Кто такой дьявол и каковы правила игры

Кто такой дьявол? Для начала возьму с поверхностного стереотипного слоя, то, что всем хорошо известно про эту сущность.   
Дьявол — это антипод Бога, главный его противник. Тот, кто делает всё Богу на зло.
Во-вторых, дьявол является главным источником зла, фактически его создателем и родителем. Бог, как известно (или как считается) не имеет со злом НИЧЕГО общего (Иакова 1:13). Поэтому всё то зло, что есть на Земле, исходит от дьявола, поскольку от Бога оно исходить в принципе не может. Бог – это исключительно Благо и Добро, и точка.
Возможно, можно считать также злом всякие природные катаклизмы: вулкан, землетрясение, ураганы и прочие явления вызывающую массовую (и не массовую) гибель людей. Возможно, злом можно также считать войну, как явление, при котором люди убивают друг друга и в котором, нет делающих добро людей (как-минимум), вне зависимости какой мотив содержится у каждой из сторон. Вопрос, конечно, дискуссионный, по многим причинам, но пока скажу лишь, что лично я считаю войну, как убийство человека, однозначным злом и абсолютно ничего никакое убийство не оправдывает. 
Но в основном, настоящее зло принято считать плодом человеческого греха. А родителем любого греха является, конечно же, сатана с его воинством. 
Сатану принято считать гротескно злом. И это можно считать настоящим здоровым отношением к этой сущности. Хоть и достаточно наивно всё это выглядит, но, когда наши русские предки изобразили дьявола в виде черта с рожками, на копытцах и с козлиной бородкой, то в этот момент они пытались передать максимально нелепый, гнусный, унизительный и смехотворный образ дьявола и в этом они были максимально просты и блаженны. Ровно также, как и современные те, кто изображают дьявола в виде страшной и весьма опасной личности, похожей на графа Дракулу или на Фреди Крюгера из фильма «Кошмар на улице Вязов».
Нелепость подобных представлений при пристальном аналитическом взгляде вполне очевидна. Посудите сами, меньше всего дьявол настроен отпугнуть людей от себя, сделать так, чтобы его страшились, боялись. Поэтому совершенно наоборот, дьявол делает всё возможное, чтобы люди воспринимали его маленьким, безобидным, пушистым, ласковым котёнком. Чтобы стремились к нему, постигали, познавали, в том числе и путем религии. Ну а, образ сатаны, как мерзкого страшного черта – это, скорей, творческая заслуга простых как дети и блаженных древних божьих праведников в искреннем желании предостеречь от страшного лукавого своих соплеменников. Спасибо им, конечно, за старания – но они дали совершенно ложный образ и лучше идти к Фреди Крюгеру, чем к пушистому розовому котёнку. Первый парень – страшный, но понятный и честный, знаешь, что от него ждать, а вот по розовому котёнку совершенно непонятно, чем всё закончится.
Поэтому из всего множества образов и представлений дьявола лично мне больше близок тот образ, который передан режиссером Мартином Скорсезе в его художественной работе «Последнее искушение Христа», в котором дьявол изображен в виде невинной, милой девочки (та, что помогала персонажу Иисусу сойти с креста и вынимала гвозди из его запястий).
Как бы дьявол не изображался, суть его глубоко коварна и такое мнение считается среди верующих, скажем так - наиболее здоровым отношением. И, наоборот, попытка хоть как-то романтизировать, облагородить образ дьявола, как, например, это сделал Михаил Булгаков в «Мастер и Маргарита», является заигрыванием со злом. «Мастер и Маргарита» - далеко не единственное произведение, романтизирующее образ сатаны, но, на мой взгляд, самое известное.
Дьявол – самый искусный лжец. Его романтизация – это также часть его лжи. На самом деле далеко не каждому человеческому уму доступно познание (осознание) дьявольской лжи. Автору оно также не доступно, однако в данной своей работе я хочу попытаться, насколько хватит моего красноречия, передать масштабы этой лжи.
Пока для затравки. Представьте некую конструкцию, которая сплошь состоит из истинных компонентов. И даже не просто истинных, но благих, добрых, прекрасных. Но общая итоговая конструкция есть главный коварный обман и зло. Но узреть целиком эту конструкцию далеко не каждому дано. А тот, кто видит только её часть, т.е. не нечто целое, видит в этот момент нечто доброе и благое. И именно вот эта общая конструкция является самым большим дьявольским коварством. В качестве иллюстрации приходит на ум деятельность главного героя триллера «Пила», Джона Краммера, архитектора-психопата. Который, кстати, также авторами франшизы изящно романтизируется и оправдывается.
Дьявол – также считается главным обвинителем человека и человечества. Причем, он выполняет свой труд, что называется, «от А до Я», т.е. сам кропотливо выстраивает дорогу к грехопадению человека, отлично зная все слабости последнего, его психологические крючки, а затем выстраивает обвинение, представляя падшего бесконечно виноватым. Но на самом деле, кто думает именно так, теряют из виду то, что представлено в предыдущем абзаце, а именно дьявольскую ложь. Поэтому победа дьявола вовсе не состоит в том, чтобы грешник осознал всю тяжесть своей вины. Ведь с большой вероятностью у последнего после этого может начаться путь к раскаянию, т.е. разворот в сторону Бога, а это дьяволу совершенно не нужно! 
