день театра 2025
День Театра...
Актерская молитва
Господи, прошу, благослови.
Не карай меня за этот выбор.
Для души в театре жизнь, не для игры.
Воспитанье чувств, душевных болей выход.
Жизнь актера – блеск и суета?
Только внешне атрибуты действа.
Должен кто-то людям показать
Тайну мысли гения, злодейства.
Даже чтобы просто отдохнуть,
отрешиться от забот и хлопот,
Кто-то должен в притчу жизнь вдохнуть,
Пусть я тоже буду этот кто-то.
Как я оцениваю спектакль
1. как показывают…
Первое впечатление - зрительское, оно развивается и меняется в процессе действия.
Определяется зрительское восприятие многими факторами, главные:
. Умение актеров захватить, увлечь… - Решающее ... А это обязательно и внешние данные, и движение, и мимика, и голос исполнителей и энергия развития сюжета, и слаженность коллективного творчества.
Умение режиссера использовать сценическое пространство (декорации, музыка, реквизит), подбор и расстановка исполнителей…
2. Что показывают
Это очень важный показатель, на мой взгляд, важнее первого.
Я не пойду на постановку пьесы, которая интересна только самим актерам, если там не найдется главной темы, волнующей меня и моих современников.
И я уйду со спектакля, если мне будут искажать своим «особым видением» прекрасную классику или современную пьесу. Пишите сами. Не обижайте авторов своим новаторством или выворачиванием чужих взглядов и позиций наизнанку.
3. Зачем показывают.
Я считаю, что Машина времени нужна. И лучшее ее воплощение — Искусство. Оно включает связь времен, поколений, все возможные научные достижения и при этом вызывает эмоции, способные сделать Человека и Человечество лучше.
Из письма Александра Николаевича Островского М. П. ПОГОДИНУ
«… О первой (своей) комедии я не желал бы хлопотать потому:
1) что не хочу нажить себе не только врагов, но даже и неудовольствия;
2) что направление мое начинает изменяться;
3) что взгляд на жизнь в первой моей комедии кажется мне молодым и слишком жестким;
4) что пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует.
Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим."
от 30 сентября 1853 г., Москва.
_______________________________
Для меня самая настоящая заповедь творцам, которую нужно выполнять неукоснительно всю жизнь, в любой ситуации — это стихотворение Николая Алексеевича Некрасова:
«Сеятелям»
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Вот, решила добавить одно упоминание:
Олег Вороной. Экологическая художественная литература. (проза.ру)
Статья эта созвучна моим мыслям, только написана глубже и более научно. У меня-то - одни эмоции.
Видела в этом году 2 спектакля:
«Варшавская мелодия» — «отлично» оценила как зритель.
1. Блестящая игра актеров-профессионалов, Филигранная режиссерская постановка при отсутствии декораций. Потрясение.
2. А потом стало жалко, что эту пьесу взяли. Любовь в результате не получилась, улетучилась у таких прекрасных поначалу героев. Точно, как у автора.
3. В спектакле нет утверждающего оптимизм русского зрителя конца...То есть, большая замочная скважина по 20-летию знакомства… Любовь исчезает, симпатии к героям тоже.
Правда, в финале спектакля герои выходят на поклон в костюмах своего первого знакомства. Только воспоминаниями и живут?
Ну, не ту пьесу взяли, правда.
«Снегурочка» .
1. Невероятная игра, слаженность, выразительность актерского состава. Филигранная режиссерская постановка при минимуме декораций. Необычные костюмы… Потрясение.
Полный ступор для меня, как зрителя — меня засунули без моего согласия на шабаш ведьм у разрисованных язычников.
А я шла на чудесную классику...
Мне было очень обидно и за Александра Николаевича Островского, и за оперы Даргомыжского и Чайковского по этому произведению.
Там царство русское, пусть небольшое, сени во дворце. Берендей в царском кафтане узорчатом... Скоморохи, гусляры...
И Снегурочка появляется впервые на сцене по автору — в тулупчике и сапожках. Ее, как барышню, берендеи сначала хотят отвести к царю…
Деда Мороза на сцене делают, запихав 12 человек под огромную полиэтиленовую пленку - «туча»! Она хором разговаривает! А еще там на фанере намалевано, не сразу догадаешься, что лицо Деда — голубая маска со щелями рта и глаз.
