Давид - рэкетир?
Когда я был младенцем, то по-младенчески мыслил,
По-младенчески рассуждал; а как стал мужем,
то оставил младенческое. (1Кор 13:11).
И я, когда был младенцем, тоже мыслил по-младенчески, и искренне недоумевал, почему же взрослые не смотрят мультики. Я до сих пор помню это чувство внутреннего удивления, когда по телевизору заканчивался блок новостей и начинались мультики, а взрослые уходили на кухню разговаривать свои разговоры, оставляя нас, детей, наедине с голубым экраном. «Почему они не смотрят? Это же так интересно». С тех пор прошло лет сорок. Вы не поверите, но данный вопрос меня уже не мучает. До меня, как говориться, дошло!
Так и с другими вещами. Порой мы что-то читаем в Библии и думаем: «Стоп. А не ошибка ли это?» Может быть, имелось ввиду нечто противоположное?». Потом проходит время. Иногда очень длительное время и, открывая вновь это же место Писания, мы, как будто, видим его в первый раз. Читаем и внутренне восклицаем : «Да! Верно! Именно так и должно быть!»
Что изменилось? Мы изменились. Мы доросли до того уровня, чтобы понять это место Писания. И на подобных примерах мы можем знать, что ещё остаются много мест, до которых мы ещё просто не доросли. Писание не изменилось. Проблема вообще не в Писании. Проблема в нас. В нашем понимании.
В 16 лет, когда я впервые читал Библию, многие моменты мне казались странными. Ну вот, допустим:
«Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». И если про солнце мне было всё понятно, то пример с дождём вызывал у меня какое-то внутреннее отторжение. Дождь, это ведь мокро! Это неприятно. Это скользко и сыро.
Да. Для городского мальчика, у которого хлеб растет на полках в магазине, а молоко появляется само собой в бутылках и термопакетах, дождь, это действительно мокро и неудобно. Не то, чтобы я действительно так думал, но… вы понимаете, был далёк от этого. А для древних израильтян? Для людей, для которых дождь это определяющий фактор в ответе на вопрос: умрут они и их дети с голоду или нет. Это мокро, грязно, сыро? Совсем нет. Наоборот. Дождя ждали, о нём молились, и отсутствие оного (вспомните Илию), однозначно воспринималось как признак гнева Божьего. Но шестнадцатилетнему мальчику потребовалось время, чтобы это понять. Ах, почему же взрослые не смотрят мультики?
И вот Давид… Первая книга Царств 25-я глава. Для тех, кто не в курсе, общими штрихами напомню суть.
Давид со своими людьми скрывается от преследования. С ним порядка шестисот человек воинов, но кроме мужчин много женщин и детей, так как люди Давида ушли к нему вместе с семьями. Саул преследует Давида и тот вынужден прятаться в глухих, удалённых местах, порою убегая даже за границу царства Израильского.
И вот, долгое время, находясь в пустыне, Давид слышит, что у Навала, человека богатого, праздник, стрижка овец, и посылает к Навалу десяток молодых людей из числа своих воинов. Впрочем, лучше прочитаем.
Итак, 1-Царств 25 глава.
1
И умер Самуил; и собрались все Израильтяне, и плакали по нем, и погребли его в доме его, в Раме. Давид встал и сошел к пустыне Фаран.
2
Был некто в Маоне, а имение его на Кармиле, человек очень богатый; у него было три тысячи овец и тысяча коз; и был он при стрижке овец своих на Кармиле.
3
Имя человека того - Навал, а имя жены его - Авигея; эта женщина была весьма умная и красивая лицем, а он - человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева.
4
И услышал Давид в пустыне, что Навал стрижет овец своих.
5
И послал Давид десять отроков, и сказал Давид отрокам: взойдите на Кармил и пойдите к Навалу, и приветствуйте его от моего имени,
6
и скажите так: "мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему;
7
ныне я услышал, что у тебя стригут овец. Вот, пастухи твои были с нами, и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во все время их пребывания на Кармиле;
8
спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя".
