После майских праздников приехали инструктора, наша вольготная жизнь закончилась. Опять пошли занятия, тренажи и прочие каждодневные заботы, нет им конца и края. Полоса постепенно подсыхала, значит скоро полёты. А я вдруг поймал себя на мысли, что тороплю время. Скорей бы выходные, очень хочется увидеть Лину вновь. -Скучаю! Сердце замирает когда вспоминаю её прощальный , исполненный нежности взгляд. А тут воинская служба, суровая обыденность не терпящая никакой сентиментальности. Как всё это совместить, не знаю! Неожиданно среди инструкторов нашей эскадрильи сыскался земляк. Как-то после занятий заходит к нам в кубрик лейтенант Аникеев из первого звена и обращаясь ко мне : - Ну-ка пойдём, поговорим! А у меня похолодело в душе: - Недоглядел где-то, прокололся, сейчас начнётся! Вышли на улицу, настроение ноль, приготовился изворачиваться: - А ты правда ставропольский? - Ну да! - А почему в Ставропольское лётное не поступил? - Я из армии , его в разнарядке не оказалось! - Мы с тобой земляки! - Я с Александровского! Вот такая неожиданная радость, земляк в армии словно родственник, всегда можно обратиться за поддержкой. Поговорили, разошлись. Настроение поднялось. Целый день командир звена читает наземную подготовку по сложному пилотажу. В конце программы каждый должен выполнить несколько самостоятельных полётов с выполнением комплекса переворот, петля Нестерова , полупетля. Сейчас даже не вериться , а всё это не за горами. Голос у Копылова монотонный, можно уснуть, но объясняет доходчиво. Для расширения кругозора иной раз вставляет английские термины.Он недавно вернулся из спецкомандировки , его опыт бесценен. Среди инструкторов попасть на два года в Ирак считается за счастье. Наших туда берут с удовольствием, деньги платят шальные. Кому посчастливилось там побывать, теперь радостные обладатели самого престижного автомобиля тех времён ГАЗ-24! Кому так не повезло, молча завидуют. Всё это жутко интересно, кто знает может в будущем повезёт кому-то из нас. Так прошло больше недели. Дождей больше не было, грунт подсох, наконец запланировали полёты. Вообще удивительная вещь, вроде конец двадцатого века, а у нас нет бетонированной полосы. - Интересно, а в других училищах тоже так? Нашей эскадрилье достались вторые смены. На предполётных указаниях РП подполковник Чернавин , долго разъяснял как рулить, взлетать и садиться : - Здесь рулить, здесь не рулить! - В этом месте использовать левую сторону ВПП, в этом правую! Тыкал он указкой в схему, вызывая сдержанный смех у курсантского состава. После предполётных в курилке, Саня Подолян довольно точно копируя его голос, веселил друзей: - Тут рулить, тут перепрыгивать, здесь взлетать, там садиться! - А лучше вообще не начинать, курсантов на полосу послать, все лужи закопать! У меня были запланированы два вылета, зона плюс два круга. После взлёта выяснилось те незначительные навыки, что я получил после первых полётов частично испарились. Сказался длительный перерыв и самонадеянность. В итоге инструктор начал в полёте повышать голос. Дальше больше. Это мне не понравилось. Хотя на разборе Горячев как ни в чём не бывало спокойно указал на ошибки и методы их устранения. Я опешил. Вечером на всякий случай спросил у Зоны: - А как ваш инструктор ведёт обучение? - Наш спокойным голосом объясняет, показывает и если что не так, вмешивается в управление , подправляет! - Подольский никогда не повышает голос в воздухе! Подключился к разговору Мачета, в миру. Витёк Масейкин . Он из нас всех самый спокойный и старательный , а необычная кличка из телепередачи «Клуб кинопутешественников»! Кто-то увидел в ней индейца пробирающегося по джунглям с мачето в руках, поразительно похожего на Витка.Этого вполне хватило, что бы в наших рядах появился Мачета Витёк принял новое имя с христианским смирением: - Мачета, так Мачета! - Пусть будет так! Как впоследствии оказалось , кличка вовсе не безобидная, оружие это весьма грозное. Майор Подольский, старший лётчик звена, образец мудрого наставника ! Всегда спокоен, рассудителен. На чём он в своей жизни только не летал, его карьера началась в гражданской авиации где-то в Забайкалье. После школы он пробовал поступить в Качу, но вмешался отец , ему не хотелось, что бы сын стал лётчиком. Вот и пришлось Алексеевичу пробиваться в авиацию окольными путями. Зато приобрёл опыт полётов в сложнейших метеоусловиях на севере. Был он и в Ираке . Количество курсантов прошедших через его руки тянет на несколько полноценных эскадрилий! Наш совсем другой, летает классно, только чересчур нервный. - Ладно буду приспосабливаться! Как оказалось напрасно надеялся, стало только хуже! Чем дальше мы двигались по вывозной программе , тем больше негатива я получал. Иногда инструктор орал в кабине так, что не будь между нами перегородки , он бы в гневе задушил бы меня как котёнка и не было бы ему за это ничего! Потом вообще взял