ему и церковному хору: барабаны вам в помощь.
Можно жечь «глаголом», а можно разжигать страсти, впечатляя своим темпераментом и кругозором.
Впечатлять начинает уже декорация студии, из которых он отвечает на вопросы и проповедует:
за спиной протоирея видны купола церквей, от земли поднимается густой белый дым, который, как утверждает пословица, не бывает без огня. Можно принять его и за облака, с которых отлучился Бог, а место временно занял А.Ткачёв.
И вот с этих облаков мы слышим, например, ответ на вопрос, можно ли молиться за В.В.Путина.
Сам вопрос такой провокационный, что дальше некуда.
В.Путин – утверждает А.Ткачёв - это «без сомнения, подарок от Бога».
Умение различать божий дар от всего прочего не каждому даётся.
Похвальные слова президенту о.Андрей пишет и произносит и по случаю его дня рождения, и по будням. Не всякое дыхание хвалит президента. Хотя никому не запрещается.
Не случайно один священник «ляпнул», что церковь уклонилась в проповедь патриотизма.
Разумеется, о. А.Ткачёв произносит много чего такого, к чему не за что «прицепиться» и «подкопаться». Но он даёт поводы задуматься: а может ли из одного источника исходить слово чистое и грязное?
Без сомнения, в море его проповедей есть что-то подобное пролитому в Чёрном море мазуту. Но там это случилось в результате аварии.
А тут считается нормой, от чего смирение и великодушие тех, кто его слушает, напрягается вплоть до самых тревожных подозрений.
Свидетельство о публикации №225032701114
Аналог Жириновского, но от теологии.
Михаил Терц 03.05.2025 13:49 Заявить о нарушении
Даже в Храме Спасителя проповедь дали сказать.
Геннадий Гаврилов 04.05.2025 07:11 Заявить о нарушении