Я участвую в хору

     Иногда я думаю о том, почему в России в повседневной жизни уже много лет не поют. При этом вспоминаю детство, когда в нашей стране все пели – в семье, в коллективных поездках на сельхозработы, в застольях. Девушки пели на улице, что считалось нормой. К моей старшей сестре приходили подружки и часто пели. Пели одноклассницы на переменах, сев кружком, и даже на несколько голосов. Тогда везде были хоры – в школах, в вузах, на заводах, в сельских клубах… А потом всё стало исчезать. И вот лет десять назад, будучи в командировке в одном из районных  городов, я прочитал непривычное объявление о конкурсе хоров.

        Я сразу вспомнил то милое время, когда нас школьников учителя после уроков дважды в неделю загоняли на хор. И хотя добрая половина из нас ходила туда по принципу «Я участвую в хору, все орут и я ору», но на весенних районных, а иногда и областных смотрах наш хор гремел и все мы в те мгновенья очень любили свою Родину, потому что песни были патриотические. Родители давали нам маленькие денежки, чтобы мы могли после выступления купить в буфете лимонад и коржики, которые были очень вкусными. Потом пошли ВИА, дискотеки, на которых мальчики и девочки оглушали себя грохочущей музыкой, чтобы не слышать окружающий мир, а чтобы не видеть его, стали принимать алкоголь, наркотики. И даже танцевать стали поодиночке, а не парами. А уж когда пришёл интернет, то и вовсе обособились, каждый в своей конуре. А тут ещё и страна распалась, место культуры занял шоу-бизнес. Петь люди перестали. Дома, на дачах, на корпоративах - гремящая музыка с голосами «Фабрики звёзд». Однажды слышал по радио, что приезжает Кубанский казачий хор. Но то профессионалы и одни. А здесь объявление - целый конкурс хоров, да ещё самодеятельных. Весточка из далёкого мира. Я считал, что хоры вымерли, это было так давно. Мне захотелось послушать, тем более, что входная плата была символической – по цене одной поездки в городском транспорте.

       Открылся занавес. На сцене стояло около пятидесяти старушек и несколько старичков. Раньше я видел только школьные хоры да профессиональные, где не было седых людей. Когда же запели, я был обескуражен ещё больше. Высокие женские голоса были без окраски, без обертонов, словно нижние струны гитары без оплётки. Голоса имели  одинаково металлическое серебристое звучание. При этом они дребезжали. Дребезжание отвлекало. Оно мешало, словно гудение мух в квартире. Хоры сменяли один другой. Всё пожилые люди.  Я был удивлён. – Как же постарел хор. Ни одного молодого человека…
       Уходил с мыслью - неужели самодеятельные хоры исчезнут вместе со старушками.
       В нашей поселковой школе пение было до девятого класса включительно. Вёл его баянист, который во время урока отбирал солистов для хора. Участие в хоре сближало, рождало чувство коллективизма, развивало музыкальный слух, позволяло каждому ощутить свои голосовые возможности, да и просто излить душу в пении, кроме того, выявляло красивые голоса для дальнейшего музыкального образования. Многие эстрадные певцы начинали творческий путь с хора. Школьные хоры были начальным этапом приобщения населения к музыкальной культуре. В современном Китае идут ещё дальше. Там в школьную программу включено обучение оперному искусству.. Но как сделать, чтобы люди у нас снова запели …
      И вот недавно встретил знакомую. Она сказала, что спешит в Культурный Центр на хор. Я сразу вспомнил тот конкурс и старушек, как я думал, последних из могикан. Но хор почему-то ещё существует. Я решил его послушать. И не пожалел.
Руководит хором Анатолий Павлович Мохонько, заслуженный работник культуры. Возможно уже поэтому всё здесь по-другому, хотя участники немногим моложе тех конкурсантов. Там пели на два голоса – обычное дело для любительских хоров, собирающихся от случая к случаю. Здесь же, на  удивление, поют на четыре-, пять - и даже шесть голосов. Что не просто даже профессионалам.      

