Катастрофа

Месяц начался с неприятных событий. В четверг первого сентября лётному составу довели. В небе над Сахалином нашим истребителем ПВО был сбит, южнокорейский пассажирский Боинг 747 . До сих пор неизвестно, что это было, трагическая случайность или  хитроумная провокация. Именно после этого инцидента, президент США Рейган назвал нашу страну «империей зла». Меж собой мы живо обсуждаем эту трагедию. Ни у кого  нет и тени сомнения , что наши могли ошибиться. Самолёт, тем более пассажирский, не может  отклониться от линии заданного пути  на целых пятьсот километров. - Он что летает без всякого контроля?                - Такого просто не может быть!                Требовалось понимание ситуации, ведь пройдёт несколько лет и в кабинах истребителей охраняющих границы, будем сидеть мы.                На выходные назначен ответственным старший лейтенант Жидков из второго звена. Личность неоднозначная. Говорят, он целых полгода на службу не ходил, занимался спекуляцией коврами из Средней Азии. Потом ему предложили или возвращайся, или попадаешь под статью о дезертирстве . Курсанты его летной группы чемпионы по хвастовству, только и слышишь от них:                - Нам с шефом повезло!                - Летает он лучше всех!                - Да он вчера такое показал!                Тогда мы не понимали о чём идёт речь. Вскоре откроется страшная тайна. Как только машина ушла в баню ,  умчался на свидание. Спустя несколько часов вернулся, всё тихо. И  вдруг перед ужином заходит в казарму Жидков и сразу ко мне:                - Ну-ка пойдём поговорим!                - Ты где был, почему в баню не поехал?                - Да  решил форму постирать.                - Я знаю ты был в самоволке!                Это было произнесено таким уверенным тоном, что стало ясно, кто-то посвятил его в суть дела. Я ничего не ответил. - Ну что делать будем?                - Товарищ старший лейтенант, не говорите ничего Горячеву!                - И так с ним отношения не очень!                - Как это не говорить?                - Готов отработать!                - Мы завтра на бахчу поедем , я вам арбузов привезу, сколько хотите!                Жидков довольный усмехнулся: - Ну хорошо, давай!                Всё воскресенье наша эскадрилья пахала в поле. Набили битком целую фуру. Перед отъездом я загрузил  в наш древний Зил 157 больше десятка отборных  арбузов. По возвращению всё перетаскал  в комнату старлея, чуть руки не отвалились, и довольный отправился в казарму. Зря старался, всё это оказалось мартышкиным трудом. В понедельник только прибыли лётчики, Горячев сразу ко мне:                - Я так понял ты не угомонился?                - Ты отстранен от полётов, завтра наблюдающим на КДП!                - Понял!                - Надо же , какое вероломство!                - Арбузами не побрезговал, а обещание побоку! - Было очень обидно!                - Ну что же, как- нибудь переживём!                Во вторник шестого сентября мы летали вторую смену. Сижу на КДП, должность привычная. Хорошо что уже не так жарко, всё-таки осень на дворе. Мысли разные в голове:                - Программу я почти отлетал, осталось несколько самостоятельных полётов.       - Предпосылок к летным происшествиям нет!                - Не должны отчислить и так восемь человек списали!                Полёты идут как обычно, пару бортов на кругу остальные в зонах. И вдруг:                - Восемь сорок девять? Запрашивает Симсон. В ответ тишина.                - Восемь сорок девять, ответьте старту! Молчит. В эфире повисло напряжение.          Ещё  запрос , результат тот же. В воздухе в этот момент находится комэска. Симсон ему:                - Восемь одиннадцать пройдите в пятую зону посмотрите, у нас метка исчезла с экрана, на запросы не отвечает.                РП принимается экстренно прекращать задания другим экипажам , возвращать на аэродром. Запросил еще раз:                - Восемь сорок девять? Молчок, ни слова в ответ. Гринвич уже в пятой  .                - Восемь одиннадцать наблюдаю источник дыма, предположительно место падения самолёта.                - Восемь одиннадцать пройдите пониже, посмотрите нет ли парашютов?          - Наблюдаю один купол на земле!                