Антре. Двойной пируэт в зеркале сцены
Наш рассказ о двух великих танцовщицах, которые привнесли неоценимый вклад в русскую культуру, в балетное искусство России. Русский балет называли одним из чудес света. Слава эта не утрачена и по сей день.
Прежде надо упомянуть одно качество, которое отделяет обыкновенное от гениального. Это Индивидуальность. Индивидуальность – совокупность особенностей, присущих конкретному человеку. Отражение личных качеств, способов восприятия окружающего мира, темперамента. А для людей актерской профессии- еще и способность переосмысливать и преподносить зрителю свою собственную трактовку того или иного образа, будь то драма или искусство балета. А иногда и в то, и другое вместе. Например, в двадцатые, послереволюционные годы ХХ века в России, среди новых веяний в балетном искусстве, возник еще и драмбалет. Но , это к слову.
Две танцовщицы, Галина Уланова и Татьяна Вечеслова, окончили в 1928 году Ленинградское балетное училище, теперь Академия балетного искусства имени А.Я. Вагановой, и были приняты в труппу Театра оперы и балета имени С.М. Кирова, ныне снова Мариинского театра, носившего это имя со дня открытия в 1859 году, в честь супруги императора Александра Второго, Марии Александровны.
Обе талантливые девочки учились в классе Агриппины Яковлевны Вагановой, великолепного педагога и реформатора балетного искусства. Агриппина Яковлевна Ваганова брала себе в класс лучших учениц, которые потом становились звездами. Одна из наших героинь, великая балерина Галина Уланова, была впоследствии приглашена в Большой театр, в Москву. Другая- Татьяна Вечеслова, блистала на сцене родного театра в Ленинграде. Но это было потом… А начиналось это так…
Татьяна Вечеслова и Галина Уланова дружили всю жизнь. Вот как об этом пишет Татьяна Михайловна в своей книге «Я-балерина»: «Стояли теплые дни раннего лета. Мы жили в деревне Лог, у станции Струги Белые- мама, старшая сестра, няня и я. Было мне тогда пять лет. Как-то мама сказала: «Татьянка, пойдем, я тебя с кем-то познакомлю. Будет у тебя подруга». Ухватив маму за руку, я засеменила с ней по деревне. Мы завернули в одну из калиток и вошли в небольшой сад. Там вертелся мальчик моих лет, в коротеньких штанишках. Наголо остриженную, круглую, как шарик, голову покрывала белая панама.
-Я-Галя, -сердито сказал мальчик, исподлобья взглянув на меня безбровыми глазами. А я- девочка Таня,- с удивлением ответила я, не зная как мне вести себя с этим непонятным существом. И, подумав, предложила: «Давай лепить песочные пирожные. Я формочки принесла».
-Я не играю в «это»,- с презрением ответил мальчик Галя.- Пойдем лучше в «индейцев». У меня лук и стрелы в шалаше спрятаны. Это веселее!
-А я не знаю, что такое «индейцы»,- чуть не со слезами ответила я.
-Коля, Петя!-крикнула вдруг Галя. С разных концов деревни появились нечесаные босоногие парнишки…
-А ну, побежали к озеру, в лодки -сказала Галя и глаза ее задорно прищурилась. Не глядя на меня, они помчались к озеру. Формочки выпали из моих рук… Я стояла и с грустью смотрела на удалявшуюся Галю, а она бежала самая первая, самая ловкая, исчезая в лучах ясного солнца».
Через несколько лет Татьяна Вечеслова поступила в балетное училище, где позже будет преподавать ее мама, а в то время артистка балета.
В книге «Я-балерина» читаем: « На прием в училище мама повела меня осенним солнечным утром. Первый раз я увидела улицу Зодчего Росси. Мне казалось, что я иду не по улице, а по огромному светлому залу с паркетным полом, с ослепительным лазурным потолком. Зал этот обрамляли с трех сторон строгие колонны. Наверное, вот здесь-то и должны начаться танцы! Я поступила в училище совсем не так легко и просто, как ожидала. На приеме я увидела хрупкую беленькую девочку с челкой и огромным бантом на голове. На ней было платьице из тюль-малина в мелких воланах, обшитых розовыми лентами. Скуластая, с узкими светло-голубыми глазами, она немного напоминала монголочку. Глаза смотрели сердито и недоверчиво. Припухлые губы редко раскрывались для улыбки…Прелестные, словно выточенные, ножки были в белых носочках и лакированных туфельках.