Финал совсем не соответствует Островскому. Не очень понятно как и почему погибают Снегурочка и Мизгирь. Публика решила, что они любовь предали…
Нет. У Островского они и погибают от любви, красиво… Это не просто плотские чувства, а ЛЮБОВЬ!
Смех вызвали у меня металлический «венок» Весны, который она отдает дочери, чтобы та начала чувствовать себя, как девушка живая. У Островского Весна описывает свойства цветов, из которых венок сделан целой песней.И металлическое ведро. Костюмы берендеев и царя у актеров — к каменному веку ближе, откуда у них ведро?
Актерская этика
Сцена
1. Сцена — святое место.
- нельзя без дела на ней находиться,
- нельзя в грязной обуви
2. Нельзя в костюме своего персонажа появляться вне сцены.
3. Нельзя ни разговаривать за сценой, ни читать книг, ни слушать посторонней музыки — пришли в храм, работать! В паузах — наблюдайте за работай товарищей, сочувствуйте и помогайте им, - это полезно.
Этика театрального коллектива
1. Руководитель коллектива выбирает направление работы, спектакль, распределяет роли и ставит задачи между членами коллектива. Следит за выполнением сверхзадачи по спектаклю. Устанавливает сроки выпуска и очередность репетиций.
2. Актер является членом коллектива, поэтому собственные амбиции подчинены интересам выпуска спектакля.
- замечания и советы по работе других актеров только с разрешения режиссера;
- при несогласии с режиссерской трактовкой роли, актер выполняет установку, данную режиссером.
- Недопустимо во время спектакля или репетиции самому выходить из образа (то есть состояния мыслей и внешних проявления своего персонажа), или сбивать рабочее состояние партнеров.
Из статьи «Режиссер Галина Петровна Абакумова»
Театр начинается с вешалки?
Так это для зрителя...
А для театру служителя -
Театр начинается с Режиссера,
С Художественного руководителя.
Режиссер вспыхивает как Солнце
А вокруг него образуется система планет.
Все вместе они – солнечная система,
Единое целое в огромной Вселенной.
Театральной Вселенной.
Режиссер и Его труппа -
Это не просто группа.
Это - единомышленники,
Взахлеб живущие одной идеей...
Это с любовью выращенные и воспитанные дети,
Вместе со своим Родителем.
Все в театре создано Его волей,
Его фантазией, Его созиданием.
Его вдохновением.
Его желанием, его умением,
Постоянной творческой работой.
Режиссер - и лидер, и Душа компании,
И папа, и мама, и Учитель и мастер.
Галина!
Ты Царь и Бог
В Театре, созданном тобой!
Несешь как солнце Жизнь,
Даришь возможность творить...
Играющий тренер,
Актер настоящий,
Любая роль – твоя,
Ты можешь показать,- Блестяще.
Иль объяснить,
Иль просто приказать:
«Сюда и так!»
На тебе и музыка, и свет,
И оповещение о репетициях,
И забота о декорациях и костюмах,
И роль, коль исполнитель выбыл
без предупреждения.
И чай, и домашний пирог.
Я раньше думала, что Театр
это то что существует отдельно от меня,
Выше меня,
То, что озаряет жизнь, всех, кто любит Театр.
Я думала, Театр,
это то, что живет внутри меня -
то, что отражает Театральный мир реальный.
Но оказалось, нет Театра «вообще»,
Есть только то, что конкретно
Претворено в спектакли
и вокруг них
Конкретным человеком
В конкретном созданном им
коллективе.
Наш Народный Театр -
Настоящий театр.
И мы ближе к идеалу Театра,
Чем профессионалы, потому что
Для нас – это святая любовь,
Мы не зарабатываем, а
Только вкладываем:
Силы, время, средства.
Наш Театр – удивительное место. Мы приходим сюда, чтобы активно работать, творить. У нас в коллективе нет интриг, нет дурацких актерских розыгрышей и подвохов.
Да, мы очень и очень разные. Но у нас в театре нет грязи, пьянства, нет зависти и мелких пакостей. Мы умеем помогать друг другу, радоваться друг за друга, как за кулисами, так и в жизни.
Мы по-доброму внимательно следим, как рядом открываются все новые и новые способности и таланты. Потому что в нашей театральной семье не уживаются те, кто тянет одеяло на себя, а спектакль получается только тогда, когда есть ансамбль.
Если бы я пошла в разведку, то среди наших в театре у меня была бы целая группа надежных и умных друзей.
Свидетельство о публикации №225032701144