И что Дж. Крипал знает о Змее?
Заглавие заметки происходит от названия одной из книг Дж. Крипала – «Дар Змея», вопрос заглавия предлагается понимать, как шутку, в которой, как и во всякой шутке, есть доля шутки.
Послезавтра начнется третья международная конференция «НЛО и Невозможное» из серии «Архивы невозможного» (предыдущие 2022, 2023), организованная профессором религиоведения Дж. Крипалом с коллегами в университете Райса (США). В предисловии к этому проекту я писал, что наблюдаю за организованной реакцией на проблему НЛО статусных людей из разных сфер общества, конкретно и в первую очередь это журнал Limina и деятельность Фонда Сол. Крипал входит в научные советы обоих, поэтому я его отношу к группе международных лидеров-ученых по проблеме НЛО.
Основные вопросы этой конференции, в которой преобладают, конечно, не скептики НЛО, видящие в них только оптические иллюзии, летающий мусор (пластиковые пакеты и др), китайские метеошары, секретные испытания новой техники и т.д. и т.п.:
«Какую роль играют UAP и сопутствующие ему переживания в нашем понимании этого феномена? Может ли влияние UAP или нечеловеческого разума быть прослежено в религиозных традициях прошлого? Как эта возможность меняет наше понимание прошлого, настоящего и будущего религии? К каким интеллектуальным, социокультурным и экзистенциальным сдвигам призывает нас это знание? Что это исследование дает для новых диалогов между наукой и религией?»
Девиз конференции, предлагаемый Дж. Крипалом: «Вы хотите свести это к тому, что вы понимаете. Не делайте этого».
Поскольку организаторы конференции начали монетизировать международный онлайн интерес к своей открытости, то я не ожидаю (рад буду ошибиться) от них общедоступности ее материалов, как было для предыдущих двух. В связи с этим я почитал сайт Дж. Крипала, чтобы попытаться усмотреть эволюцию его взглядов, оказалось, что это (публичное их измерение, конечно) не сложно сделать, т.к. он сам о ней говорит. Я не читал ни одной из его многочисленных книг, ориентируюсь на прилагаемые к их обложкам аннотации на его сайте и рецензии на них из сети.
Дж. Крипал мне симпатичен тем, что ему не нравится технократическая парадигма в подходе к НЛО, которую он обзывает «парадигмой болтов и гаек», потому что она делает из НЛО врага. Об этом он говорил в одном из подготовительных видеоматериалов к предыдущей конференции. По-моему, военных очень легко понять, т.к. если в оперативной близости от стратегических объектов летает не пойми что, да еще и покушается на управление ими [1], то они просто обязаны рассматривать вариант угрозы, врага. Тем не менее Крипалу эта парадигма не нравится, он предпочитает магическое мышление, в котором неопознанный объект, обнаруженный радаром, вполне может превратиться в птицу, потому что души умерших становятся птицами (не всех, конечно).
Дж. Крипал публикует свои работы уже более 35 лет и разделил свое творчество на три периода: 1990-2005, 2005 -2017 и с 2017 по настоящее время. Первые два периода он обозначает латинскими словами Corpus и Mysticum, “Тело” и “Тайна”. Первый включал в себя историю и анализ взаимоотношений духа и секса, или того, что он называл мистическим и эротическим. Его книгу этого периода «Дитя Кали» о жизни великого индийского святого Рамакришны хотел запретить индийский парламент, но передумал. Вот ее аннотация с сайта Крипала:
«Это тщательное текстологическое исследование, основанное на оригинальных бенгальских биографиях и сборниках изречений великого индуистского святого Рамакришны (1836-1886) с двойной точки зрения индуистской тантры и психоанализа. Я показываю, как систематически подвергались цензуре бенгальские тексты, когда они были переведены на английский язык в 1942 году, и как эти подвергшиеся цензуре отрывки из “тайной беседы” раскрывают возвышенно эротический, по-настоящему гомоэротический мистицизм, который богатыми и сложными способами перекликается с тантрическими традициями Индии, крылатым эросом из "Симпозиума" Платона и Федром, и либидозной психологией Фрейда с его центральной категорией сублимации, или “создания возвышенного”. Я утверждаю, что мистическое и эротическое - это две стороны одной медали. Их нельзя разделить».