Я узнала ее и бросилась к Гале Улановой, чтобы поздороваться и возобновить знакомство, но и тут она буркнула в ответ что-то неприветливое. Она была принята без всяких оговорок. Как я завидовала ее платью и туфелькам!».
Да… Дело, конечно, было не в платье и туфельках. Как позже выясниться, дело было в таланте и индивидуальности Гали Улановой, что впрочем, присуще было и Тане Вечесловой.
Первые два года девочки встречались только на уроках классического танца, общеобразовательные предметы они проходили в разных классах. На уроках было не до разговоров, да и характеры у них были разные. В раннем детстве их вкусы и интересы не совпадали.
Надо сказать, что у Гали Улановой балет отнюдь был не в приоритете. Она хотела стать «капитаном» и обожала воду и кораблики. Вначале в училище она чувствовала себя очень неуютно. Но с детства привыкнув к слову «должна», относилась к обучению очень серьезно. Татьяна Вечеслова, наоброт, очень любила школу, театр. Школьники часто были заняты в спектаклях… Репертуар театра был в то время обширен. Ученики изображали в балетах и операх кукол, амуров, цветы, птиц. В своей книге балерина пишет: « С детства я сохранила любовь к кулисам. Специфический запах, смесь пудры, клея, канифоли, духов и пропыленных декораций. Когда я вспоминаю кулисы, я ощущаю этот запах, наверное, так же, как чувствовала во сне чеховская Каштанка запах любимых стружек».
В театре было очень холодно…шли первые годы революции. Холодно и голодно было в училище. Но в эти грозные годы, стоя у палки в балетном классе, дрожа от ледяного воздуха нетопленой школы, они терпеливо трудились, чтобы потом когда придет новая жизнь, радовать своим искусством людей.
В школьных спектаклях начала проявляться та самая индивидуальность. И что странно: девочка, которая лет до девяти упорно старалась походить на мальчика, «куличикам» предпочитала игру в «индейцев», теперь стала считаться чисто классической и чисто лирической танцовщицей, женственной и романтичной.
В то время в театре было очень современно сочетать классический балет с гимнастическими элементами. Шпагаты, «колеса», «мостики»…Вечеслова с упоением занималась всеми этими необычными упражнениями. И шутка судьбы: всевозможные новации доверяли «чертенку» Тане Вечесловой, бывшей правильной девочке с «формочками» и «куличиками», как тогда в Белых Стругах. И кто мог бы предположить, что лирической балериной будет считаться не она, а «капитан» Галя Уланова.
В 1925 году Агриппина Яковлевна Ваганова из двадцати девушек, обучавшихся в двух классах, взяла себе лишь пять. В это число вошли Галя Уланова и Таня Вечеслова. Попадали в класс немногие, потому, что Ваганова вряд ли смогла бы выучить за один час в день целый класс, состоящий из двадцати человек. Результат был бы другой.
В книге «Я-балерина» Татьяна Михайловна Вечеслова пишет: «В последние годы учебы в школе нас с Галей Улановой готовили к тому, чтобы мы заняли места солисток в театре, сразу, минуя кордебалет». Выпускной спектакль в школе прошел с необыкновенным триумфом. Заваленных цветами юных актрис у подъезда ожидала толпа зрителей. Метели, дожди и туманы, непреодолимые трудности, борьба и сомнения- все было пережито, все было позади. Над четкими контурами ленинградских домов разгоралась весенняя заря. Тяжелые дни и трудные годы отходили в прошлое, уступая место новой творческой жизни.
По театру пронеслась новость: только что окончившая балетный техникум, так тогда называлось училище, начинающая балерина Галина Уланова получила главную и труднейшую роль в «Лебедином озере». А другой начинающей балерине Татьяне Вечесловой поручили главную роль в балете «Красный мак».
