Еда. Нью Йорк
Пожалуй, из всех штатов я лучше всего знаю Миннесоту и Нью Йорк, в последнем я прожила 8 лет. С самого начала мы много путешествовали по Новой Англии и прежде всего по Нью Йорку - городу и Нью Йорку - штату.
История штата весьма интересна.Первые люди, как полагают археологи, прибыли на Восточное побережье Атлантики около 10 000 лет до нашей эры и жили, как и все первобытно-общинным строем. Kогда конкретно образовались племена неизвестно, но уже к 1200 н. э. году Пять Наций, включавшие сенека, каюга, онондага, онейда и мохоки, объединились в конфедерацию ирокезов. Члены конфедерации называли себя «хауденосауни», что переводится как «люди длинного дома». Название «Ирокезы» относится к языку, а не к конкретному племени. Алгонкины, их соперники, были той группой, которая назвала их ирокезами, что означает «гремучая змея». Алгонкины называли их так, потому что они были искусными бойцами и охотниками и их не было слышно, когда они подкрадывались к своим врагам до последней минуты.
Объединение произошло под «Великим Древом Мира», и каждая нация дала обещание не воевать с другими членами конфедерации. Около 1720 года нация тускарора была принята в лигу в качестве шестого члена. Они рассматривали свою конфедерацию как символическую версию своих традиционных жилищ - длинных домoв.
Союз племен сформировал политическую систему с двухпалатным законодательным органом. Представители палаты назывались сахемами, а члены консультативного совета назывались Пайн-Три. Было пятьдесят делегатов, все мужчины, и все они были выбраны матерью клана. Пайн-Три, однако, могли быть мужчинами или женщинами, и право быть членом зарабатывалось героическими подвигами и достижениями в качестве воина. У онондага было четырнадцать сахемов, и они могли разрывать связи и накладывать вето на решения в рамках конфедерации. У кайюга было десять сахемов, у мохоков и онейда — девять, а у сенека — восемь. У каждого совета были свои методы решения вопросов, но их представители и организованная система, основанная на родстве и лояльности, помогали улаживать конфликты. Конфедерация ирокезов была намного более развитой, чем любое другое правительство того времени.
Ирокезы в основном жили в регионах, которые было легко защищать, например, близко к холмам и воде. Шесть Наций держали под своей юрисдикцией проход во внутренние районы континента и могли легко перемещаться в любом направлении. Военные успехи Шести Наций оставили их в стратегически сильном положении. Они путешествовали далеко за пределы своих собственных границ, завоевав многие индейские страны, сделав их данниками. В свое время их владения простирались на север до реки Сорель в Канаде, на юг до Каролин, на запад до Миссисипи и на восток до Атлантики. Шесть Наций легко стали доминирующей индейской конфедерацией в северо-восточных и северо-западных районах Америки.
У каждого племени была своя роль в защите территории. Мохоки были хранителями восточных границ в нижней части долины Мохоков. Онейда занимали верхнюю часть долины Мохоков и территорию современного города Онейда, штат Нью-Йорк. Онондаги были хранителями огня совета в центре «длинного дома» в современной области Сиракуз. Каюга занимали область Пальчиковых озер, а сенека были хранителями западных пределов в современной области Рочестер-Буффало, штат Нью-Йорк.
Как и было типично для северо-восточных индейцев до колонизации, ирокезы были полуоседлыми земледельцами, которые обносили частоколом свои деревни в случае необходимости. Каждая деревня обычно насчитывала несколько сотен человек. Ирокезы жили в больших длинных домах, сделанных из молодых деревьев и обшитых корой вяза, в каждом из которых размещалось много семей. Семья в длинном доме была основной единицей традиционного ирокезского общества, в котором использовалась гнездовая форма социальной организации: домохозяйства (каждый из которых представлял родословную) были подразделениями кланов, несколько кланов составляли каждую половину, а две половины объединялись, образуя племя. Будучи устоявшейся группой,ирокезы селились около озер и не были такими кочевыми, как другие индейские племена. Они переезжали каждые десять лет или около того, чтобы не истощать дикую природу одной области слишком быстро.
Длинный дом ирокезов был центром общинной и семейной жизни племени. Tакой дом мог вместить до шестидесяти человек и был разделен на "квартиры" с очагом в середине каждого зала. Обычно две семьи делили очаг, располагаясь вдоль стен.