новую моду выражать своё недовольство. Как-то на взлёте я увлёкся выдерживанием угла набора высоты и не вовремя убрал закрылки. Тут же в наушниках визг: - Ну ты, грузило! - Закрылки сейчас автоматом уберутся или ты забыл где находится кнопка уборки?! - А-а-а-а-а-а! Далее в уши полился сплошной мат, цензурным была только частица и. Ручка управления заходила ходуном, мой «добрый учитель» пытался ударить ею меня по коленям. Пришлось растопырить ноги и ждать когда он успокоится. Учиться летать, имея такой мощный психологический прессинг, оказалось непросто. Тяжело выслушивать нелестное мнение о себе. Вроде в школе учился хорошо, в дурных поступках не замечен, а тут выясняется, что личность я никчёмная , ценности из себя не представляющая, потому как крутить виражи с креном сорок пять градусов и терять при этом сто метров высоты, могут только дебилы. И вообще, я зря появился на свет, но раз случилось такое недоразумение, так лучше сидел бы в своей глуши! Нет, набрался наглости припёрся в авиацию. И вот ему красивому и молодому приходиться нести груз ответственности, рисковать жизнью и ещё много чего, дабы исправить ошибку природы. А ещё государство старается, самолёты покупает, тратит в неимоверных количествах керосин, кормит шоколадом недоумков, из которых сплошь состоит его лётная группа! И всё напрасно! Немного утешало только то, что оказывается, я не одинок в многочисленной команде придурков, которыми в этом году судьба щедро одарила третью эскадрилью, славного Бекетовского полка! - Вот и думай теперь, что хочешь! А нам всегда говорили, лётчик-инструктор для курсанта — отец родной! Jт него зависит твоя судьба, будешь ты летать или нет. Но когда в воздухе наслушаешься отборного мата, невольно закрадываются мысли о сиротстве! Хотя если честно, меня было этим не пронять. Как никак служу второй год, а у опытного бойца всегда для начальства припасён кукиш в кармане, а то и два! Погода окончательно наладилась, аэродром гудит с утра до вечера, идут непрерывные полёты. Летаем пять смен в неделю, три первых, две вторых или наоборот. Интенсивные полёты, постоянное пребывание на солнце сделали своё дело , у всех загорелые лица,лётные комбинезоны потеряли свою новизну пропитавшись потом, пылью и керосиновой гарью. Вокруг аэродрома тоже кипит жизнь. На полях зреет будущий урожай, наливаются силой колосья пшеницы. У колхозников тоже есть своя авиация. Недавно появился допотопный «Кукурузник» шныряет туда сюда , таскает за собой шлейф из ядохимикатов. Нам он не мешает, мы сразу уходим на высоту, а он что называется ковыряется в земле. Как-то раз взлетаем с инструктором идём по прямой: - Гляди, слева по курсу двадцать градусов! Горячев даёт правую педаль, создаёт левый крен под девяносто градусов. А там картина маслом, уткнувшись мордой в землю торчит жёлтый АН-2. Ребята зацепили килем линию электропередач. Что послужило причиной происшествия оказалось неизвестно, то ли не заметили, то ли лавры Чкалова пролетевшего под мостом не давали покоя. Потом ходили слухи, парни накануне отмечали день рождения и видимо перестарались. Хорошо хоть остались живы и не покалечились. Постепенно стали проявляться результаты трудов наших инструкторов. Это стало заметно даже по радиообмену. Теперь в эфире слышны чёткие доклады, не перебивающие других. Исключение только Мухиддин Камбаров, когда слышишь его позывной: - Восимь читирнацать, шасси, закрылка випустиль! Сразу понимаешь , ему нелегко, чувствуется волнение в каждой нотке голоса. Хотя он очень старается, сидит по ночам в ленкомнате зубрит, тренируется, но толку нет. Его инструктор, майор Банит особого рвения не проявляет, оно ему не надо. Прописная истина, меньше курсантов, меньше забот, давно принята им на вооружение. Его карьера близка к завершению, лишние хлопоты ни к чему .Так что Камбаров кандидат номер один на списание , вслед за ним похоже закончат лётную карьеру ещё несколько человек. Большинство учатся успешно , готовятся к самому волнительному моменту в жизни каждого лётчика-первому самостоятельному вылету. В нашей эскадрильи пытаются сделать лидером Русяева, тянут его из всех сил, хотя он особого качества не показывает. Кто-то решил, что первым должен вылететь старшина , видимо для поднятия его не очень высокого авторитета. Как оказалось решение не самое умное, ведь самолёту по фиг кто в нём сидит, ему подавай знания и умение им управлять. В нашей группе всё идет по плану. Инструктор нас поделил, Макс и Лёва летают больше и вылетят первыми, мы с Бирулей во втором эшелоне. Теперь из-за наличия свободного времени меня часто назначают в группу руководства наблюдающим. Обязанностей немного, сидеть на КДП, и смотреть что бы не было сближений между самолётами на кругу, и в зоне дальней приводной радиостанции, когда борта прибывающие из пилотажных зон на разных эшелонах снижаются и входят в круг. Вторая обязанность, быть на