Ум очень близок в своей сущности к обратимым химич

https://wordpress.com/post/systemity.wordpress.com/82614 - Очень часто научную грамотность путают с умом. Научная грамотность - компетентное понимание основных научных понятий и принципов, позволяющее человеку делать выводы, принимать решения и следить за публичным обсуждением спорных вопросов науки и техники, а при необходимости и участвовать в нём, готовность формулировать собственные и оценивать чужие аргументы, основанные на фактических данных, и приемлемым образом использовать сделанные по их результатам выводы. Она определяется  рядом таких родственных параметров, как: владение базовыми научными понятиями, позволяющее сократить время на поиск логических контактов, приводящих к рациональным искомым результатам. Это - основное качество научной грамотности - влияет на умение формулировать вопросы, продиктованные любопытством по поводу повседневного опыта, а также находить ответы на них, умение описывать, объяснять и прогнозировать природные явления, понимать статьи научного характера и критически оценивать валидность описываемых исследований, умение увидеть научную подоплёку социальных и политических дебатов, способность оценивать качество обнаруженной информации научного характера исходя из её источника и методов получения... 

На самом же деле научную грамотности и вытекающие из неё бенефиты, как правило, путают с двумя очень близкими к научной грамотности понятиями - умом и способностью выкручиваться. Эти три близкие ипостаси человеческого интеллекта, как правило, не различают и путают благоприобретённые особенности интеллекта с генетически унаследованными.  Интеллект человека (и животных) возник в результате симбиоза мозга (ганглиев) и тела, о чём я несколько раз упоминал ранее (https://systemity.wordpress.com/2024/06/01/brain-science/). Мозг (ганглии) с появлением нейронов стал участвовать в совершенствовании управлением многочисленных органов и органелл животных организмов с целью рационализации и продления сроков поставки веществ, необходимых для функционирования нейронов мозга и ганглиев.

Я несколько раз приводил пример того, что самая примитивная нейронная система землянных червей прекрасно выполняет функции симбиоза. Землянными червями питаются кроты. Оказалось, что шум дождевых капель по ряду параметров очень напоминает звуки, происходящие от движения кротов под поверхностью земли. По этой причине при звуках дождя землянные черви "спасаются" от кротов, вылезая на поверхность земли. Этот очень простой давно известный пример демонстрирует принципиальную сущность ума человека и животных. В процессе эволюции накапливаются аксиомы жизнедеятельности, поддержание которых, следование которым увеличивает эффективность самой жизнедеятельности. Становится понятным, как и почему в человеческом сообществе возникают мудрецы, которые не имеют даже минимального школьного образования. 

Учение философа Сократа (около 469 года до н. э., Афины - 399 год до н. э., Афины) разделило древнегреческую философию на "досократический" и "сократовский" периоды. В отличие от предшественников, которых интересовали вопросы научного знания, сотворения космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека, его психику в качестве основы его жизнеделия. С Сократом и его учением связаны разнообразные парадоксы. Один из них состоит в том, что нашим современникам ничего достоверно не известно о деталях учения Сократа. В то же время не вызывает сомнения принципиальный "разворот" направления развития философии, который связан с именем Сократа. Согласно античной традиции, переломным моментом в жизни Сократа стало пророчество дельфийской пифии. Жрица Аполлона "передала слова бога", что самым мудрым среди людей является Сократ. После этого Сократ начал воспринимать свои беседы о мудрости как служение божеству. Супруга Сократа Ксантиппа, на которую легли заботы о детях и домашнем быте, была недовольна таким положением вещей. Её имя стало нарицательным для сварливых жён.

Отношение к Сократу в афинском обществе было двойственным. Для одних он был олицетворением великого мудреца, для других - нечистым на руку шарлатаном, который совращает молодёжь и не почитает богов. В 423 году до н. э. Аристофан поставил на сцене комедию "Облака", в которой едко и зло высмеял Сократа. В 399 году до н. э. на философа подали в суд. Общая формула обвинения звучала так: "Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество". На Сократа переносили ответственность за действия его учеников Алкивиада, Крития и др. С их именами граждане Афин связывали поражение в Пелопоннесской войне против Спарты и кровавое правление "Тридцати тиранов". Философия Сократа, которая предполагала стремление к самосовершенствованию, превосходству достойного человека над недостойным, ограничение власти толпы и следование законам, не нравилась политикам-демагогам. Не нравилось почти три тысячелетия тому назад. Не нравится и сегодня.