И тут на первом канале:                - Вискоза старт, ответьте! Далее пятизначный  позывной. - Кто запрашивал Вискозу?                Снова длинный позывной, говорит командир  патрульного вертолёта ГАИ:                - У вас тут борт на дорогу упал, возле Казачьего куреня!                - Экипаж жив?                - Все погибли!                Симсон в сердцах бросает трубку на стол. Ох, не зря говорят что с кресла руководителя полётов отчётливо виден заснеженный  Магадан. Через мгновение  приходит в себя:                - Иди сюда! Машет мне рукой . - Бегом на старт, сообщи у нас ЧП!                - Понял, товарищ подполковник!                - Кто?                - Жидков и Пятников!                Быстро спустился вниз и бегом на центральную заправочную.                Вот так волею случая пришлось мне выступить в роли гонца принёсшего дурную весть. Перво наперво нашел майора Хворостьяненко ,командира звена погибшего экипажа:                - Товарищ майор, Жидков с Пятниковым разбились!                Хворост уже в курсе,  случилось что-то серьёзное, только не знает с кем. Услышав мои слова, побледнел. Он за всё теперь главный ответчик ! Упавшим голосом произнёс:                - Понял!                Наземно-поисково- спасательная команда уже убыла к месту происшествия. Подняли по тревоге курсантов первой эскадрильи , посадили в машину отправили следом. Потом кто-то из начальников сообразил,  первокурсников не стоит использовать в оцеплении. Насмотрятся, наберутся негативных эмоций, как с ними потом летать. Вернули обратно, послали только солдат и техников.  Нас отправили в классы, начали проверять, перепроверять лётную документацию. Прилетел начальник училища и зам командующего авиацией округа генерал Малеев, потом и вовсе грянула комиссия из Москвы. Огромный АН-12 еле угнездился на рулёжке, места на стоянке ему не нашлось. По лагерю не пройти, сплошь генералы и полковники. Инструктора ходят с озабоченными лицами , готовые к любым каверзным вопросам. Слава богу, до нас никому дела нет,  сидим в казарме  и заняты вынужденным бездельем. Настроение у всех скверное. Никто не предполагал, что так могло случиться. Утром  был весёлый парень Серёга , один из нас. Вот его койка, заправленная синим армейским одеялом , на табуретке лежит планшет, а хозяина нет и никогда уже больше не будет! Второе звено шепчется по углам:                - На его месте мог быть я?                Наш шеф забегал пару раз, инструктировал насчет предполагаемых вопросов от членов комиссии. Про мой залёт даже не вспоминает. В сравнении с  таким событием , отлучки это просто детская шалость. Через несколько дней расследование закончилось. Нас собрали в летнем кинотеатре, повесили схему и московский полковник начал доклад. Забегу вперёд. Причиной смерти трёх человек , а погиб ещё пчеловод ехавший по московской трассе на автомобиле Москвич, явилось банальное воздушное хулиганство, в следствии личной недисциплинированности старшего лейтенанта Жидкова. Итак! После выполнения задания, они снизились до предельно малой высоты и принялись пикировать на выездную радиостанцию, которой командовал помощник руководителя полётов в зоне, старший лейтенант Прозор, большой приятель нашего Горячева. Машина находилась в двухстах метрах севернее трассы на берегу реки Иловля. Траектория движения параллельна шоссе. Пикирование, вывод, левый боевой разворот и повтор. Прошли один раз, другой, с каждым разом ниже и ниже и вдруг при выводе из последнего пикирования самолёт цепляет верхушки деревьев растущих вдоль реки. Ветки попадают в двигатель, он тут же останавливается. За счет скорости , набирают четыреста метров, можно катапультироваться высота позволяет, или сесть на вынужденную , впереди ровные поля. Но экипаж зачем-то выполняет левый разворот уже со снижением, а там местность не позволяющая выполнить посадку. Попыток запустить двигатель не было. В итоге они развернулись на двести семьдесят градусов и вышли на прямую перпендикулярно трассе, пролетели рядом с рестораном «Казачий курень», высоты уже почти нет. Что они хотели сделать непонятно:                - Сесть на трассу, но там всегда полно машин, неизбежно множество жертв!   - За дорогой молодой сосняк, песчаные барханы, линия электропередач, сто процентов убьёшься!                