Бийский флот - от парома до теплохода
Речпорт и его славные дела
Современный Бийский речной порт расположен на правом берегу реки в 20 км выше устья Бии. К нему подходит автомобильная и железная дороги. Виды деятельности предприятия – это перевозки грузов речным транспортом, погрузка и разгрузка судов, их обслуживание и ремонт, добыча песка и гравия из водоемов, обеспечение работы наплавного моста через реку Бия, а еще - организация прогулок по реке на теплоходе. В составе бийского флота – несколько буксиров, подъемный плавучий кран, баржи и пассажирские теплоходы. Бийский речпорт – официальный партнер ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство». Бийская пристань была организована в 1959 году, речной порт – в 1973, а с 2003 года он называется так: ООО «Бийский речной порт». Но история создания речного флота Бии и отдельных раритетных плавучих средств отправляет нас в 19 век. Вот лишь несколько штрихов по этой теме.
Лодка для гостя династии Романовых.
В Бийске на территории сквера Фомченко в середине 19 века располагалась главная базарная площадь нашего города. Здесь был открыт первый исторический музей Бийска. В 1868 году наш город посетил во время путешествия Великий князь Владимир Александрович Романов, сын императора Александра II. Его торжественно встречала городская знать, купечество. Владимир Александрович в Бийске был недолго, проездом, его главной целью было посещение Телецкого озера. По архивным источникам, чтобы именитого гостя со свитой переплавить на другую сторону Бии, была изготовлена довольно изящная специальная лодка.
После этого визита лодку тогда решили оставить как память о пребывании в Бийске Великого князя Владимира Александровича. И хранили ее до 1917 года в специально построенном павильоне. Ее зорко берегли два казака. Об этом свидетельствуют документы Центра хранения архивного фонда Алтайского края. К сожалению, эту лодку после революции сожгли. Менялась власть, хотелось и историю переписать. Но, по сути, это был первый музей нашего города. Музей одного экспоната, связанный с конкретным человеком - представителем династии Романовых. А по большому счету он мог бы служить памятником рукотворному мастерству бийских умельцев. «Я думаю, что многие бы сегодня согласились подивиться на это творение», - считает директор музея Алтайской духовной миссии Павел Сергеевич Коваленко.
Первые пароходы.
В конце 19 века в нашем городе была построена пароходная пристань. Заметным явлением в истории Сибири стала организация томским купцом Карымом Хамитовым обслуживания купленным им в собственность пароходом «Ермак» городов юга Томской губернии - Барнаула и Бийска с 1854 года. По исследованиям историка Бориса Хатмиевича Кадикова, в 1888 году бийские купцы 1-й гильдии Алексей Федорович и Елена Григорьевна Морозовы приобрели пароход. Они и назвали его «Первый». Он стал ходить между Бийском и Тюменью.
В 1893 году был спущен на воду первый в Сибири пассажирский однопалубный пароход «Кормилец» (заказ барнаульской купчихи Евдокии Ивановны Мельниковой). 20 июня из Бийска в Томск этот пароход отправился в свой первый рейс по Оби. Известно, что в дальнейшем, поздней весной 1917 года, пароход «Кормилец» совершил рейс из Тюмени в Тобольск, сопровождая отрекшегося от престола российского царя Николая Второго и членов его семьи.
К 1898 году знаменитый Морозовский флот состоял уже из шести пароходов и нескольких деревянных барж, позволявших перевозить большие партии грузов. По традиции, пароходы назывались хозяевами по порядковым номерам. Они производили прием и доставку пассажиров и грузов между городами Тюменью, Барнаулом, Томском и попутными пристанями. А главная контора пароходства находилась в нашем городе. В 1899 году до Бийска пассажирское движение на пароходах стало постоянным.
Интересный факт: в 1908 году была предпринята попытка подняться на пароходе до Телецкого озера. Но, пройдя выше Бийска на 200 верст, «машина оказалась малосильной» - и попытка успехом не увенчалась. «Обзор Томской губернии за 1912 год» показывает, что через Бийскую пристань проходили тогда десятки тысяч грузов и пассажиров. Постоянный водный путь позволил бийским купцам осуществлять отправку хлебных товаров и сливочного масла в Англию и Германию. В Бийск приезжали представители лейпцигских и лондонских фирм, заключали торговые договоры. В 1910 году из Бийска было отправлено 250 тысяч пудов сливочного масла. Перевозили его в кедровых бочках, способных сохранять этот продукт свежайшим.