        В юности у нас была забава. Иногда на спор мы, несколько человек, пели громко все сразу, причём каждый свою песню, кто кого перепоёт. Исполнять в таких условиях  мелодию и слова, когда тебе в ухо кто-то кричит совсем другое, оказывалось очень сложно, хотя мы были юными, со свежими способностями.  А здесь большинству хористам за шестьдесят, возраст, когда музыкальные слух и память притупляются. Не трудно представить, какой большой труд, сколько регулярных репетиций, какая дисциплина должны быть у людей, поющих многоголосием, да ещё, как они нередко делают – а капелльно.
       Там, на конкурсе, исполнялись песни народные и патриотические, как всегда. Здесь же, кроме песен, звучат отрывки из мюзиклов, опер, оперетт, бравурные мелодии и даже на английском языке… Всё это ново, непривычно для хора.

      Главным качеством певца всегда являлось наличие красивого певческого голоса - желательно сильного, музыкального слуха, а также индивидуальности в исполнении.  Но с приходом шоу-бизнеса всё перевернулось. Певцов научились делать с помощью звукового «грима» при слабеньких данных. Талантливых же исполнителей редко показывают не только частные, но и государственные телеканалы. В результате, последние двадцать лет мы не слышим с экранов русских народных песен, романсов; нет, как прежде, трансляции опер,  оперетт…

        Но причина упадка музыкальной культуры в России не только в материальной заинтересованности хозяев телеканалов, радиостанций и шоу-бизнеса. Общая неразбериха в стране в последние годы также всего не объясняла. Причина глубже. Шоу-бизнес появился не просто так. Он занял возникшую пустоту - место чего-то чистого, что ушло. …Душа у людей потеряла что-то святое, закрылась, окаменела, перестала петь.   
          
       Как же хору удаётся выживать. Доходов не приносит - слово «хор» зрителей не собирает. Он явно не в строку. Аренду залов руководителю Хора Советской Песни (так называется хор А.П. Мохонько) иногда приходится оплачивать из своего кармана, как и концертную одежду хористов. И это несмотря на то, что Хор Советской Песни является лауреатом областных фестивалей, призером  Всероссийского конкурса «Поющая Россия», лауреатом международных фестивалей «Хоровое вече Сибири» и «Прииртышские напевы».

       Отчетные концерты хора проводятся раз в год, а между ними только иногда по несколько песен на общественных мероприятиях - тематических либо к празднику. Но два-три произведения, не всегда самые лучшие из репертуара, мало привлекают слушателей. И лишь побывав на репетициях, я увидел всю красоту пения хора, наслаждался, наблюдая, как шлифуется каждая фраза, ткётся ажурное полотно песен и был огорчён, что кроме меня этого никто не слышит. Я предложил руководителю хоть иногда приглашать на репетиции зрителей – устраивать типа мастер-класса, чтобы люди узнали о таком удивительном хоре.
       На конкурсах отмечали профессионализм Хора Советской Песни. Но даётся такое не просто. «Взрослые» хоры страдают нестабильной посещаемостью. У кого-то рабочая смена, кто-то с внуками, кто приболел (возраст-то не спортивный), у кого сад, кого-то муж не пускает. Подобные проблемы и в Хоре Советской Песни. Из тридцати с лишним певцов на репетициях бывают лишь двадцать с небольшим и те меняются. Приходится делать повторы. Поэтому репетиции длятся четыре часа. Перерабатываются старые, разучиваются новые мелодии; постигается звуковое наполнение фраз, нюансы чувств при пении, ритмика… -  то, что создаёт красоту исполнения. Анатолий Павлович словно между прочим передаёт профессиональные знания. Благодаря его необыкновенным  творческим и организаторским способностям репетиции пролетают как одно мгновение.

       Участником Хора Советской Песни может стать каждый от восемнадцати до восьмидесяти лет. Но многие, узнав репертуар, уходят, говорят, что пришли отдохнуть, попеть традиционные застольные песни, а здесь надо трудиться… А уж кто остался, радуются, что не ушли.               
       В репертуаре коллектива около ста пятидесяти произведений разных стилей, жанров и эпох. Запомнить не просто, а на концертах от волнения нетрудно и забыть. Во избежание конфуза, решили каждому дать на выступление красную папку с текстами. Конкурсная комиссия, слушая отличное пение и видя папки, решила, что все с музыкальным образованием, поют по нотам. Поющим такое польстило – всего несколько человек знают нотную грамоту.   