 Напротив, жертва сатаны должна чувствовать себя не иначе, как самым что ни на есть Прометеем, который сделал призыв «отупевшему» обществу, Тем, кто несет людям благодатный огонь и свет истины. Только такой и способен сделать вызов самому Богу.
Поэтому дьявол обвинитель ли? Навряд ли. Эту роль приписывают ему ложно. Хотя такой образ связан в первую очередь с тем, что дьяволу приписывают одну из главных его вотчин под страшным названием - «Ад». Когда-то традиционно сложилось это понимание, в котором сатана есть хозяин этого загробного ужасного места.
Что делает сатана с попавшими в ад? Подвергает различным пыткам и издевательствам. Бедные несчастные грешники попадают прямо в лапы к Дракуле, Фреди Крюгеру, к рогатым чертям одновременно. А издеваться над грешными, несчастными людьми там, у себя в аду, у дьявола и у его слуг есть самое излюбленное занятие. Поэтому лучше туда не попадать. Такая парадигма также достаточно древняя, как и гротескный страшный образ злого дьявола.
Место ужаса, в которое лучше не попадать. Избежать всеми возможными способами. Фантазии тех, кто рисует страшные адские пытки от чертей не имеет границ. Несчастного грешника бесконечно едят крысы, он бесконечно горит в огне, жарится на сковородке или кипит в кипящей воде. Бесконечные стоны и вопли – это главные звуки, наполняющие ад.
Ад – это самая главная, вечная тюрьма, которая ждёт всех нераскаявшихся грешников и Дьявол – главный хозяин, руководитель, надзиратель, палач и мучитель у этой тюрьмы. К попавшим туда грешникам он не будет испытывать абсолютно никакой жалости и с ним невозможно будет договориться ни о каком прощении, милости или даже какой-то поблажке. Дьявол равносилен самому злостному прокурору, который добивается для подсудимого самого строгого и высшего наказания. А после вынесения приговора на Страшном Суде исполняет его по полной. Демоны (слуги Дьявола) на Страшном Суде, видимо, стоят уже наготове, хватают грешника, заковывают его и помещают в какое-то темное и страшное место в аду.
И весьма большой цинизм добавляет тот факт, что главными виновниками того, что грешник осуждается за свои преступления и приговаривается к вечным адским мукам, являются сами палачи и мучители. Представьте, какую-нибудь ситуацию на Земле, где какой-нибудь сотрудник правоохранительных органов, юрист, прокурор, сами науськали бы какого-нибудь бедолагу совершить страшное преступление, подстроили, а затем обвинили, осудили и затем с полным садизмом исполняли бы наказание, и эта история, скорей всего, покажется вам  в высшей степени циничной и абсурдной. Но в духовно-загробном контексте всё обстоит именно так.
Но всё же, подставить, обвинить на Страшном Суде и затащить в своё логово как можно больше несчастных грешников – главная цель дьявола. Зачем? Цели тут проглядываются две.
Первая: это банальный садизм, граничащий с людоедством. Вечный шашлык для чертей, чтобы поджаренного на огне грешника, который при этом никогда не умирает и всё чувствует, макать в его же собственную кровь, как в фондю, лакомиться и сладко причмокивать. Расписывать подробнее о реализации первой цели, пожалуй, не стану, если хотите, могу по запросу накидать список для просмотра своеобразных, полусадистких ужастиков.
А вот, о второй цели, подраспишу поподробнее. Это как можно сильнее насолить Господу. Сильно христианское мнение, что Дьявол и Бог борются за человеческие души, вообще, за человечество. И тут, если проводить некую статистику, взяв все богословские трактаты, исследования, проповеди, да и просто мировоззрения верующих, то по количеству своих «падших душ» Дьявол на порядок превосходит количество спасенных душ, которые пойдут в райское Божье Царство. На такой образ вИдения картины наталкивают истории уничтожения человечества (или относительного небольшого человеческого общества). Во всемирном потопе спаслась только праведная семья Ноя, а все остальные были уничтожены за свою развращенность. В Содоме и Гоморре не нашлось и 10 праведников, оба города были испепелены вместе с его развращенцами серным огнем. И так далее, в целом именно таким образом читается Библейская канва. И по крайней мере, варианты, при которых в «последние времена Иисус вряд ли найдет веру на Земле» (Лук.18:8) и будет уничтожена (де-факто, помещена в Ад) подавляющая часть человечества превалируют над другими, более гуманистическими точками зрения.
На какую же мысль это может наталкивать? Дьявол весьма силен, получается. Ведь, если поместить всё человечество, помножив на все поколения, на шахматную доску, где каждый человек есть шахматная фигура, то, выходит, что дьяволом «срублено» значительно, на порядок больше фигур, чем взято Богом, что со стороны может выглядеть как явное, неоспоримое преимущество сатаны.
Ну просто прикиньте в цифрах. Когда-то я услышал (скорее всего взятую с потолка) цифру, что если посчитать всех, когда-либо существовавших людей, включая ныне живущих, то это будет цифра порядка 30 миллиардов. И вот, представьте, что из них праведных (тех, кто, оказался богоугодным и идет в райское Божье царство) где-то 1 миллион (возможно, значительно превысил цифру), ну а сколько идущих к сатане в ад можете посчитать сами.