У меня (А. К.) нет сомнений в том, что этот опыт предельно эмоционально насыщен.
Второй период посвящен истории и анализу «взаимосвязи разума и материи, особенно в том виде, в каком эта взаимосвязь проявляется в “паранормальных” событиях и переживаниях, таких как мистические переживания, парапсихологические феномены, околосмертный опыт, абдукции, уфологические встречи и психоделические состояния». Третий и нынешний этап своего творчества Дж. Крипал характеризует как "The Super Story".
В юности Крипал, который, как я думаю, происходит не из самой бедной семьи, где папа и мама любили его и друг друга или успешно изображали любовь между собой ради детей, был католиком-семинаристом и пережил тяжелый конфликт между любовью к богу-мужчине и своей традиционной сексуальной ориентацией. Этот конфликт доходил до анорексии, что известно из его книг, где он откровенно описывает свой религиозный опыт. Здесь стоит упомянуть, что католическая мистика насыщена мистической чувственностью. Критическое состояние этого конфликта снял монах-психоаналитик, а, по-видимому, разрешил его сам юный искатель религиозных истин, поехав в Индию, боги которой являются, как мужчинами, так и женщинами. В книге «Пути излишков. Дворцы мудрости» Крипал описывает свой «свадебный» мистический опыт с богиней Кали.
В связи с описанием личного мистического опыта в его творчестве, как религиоведа, нужно иметь в виду его убеждение в том, что изучение учеными чужого мистического опыта само становится мистическим опытом. Это очень легко понять даже благодаря лингвистике и филологии измененных состояний сознания (Д.Л. Спивак), т.к., согласно результатам этих наук, при определенных условиях состояние сознания автора текста может, во-первых, отражаться в его тексте, при чем не только в его смыслах, что очевидно, но и в грамматике языка, что менее очевидно, а, во-вторых, индуцироваться в читателях. Думаю, при этом полезно иметь в виду, что состоянию сознания нормального бодрствования (это когда все тихо, спокойно, без мистики и паранормальных явлений) соответствует язык со сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, которые обычно отражают логику Аристотеля при развертывании смысла текста, а также личными оборотами и др. особенностями грамматики языка. К этому отступлению приложу аннотацию к книге «Дар Змея» (The Serpent’s Gift: Gnostic Reflections on the Study of Religion. University of Chicago Press. 2006) из первого периода творчества Крипала, которая показывает, что его Змей высоко интеллектуален:
«В этой книге взяты идеи и методы “Путей излишков" и "воплощены" в более поэтичной и несколько смелой форме. Я начну с того, что отмечу, что по мере того, как в недавних внутренних и геополитических событиях все больше доминируют нетерпимые формы религиозной мысли и действий, критическое изучение религии по-прежнему в значительной степени игнорируется общественностью. Оказавшись зажатым между теми, кто утверждает, что его основная цель - отражать взгляды тех, кто верит (модель репрезентации и доброжелательной веры), и теми, кто утверждает, что его единственное подходящее место - разоблачать те же самые мировоззрения как обманчивые социальные и экономические механизмы власти (модель редукционизма и разума), этой дисциплине, как правило, не удавалось обрести по-настоящему внятный голос. Отвергая оба этих способа познания как недостаточные для понимания такого радикального предмета, которым является религия, я предлагаю здесь другую возможность - дар змея. Такой дар представляет собой форму гнозиса, то есть глубоко критического подхода к религии, который в то же время глубоко связан с измененными состояниями сознания и энергии, которые наивно интерпретируются сторонниками веры и слишком быстро отвергаются сторонниками чистого разума. Остерегайтесь этой книги. Она кусается».
