Достоевскому от бесов

             Из цикла "Записки о "Мастере и Маргарите"

    М.А.Булгаков окончательно перебрался в Москву в конце сентября 1921 года, аккурат к 100-летию Ф.М.Достоевского.
    При всей неоднозначности отношения новой власти (и лично В.И.Ленина) к творчеству великого русского писателя, значение этого творчества ею никогда не отрицалось. Наверное, мало кто знает, что первым постоянным гранитным памятником, поставленным при реализации ленинского плана монументальной пропаганды, был именно памятник Достоевскому.
    В 1911 году скульптор Сергей Меркуров по заказу мецената Николая Шахова приступил к изготовлению давно задуманного им замысла -  триптиха, состоящего из скульптур Достоевского и Толстого, а также скульптуры "Мысль".    К 1918 г,, когда советскоцюй властью было принято решение об установке памятников, отвечающим её целям и задачам и был утверждён список лиц, коим надлежало поставить памятники (Ленин лично его составлял, вписав имя Достоевского среди писателей едва ли не первым), у Меркурова были уже готовы все три изваяния. Он их и предложил новой власти, причём, бесплатно, сославшись на то, что деньги им были получены ои заказчика. В мастерскую к скульптору пришла комиссия во главе с наркомом А.В.Луначарским. Все три памятники были признаны походящими для установки.
   Достоевский и "Мысль" были поставлены на Цветном бульваре недалеко от мастерской Меркурова. Несмотря на необычность творческого решения образа Достоевского Меркуровым (не все с ним согласились), памятник не мог не прийтись "ко двору" новой власти, потому что Достоевский был изображён в арестантском халате - а Ленин, если и принимал Достоевского, то именно как автора "Записок из мёртвого дома". Что любопытно, Меркурову в его работе над образом Достоевского позировал,  по-соседски, молодой Александр Вертинский, облаченный в полосатый халат на голое тело.(Скульптор был очень доволен своим натурщиком. Особенно ему нравились невероятно пластичные руки Вертинского, которые и запечатлел в камне как руки Федора Михайловича. Сохранились фотографии, как Вертинский позирует для памятнмка Достоевскому).
 Так что ко времени появления Булгакова в Москве памятник Достоевскому уже стоял в центре города*. А тут и столетний юбилей как раз подоспел. Скорее всего памятник Федору Михайловичу поставили в преддверии этого юбилея. Потому что монумент Л.Н  Толстому из триптиха Меркурова занял своё место у дома писателя в Хамовниках много позднее, только в 1928 году. По случаю юбилея были  организованы торжества.  Луначарский произнес речь "Достоевский как художник и мыслитель". Речь, свидетельствующую о его незаурядном таланте критика и о его глубоком проникновении в суть как художественной манеры Достоевского, так идей писателя. Несомнено, Михаил Афанасьевич ознакомился с речью Луначарского.   
И, конечно же, он не мог не слышать байку, связанную с памятником Достоевскому. Рассказывали, что вскоре после установки памятника на нём появилась надпись мелом "Достоевскому от благодарных бесов." Вот и получилось, что как только Булгаков приехал в Москву, его сознанием овладел Достоевский и его роман "Бесы". Может,здесь и нет столь уж жёсткой причинно-следственной связи, но не без того.)

P.S. В 1936 году памятник перенесли к зданию Мариинской больницы, в флигеле которой Достоевский родился и прожил до 16 лет. Меркуровского Толстого переместили к музею писателя на Пречистенку,заменив у дома в Хамовниках на более монументальную скульптуру. А "Мысль", попутешествовав по разным местам Москвы, в конечном итоге оказалась на могиле Меркурова на Новодевичьем кладбище.


Рецензии