В день спектакля Галя ходила как в густом тумане. С самого утра не могла согреть ледяные руки и ноги. Весь день она мысленно повторяла все моменты танца, все музыкальные куски. Он подкрался незаметно, этот вечер И вот она сидит перед зеркалом и парикмахерша старательно прикрепляет к ее волосам два белых лебединых перышка…
Немного отступив от главной темы нашего рассказа, хочется привести здесь высказывание танцовщицы, ученицы уже Татьяны Вечесловой, которая после окончания карьеры артистки балета, преподавала в училище. Танцовщица Наталия Макарова- прима театра им. Кирова 60-х годов ХХ века, говорила, что станцевав «Лебединое» уже ничего не страшно.
Правда, Галине Сергеевне Улановой ,несмотря на блестящие отзывы в прессе, несмотря на симпатию и восхищение зрителей, казалось, что она должна и может давать что-то большее обычного классического балета, с каким бы блеском он не исполнялся. Она искала того, что называется «сценическим образом», совершенствуя свое мастерство.
У Татьяны Вечесловой первой ролью, дебютом в театре стала не роль в балете «Красный мак», а срочный ввод в балет «Корсар» на роль Гюльнары. Ученицы обычно знали наизусть все партии во всех балетах. Вот как Татьяна Михайловна пишет об этом событии: « В самом понятии первый, первое заключен великий жизненный смысл. Первая роль зачастую имеет решающее влияние на судьбу молодого актера. Мой первый шаг в театре был и неожиданным и праздничным. Итак, я стояла за кулисами перед выходом на сцену первый раз в своей актерской жизни». Дебют прошел блестяще, и роль Гюльнары навсегда закрепилась в репертуаре балерины. После этого было много замечательных ролей. Роль китайской девушки Тао Хоа в балете «Красный мак», «Эсмеральда», роль Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева и другие.
«Бахчисарайский фонтан» по мотивам поэмы А.С. Пушкина, история любви крымского хана Гирея к плененной польской княжне Марии. Зарема- любимая наложница Гирея из ревности убила Марию, после погибнув страшной смертью.
В этом балете встретились две замечательные танцовщицы- Мария –Галина Уланова и Зарема- Татьяна Вечеслова.
В книге Т.М. Вечесловой читаем: «Захаров, балетмейстер, долго уговаривал меня взяться за роль Заремы. И хотя этот образ был близок моему сердцу, я колебалась и с большим сомнением взялась за работу. И только на последних репетициях, когда я надела костюм, сделала грим и вплела косы, поняла, что смогу создать сложный образ пушкинской героини. Была для меня и еще одна притягательная сила в спектакле «Бахчисарайский фонтан»- я танцевала его с Улановой. Вдохновение и правда этой танцовщицы-артистки заставило меня особенно бережно, взволнованно и любовно выходить на знакомую мне сцену». Дальше Татьяна Михайловна вспоминает, что, когда она в роли подошла к ложу Марии с целью убить ее, Мария Уланова в испуге отвернулась, а потом, вдруг повернувшись к Зареме, раскрыла руки как бы прося смерти… «Кинжал выпал у меня из рук-, вспоминала балерина,- ибо такая внутренняя сила и правда присутствовала в тот момент у Марии-Улановой, что убить ее тогда было невозможно».
Нельзя обойти вниманием еще один аспект балетного искусства. И, опять же, обратимся к воспоминаниям Татьяны Михайловны: « Мне хочется поведать о балетных артистах, чье искусство в моем представлении олицетворяет дуэтный танец. Дуэт- это полная гармония двух артистов, для него нужна не только станцованность. Нужно нечто большее -незримое психологическое, духовное ощущение партнера. Нужно знать руку партнера, ее силу, чуткость и ловкость. Знать и доверять ей. Понимать партнера, чувствовать его даже в мелочах. Конечно, не обязательно танцевать только с одним партнером, но если танцовщики нашли друг друга- нужно бережно сохранить это».
Волею судеб сложилось два потрясающих балетных дуэта. Галина Уланова и Константин Сергеев, и Татьяна Вечеслова и Вахтанг Чабукиани.
Незадолго до войны в Театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде поставили балет “Ромео и Джульетта” Прокофьева - это невиданный, неслыханный опыт воплощения великой трагедии Шекспира о любви и смерти современным гениальным композитором на балетной сцене. Драмбалет в чистом виде.