       И вот совсем недавно состоялся отдельный концерт Хора Советской Песни в помещении областной филармонии. Участники хора сами распространили билеты.. Зал был полон. Хор выступил в полной красе. «Русский вальс» Пахмутовой, хоровые произведения Свиридова, песня Гладкова из кинофильма «Обыкновенное чудо», старинный романс «Я помню вальса звук прелестный» Николая Листова, «Тебе поем» Ипполитова-Иванова из литургии Иоанна Златоуста, русские и украинские народные песни, современные грустные и шуточные – далеко неполный перечень исполненных мелодий. Солисты с красивыми сильными голосами. Поймал себя на мысли, что на концертах художественной самодеятельности всегда чего-то недостаёт – у кого-то голос тихий, у кого-то резкий, у кого-то хриплый, кто-то не берёт ноту… - одним словом самодеятельность, пришли и спели кто как смог. В выступлениях Хора Советской Песни не оказалось никакой недостачи. Чёткое многоголосие, наполнение каждого звука, отличное звучание как женских, так  и мужских голосов, взяты все ноты. Но главное – чувства.               
        Когда закончился концерт, зрители не спешили подниматься с мест.  Такое бывает не часто, всегда бегут в гардероб. А здесь - полное умиротворение. Песенная гармония расслабила, раскрепостила души, вернула во времена истинных ценностей.
        Возможно, за таким хором будущее. Строгость классического пения и многообразие жанров. Мы знаем выражение «душа поёт» - это когда человеку хорошо. И именно этот сохранившийся непрофессиональный хор представляется своеобразным коридором из поющей в прошлом России в будущую поющую Россию, когда душа народа снова запоёт.
        Когда шёл на концерт, недалеко от филармонии встретил трёх девочек лет десяти. Подружки, сцепившись за руки, пели. Такое услышал впервые за несколько десятилетий, когда и пьяные на улице не поют. Посчитал это хорошим знаком.

        …С того концерта прошло десять лет. Хор  покидают старшие, приходят моложе -  тоже пенсионеры. Участвуют в конкурсах, побеждают. Но встречи со  зрителями по-прежнему редки,  И дело не в хоре.  Он всегда готов радовать слушателей мастерством.  Хористы на репетициях отводят душу напевами, в которых  истинная любовь, чувство Родины.  Но это закрытый, пенсионный мир.

         А как же молодое поколение. В школе хоров давно нет, как нет и урока пения. Введён предмет «музыка». И длинная простыня- рекомендация – о чём там говорить. Рассуждения – о видах музыки,  её связи с живописью, литературой, танцевальным искусством, основы нотной грамоты, сольфеджио, теория музыки…  И если на уроках пения ученики могли душой отдохнуть от умственных нагрузок школьного дня, расслабиться, сблизиться в общей песне, которую знает и любит вся страна, - теперь приходится трудиться - слушать теорию о музыке. Это как голодным, пришедшим в столовую, покажут всего лишь ролики о вкусной пище.
            Да теперь и песен нет, которые бы объединяли. - патриотических, о высокой любви, о Родине…   
            Президент заявил, что в нашей стране государственной идеологии нет, её заменит патриотизм. Но  как его создать. Патриотизм воспитывается со школы – через песни, уроки литературы, истории. И президент же сказал, что история у нас в школе преподаётся по 60 учебникам – и они противоречат друг другу. А что касается школьной литературы -  там тоже разнобой. И не удивлюсь, если в учебниках начнут печатать  житие олигархов.
            А хор… Пришла пора объявить конкурс среди композиторов на подростковые и молодёжные песни – маршевые, гимны, в том числе школьные, где есть любовь, Родина, патриотизм.


Рецензии
Рассказ Александра Золотухина «Я участвую в хору» — это ностальгическое и одновременно тревожное размышление о судьбе коллективного пения в России, ставшем метафорой утраты духовной общности. Через личный опыт, исторические отсылки и социальные наблюдения автор поднимает важные вопросы: как меняется культурная идентичность, чем опасна подмена живого творчества коммерцией и почему душа народа перестаёт «петь»?