побегушках у РП. Служба не пыльная, но нудная, сидеть всю смену на жаре , счастья мало. В обучении всё по прежнему, инструктор орёт я пилотирую. Пришлось научиться не замечать его бурные эмоции, молча делать своё дело. Меж тем прогресс идёт, медленно но верно. Плюс мы общаемся между собой и стараемся перенять друг у друга что-то полезное в технике пилотирования. Особенно распинается группа из второго звена, они просто боготворят своего инструктора старшего лейтенанта Жидкова : - Да наш шеф когда летал на «мигарях», был лучшим в эскадрильи! - Вчера запросто показал проход на одном метре, над всей полосой ! - А сегодня мы приземлились у посадочного «Т» с таким подъёмом носового колеса, чуть было не зарулили на двух колёсах ! Наперебой бахвалятся Трофим, Пятников и Гарматин. Никто им особо не завидует, хотя слушают внимательно. С Линой мы встречаемся по выходным , наши отношения только крепнут. Наступил июнь, световой день огромен, стали летать даже семичасовые смены. А однажды запланировали вторую с переходом в ночную, лётчикам надо продлить допуски. Мне опять повезло быть наблюдающим. Когда день закончился, мои товарищи ушли на ужин, я продолжил нести службу. Ночные полёты имеют свои особенности. ВПП у нас не оборудована электрической световой сигнализацией, для обозначения границ, поэтому как в войну зажгли налитые керосином плошки. В торец полосы выехали машины с огромными прожекторами в кузове и как только самолёт проходит дальний привод они включаются, ярко освещают место посадки. В процессе полётов выяснилось, в эскадрилье у нас весельчаки ещё те! Такие изощрённые шуточки возможны только в авиации. Мне кажется именно после таких фокусов, рождаются фантастические байки , уходят в свободное плавание, потом обрастают подробностями и через года выясняется , что подобное происходило чуть ли не на всех аэродромах ВВС! Идёт второй час ночных полётов, очень темно. Интенсивность небольшая, радиообмен спокойный, деловитые доклады, команды. Очередной борт снижается по глиссаде, уже подходит к ближней приводной радиостанции,километр до торца полосы а прожектора почему-то не включаются. И вдруг на весь эфир истошный крик : - Пгр- пгр! - Пгрожектогра-а-а! Это голос ни с кем не перепутаешь! Капитан Б. единственный из лётного состава кто заметно картавит. Оказывается ему специально до последнего не включают освещение , дабы услышать его каркающий, возмущенный голос. Как только это случается, тут же всё и загорается. Получивший стресс и пару лишних седых волос капитан, приземляется. А вся группа руководства лежит под столом от смеха, включая меня и хронометражистку ! На ВСКП майор Вилков , случайно запоздавший с включением «пгрожектогров», одной рукой вытирает слёзы , другой записывает несчастному капитану в журнал замечание, что радиообмен он ведёт невнятно и нуждается в дополнительном тренаже. Рядом сдержанно улыбается его помощник Игорь Власенко Но это не всё,ему ещё курсантов всегда подсовывают с такими фамилиями, что язык сломаешь. Вот и сейчас в любимчиках у него ходит Тютерев. Только и слышно на старте: - Тютегррев , да Тютегррев ! Ленивый курсант , уже сообразивший что попал не туда, постоянно где-то теряется и ищет способы технично свалить на гражданку. На следующий день пересменка. Разбор вчерашних полётов и подготовка к завтрашним. Командир звена весь анализ построил на Мачете. Витёк вчера учудил! Дело в том, что в их группе , инструктор на данный момент отсутствует, уехал в госпиталь проходить медкомиссию. Посему летают они с Копыловым, а тот в полёте в выражениях не стесняется. Тонкая натура Мачеты, не привыкшая к такому обращению, взыграла на грубые выпады и он в полёте выдал: - Если вы не прекратите на меня орать, я сейчас над дальним приводом катапультируюсь, летайте дальше один! Командир звена, привыкший к полному повиновению курсантов, оторопел! Тон голоса на всяк случай снизил. Но на разборе полётов Мачету показательно выдрал, отстранил от полётов и больше с ним не летал: - Бог его знает, что там в башке у этого индейца! Подольский вскоре вернулся и Витёк продолжил обучение по плану. Во второй половине июня вывозная программа начала давать результаты. Первым запланировали на самостоятельный вылет Русяева. - Как же , курсант со всех сторон положительный, дисциплинированный, одухотворённое лицо, и что немаловажно старшина эскадрильи. - Кому лететь первому , как не ему?! С такими данными, он прямо просится на передовую полосу газеты или на худой конец в показательный боевой листок: - Ох уж эти замполитские грёзы! Вот только триумфа не случилось. Лошадь оказалась не та, к финишу первой не пришла. Мне посчастливилось видеть его первый полёт, будучи на КДП. Спланировано было всё грамотно. Сначала провезли несколько кругов для шлифовки навыков , потом полёт с проверяющим и вот наконец сам. Когда летают контрольные полёты все пользуются трёхзначными позывными, когда