9
И пошли люди Давидовы, и сказали Навалу от имени Давида все эти слова, и умолкли.
10
И Навал, отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих;
11
неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?
12
И пошли назад люди Давида своим путем и возвратились, и пришли и пересказали ему все слова сии.
13
Тогда Давид сказал людям своим: опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими, опоясался и сам Давид своим мечом, и пошли за Давидом около четырехсот человек, а двести остались при обозе.
14
Авигею же, жену Навала, известил один из слуг, сказав: вот, Давид присылал из пустыни послов приветствовать нашего господина, но он обошелся с ними грубо;
15
а эти люди очень добры к нам, не обижали нас, и ничего не пропало у нас во все время, когда мы ходили с ними, быв в поле;
16
они были для нас оградою и днем и ночью во все время, когда мы пасли стада вблизи их;
17
итак подумай и посмотри, что делать; ибо неминуемо угрожает беда господину нашему и всему дому его, а он - человек злой, нельзя говорить с ним.
18
Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином, и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов,
19
и сказала слугам своим: ступайте впереди меня, вот, я пойду за вами. А мужу своему Навалу ничего не сказала.
20
Когда же она, сидя на осле, спускалась по извилинам горы, вот, навстречу ей идет Давид и люди его, и она встретилась с ними.
21
И Давид сказал: да, напрасно я охранял в пустыне все имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро;
22
пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и еще больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене.
23
Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли;
24
и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей.
25
Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал - имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал.
26
И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего.
27
Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему.
28
Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою.
29
Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею.
30
И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем,
31
то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою.
32
И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне,
33
и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя.
34
Но, - жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, - если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене.
35
И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое.
Итак, Давид посылает людей с просьбой Навалу дать им провиант, на что Навал отвечает грубо и отсылает людей Давида ни с чем. Давид, узнав об этом вооружает своих людей и идёт убивать Навала. Авигея с провиантом идёт к нему на встречу и останавливает его. Она успокаивает Давида и тот, забрав пищу, отказывается от своих планов по убийству Навала.
Я, помнится, сначала тоже был немного смущён. Потом даже на какой-то христианской радиопередаче прошла эта мысль, ах, Давид, мол, ведёт себя как рэкетир. Потом в проповедях по местам…
Так, рэкетир ли Давид?
Современный человек, прочитав это место Писания, сразу чувствует некоторую неловкость. Я, во всяком случае, чувствовал.
Всё то, что у Навала, принадлежит Навалу. Это раз.
Никто Давида не просил охранять стада Навала. Это два.
Давид просит то, что ему не принадлежит. Это три.
Когда Навал отказывает, на что ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО, Давид решает его покарать силой оружия. Это четыре.
И, только получив провиант, Давид отказывается от своего замысла. Это пять.
Полное впечатление, что перед нами картина из 90-х, разгул дикого капитализма. Рэкет во всей своей красе. «Мы крышуем твои магазины (стада), с тебя налог за охрану. А не то…». Возникает такое впечатление? Возникает. Но… Дождь, ведь это мокро и неудобно, правда? Так что не будем спешить с выводами и разберемся по порядку.
Давайте для начала окунёмся в исторический контекст. Скажите, к вам на улице часто подходят люди в военной форме и требуют тушёнку, крупу и муку на нужды армии? Нечасто? Вообще не подходят? А знаете почему? Потому что на улице 21 век, и все нужды армии удовлетворяются по другим каналам. Кстати, за счёт налогоплательщиков, то есть нас с вами. Именно поэтому люди в военной форме (нашей) не заявляются к нам домой. Они получают крупу, тушёнку и сахар по-другому. Но получают. А также оружие, технику, обмундирование, казармы и прочее. От нас с вами. Мы платим налоги. Поэтому мы не видим их у себя дома. «Народ, который не хочет содержать свою армию, будет содержать чужую». Наполеон Бонапарт сказал, между прочим. Но это сейчас. А раньше было не совсем так. Точнее совсем не так.