Тут еще, правда, стоит учесть, не совсем логичные и равнозначные правила игры. Никто из реальных людей не является злодеем на 100% (у кого 100% всех действий исключительно злые и кто не делает в жизни ни одного хорошего поступка) и наоборот, великие благодетели порой делают ошибки, кого-то обижают, в общем, грешат. Однако, 1 грех, является уже преступлением, за которое можно поместить в ад, особенно, если окажется вдруг так, что этот поступок последнее, что успел в жизни сделать человек и даже не успел раскаяться. Но 1 добрый поступок (даже если это последнее действие в жизни человека) не является таким же оправдывающим злодея, за что можно все его злодеяния простить и отправить в рай.
Возьмём хотя бы грех неверия с Бога (атеизм) и добродетельную веру в Бога. Просто вера в Бога, в Христа ничего не гарантирует и не оправдывает. (Напомню, что пишу в своём эссе о подавляющем большинстве религиозных мировоззрений). Зато простое неверие ни во что мистическое, не осязаемое, научно не доказанное, или даже вера, но не в христианского Бога, а, скажем, в Будду, отправляет человека в ад. То есть, если человек не верит в Бога, путь в рай ему закрыт, но если он абсолютно также отрицает сатану, то последний его вполне охотно к себе принимает.
Также горький факт в том, что жить греховной жизнью для человека гораздо естественней, чем жить жизнью праведника. Хотя в нашем светском обществе, религию вполне заменяют различные кодексы (моральный, уголовный, этический), но всё равно, всё это есть сдерживающие и напрягающие человека факторы, подобно цепи для собаки.
В целом, жить жизнью праведника для человека противоестественно и связано с осознанным отказом от чего-то лакомого и приятного, а также с внутренним напряжением, чтобы периодически совершать какие-либо добродетельные поступки, в то время как хочется больше отдыхать, поспать.
Человек по своему изначальному внутреннему устройству – существо, которое стремится грешить. И всё, действительно осязаемое что у каждого человека есть – это его греховная (животная) натура. Жизнь же не для своей натуры, а для Бога или просто добродетели уже можно сравнить с движением против течения, для которого требуются порой значительные моральные и энергетические ресурсы, которые далеко не у каждого находятся.
Я бы сравнил движение к Богу, к Божьему царству с процессом карабканья в гору, в то время как движение к дьяволу – это спуск с горы, который происходит без всякого напряжения, согласно природным законам, достаточно просто прекратить дальше взбираться, расслабиться и опустить руки.
Из всего вышесказанного выходит, что условия для игры дьяволу в этой Земной партии не иначе как шикарными не назовешь!
Однако является ли количество погибших/спасенных душ в разных местах показателем того, кто победил или проиграл? Да и вообще, есть ли в духовном мире игра как таковая? Или что-то типа предвыборной программы, только тут электорат определяется не в выборе руководителя страны, а Господа своей жизни. Да, в нарицательном значении, для кого-то избранным господом является именно сатана, выбор которого осуществляется подсознательно. Или по-другому, душой, сердцем, вне зависимости, что человек словесно провозглашает. Та же ситуация и с выбором Господа Христа.
Избирающие дьявола, выбирают земное, плотское, материальное, человеческое, социальное. В общем, нечто гораздо более понятное, чем те пункты «предвыборной программы» исходящей от Христа: земные страдания, испытания, а после далеко не очевидное Небесное Божье Царство.
Несомненно, и с проповедей христианских проповедников порой сыпятся обещания именно земных благ (особенно с речей кальвинистов), но больше это подразумевается, как бонусы со словами: «Ну что же вы думаете, что Бог не позаботится о своих детях?!» (Матфея 7:11). Но когда есть такие «заверения», это уже говорит о существующем сомнении человека, который собирается стать христианином: «А Бог меня не кинет, если я откажусь от того «понятного», что у меня сейчас есть? Он точно не оставит меня голодным, раздетым и больным?». Христианина в глубине души может явно смущать, что понятные земные блага далеко не главное в его дальнейшем бытии, а если не главное, то может и не даться вовсе. Земные, материальные блага могут приравниваться чечевичной похлёбке, которую Исав предпочел сомнительному первородству.
Дьявол же с речей многих авторитетных уважаемых людей всегда предлагает нечто предельно понятное, ощутимое, разумное. Да, порой, особенно в древности, дьявол вращался в среде мистики и колдовства (как, в принципе, и Бог, только окрашенное в другой цвет), но в наше время мистика, колдовство и прочая алхимия заменяется бурно развивающимися научными новшествами, открытиями, технологиями. Скорее аспекты веры в Бога застряли в области мистики и чудес. Дьявольская сфера в мистике и чудесах уже не нуждается, поскольку научный, разумный подход, всё это прекрасно заменяет.
Уж как тут не вспомнить слова апостола Павла, которые считаю пророческими 1Кор 1: 18-25