курсант один, двухзначным. - Сорок шесть, запуск! Заметно волнуясь, выдал Миша. - Сорок шестой запускайте! Запустил, вырулил , запросился на взлётную. Дали. - Сорок шесть взлёт! - Сорок шестой взлетайте! Взвыл двигатель, поднялись клубы пыли, самолёт начал разбег. Поднял носовое колесо, оторвался, убрал шасси , закрылки и растаял в голубой дали. Полёт по кругу недолог, в среднем шесть минут, вскоре: - Сорок шестой на третьем , шасси выпустил! Уверенным басом доложил курсант. Видимо уже освоился и к подвигу готов ! - Сорок шестой заход! - Всем работать на приём! Предусмотрительно зачистил эфир, руководитель. - Сорок шестой дальний, шасси, закрылки выпустил! - Посадка, сорок шестой! Я посмотрел на самолёт в бинокль, шасси выпущены, закрылки в посадочном положении, всё нормально. По глиссаде Миша шёл неровно, все время рыскал влево вправо искал середину полосы, скорость завышена. Вот уже ближний привод, все взгляды направлены в его сторону. - Похоже сейчас начнётся! Миша оправдал самые худшие ожидания.Итак посадка, венец полёта! Курсант убрал обороты, начал выравнивать . И на тебе, поторопился. Получилось высоко, метра два, вместо положенного одного. - Задержи ручку! Вмешался ПРП Самолёт завис параллельно земле, потом начал сыпаться вниз, с повышенной вертикальной скоростью. Это видимо испугало курсанта и он несоразмерно взял РУС на себя. Тут же взмывание. Далее снова потеря скорости , падение с ещё большей вертикальной и наконец приземление на три точки. - Обороты! Запоздало дал команду помощник. Но поздно , жесткое приземление, только пыль в разные стороны. Казалось бы всё закончено! -Ан нет! Мишель решил во что бы то ни стало исполнить номер до конца! В момент касания колёсами земли, снова ручка на себя и нате вам! Классический «козёл» . во всей красе! "Элка" энергично оттолкнулась всеми тремя стойками шасси от земли и снова повисла в воздухе, где окончательно потеряла скорость и обессиленно рухнула вниз под умоляющие крики РП и ПРП : - Обороты, задержи РУЧКУ! Наконец всё закончено, подвиг совершён! Самолёт испытавший немалую перегрузку, вырвавшись из клубов пыли устало бежит по полосе, с виду целый. Курсант жив, чему несказанно рады все наблюдающие процесс. - Сорок шестой, заруливайте на стоянку! Второго полёта не будет! При первом самостоятельном, всегда планируется два вылета. В случае нормальной безопасной первой посадки, разрешают слетать ещё раз, закрепить успех. Но не в этом случае. Мишель своим приземлением показал как не надо делать. Словно в учебном фильме наглядно продемонстрировал все три характерные ошибки на посадке. Высокое выравнивание, взмывание и повторное отделение от земли, в простонародье «козёл». Дежурный штурман склонился над в тетрадью замечаний, РП диктует, он строчит. Завтра разбор будет очень интересным. Всем сёстрам выдадут по серьгам. Так оно и случилось. После скрупулёзного анализа неудачной посадки курсанта, больше всего прилетело его инструктору лейтенанту Синицину, тот ещё долго ходил с печальными глазами, видимо выслушал немало! Русяева больше в передовики не выдвигали. Вскоре пошёл массовый вылет, один за другим вчерашние школьники становились лётчиками. Несколько человек признали непригодными к дальнейшему обучению. Камбаров, Берестнев, Арламов, Оспанов, Бледнов, Григорян, Яковлев скоро покинут наши ряды. Больше всего списали в первом звене и втором. У нас только один. Кстати наш Гнель Григорян попытался договориться, послал домой телеграмму, вскоре приехал отец привёз ящик коньяка. Долго они беседовали с комэской Гринвичем. Янтарный напиток конечно внёс разнообразие в скучную аэродромную жизнь, но проблему не решил. Никто не возьмёт на себя ответственность выпускать в полёт курсанта от которого можно ждать что угодно. В нашей группе вылетели Макс и Лёва, мы с Бирулей следующие. У меня полёты как обычно, инструктор в задней кабине упражняется в виртуозности матерных выражений, я в передней постигаю лётное мастерство. Всё это ужасно надоело, даже в самолёт садиться не хочется. Но вылететь я должен. Полёт с командиром звена на допуск к отработке отклонений на посадке. Особых замечаний не было , он молчал а я пользуясь спокойной обстановкой выполнил полёт нормально. Замечания конечно были: -После четвёртого главным считает доложить, и только потом устанавливает режим снижения! Съязвил КэЗ. Был такой грех, всё время увлекался заходом в створ полосы и забывал доложить. Горячев не упускал возможности укрепить голосовые связки и добился того, что доклад стал главным приоритетом. Но в общем , глобальных ошибок он не увидел и перевёл на следующее упражнение. Через смену вылетать. Особых волнений по этому поводу не было, вылетевших уже достаточно, особенно в пятой эскадрильи. Они вырвались вперёд, им как-то везло с погодой , исправностью техники и грамотным планированием. Вот и настал день , что у каждого лётчика остаётся