В племенах ирокезов женщины играли почетную роль в обществе. Они занимались домашним хозяйством, ухаживали за садом, собирали урожай и дикоросы и готовили еду в длинном доме. Они также шили одежду из шкур животных. Считалось вежливым, чтобы женщины всегда держали еду наготове для своих мужей, детей и гостей. Поскольку, по верованиям ирокезов женщины связаны с силой земли, создающей жизнь, именно они решали, как распределять еду среди племени. Главная женщина длинного дома участвовала в выборах сахемов для конфедерации. Племена прослеживали родословную от матери, и когда члены племени женились, они переезжали в длинный дом матери. В целом, семейная структура ирокезов была матриархальной, т.е. имущество и дети принадлежали женщинам. Все кланы могли проследить свою родословную до общего предка, и длинный дом хранил записи их потомков. Вместо письменности использовали вампумы, которые представляют собой пояса, сделанные из ракушек и бисера. Эти пояса также передавали законы племени.
Ирокезы в первую очередь использовали сельское хозяйство в качестве основного источника пищи, применяя метод подсечно-огневого земледелия, чтобы обеспечить плодородную землю для посевов. Они собирали урожай с того, что они называли тремя сестрами: кукурузой, бобами и тыквой. Термин «Три сестры» появился из мифа ирокезов о сотворении мира. Считалось, что земля началась, когда «Небесная женщина», жившая в верхнем мире, заглянула в дыру в небе и упала в бескрайнее море. Животные увидели ее приближение, поэтому они взяли почву со дна моря и насыпали ее на спину гигантской черепахи, чтобы обеспечить ей безопасное место для приземления. Этот «Остров Черепахи» теперь называется Северной Америкой. Небесная женщина забеременела до того, как упала. Когда она приземлилась, она родила дочь. Когда дочь выросла в молодую женщину, она тоже забеременела (от западного ветра). Она умерла, рожая мальчиков-близнецов. Небесная женщина похоронила свою дочь в «новой земле». Из ее могилы выросли три священных растения — кукуруза, бобы и тыква. Эти растения давали пищу ее сыновьям, а позже и всему человечеству. Эти особые дары обеспечили выживание народа ирокезов.
Женщины собирали кленовый сироп, ежевику, малину, чернику,землянику, грецкие орехи, орехи гикори, желуди, буковые орехи, каштаны, скунсовую капусту, горчицу, одуванчики и молочай.Последние четыре растения либо вообще неизвестны в России, либо не слишком популярны в качестве съедобных.
Скунсовая капуста (Symplocarpus foetidus) интересное растение - оно первым появляется на болотах и обладает способностью поднимать температуру пестика почти на 7 градусов, чтобы не замерзнуть ранней весной. Кроме того, оно обладает отвратительным запахом, похожим на вонь скунса, зато он привлекает мух, которые опыляют растение. Несмотря на запах, скунсовая капуста широко использовалась ирокезами как в качестве пищи, так и в качестве лекарства. Молодые листья, пока они еще свернуты трубочкой варили в нескольких водах, тем самым делая их похожими по вкусу на вареный шпинат (по отзывам смельчаков, которые их пробовали, крамалистые и корни пропаривались в земляных ямах для приготовления пищи. Большие старые листья использовались для сушки ягод или пеммикановых лепешек, в них заворачивали рыбу или мясо для запекания. К счастью, листья не оставляют вкуса или запаха на еде, которую в них готовили.
Мужчины охотились на оленей, лосей, медведей, бобров, кроликов, гусей, уток, голубей и индеек, причем мясо ели свежим, копченым или сушеным. Они ловили окуня, окуня, щуку, лосося, форель и угрей, используя копья, крючки, сети и каменные плотины. Ирокезы традиционно ели только один раз в день, и если кто-то был голоден вне этого приема пищи, он должен был найти и приготовить себе еду сам. Традиционные блюда ирокезов включают кукурузный суп, суккоташ, индейский пудинг и самп — разновидность каши с бобами и сушеным мясом.
В Нью Йорке мне не довелось попробовать ирокезской кухни, зато у нас в Миннесоте есть ресторан с индейскими блюдами. Подруга угостила меня "хлебом в листьях" оттуда - по сути это просто кукурузная каша, завернутая в кукурузные же листья, приготовленная на пару. А суккоташ я приготовила сама, сварив кусочки тыквы, зеленые стручки фасоли и кукурузу в курином (вместо индейки) бульоне. Было искушение добавить лук и помидоры, но я все-таки решила придерживаться традиционного рецепта. Получилось вполне съедобно, но в постоянное меню не вошло.
О современной кухне города и штата, я, пожалуй, напишу отдельно - иначе получится слишком длинный рассказ.
Продолжение: http://proza.ru/2025/02/26/583
Свидетельство о публикации №225033100653
Виктор Томилов 31.03.2025 13:43 Заявить о нарушении
Елена Каллевиг 01.04.2025 07:18 Заявить о нарушении