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.»

            Это место из писания красноречиво говорит, что выбор Бога, внешне выглядит как некая глупость, безумие. Все атеистические авторы могут извращаться, глумиться, насмехаться как им вздумается. Я же с полной уверенностью заявляю, что в земном, научном, материальном плане они правы на 200%. А других планов и перспектив, в рамках чего им рассуждать у них и нет, поэтому как с ними можно не соглашаться и о чем-то вообще спорить!? Что-то доказывать им в рамках их земных парадигм, на их родном языке (и чужом для верующих) – это только еще больше их смешить и компрометировать самого себя, точнее своё мировоззрение и веру. Более того, ещё и с большим риском самому впадать в сомнения!
Иисус сказал: «Много званых, но мало избранных» (Матвея 22:14) и избранные, это как раз те безумцы, которые выбирают нечто противоестественное. Выбирают идти против ветра, плыть против течения, взбираться на скалу.
И именно таких отбирает Бог, как драгоценные жемчужины.
И тогда, кто есть дьявол? И кто достаётся ему и зачем?
Постараюсь выложить свои размышления уже в следующей статье или уже в разговоре с теми, кто захочет дать свой вариант и прокомментировать мною вышесказанное.


Рецензии
Здравствуйте, Максим.

На мой взгляд, получился любопытный и искренний текст. Верующий верит, что Бог (Боги) создал(и) человека, а «атеист» считает, что человек сам придумал (создал) для себя Бога(Богов). Дьявол – это многоплановое понятие, но здесь остановимся лишь на христианской точке зрения. По ней дьявол – это дух. Богословы уместно называют его: «князем мира сего», «отцом лжи», «врагом рода человеческого» …. Всегда имеет смысл почитать богословские мнения по интересующему вопросу. Именно мнения, потому что истина в христианстве – это прерогатива Бога. На мой взгляд, чтобы понять цель дьявола, нужно попытаться ответить на вопрос: какая была причина у «мятежа падших ангелов»? Существуют разные версии. Мне понравился вариант ответа одного из авторов нашего сайта:

«Что же касается причины мятежа Денницы и его соратников против Создателя, то в христианском предании ею является сотворение человека - бога во плоти, призванного властвовать над Землёй и населяющими её существами (Б. гл 1: 27-28). Но, пожалуй, самым неприемлемым, для мятежных ангелов было то, что они также должны были служить этому плотскому созданию (Евр. 1:13). Поэтому они поставили себе целью доказать Творцу, что человек недостоин столь высокого положения, и объявили человечеству тотальную войну на уничтожение…». Лео Корсо.

То есть по этой интерпретации целью дьявола является доказать Богу, что «человек недостоин столь высокого положения» в грядущем мире. Насколько у него получается, пусть каждый решает сам.
С интересом почитаю следующий текст на эту непростую тему.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.05.2025 13:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за добрый отзыв и информативный, полезный комментарий! Точно пойдет в разработку.

Со следующим текстом закопался и подрастерял вдохновение, как это с мной, к сожалению, часто бывает.
Ну вы дали хороший импульс к продолжению. Если оно случится, дам вам отдельно знать.

Максим Катеринич   28.05.2025 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.