Судили Сократа по стандартной процедуре того времени. Согласно античной традиции, Сократ на суде заявил, что не считает себя виновным и за свои действия заслуживает не наказания, а высшей чести для афинянина - бесплатного обеда в пританее (Пританей в Древней Греции - здание, в котором проводились заседания пританов (заслуженных граждан и почётных иностранных гостей), а также располагались государственный совет и судилище. Реже слово пританей применялось как для отдельных пританов, так и для совета в целом. Изначально - здание, посвящённое Гестии, где постоянно поддерживался огонь. В переносном значении пританеем именовали центр, средоточие чего-либо (например, центр страны). По древним законам в пританее за счёт государства получали питание пританы). После этого философа приговорили к смертной казни. Последний день жизни, согласно Платону, Сократ провёл в окружении учеников. Он утешал их беседами о бессмертии и посмертной судьбе души.

С именами учеников Сократа связано возникновение нескольких философских школ, которые имели прямо противоположные взгляды. К примеру, Аристипп стал основателем школы гедонистов киренаиков, а Антисфен - киников, которые отвергали материальные блага. Большинство учеников, среди которых был и Платон, боготворило учителя. Сам же Сократ не считал себя мудрым. В понимании философа вся его мудрость заключалась лишь в том, что "он знает, что ничего не знает". Цель жизни Сократа состояла в поиске истины, которую он стремился найти во время дискуссий и бесед с учениками.

Пример Сократа - исключительное доказательство того, что ум, коррелирующий со статистической взаимосвязью двух или более случайных величин - аксиом, представляет собой первозданность среди упомянутой выше триады интеллекта. А научная грамотность и IQ - способность выкручиваться и/или демонстрировать чисто формальное наличие ума -  являются лишь неизбежными реальными или имитационными производными ума (http://proza.ru/2020/02/02/2212, Смысл этой совершенно очевидной опции никому почему-то в голову не приходит. Так у всех систематически голодающих народов общий уровень IQ всегда выше, чем у тех, кто живёт в более благоприятной для жизни среде. У всех диктаторов и международного качества аферистов (список очень длинный, перечислять не буду) значения IQ по этой причине очень высокие, а качества истинного ума - демонстративно низкие. Почти все эти уроды с имитацией высокого ума почему-то заканчивали своё существование на Земле и будут заканчивать весьма однозначно крайне непрезентативно...

Придуманный жульём с высоким IQ искусственный интеллект (AI) был бы нормальным (тривиальным) продуктом эволюции сообщества Homo sapiens, если бы не его высосанное из немытых пальцев жлобов название, позволяющее дурить тех, у кого IQ заметно ниже: "Это не мы вас, дураков, дурим/обдуряем!!! Это - чисто природный Интеллект вам советует, как поступать!". Сегодня AI используется наряду со многими прорывными результатами со многими человекоразрушающими функциями: для придумывания "волнительных" сексуальных историй типа о том, как тёща "дала" зятю, привлекающих и одуряющих читателей, для переводов иностранной речи со смешными искажениями ударяений, которые подрастающим поколением воспринимаются в качестве правильных, с возможностью "случайных" мобильных удалений печатаемых текстов с "неправильным" содержанием, с изобретением новых технологий повышения числа никому не нужных "кликов", с психиатрического качества размещением реклам в текстах по 5-6-ти идентичных, делающих абсолютно невозможным чтение текстов, с придумыванием сугубо медицинского вранья с целью повышения заработка трупоедов...

В этоге сказанного возникает вопрос: "А что всё же такое ум?!". Ум на первый взгляд связан с накоплением аксиом чисто практическим или теортетическим путём (получением образования). Например, с научным узнаванием того, что тетродотоксины рыбы фугу и многих земноводных представляют собой пробку, закрывающую натриевый канал, сопровождающуюся практически мгновенной смертью. Это - совершенно ясно. Но совершенно неясно глупеющему человечеству другое. Ум - это не только закономерное приобретение аксиом, но и отказ от глупо приобретённых аксиом. Второе обстоятельство - намного важнее первого. Поскольку избавиться от приобретённых аксиом весьма непросто, часто для этого необходимы мутации в ДНК представителей нескольких поколений (например, избавится от аксиомы, утверждающей, что воровать - символ ума и доблести), то сила ума должна была бы быть понятной даже самым тупым представителям Homo sapiens, что однако в процессе эволюции не произошло. Тайное качество, обязательно включающее в себя наличие ума, - это его обратимость, это - способность вернуться к уровню отрицания приобретённой аксиоиы (аксиом) при обнаружении того, что она (они) не работают, как это казалось ранее. В этом смысле ум очень близок в своей сущности к обратимым химическим процессам. Необратимость - это тупик, как и отсутствие ума...


Рецензии
Леонид. Последние три абзаца, начиная со слов «Пример Сократа - исключительное доказательство того», являются повторением текста.

Владимир Плетнёв   05.04.2025 16:50     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Леонид Андреев 2   05.04.2025 23:33   Заявить о нарушении