в памяти навсегда, в моём случае четвертое июля 1983 года. Горячев запланировал меня на проверку и самостоятельный вылет. Первая смена, ранний в четыре утра подъём. Завтрак , медосмотр, в пять тридцать взлёт разведчика погоды, у курсантов начало тренажа. Пока мои товарищи заняты отработкой особого случая меня инструктор отвёл в сторону и неожиданно включил доброго дядю: - Ты главное перед начальством не тушуйся, отвечай уверенно да, если спросит полетишь сам или нет! - Вопросы есть? - Нет! Лететь проверку предстояло с замкомэской, майором Фиськовым. Мужик он хоть и резкий, но мы его уважали, было в нём что-то настоящее. После предполётных указаний, я сразу на самолёт. Осмотрел ,расписался стою жду. Подошёл проверяющий, как всегда в своих зелёных, а ля черепаха Тортилла очках: -Товарищ майор, представляю курсанта для проверки на готовность к самостоятельному вылету! Доложил ему инструктор. - Готов! - Так точно! - Садись в самолёт! Быстро забрался в кабину, пристегнулся включил радио. Он расположился в задней. - Давай запрашивай! - Восемь шестьдесят один запуск! - Восемь шестьдесят один запускайте. Запустились, прогрели двигатель вырулили. Взлетели, ушли в первую зону, самую ближнюю из всех. Летим погода идеальная, ни болтанки, ни облачности. Задание несложное, виражи да пикирования с горками и боевыми разворотами. Но это сегодня не главное. Надо показать качественную безопасную посадку. - Что ты боевой размазываешь! - Представь, что тебе надо зайти в хвост противнику на встречных курсах! Майор разогнал скорость и показал энергичный насколько возможно на данном типе, разворот. - Понял! - Да! - Запрашивай домой! - Восемь шестьдесят один на привод! После зоны мы выполнили ещё один круг: - Достаточно, заруливай! На стоянке ждёт Горячев, он уже всё понял. Если не стали летать второй круг, значит всё нормально. Выскочил из самолёта: - Товарищ майор разрешите получить замечания? - На посадке добираешь маловато, но в целом безопасно! - Сам полетишь?! - Так точно! - Иди готовься! Вот так спокойно, без скандалов я получил допуск к самостоятельному вылету. Они остались, я пошёл проходить доктора. Суров померил давление, заглянул в глаза. - Как самочувствие, спал хорошо? - Крепко , всю ночь! Всем известно, докторам не стоит рассказывать свои сны, могут неправильно понять, придраться, отстранить от полётов. - Можешь лететь! Иду обратно и улыбаюсь, настроение на высоте. Техник с механиком уже подготовили самолёт. В задней кабине вытащили парашют, увязали ремни. Инструктора нет, он улетел с Бирулей. Осмотрел борт, расписался: - Ну что же, пора испытать судьбу! Запустил, вырулил, перед взлётной осмотрелся, никого. - Шестьдесят один на взлётную? Летаем сегодня с посадочным тридцать четыре. То что надо, солнце не мешает, в глаза не светит. - Шестьдесят один взлёт! - Шестьдесят один взлетайте! - Ну что же погнали, сегодня надо всем доказать, что свой шоколад ты жрёшь по праву! Сунул РУД вперёд. Зашёлся от собственного восторга и избытка керосина, двигатель. Взгляд мельком в кабину, стрелка оборотов упёрлась в 100%, ТВГ(температура выходящих газов), давление масла норма: - Вот только не подведи меня, не сделай мне и-у-у-у в полёте! Бросил тормоза и начал разбег. Подрагивает на неровностях приборная доска, рыскает переднее колесо, подправляю его педалями, получается не очень ровно, но ругать меня сегодня некому. - Сзади то никого! Подошла скорость сто сорок, пора поднимать носовое. Ещё чуть подождал и на сто пятидесяти потянул РУС на себя. Лишние десять километров в час никогда не помешают. Самолёт охотно поднял нос, РУС от себя зафиксировал угол, бежим на двух колёсах. Ещё немного и земля плавно пошла вниз: - Я в воздухе один! Вот и сбылся мой чудный сон , так часто повторявшийся в детстве. Взмах руками-крыльями и земля уходит из под ног. Ещё мах и поплыли внизу дома, деревья. Прозрачные струи омывают лицо, душа замирает от восторга! Я лечу и не боюсь упасть, лишь бы не проснуться раньше времени и успеть насладиться свободным полётом. - А сегодня всё наяву! - Ура-а-а-а! Только вот предаваться романтизму времени нет!Суровая реальность требует действий. Надо убирать шасси , закрылки, выдерживать режим, вести радиообмен, осматриваться. Лететь одним словом. О первом самостоятельном полёте написать можно много, но я не буду. Потому что в памяти почти ничего не отложилось. Все эти шесть минут делал всё на автомате, как учили. На посадке выровнял, задержал ручку, потом подобрал и сел. - Притормаживай, переставляй закрылки! РП разрешил слетать ещё раз. Второй полёт прошёл так же. Опомнился я, только когда вылез из самолёта. На земле всё по прежнему, пахнет горелым керосином, снуют туда сюда борта, в минуты редкого затишья слышно, как над соседнем полем заливается жаворонок. Но отныне, всё не так. Сегодня я выдержал испытание небом, стал лётчиком. Пусть ещё неопытным и неумелым, но