Что такое армия с экономической точки зрения? Это здоровенная орава молодых и сильных мужиков, которая НИЧЕГО НЕ ПРОИЗВОДИТ, А ПОТРЕБЛЯЕТ ОЧЕНЬ МНОГО. Всего. И это в мирное время. А в военное время потребление возрастает в разы. Кратно. При современном методе хозяйствования, когда отлажено производство, работают заводы и логистика, простой обыватель этого не замечает. Он живёт себе своей жизнью и с армией практически не пересекается. Но это сейчас. А как решался вопрос со снабжением армии немного раньше? Обратите внимание, от времён Давида до, примерно, Бородинской битвы способы добывания материальных благ (еда, сукно, оружие) практически не менялись. Еда растёт в сельской местности, её надо покупать у крестьян. Сукно, до появления фабрик, делалось практически вручную. Также и с оружием. Понятно, что со временем процесс ускорялся, унифицировался, но до промышленной революции середины 19 века и массового применения станков и машин, по большому счёту, всё оставалось неизменным.
Итак, как же снабжалась армия от Давида (и ранее) до Наполеона с Кутузовым? Государство, через специальные отряды снабжения, просто забирало это у крестьян. В виде налога. Где-то зерном, где-то деньгами, где-то рабочей силой. Эти отряды снабжения назывались «фуражиры». От слова «фураж», то есть кормовое зерно. Ах да, всю махину армии при передвижении тянули волы и лошади. Они, кстати, едят и пьют тоже очень много. Весьма много. Их тоже надо кормить. И это, я подчёркиваю, в мирное время. А при военных действиях, когда численность армии возрастает, особенно, когда обозы с продовольствием утеряны (завязли где-нибудь в болоте, сожжены, захвачены противником), эти самые фуражиры отправлялись по близлежащим деревням и селам и забирали у крестьян всё, что считали нужным для нужд армии. Если надо, то силой. То есть, применяя оружие. Армии надо питаться. Потеряем армию, потеряем всё. В таком вот ключе.
Для тех, кто вдруг увидит в моей статье повод сказать, что я оправдываю военные действия или что-то подобное, поясняю. Статью пишу, чтобы показать условия, в которых существовали армии до недавнего прошлого. Я хочу объяснить логику действий Давида и объективную реальность тех времен. Просто, по опыту знаю, что обязательно найдется какой-нибудь индивидуум со специфическим устройством мышления, который вычитает в статье то, чего нет.
Отвлеклись, поехали далее… Итак фуражиры отправлялись по деревням и весям забирая всё что нужно для нужд армии. А вместо взятого, они выдавали (и это если ещё выдавали) что-то вроде расписок, по которым, после победы в войне, разумеется, предъявитель сего мог получить денежную компенсацию. Но это в идеале, это в идеале… В реальности всё выглядело достаточно грубо. Приходили солдаты и просто забирали всё, что им надо. И хорошо ещё, если девок не насиловали (их всегда прятали, на всякий случай, как и зерно, кстати) и мужиков не убивали. А уж если ещё и расписку выдадут… (Кстати, и это ещё был большой вопрос, выплатят ли что-то по ней или нет, даже в случае удачного исхода войны. Кто ж после победы будет этим заниматься этими «глупостями»?)
И вот это всё ещё СВОЯ АРМИЯ. Про армию враждебного государства я вообще молчу. Тут всё от «очень плохо» до «крайне-ужасно-невыразимо плохо». Можно вспомнить рассказы тех, кто жил под оккупацией во времена ВОВ. «Курка-млеко-яйки», и это ещё цветочки. А были и ягодки с арбузами… Вот такая РЕАЛЬНОСТЬ. Мы с вами, дорогие мои, живём в очень хорошие и спокойные времена. Телевизор с интернетом нам, правда жизнь портит. Ужасы всякие рассказывает. Но тут надо уметь выносить доброе из… (язык не поворачивается сказать «сокровищницы»).