Шекспир на языке танца! Невероятно, неожиданно. Многие не верили в спектакль. Неудивительно: сложная, непривычная слуху музыка. Необычная хореография Лавровского, далекая от театральной “красивости”, все настораживало труппу, возникали сомнения... но исполнители главных ролей, были настроены восторженно: уж очень притягательными были по силе и обаянию шекспировские образы.
“Вполголоса” возникал арабеск Галины Улановой, Джульетта доверчиво простирала руки, а Ромео, Константин Сергеев, смиренно и гордо приглашал Мадонну восхититься чистотой любимой…. Джульетту Улановой сравнивали с Весной Боттичели , мотивы романтического мироощущения просматривались в композициях стелющегося рисунка Улановской пластики.
Она создавала поэтический мерцающий фон на котором музыка вздымала свои трагические уступы. Таинственное “чуть-чуть” связывало крепчайшей нитью Джульетту Улановой с Сергеевским Ромео, и убеждало, что для них разлука равна смерти. Сдержанная значительность пластики выражала томительное предчувствие любви. Лирика тоже была основной стихией Сергеева.
После Великой Отечественной войны, когда Уланова уже танцевала в Большом театре в Москве, ленинградцы увидели еще раз этот неподражаемый шедевр – дуэт Улановой и Сергеева в балете «Ромео и Джульетта», «прощальная гастроль». Пример вечной любви…
Что же касается дуэта Вечесловой и Чабукиани, то это совсем другая история…Радостный, жизнеутверждающий талант Вечесловой слился в неподражаемой гармонии с темпераментом и, брызжущим энергией и силой, талантом Вахтанга Чабукиани.
Как он танцевал! Он был рожден и создан для танца. Не обладая от природы большим прыжком, его полеты сравнивали с полетом орла. «Горный орел», «царь воздуха»- так называли Чабукиани».
«Я танцевала с ним много,- вспоминала Татьяна Михайловна,- «Дон Кихот», «Сердце гор», «Лауренсия», «Баядерка». Но знаковым балетом для Чабукиани в те годы был все же «Дон Кихот» Минкуса. Каждому его выходу сопутствовали несмолкаемые аплодисменты. А первой характерной вариацией Базиля с кастаньетами он зажигал всю труппу. Словно искры били из-под ног, когда он дробными движениями чеканил пол сцены, и вдруг в конце- стремительный пируэт… А его знаменитый большой пируэт в конце дуэта- 32 поворота на одной ноге. 32- по хореографии вариации, но случалось, что дирижер стучал палочкой о пульт и грозно спрашивал: «Сколько поворотов?». «Ну, это трудно сосчитать»,- смущенно отвечал танцовщик».
Китри и Базиль праздновали свою свадьбу, они были молоды и счастливы… Это был настоящий гимн любви!
Татьяна Михайловна говорила, что, несмотря на то, что впоследствии их дуэт распался, она всегда вспоминала совместные выступления как одно из самых светлых впечатлений тех лет.
В 1944 году Уланову перевели в Москву, в труппу Большого театра. Лучший театр в стране должен иметь лучшие кадры. Для Улановой это обернулось личной трагедией. Она была коренная ленинградка, она любила свой туманный город и оставляла в нем свою семью - родителей. Кроме них у нее никого не было.Татьяна Михайловна очень тяжело расставалась со своей дорогой подругой, с которой ее связывало столько лет и воспоминаний.
Кроме Татьяны Вечесловой, у Галины Улановой и подруг не было. Как и любая дружба, отношения их были не безоблачны, всякое случалось. Однако это были отношения на всю жизнь, окончившиеся только со смертью одной из них.
В Комарово, поселке на Балтийском взморье, под Ленинградом, есть кладбище, на котором похоронены многие известные писатели, художники артисты. Бронзовая балетная туфелька и кованая роза лежат на могиле Татьяны Вечесловой. Могила под высокой сосной, а в синем небе над ней проплывают белые облака, как лебединые стаи…Прощальный привет…
А в Москве, на Новодевичьем кладбище, стоит мраморная стела , из глубины которой вырывается и никак не может вырваться силуэт великой балерины Галины Улановой…
Свидетельство о публикации №225040101537