уже лётчиком! Сделаны первые шаги, всего лишь два полёта по шесть минут, но именно они лежат в начале лётной жизни каждого кто мечтает о небе! После вылета доложил инструктору, командиру звена и Фиськову, угостил согласно традиции сигаретами. Все сдержано поздравили, пожелали дальнейших успехов. Вечером написал письма матери и бабушке с дедушкой, пусть порадуются за меня. Следующий этап вылететь в зону на простой а потом и сложный пилотаж. На следующей смене слетал Бируля и оказалось наша группа вышла в передовики. Утром на построении командир полка полковник Крючкин вызвал из строя нашего инструктора и вручил ценный подарок! - Вот так надо работать! - Группа под руководством старшего лейтенанта Горячева закончила вывозную программу без дополнительных полётов, с хорошим качеством первая в училище! - Вот это да! Нас распёрло от гордости. - Выходит не зря драл горло наш учитель! Результат налицо. - А может так и надо, держать в тонусе нерадивых! Макс вечером в курилке изгалялся, цитируя одного киногероя: - Не ,ну а кто? - Один не может, другой не хочет, а третий просто боится! - Вот и приходится нашей группе за всех отдуваться! Представители жлобского второго звена пытались возражать, только аргументов особо и не нашлось! Бируля тоже распушил свой хвост, но его быстро поставили на место: - Юрец,так ты взлетел с выпущенными тормозными щитками!? - Это подвиг, без ордена тут не обойтись ! При этом каждый старался подёргать его за оттопыренное правое ухо: - Да пошли вы все! - Сам иди! Вообще по поведению и размышлениям нашего футболиста можно было писать книгу с красноречивым названием, «Случайные люди в авиации». Что его сподвигнуло к поступлению в Качу неизвестно. Хотя догадаться несложно. В авиации, Юрец любил прежде всего себя в красивой форме, лётный паёк с плиткой шоколада, большую получку и самое главное, кожаную куртку! - Что не любил? - Да всё остальное! - Учёбу, экзамены, самолёты, полёты! Но больше всего он ненавидел ранние, в четыре утра подъёмы на первые смены. В такие моменты, каждый раз мы слушали его проклятья в адрес того, кто придумал подниматься в столь ранний час. Гундосил он обычно до самого завтрака, и только принесённая официанткой отбивная временно затыкала ему рот и отвлекала от размышлений на тему, списаться и жить по человечески. Наблюдая его страдания, мы всячески подливали бензина в огонь: - Уйдешь , мы же пропадём без тебя! - А как же кожаная куртка? - Все получат, а ты нет! Это был весомый аргумент. Юрец умолкал, что-то там прикидывал хмуря белесые брови, теребил оттопыренное ухо и оставался с нами до следующего подъёма. Пошли вывозные полёты на сложный пилотаж, летать стало интересней. Инструктор знакомит с такими элементами полёта как парашютирование, сваливание и нисходящий штопор. Поведение самолёта на критических режимах очень необычно и поначалу вызывает у курсантов страх. Взять тот же штопор. Надо набрать четыре тысячи метров, для слабосильной "Элки", задача непростая. Затем угол кабрирования двадцать градусов , обороты двигателя малый газ. Самолёт теряет скорость,трясется, качается с крыла на крыло. И вот здесь левая или правая педаль до отказа и ручка полностью на себя! В итоге происходит заваливание в сторону утопленной педали с дальнейшим вращением вокруг всех трёх осей. Траектория движение сложная, напоминающая падение сухого листа с дерева. После выполнения одного витка, противоположная педаль и с прекращением вращения ручка от себя, немного за нейтральное положение. Заканчивается штопор пикированием с углом тридцать градусов и выводом в горизонт на скорости пятьсот пятьдесят километров в час. Все кто слетал на штопор ощущают себя уже бывалыми лётчиками, которым всё нипочём! Не обошлось и без курьёзов. В первой эскадрильи в группе лейтенанта Торопова оказался слишком любознательный курсант. Альберт Навасардян проштудировал инструкцию и понял на свой лад, а там черным по белому написано, при выполнении штопора усилия на педалях достигают двадцать-тридцать килограмм силы. Вооруженный теоретическими знаниями, отправился он со своим наставником покорять неуправляемые режимы. Надо заметить вся группа у лейтенанта от природы тщедушного , подобралась из крепких парней. Аляча, так вообще был самый крупный. Набрали положенную высоту, инструктор даёт педаль, ручку на себя и пошло. Сделали виток, Торопов даёт рули на вывод, а педаль стоит колом. - Заклинила?! Он попробовал ещё раз, приложив всю силу своего в общем-то хилого организма. Педаль слегка поддалась и снова стала обратно. И тут до него дошло! - Навасардян педаль?! Из передней кабины уверенный бас: - Держу, тарищ лейтенант! - Отпусти, идиот! - Убьёмся! Курсант понял свою ошибку отпустил, Торопов дал рули на вывод , самолёт зафигачил ещё один виток и с большим запаздыванием, потеряв более двух тысяч высоты, вышел. Не знаю какие эмоции пережил лейтенант, но этот случай