Сюжет и структура
Повествование строится как мозаика воспоминаний, размышлений и зарисовок. Герой, вспоминая советское прошлое с его школьными хорами и всеобщим увлечением пением, противопоставляет его современности, где царят шоу-бизнес, цифровая изоляция и «гремящая музыка с голосами "Фабрики звёзд"». Контраст подчёркивается через два ключевых события: разочарование на конкурсе самодеятельных хоров, где поют лишь пожилые люди, и открытие хора Анатолия Мохонько — островка профессионализма и преданности искусству вопреки всему. Финал оставляет горькое послевкусие: даже спустя десятилетия хор остаётся «пенсионным миром», а молодёжь по-прежнему отчуждена от традиций.

Основные темы

Ностальгия по утраченной коллективности. Золотухин идеализирует эпоху, когда пение объединяло людей — в школах, на заводах, в семьях. Хор для него — символ единства, дисциплины и «излияния души», уступивший место индивидуализму и поверхностным развлечениям.

Критика коммерциализации культуры. Автор резко осуждает шоу-бизнес, где «звуковой грим» заменяет талант, а телевидение игнорирует народное творчество. Пустота, оставленная исчезнувшими хорами, заполнена сиюминутными зрелищами, что ведёт к духовному обеднению.

Надежда на возрождение. Хор Мохонько — пример сопротивления системе. Его многоголосие, сложный репертуар и преданность участников доказывают: традиции живы, пока есть энтузиасты. Даже редкие зрители, заворожённые концертами, и девочки, поющие на улице, — намёк на возможное возвращение «поющей России».

Стиль и язык
Золотухин пишет просто, но выразительно, сочетая публицистический пафос с лирическими отступлениями. Яркие метафоры («голоса, как гитарные струны без оплётки», «душа потеряла святое, окаменела») усиливают эмоциональность. Однако местами текст грешит излишней категоричностью: обвинения в адрес современности порой звучат как консервативный упрёк молодежи, а анализ причин упадка хоров (от интернета до школьных реформ) поверхностен. Автор избегает полутонов, что сужает глубину проблемы: например, не учитывает, что формы коллективного творчества трансформируются (караоке, флешмобы, онлайн-проекты), а не исчезают.

Сильные стороны
— Актуальность. Тема кризиса культурной памяти, разрыва поколений и поиска национальной идеи через искусство крайне важна для современной России.
— Образность. Золотухин мастерски создаёт атмосферу: дребезжащие голоса старушек, азарт школьных репетиций, торжественность концерта в филармонии оживают в воображении.
— Искренность. Рассказ написан с болью и любовью. Читатель верит автору, потому что за текстом стоит личный опыт и неравнодушие.

Слабые стороны
— Идеализация прошлого. Советские хоры показаны исключительно как «золотой век», без упоминания о формализме, идеологической цензуре или принудительности участия.
— Однобокость взгляда. Молодёжь представлена пассивной жертвой гаджетов и шоу-бизнеса, хотя в реальности существуют молодые ансамбли, хоровые студии, фольклорные проекты.
— Утопизм предложений. Призыв к созданию патриотических песен для подростков звучит наивно на фоне сложных социокультурных процессов.

Заключение
Рассказ Александра Золотухина — это искренний крик души, попытка вернуть читателя к истокам коллективного творчества. Несмотря на излишний романтизм и ностальгический maximalism, он заставляет задуматься: что мы теряем, отказываясь от пения? Может ли хор, этот «коридор из прошлого в будущее», стать мостом между поколениями? Автор не даёт ответов, но его тревога заразительна. После прочтения хочется не только вспомнить старые песни, но и спросить себя: когда в последний раз душа пела — и почему она замолчала?

Оценка: 4/5
Рассказ стоит прочесть как напоминание о силе искусства объединять людей. Он не лишён недостатков, но его эмоциональная глубина и поднятые вопросы перевешивают слабости.

Капаев Владимир   07.04.2025 21:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.