Открытие понтонного моста.
В августе 1934 года, как сообщала газета «Звезда Алтая», состоялось открытие понтонного моста. Над ним покачивались на ветру тросы с разноцветными флажками, сверкали слова огромного плаката «Слава строителям моста через Бию!» Он стал большим подарком не только бийчанам, но и жителям Ойротии (так в те годы называлась Горно-Алтайская автономная область, а ныне – республика Алтай). Они давно мечтали об этом.
Алые ленты при въезде на мост на правом берегу реки разрезал председатель горисполкома Бийска, на левом – председатель облисполкома Ойротской автономной области. Два потока автомашин, подвод двинулись навстречу друг другу. Играл духовой оркестр, раздавались аплодисменты многочисленных зрителей. Из приоткрытых кабин ребятишки выпускали голубей, которые делали приветственный круг над ликующей толпой.
Немного грустил только старый паромщик Семен Савельевич, по случаю праздника нарядившийся по последней моде – в сатиновую косоворотку, подпоясанную черным крученым пояском. Он узнал, что на Катуни паром строить собираются. И решил перебраться туда. «Сотни подвод стояли раньше у паромной переправы в ожидании своей очереди. Паром двигался медленно, а утомленным людям казалось, что он стоит на месте», - так писал о городской переправе тех лет литсотрудник редакции газеты Назар Саломатов.
Теперь же по новому мосту прошли десятки автомашин, конных подвод, устремились велосипедисты с красными флажками на рулях. По Бие скользили нарядные лодки, уплывать далеко от нового моста никому не хотелось. А по нему, как по бульвару, прогуливались люди.
Почему Бия и Катунь сегодня несудоходные
Расчистка русла реки – это путь к решению чистоты реки, потребляемой нами воды, рыбы и возможность речного судоходства. Главные источники загрязнения - промышленные предприятия и жилищно-коммунальный комплекс.
В петровские времена для поддержания фарватера реки в судоходном состоянии запрещалось вырубать леса и производить какие-то изменения в прибрежной зоне реки «сколь глазу с корабля видно», то есть на 7–10 километров
от берега.
В результате сегодняшней хозяйственной деятельности Бия выше коммунального моста и Катунь выше впадения в нее речки Талицы практически не судоходны. А в не таком далеком прошлом одним из основных направлений работы Бийского речпорта был транзит грузов по маршруту Шульгинка-Барнаул, а пассажирские теплоходы «Заря» поднимались вверх по Бие до Турочака.
В последний раз, после сильного наводнения в 2014 году, в июне, русла рек Бия и Катунь очень изменились. Возможно, благодаря дополнительной очистке, наши реки вновь станут судоходными.
(На фото - пристань Бийска. Начало 20-го века)
Свидетельство о публикации №225040501143
Сведения значимые, интересные и важные для понимания прошлого.
На мой взгляд, в шестидесятых годах, когда мне приходилось бывать проездом
в Бийске или несколько раз на мероприятиях геолого-разведочной экспедиции,
когда удавалось познакомиться ближе с городом, на мой взгляд,
город производил впечатление захолустного.
Из публикаций в Инете о прошлом следует, что Бийск был важным уездным городом,
и жили в нём люди хорошо, экспортировали масло сливочное в Англию,
сами ели с белым хлебом.
В европейской части России ели в те времена чёрный хлеб.
Любопытный факт о пребывании в Бийске
Великого князя Владимира Александровича и это отнюдь не редкость.
Теперь читаешь, о пребывании подобных гостей во многих глубинных уголках
большой страны.
Жаль лодку не уберегли!
Всего доброго, Нел!
Благое дело ваши публикации,воскрешающие былое.
Зоя Чепрасова 06.04.2025 05:22 Заявить о нарушении
Нел Знова 06.04.2025 14:14 Заявить о нарушении