прославил его на годы вперёд, превратившись со временем в популярный анекдот, гуляющий по многочисленным аэродромам ВВС. После первого самостоятельного надо закреплять успех. Теперь тренировочные полёты планируют каждую смену. Сначала контрольный вылет, потом сам. И вот где- то через десять пятнадцать самостоятельных у многих начинаются проблемы. - Почему это происходит? Причин как правило несколько. Самоуспокоенность, курсанты начинают верить в своё мастерство и перестают тщательно готовиться. Более сложные метеоусловия . Это для первого тебе подберут тепличные условия, боковой ветер не более 5м\с или вообще штиль. И ещё одна немаловажная причина, поиск своего стиля полётов с помощью экспериментов. Я не стал исключением. У меня пошли на посадке сплошные взмывания. А всё из-за того что увлекался выдерживанием направления, терял контроль за скоростью и в момент выравнивания смотрел прямо, а надо влево, так по технологии лучше видно положение самолёта относительно земли. Инструктор злился, я пытался понять что делаю не так. Проблема вскоре разрешилась. Мне довелось лететь с Подольским и он сразу выдал несколько ценных советов: - Что ты на глиссаде рыскаешь влево вправо? - Надо смотреть на всю полосу, а не только на её торец! - Тогда будет видно, правильно идешь или нет! - Скорость разгоняешь, двести двадцать очень много! - В чешской инструкции скорость предпосадочного планирования, вообще сто восемьдесят! - Это наши умники сделали двести, отсюда столько приключений на посадке . Я такое услышал впервые, переосмыслил и постепенно наладилось. Но это ещё ничего, Зона учудил хлеще всех. Он на посадке отмочил такого мощного "козла", что чудом не угробил самолёт. Хватало и других недоразумений. Валентин собрался лететь самостоятельно. Тщательно продумал весь полёт, вспомнил недавние ошибки, продумал способы их устранения. Уселся в самолёт, запрашивает: - Шестьдесят шесть запуск! В ответ тишина, подождал чуть, опять запросил. Тишина. Он повторил ещё пару раз и снова нет ответа. - Что за дела? И только тут его осенило, что он сделал не так. - На шее нет "ларингов" выполняющих роль микрофона, забыл! - Батюшки, что же теперь делать? - Ребята, сбегайте кто-нибудь в класс, скажите капитану Савицкому, пусть мне "ларинги" принесёт! Стоящие рядом добрые друзья валятся от хохота. - Ну Дурында, ты даёшь! Через минуту мчится Савицкий: - Валентин , едрит твою через коромысло! - Ты когда спать на ходу прекратишь!? Валентин весь раздосадованный улетел, но это был не конец истории. По возвращению зарулил на ЦЗ выключил двигатель, техник прицепил к переднему колесу водило и с группой помощников пытаются закатить самолёт на место. Раз два, а он ни в какую, пробуют и так и эдак, позвали еще пару человек. Опять никак. - Уж не заклинили у него тормоза? Наконец кто-то встал на стремянки и заглянул в кабину. А там сидит наш герой с задумчивым видом, в правой руке зажата скоба тормоза! - Придурок, брось тормоза! Наконец фыркнул сжатый воздух. - Дошло ! Самолёт закатили, а в народ ушла гулять очередная байка. Авиация она такая штука, прославиться можно в любую секунду. Вскоре я получил допуск в зону на простой пилотаж, остаётся только «сложняк» и перевод на второй курс обеспечен. Летал с комэской, за весь полёт он мне и пары слов не сказал. Полетел сам, отправили в первую зону. Лечу, справа подо мной не спеша проплывает Лог, сделал крен нашел дом прекрасной Лины, крошечная коробочка с высоты более двух тысяч метров. Помахал крыльями , вдруг увидит. Ориентироваться в первой очень легко, почти всю её площадь занимают Донско-Арчединские жёлтые пески, настоящая пустыня. Открутил задание, оно совсем не сложное, вернулся обратно. Во второй половине смены я наблюдающий на КДП. Опять скучное сидение на солнцепёке, но как оказалось, не в этот раз. Зона снова отмочил. Дело в том что он сегодня тоже летит самостоятельно в зону. Сначала всё шло по плану, и вдруг доклад: - Полста семь, у меня кажется АРК (автоматический радиокомпас) отказало! РП среагировал мгновенно! Двухзначный позывной, да и ещё отказ! - Всем экипажам работать на приём! - Повторите доклад, кому что кажется! - Полста семь, отказ АРК! Если честно, случай пустяковый, но первокурсник может запаниковать, испугаться, впасть в ступор, потерять ориентировку и тогда в небе появится неуправляемый реактивный снаряд , летающий с произвольными курсами , пересекающий все эшелоны, представляющий угрозу для всех воздушных судов. Поэтому РП и вся остальная ГРП напряглась, принялись заводить курсанта на посадку. - Полста семь , ваша высота? - Тысяча восемьсот! - Вам на этой высоте разворот, выход на аэродром с курсом двести двадцать. - Полста семь курс двести двадцать на тысячу восемьсот! - Полста семь удаление десять , точку наблюдаете? - Наблюдаю! - Полста семь, на четвёртом доложите! Я всматриваюсь в район четвёртого разворота, самолёта нет! - Где