Для того, чтобы приблизиться к завершению этого экскурса в творчество Дж. Крипала и подвести итог, приведу его взгляд на сегодняшний день и в будущее:
«Моя нынешняя и будущая работа сосредоточена на разработке концепции и написании трилогии "Супер-история", которая сама по себе сильно зависит от "Архивов невозможного". И то, и другое стоит описать здесь. Проект трилогии состоит из трех основных компонентов: (1) космология и квантовая физика; (2) эволюционная биология; и (3) технология и эсхатология, особенно в том, что касается феномена НЛО и энтеогенных молекул. Вся трилогия в целом называется "Суперистория: наука (fiction) и некоторые новые мифологии".
На данный момент три тома озаглавлены:
Физика мистиков: Сверхъестественные явления Космоса и их особые эффекты, 1884-2025 гг.
Биологические боги: эволюция и грядущие сверхлюди, 1766-2027 гг.
Технология эсхатологии: НЛО, Энтеоген, экология и Конец света, 1945-2030 гг.
В настоящее время я регулярно преподаю, читаю лекции и пишу статьи об этих идеях как в США, так и в Европе». Особое внимание я здесь обращаю на биологических богов или сверхлюдей, а также на энтеогенные молекулы, т.е. психоделики. Насколько эмоционально насыщенны опыт приема последних, не нужно пояснять, с ними некоторые теоретики связывают раскрытие потенциала человеческого сознания, т.е. путь к сверхлюдям. Кто такой сверхчеловек в понимании Крипала? Не вдаваясь в подробности, приведу только один его пример: он описан в творчестве Ф. Ницше.
Поскольку я сейчас «путешествую» по мифам Древнего Египта и египтологии, то в связи с биологическими богами или сверхчеловеками мне на ум приходят такие примеры. В истории египетских фараонов было больше десятка Рамсесов, а в истории королей Франции – Людовиков. Я бы рассмотрел в кандидаты на биологического бога или сверхчеловека того первого Рамсеса или Людовика, который потом, как Далай Лама (он сейчас 14-й) или Кармапа (лидер школы Кагью, он сейчас 17-й), воплощался во всех последующих Рамсесах или Людовиках. Правда, в сопровождение такому сверхчеловеку нужны социальные институты по аналогии с далай-ламами и кармапами. Говорят, иногда маленький будущий Кармапа сам заявляет, что он – Кармапа, но нужны же люди, которые воспримут его всерьез и «доведут до ума». Сообщения же о том, что сверхлюди, скажем, левитируют или психокинезом владеют, свои мысли другим внушают, как команды, по-моему, представляют интерес только в связи с их влиянием на реальное устройство человеческих сообществ, политику, экономику и т.д.
Еще раз подчеркиваю сильную эмоциональную насыщенность как религиозного опыта самого Крипала в юности, так и того опыта, которым он занимается сейчас. В качестве еще одной шутки и приближаясь к завершению, я приведу знаменитую фразу спортивного комментатора Н.Н. Озерова, которой он в свое время комментировал первые хоккейные матчи канадской и советской сборных: «Такой хоккей нам не нужен!» (правда, насколько я помню, советский хоккей после этого скоро стал не менее жестким, чем канадский) Не в том смысле, конечно, что совсем не нужен, а в том, что у меня складывается такое впечатление. Если сравнить человеческий опыт с химией, то что самое главное в этой науке, без чего она, «как без рук»? Без досконального знания свойств каких-то конкретных веществ (аналог опыта разнообразных психоделиков, грибов и т.д.)? Ну да, это очень важно, для некоторых веществ, скажем, пенициллина, других антибиотиков, вообще лекарств - часто жизненно важно. Однако этих веществ в Природе - трудно обозримое количество, как и трудно обозримо многообразие человеческого опыта. В основе же всего химического многообразия по крайней мере земного и иных известных на сегодня миров лежит таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Без нее химики, как без рук.
