Явление А. Ткачёва

 
Частое появление А.Ткачёва в российском публичном пространстве вполне можно назвать явлением. Оно ещё не такое, чтобы его исследовать, но уже такое, что нельзя не заметить.
 
Представим, что Бог пошлёт к нам в страну своего ревизора проверить, так ли на самом деле обстоят дела, как доходит до неба в молитвенных воплях. А  заодно и сказать людям что-то ободряющее и поучительное.
Воспользуется ли этот ревизор Интернетом, чтобы «охватить» побольше аудиторию?
Чисто технически он мог бы во все телевизоры запустить бегущую строку о срочном и важном сообщении, и обратиться к людям. Но не смутит ли нас, что из одного  экрана исходят циклы передач, например,  А.Малахова или В.Соловьёва,  и посланника Бога?
Вот в Балтийское море уже давно нельзя войти, чтобы не испачкаться мазутом. Теперь такая же опасность есть и в Чёрном море. А в море Интернета можно войти и остаться чистым?
А.Ткачёв считает, что интернет –  это «помойка, в которую человек прячется и ныряет, как крыса по трубам».

Звёзды на небосклоне Интернета рождаются и падают гораздо чаще, чем  обычные.
Если предположить, что выживают  из них  сильнейшие, то самыми яркими и живучими  могут показаться  не президент и  не патриарх,   а, например, политолог С.Михеев.
Не будет преувеличением сказать, что его в интернете много. Часто  «светится» он и на ТВ. Догадки о том, что его кто-то «зажигает», легко подтверждаются.
Почему-то запомнилось, как ещё до начала СВО он шутил или иронизировал на тему возможного нападения РФ на Украину:
«Ну, если мы такие страшные, если мы вот-вот нападём - а по версии Bloomberg, уже напали - то, может, оправдаем их дебильные прогнозы?»…
То есть, он иронично утверждал, что это не может быть никогда, потому что…
         
 Помнится, в давние времена на телевизионном «Голубом огоньке» слово давали обязательно не только артистам и космонавтам, но и дояркам, и пастухам.
Сегодня такое представительство не востребовано.   
Поражает громкость званий и титулов интернет-  и телепроповедников:  директоров  какого-нибудь Центра или Института – как маленьких породистых собак на улицах наших городов, которых водят на поводках не потому, что они могут укусить, а чтобы не убежали.
 Но не брезгуют и простым званием журналиста или политолога.
При желании в Интернете можно вызвать голос реальных или виртуальных политических мертвецов.
Но эта опция иногда бывает отключена или ограничена.
Конечно, политика - это такое дело…, тоньше, чем Восток.
Тут, как говорится, чёрт ногу сломит, чтобы разобраться, кто есть кто и почему.

Не пустует и свято место проповедников слова Божьего.
Одно из самых первых мест тут занял протоирей  А.Ткачёв. Проповедует он неустанно и с амвона, и попросту, как ведущий или соучастник прямого эфира, сидя за столом в студии на фоне огромной иконы. Икона, разумеется, наводит зрителей  на мысль, что всё говорится не просто так, а «Во имя…».
              Нельзя сказать, что он – Ткачёв -  появился на российском информационном поле  внезапно из ничего или как из табакерки:
 активно проповедовать он начал ещё, проживая на Украине. Надо отдать ему должное: в переломные для неё  времена он не прятался от острых вопросов под предлогом невмешательства в политику.
Но российская почва оказалась более благоприятной, чем украинский чернозём: в какой-то степени он стал рупором современного российского православия. 
Не в обиду Н.Михалкову будет сказано, его можно назвать одним из ведущих «бесогонов»  страны.

Производительность труда и реклама роликов с его интервью и проповедями  впечатляют. 
А он ещё и книги пишет.
Не прячет свой светильник разума под кровать. По объёму текстов и роликов  вполне сопоставим с И.Златоустым.
Исторический кругозор и владение текстами Писания тоже впечатляют.  Но меньше и не так.
                В проповедях его есть элементы провокации.
Например, он говорит, что «мирные времена - это сущее проклятие. По крайней мере, для такого человека, как наш. …Мы гнием в мирные времена".
Такие слова сразу многих могут вывести из равновесия: поговорка «лучше плохой мир, чем хорошая война» прочно вошла в матрицу базовых понятий.
Но этого и требовалось: зацепить слушателя, увлечь…
Тем более что В.Путин тоже говорил, что нам скучно, когда застой. Но президент это сказал, улыбаясь, к тому, что, когда начинается «движуха», когда пули свистят,  все говорят «Ужас…ужас…». То есть, в том смысле, что  никак нам не угодишь…
А вот  А.Гитлер нечто очень похожее говорил вполне серьёзно:
« Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе…». –
 И как тут не насторожиться, если с амвона проповедует человек с  логикой «фюрера»?
             По-человечески Ткачёва можно понять: трудно всегда держать слова и мысли в узде.
Хочется иногда выпустить их на свободу,  не боясь «ляпнуть» лишнего в азарте искренности.

 «Россияне сами виноваты в ударах ракетами … по российским городам — так Бог наказывает за аборты, а все войны — от мастурбации». – сказал А.Ткачёв.
Эта мысль может вызвать возражения, но, возможно о. Андрей что-то знает о мастурбации такое, что неизвестно всем.
На это возразил даже патриарх, сказав, что если кто-то из священников говорит, что смерть ребенка - это расплата за грехи родителей, то "такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении".

