Зосимовские сёстры в Новинском

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИНОКИНЯ МАГДАЛИНА (ЗАБЕЛИНА) И ЗОСИМОВСКИЕ СЁСТРЫ В НОВИНСКОМ
[Публикуемый текст* подготовлен в связи с обращением Совета деревни Новинское**, НФГО МО, для информационного стенда о преподобномученице Магдалине Забелиной и зосимовских сёстрах, проживавших в деревне Новинское (в составе современного Наро-Фоминского городского округа Московской области), на основе архивных материалов и статьи автора, напечатанной в СМИ в 2015 году***.]

В 1929–1931 годах в доме №13 в Новинском жили сёстры из закрытой советскими властями наро-фоминской Зосимовой пустыни: рясофорная послушница Магдалина Забелина (1863–08.12.1931) и сёстры Евфросиния Ионовна Шевченкова (р. 1883/1887), Мария Михайловна Шелякина (р. 1889) и Екатерина Григорьевна Хлынова (р. 1887).

ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ

Зосимова пустынь, основанная в 1826 году, вплоть до 1914 года была единственным действующим монастырём на территории Верейского уезда Московской губернии, в состав которого входило Новинское.
После начала Первой мировой и в годы Гражданской войны обитель стала приютом для беженок из западных и юго-западных губерний России. Среди них была и послушница Магдалина Забелина. 
Весной 1919 года под давлением большевиков пустынь преобразовали в сельскохозяйственную артель. Однако сёстры сохранили монастырский устав и ещё десять лет вели монашеский образ жизни.

ИНОКИНЯ МАГДАЛИНА (ЗАБЕЛИНА)

Мирское имя инокини Магдалины – Мария Сергеевна Забелина. Она родилась в 1863 году в семье рабочего в Орле.
 
В 1876 году тринадцатилетняя Мария переселилась в сельцо Посошки Кромского уезда Орловской губернии. Девушку приняли в богадельню купца А.П. Торопова, преобразованную позднее в монастырскую общину. В 1911 году община стала Иоанно-Предтеченским монастырём. Получив образование в местной церковно-приходской школе, Мария осталась послушницей при обители.

Осенью 1919 года, когда на Орловщине полыхала гражданская война, Кромы оказались в эпицентре боевых действий. Спасаясь, сёстры бежали из монастыря. К началу 1920 года Магдалина оказались в Зосимовой пустыни, уже ставшей артелью. Здесь двести монахинь и послушниц занимались крестьянским трудом. Их работа была настолько самоотверженной, что власти открыто признавали: отношение монахинь к общему делу – «это идеал для всякого теоретика, строителя общественного хозяйства». Несмотря на это, 28 декабря 1928 года обитель была закрыта, а в мае 1929 года инокинь силой изгнали из пустыни.

Матушка Магдалина с тремя сёстрами поселилась в Новинском: «нашли комнату у одного старика и жили бесплатно», помогая ему по хозяйству. По свидетельству Василия Кузьмича Яшина, зосимовские сёстры проживали в доме №13, сохранившемся до наших дней.

В Новинском сёстры зарабатывали рукоделием – шили и вязали, строчили одеяла, помогали крестьянам в сельскохозяйственных и домашних работах, читали Псалтырь по усопшим. Сельчане рассчитывались с монахинями продуктами.

В церковные праздники инокиня Магдалина ходила с литвиновским священником Петром Смирновым по деревням, помогая ему служить молебны и панихиды. В это время настоятель Успенского храма был духовным наставником сестёр из Новинского. Женщины, живя среди мирян, в полной мере сохраняли монашеский образ жизни, даже их одеяния были по-монашески черными и строгими.

Отец Пётр регулярно навещал сестёр в деревне. Недалеко от дома №13, через дорогу, стоял дом Гвоздёвых (на границе современных участков №№ 10 и 10А; этот дом сгорел в 1974 году) – там монахини собирались для совместного чтения Евангелия, духовных книг и пения молитв. Приходили сюда и зосимовские сёстры, жившие в Таширове.

АРЕСТ И ПРИГОВОР

Политика коллективизации, проводившаяся в СССР на рубеже 1920–1930 годов, сопровождалась обнищанием крестьянства, голодом и стихийными выступлениями против власти. Новинский колхоз не был исключением: крестьяне саботировали продовольственные заготовки и другие кампании властей. За проявленное народом недовольство наро-фоминские власти «назначили» ответственными представительниц бывшего духовного сословия.