Налицо полная растерянность перед внезапно наступившими обстоятельствами. Метров с тридцати Пятников катапультируется, высоты уже было не достаточно, парашют не открылся, лишь на половину вышел из чехла .  Серёга погибает от столкновения с землёй. Жидков остался в кабине. Самолёт с  креном врезается в насыпь дороги , разворачивается вправо и бьёт встречную машину. В Москвиче  несчастный пчеловод из Новоанненского района. Повезло ему, оказаться в ненужном месте в неурочный час! От  столкновения самолёт и машина загораются, в баках больше полутоны керосина. Взметнулось пламя, повалил густой черный дым, от неимоверного  жара,  загорелся асфальт , потёк серебряными струйками расплавленный алюминий. Тушить бесполезно, да и нечем. Вот так сгинули в один миг лётчик и пчеловод.                Три смерти, из-за глупого желания покрасоваться. Но это не все  пострадавшие. В момент катастрофы, от крыла оторвался то ли закрылок, то ли элерон догнал попутную легковушку и хорошо приложился . Водитель   не стал  останавливаться, с перепугу ударил по газам и был таков. Гаишники пытались потом найти зелёные Жигули со смятым багажником, но тщетно.     Полковник елозит по схеме указкой, сыпет цифрами, показывает ключевые точки. Мы завороженно слушаем, и у каждого мысль:                - Господи, какая нелепая гибель!                - Ведь можно было катапультироваться, высота позволяла!                - Или перетянуть хутор Тары, там ровные поля,  можно сесть на вынужденную! - А здесь дорога, интенсивное движение!                - Хорошо автобус не попался, сколько было бы жертв!                После разбора происшествия, выступил замполит училища Яков Михайлович Круглов: - Да сынки, тяжёлый случай! - Но летать надо, стране требуются лётчики! Командование было всерьёз озабочено проблемой, что посыпятся рапорта на увольнение. Нам  не дали попрощаться с Серёгой, тело увезли на его родину в Андижан,  сопровождающий лейтенант Киреев. Ни один из нас не смалодушничал, все остались в строю. Вскоре полёты продолжились. По результатам расследования выявили виновных и наказали. Командир эскадрильи подполковник Гринвич снят с должности и лётной работы, командир звена майор Хворостьяненко понижен в звании и снят с должности, старший лейтенант Валера снят с лётной работы и отправлен в другой полк. Что досталось более высоким начальникам неизвестно, но их по голове тоже не погладили.  Перед убытием комиссии, мы загрузили в бездонное брюхо транспортника две машины отборных арбузов,пусть помаются как мы! Разбегались они долго, создав   четырьмя винтами, гигантское коричневое облако. Подняли в воздух всю пыль покрывающую  аэродром  Она встала непроницаемой стеной, как будто  грозный  самум дотянулся до нас из горячих Аравийских песков. Размышляя над этим происшествием, сопоставив предшествующие события , явилось мне откровение! Такая тонкая, тонкая едва различимая материя:                - Ничего не происходит в этом мире просто так!                - Любая случайность, это результат чьих-то усилий!                Вскоре запланировали первую после происшествия смену. Это была пятница. Слетал разведчик. На предполётных указаниях исполняющий обязанности командира эскадрильи майор Фиськов  спросил у курсантов:                - Есть ли сегодня желающие отказаться от полётов?                Таковых не нашлось. Начались полёты, взлетели несколько бортов. И вдруг доклад: - По югу района скопление кучево-грозовой облачности, смещение в сторону точки! - Где они там её нашли? - Небо ясное, опасных явлений погоды нет! Всех срочно посадили. Снова выступил Фиськов:                - Полётов сегодня больше не будет!                - Требовалось обозначить , Лог снова  работает!                - Лётный состав едет домой, курсантам отдыхать! - Ого, первый раз услышал от командования, что нам положен отдых.                И нас на целых три дня оставили в покое. На следующий день ездили в Иловлю, между делом отлучились в магазин. Купили вина и вечером помянули Серёгу. Никто ничего не говорил,  выпили молча. И каждый про себя подумал: - Дай бог, что бы не было больше в наших рядах таких потерь!                Жизнь показала , Серёга просто открыл счёт.


Рецензии