В 2013 году, ещё проживая на Украине, о.Андрей пророчил: «Мы будем больше территорией, чем страной… у нас нет авторитетов, которые могут остановить кровопролитье.
Через 10 лет он сказал:  «Это просто идиоты... Предатели и паскуды... Украинец - это не этнос, а извращенное мышление... Нация христопродавцев... У нас в плену до 7 тысяч укровояк. А что если поотрезать им все причиндалы в ноль, и отправить эту армию кастратов домой?»...
      - Не нравится, что священник обзывается такими словами?
В Новом Завете  есть прецедент, когда грешников называют змеями и порождениями ехидн.
А тут бросается в глаза какое-то сладострастие от произношения грязных слов.
Хотя, о. Андрей  сам говорил, что «Не может человек с черным ртом делать ничего хорошего».

Можно  понять такую  ревность по Богу. Но откуда такое более чем ветхозаветное желание «поотрезать»?
О.Андрей отвечает: 
 «я попросил бы русских людей как можно меньше ойкать и сентиментальничать. Работайте, как хирурги. Если бы хирург ойкал над каждым оперируемым человеком и бегал бы в истерике "ах, у него кровь потекла", он бы не спас никого».
Но  неужели сотрудник РПЦ не понимает, что  хирургия и  «отрезание причандалов»  - это совсем разные  вещи?
Слова о хирургах  напоминают  изречение про щепки, которые летят, когда «лес рубят».
               
  Из среды батюшек РПЦ Ткачёв  выделяется не только тем, что его «много» в интернете и на ТВ, а  тем, что он не убегает от социальных вопросов в дебри и тонкости богословия.
В словах священника должна быть соль. Но есть впечатление, что  Ткачёв  не только пересаливает в своих проповедях, но и большой любитель и «красного словца», и чёрного «перца».
Есть такие люди, которые воспитывая котят, тыкают их носом в то, что они натворили.
Например, он заявил:
«нужно решительно задвинуть в самый дальний ящик недовольные разговоры о маленькой пенсии. Она маленькая (что плохо), но она по факту есть».
           Если кто-то нахмурит брови за эти слова, то вот вам цитата из трудов И.Златоуста:
«Будем всегда искать бедности; она – великое благо».
 И может показаться, что никакого отклонения от генеральной линии православия в этом вопросе у А.Ткачёва нет.
Но впечатление такое, что  «задвинуть в дальний ящик» он хочет не только разговоры о маленькой пенсии, а и самих разговаривающих:
«Им, сидящим на лавочках и не замечающим могильного края под ногами, хочется посоветовать: хоть раз в жизни только представьте себе, что пенсии нет вообще... Только представьте это!
 И перестаньте жаловаться».
  «Нет голодных и голых нет, но и довольных нет. Ну что такое?...» - восклицает А.Ткачёв.
Может быть,  не хлебом одним жив человек?
Разве нет у пенсионеров причин для  обид на то, что их называют и считают  обузой для бюджета страны?
Повышение пенсионного возраста вызвало даже протесты и митинги, а не жалобы.
У о.Андрея есть мнение и на этот счёт: «Все эти ваши крики на площадях — коту под хвост. Я бы на месте не имеющей совести власть предержащей персоны плевал с высокой башни на все эти демонстрации. Так, кажется, они и делают — и, между прочим, правильно».

Что можно подумать о священнике, который не увидел   того «бревна»,  что  почти половина мужчин у нас  не доживают  до пенсионного возраста, а жалобы на маленькую пенсию заметил?
Апостол утверждал, что «наша брань против начальств и мироправителей мира сего», а о.Андрей избрал за благо бранить тех, кто терпит тяготы от этих начальств.
                Вот такого горячего и горящего проповедника востребовало наше время.
Призыв «меньше ойкать и сентиментальничать»  звучит вместе с лозунгом «Можем повторить» и ему подобными.
И этому в оправдание могут привести слова: «Не мир пришёл я принести, но меч…».
Хотя они и не  гармонирует с мелодиями церковных песнопений.
Но послушают прихожане  А. Ткачёва, и кому-то захочется  сказать ему и  церковному хору: барабаны вам в помощь.
 Можно жечь «глаголом», а можно разжигать страсти, впечатляя своим темпераментом и кругозором.

 Впечатлять начинает уже декорация студии, из которых он отвечает на вопросы и проповедует:
 за спиной протоирея  видны купола церквей, от земли поднимается густой белый дым, который, как утверждает пословица,  не бывает без огня. Можно принять его и за облака, с которых отлучился Бог, а место временно занял А.Ткачёв.
И вот с  этих облаков мы слышим, например, ответ на вопрос, можно ли молиться за В.В.Путина.
Сам вопрос  такой провокационный, что дальше некуда.
В.Путин – утверждает А.Ткачёв - это «без сомнения, подарок от Бога».
Умение различать божий дар от всего прочего не каждому даётся.
Похвальные слова президенту о.Андрей пишет и произносит и по случаю его дня рождения, и по будням.  Не всякое дыхание хвалит президента.  Хотя никому  не запрещается. 
 Не случайно один священник «ляпнул», что церковь уклонилась в проповедь патриотизма.      
 
 Разумеется, о. А.Ткачёв произносит много чего такого, к чему не за что «прицепиться» и «подкопаться». Но он даёт поводы задуматься: а может ли из одного источника  исходить слово чистое и грязное? 
 Без сомнения, в море  его проповедей  есть что-то подобное пролитому в Чёрном море мазуту.  Но там это случилось в результате аварии.
А тут считается нормой, от чего  смирение и великодушие тех, кто его слушает, напрягается вплоть до самых тревожных подозрений.

 


 


Рецензии
Замечательная публикация. Ткачев, это попсовый поп-персонаж современной постцеркви.
Аналог Жириновского, но от теологии.

Михаил Терц   03.05.2025 13:49     Заявить о нарушении
Замечательно то, что "попсовый персонаж" так сильно оказался востребованным.
Даже в Храме Спасителя проповедь дали сказать.

Геннадий Гаврилов   04.05.2025 07:11   Заявить о нарушении