же он? Взгляд в противоположную сторону: - Да вот же он голубчик! Зона героически заходит с обратным стартом! Стучу по стеклу, РП подполковник Симсон Борис Иоганыч, поворачивает голову в мою сторону. Показываю указкой на нарушителя. - Полста семь, вправо двадцать, выход к третьему. - Посадочный сегодня двести четырнадцать! - Ой, понял двести четырнадцать! С горем пополам Зону усадили. И тут пошло поехало! Олег показал себя во всей красе. Не успел открыться фонарь, произошёл наезд на техника самолёта. Курсант он на вид хилый, но характер дерзкий , на слова не сдержан. - Какого мне, подсунули неисправный борт! - По вашей вине пришлось задание прекратить! Прапорщик опешил: - Что случилось, сейчас разберёмся! Подошёл начальник ТЭЧ звена, молодой лейтенант. Досталось и ему! Зона разошёлся не на шутку. Хорошо что в кабину залез радист, а то было бы море крови. Он что-то пощёлкал выключателями и вынес вердикт: - АРК работает, просто он не настроен! - Как не настроен? Побледнел курсант! И тут процесс пошёл в обратную сторону: - Вы проверяли настройку перед вылетом? - Это входит в ваши обязанности! Дерзкого первокурсника измочалили все кто могли и техсостав и летный, плюс заставили сдавать зачёты инженеру, штурману эсадрильи, замкомэске! Вечером в курилке его кто-то спросил: - Ну ты что ? - Пацаны, да я вообще не думал! - Лечу, всё нормально и вдруг смотрю у меня «золотая стрелка» гуляет сама по себе! - Попробовал отвороты влево, вправо, она вообще не реагирует! - И тут мне стало понятно, что значит лозунг «В жизни всегда есть место подвигу»! - Представил газета, первая полоса и там я на белом коне! - Потом награждение орденом, всеобщий почёт, пионеры салютуют герою и берут с него пример! - Взял с дура ума и доложил об отказе ! - Ну а дальше вы знаете! Под всеобщих хохот, повествовал наш друг. Белого коня ему ещё долго вспоминали, а для остальных это стало уроком. - Не торопись лезть в эфир, есть вариант вляпаться в историю! Лето в разгаре, изнуряющая жара. - Эх, сейчас бы искупаться! Нырнуть с берега вытянув руки вперёд, проплыть под водой на сколько хватит воздуха, одним махом смыть раздражение и усталость . Выйти обратно добрым молодцем , гой еси и на горячий песок. Только вот приличных водоёмов в окрестностях аэродрома нет. В пятнадцати километрах Дон, пешком далеко а ехать не на чем. Вот и смотрим мы с небес завистливо на реку, что несёт неторопливые воды среди живописных берегов густо заросших кустарником и деревьями. Чудные, песчаные пляжи, полны отдыхающих. - Размечтался! - Нам не положено! И всё таки разок счастье улыбнулась и нам. Приехал в распоряжение некий хитрый дядечка, из тех что кличут крепкими хозяйственниками. Пошептался с начальниками, через полчаса строят нашу эскадрилью : - Вы убываете для оказания шефской помощи! - Работать на совесть! Погрузились в Урал, отправились помогать. С одной стороны, хоть какое-то разнообразие, с другой пахать за будь здоров, занятие не очень приятное. Ехать оказалось недалеко. На железнодорожной станции предстояло очистить склад от всякого хлама. Поначалу все дружно принялись за работу. А потом сообразили, с чего это вдруг мы должны работать бесплатно. Начали наезжать на хитрого мужика. Тот давай изворачиваться : - Мне ваш начальник строго настрого запретил вам деньги платить! - Ни в коем случае, они сразу напьются! - Так и сказал, ей богу! - Вот это да! - Какое нелестное мнение о нас у начальства! Хотя вряд ли такое могло быть. Скорее этот неприятный тип безбожно врал, с целью прикарманить денежки себе. - Хорошо! - Не хочешь платить, вези нас на Дон искупаться! - Нет, вы что! - Это такая ответственность! В итоге нам это надоело и мы дружно забили на работу. Дядька бегал, суетился да только без толку. В конце концов подсунул нам какую-то ведомость расписаться. Работа была выполнена на три четверти, так что умелый хозяйственник погрел руки будь здоров. Видимо прапорщику, возглавлявшему нашу команду, тоже что-то перепало и он решил нас задобрить, повёз купаться. Дорога оказалась недлинной. Оказавшись на берегу наша команда быстро покинула кузов, скинула форму и в реку. Дон в этом месте не широкий, течение плавное. Я сразу на тот берег, потом обратно. Вода словно парное молоко. - Красота, да и только! Только вот не обошлось без происшествий. Всегда найдутся личности которые выступят в качестве ложки дёгтя в бочке с мёдом. Игорь Власенко умудрился порезать оба колена об острую ракушку. Рана оказалась серьёзной. По возвращению сразу в санчасть. Доктор Хорошухин рану обработал плохо, пошло осложнение, поднялась температура. Курсанта отправили в Лог, благо там имелся опытный хирург Богданов. Целый месяц шло лечение и ещё неделю реабилитация. В итоге он вылетел одним из последних в эскадрильи. Слава богу не остался на второй год. В нашем заведении это на раз два.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.