22 мая 1931 года инокиня Магдалина с сёстрами были арестованы и заключены в тюрьму при Наро-Фоминском райисполкоме. По одному делу с ними проходили монахини, проживавшие в Таширове, которых духовно окормлял и поддерживал настоятель Покровской церкви протоиерей Алексий Честнов: Анастасия Илюшина, Ксения Андреева, Мария Понкратова, Мария Агаркова и Анна Николаева.

Сестёр обвинили в проведении систематической антисоветской деятельности и обработке крестьян в антиколхозном духе. Монахиням вменяли в вину срыв общественно-политических кампаний в Новинском и Таширове: они якобы злостно противодействовали коллективизации, заготовкам хлеба, яиц и молока, защищали ташировского священника, у которого власти отняли корову и лошадь, и провоцировали крестьянок идти на его защиту в сельсовет.

«Свидетели» по делу показали, что «в деревне Новинское все кампании проводятся с большим трудом, так как на проводимые собрания в большинстве своём ходят женщины, среди которых ведут агитацию монашки». Сёстры отвергли все обвинения. Екатерина Хлынова утверждала, что они «на собрания никогда не ходили, но слышали, как кричат крестьяне о разных заготовках, что их ограбили». На вопрос о партийности и политических убеждениях матушка Магдалина ответила, что относится ко всему «безразлично. Но мешают жить»...

29 мая 1931 года решением тройки при полномочном представительстве ОГПУ по Московской области инокиня Магдалина Забелина и сёстры из Новинского и Таширова были приговорены к пятилетнему заключению в исправительно-трудовом лагере, которое заменили высылкой в Казахстан «на тот же срок».

ПРОСЛАВЛЕНИЕ В ЛИКЕ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ

Этапирование инокини Магдалины в Казахстан растянулось на несколько месяцев. Нечеловеческие условия содержания в пересыльных пунктах и перевозка в холодных вагонах, переполненных заключёнными, оказались невыносимыми для пожилой женщины. Матушка «умерла в вагоне во время этапа» 8 декабря 1931 года и была похоронена в одной из безвестных могил на территории Северо-Казахстанской области.

15 марта 1994 года Мария Сергеевна Забелина была реабилитирована прокуратурой Московской области.

15 апреля 2008 года Определением Священного Синода Православной Церкви инокиня Магдалина (Забелина) была сопричислена в лике преподобномученицы к Собору новомучеников и исповедников Российских.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:
01. Преподобномученица инокиня Магдалина. Фрагмент иконы «Новомученики Литвиновские и Новинские священномученик Алексий Красновский и преподобномученица Магдалина Забелина». 2020.
- Верхний ряд:
02. Зосимова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» женская пустынь. Вид с юга. 1904 год. Единственное известное дореволюционное фото Зосимовой пустыни.
Автор выражает искреннюю признательность Зосимовой пустыни за возможность публикации данного фотоснимка.
03. Деревня Новинское. Фрагмент фотографии рубежа 1950–1960 гг. Частный архив Ефремовых (д. Новинское, НФГО, МО, Россия).
Автор выражает искреннюю признательность семье Ефремовых за возможность публикации данного фотоснимка.
- Нижний ряд:
04. «Дом преподобномученицы Магдалины» в Новинском. Современный адрес: д. Новинское, НФГО, МО, дом №13. Фото Г. Подбородникова. 2015.
05. Клеймо «Путь в ссылку». Икона «Собор Новомучеников и Исповедников, в земле Казахстанской просиявших».
06. Преподобномученица инокиня Магдалина. Фрагмент иконы «Собор святых новомучеников и исповедников Верейских и Наро-Фоминских».

ПРИМЕЧАНИЯ:
* Дата подготовки текста: 27 марта 2025 г.
** В топониме Новинское ударение ставится на первой гласной «О».
*** Первая публикация статьи: Подбородников Г.В. Преподобномученица Магдалина (Забелина) // Календарь: ежемесячное православное издание. 2015. № 2 (194). С. 2–4.
**** Текст статьи основан на архивных материалах и личных опросах автором коренных жителей деревни Новинское, проводившихся в 2002-2007 гг.


Рецензии