Насколько я, как любопытствующий дилетант, «путешествующий» по разным областям знаний, понимаю, ее аналогом в человеческом опыте могут быть «атомы мысли», которых пока ученые насчитали всего 4, как и азотистых оснований, лежащих в основе всего разнообразия земной жизни, «атомы мысли» лежат в основе любой мысли [2], как, наверное, и любого переживания. В своё время я был рад их обнаружить, т.к. они мне очень напомнили те стадии восстановления поля зрительного восприятия, которые я положил в основу альтернативной интерпретации Шестоднева [3].
Выше я подчеркивал сильную чувственную составляющую католического мистицизма, насколько я помню, этим он отличается от православного, в котором к «атомам мысли», к конструированию целостного образа воспринимаемого мира, насколько я понимаю, ближе всего утверждение предисловия сборника, в котором опубликована статья, частично переведенная в [4]. Это утверждение о том, что люди смотрят на мир глазами Логоса. Научным эквивалентом этого утверждения, который, конечно, не о христианском Логосе, является динамическая ментальная модель мира человека [4].
Для того, чтобы просто смотреть на мир, просто понимать воспринимаемое, не нужно никаких сверхчувств и сверхэмоций. Нужна просто нормально работающая психофизиология зрения: каждый день мы открываем глаза и смотрим на мир. Это совершенно обыденно, привычно, в этом нет никакой мистики и божественного или человеческого секса. Хотя, конечно, многое зависит от того, на что именно мы обращаем внимание в данный момент. Как гласит девиз автомобилистов всех времен и народов: «не смотри на попы, а смотри на стопы!» Для людей восприятие мира – это совершенно заурядный опыт, разложение которого на стадии я положил в основу альтернативной интерпретации Шестоднева [3]. Для науки же о мозге и сознании то, как в мозге возникает целостный образ мира – это очень серьезная проблема, в решении которой активно участвует динамическая ментальная модель мира человека [4].
Так что «хоккей», предлагаемый Дж. Крипалом и его коллегами, в хозяйстве пригодится, но помимо запредельного напряжения чувств и эмоций с «космической» феерией психоделического опыта есть еще и Её Величество Повседневность, т.е. Понимание Воспринимаемого [5].
[1] Кукаров А.Ю. Это надо отметить. Проект «НЛО и другие», proza.ru.
[2] Кукаров А.Ю. Резонансы Шумана и ритмы мозга человека. Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru.
[3] Кукаров А.Ю. Шестоднева, как устроение палеоконтакта. Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru.
[4] Кукаров А.Ю. Понимание воспринимаемого по А.Я. Каплану. Проект 3, proza.ru.
[5] Кукаров А.Ю. Понимание воспринимаемого от первого лица. Две статьи. Проект «Чудеса Солнца и реальность контакта», proza.ru.
Свидетельство о публикации №225040101461
Прошедшая конференция была не такой открытой, как предыдущие, поэтому ее итог извлекаю из статьи журналистки о ней на сайте "Архивов невозможного":
"Для Крипала и его соорганизаторов будущее проекта AOTI заключается не только в расширении архива или проведении конференций раз в два года, но и в создании прочного сообщества мыслителей, стремящихся исследовать грани опыта со строгостью и уважением.
“Что я действительно хочу увидеть дальше, так это, честно говоря, какой-то центр, какую-то материальную базу для этого разговора, который можно будет продолжать и после того, как я уйду и мы все уйдем”, - сказал Крипал. “Для меня это исследование, касающееся нескольких поколений. Это не единичный случай."".
Первые две конференции "Архивов невозможного" прошли в 2022 и 2023 г., теперь в 2025 по НЛО, т.е. уже пореже. Мыслить об исследованиях НЛО/невозможного несколькими поколениями - это тренд. О нем я писал - с конкретно-наблюдательной точки зрения - в миниатюре "Откуда берутся долгосрочные проекты по НЛО?"
Александр Кукаров 28.04.2025 17:44 Заявить о нарушении