Итак, суть такова: АРМИЯ ВСЕГДА И ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ПРОСТО ЗАБИРАЛА У НАСЕЛЕНИЯ ВСЁ, ЧТО НУЖНО НА ПРОПИТАНИЕ И ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Хорошо это или плохо, вопрос не стоит, да и статья не об этом. Для крестьян, безусловно, плохо. Но такова реальность. Она вот такая, и другой реальности у нас нет. Увы.
Теперь к ситуации с Давидом. Можно сказать, что Давид просто не исключение? Нет. Давид, как раз таки, ИСКЛЮЧЕНИЕ. Можно здесь прерваться и ещё раз, с учётом вновь открывшихся обстоятельств, перечитать 25-ю главу:
Пастухи Навала долгое время пасут скот рядом со станом Давида. Им так спокойнее: ни один разбойник, ни один скотокрад не рискует промышлять рядом с расположением большого вооружённого отряда. Да и зверьё дикое распугано на вёрсты вокруг. Гласно или негласно, но Давид ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОХРАНЯЕТ стада Навала. Это раз.
За всё это время Давид ничего не берёт от этих стад. ИМЕННО ЭТО УДИВИТЕЛЬНО. Давид как-то умудрялся кормить своих людей и их семьи. Вели своё хозяйство? Возможно, но отчасти. При постоянных переходах и смене дислокации (Саул, всё-таки преследует) сильно не расхозяйствуешься. Тогда, помогали родственники? Возможно, да, хотя, опять-таки, прокормить такое количество народа нелегко. Но факт остается фактом. Давид ничего не берёт от Навала. Это два.
Когда у Навала проходит стрижка овец, а это праздник, когда готовят много еды, Давид присылает к нему людей и просит. Да, да. ИМЕННО УВАЖИТЕЛЬНО ПРОСИТ: «…дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдёт рука твоя». Это три.
Навал ПУБЛИЧНО ОСКОРБЛЯЕТ ДАВИДА. Переводя на современный язык: «Ты кто, вообще, такой? А не пойти ли тебе по известному адресу? Ничего ты не получишь!». Ещё раз для непонятливых: Навал публично оскорбляет и поливает грязью Давида. Это четыре.
Давайте немного перенесём ситуацию в современность. Некая страна, где идёт гражданская война. Пусть не в активной фазе, но, как факт, имеется вооружённое противостояние. Вы богатый человек, у вас стада, пастбища, поля, богатая усадьба, множество работников. А неподалёку разместился небольшой артиллерийский полк. Мятежный. Опальные военные, вне закона. Вооружённые люди, которым, в общем-то, нечего терять. Да, и в вашей местности, это самая большая и грозная сила. И вот, когда у вас праздник, пир и заготовлены горы еды, к вам приходят десять безоружных солдат и ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВО ПРОСЯТ помочь провиантом. Почти унижаясь. А за их спиной, на соседней сопочке стоят пушки и ненавязчиво покачивают стволами в вашу сторону… И что же вы ответите? Вы их ласково примете, скажете, что очень уважаете их командира, пригласите за стол, накормите, а потом нагрузите провиантом, да ещё и своих людей отрядите в помощь… Так? Или вы при всех своих работниках и домочадцах станете высмеивать командира полка, поливая того грязью? Вы в своём уме? Но именно так поступает Навал. … «он - человек злой, нельзя говорить с ним».
Далее, знает ли Навал, кто такой Давид? Я имею в виду, что именно он помазанный царь Израилев? Знает. Давид был помазан в присутствии братьев. Это не было тайной. Ионафан говорит Давиду, что тот будет царём. Признаёт его. Да и Саул, скрепя сердце, соглашается с этим. «Саул победил тысячи, Давид десятки тясяч!» Весь Израиль знает. Даже филистимляне знают. Знает и Авигея. Знал ли Навал? Вопрос риторический. Конечно, знал. И, тем не менее, оскорбляет помазанника. Это пять.
И вот, получив такой ответ, Давид препоясывается мечём, и приказывает своим людям сделать то же самое.
Он идёт мстить за себя. И только появление Авигеи на пути останавливает его. Точнее, ВСЕГО ЛИШЬ, появление Авигеи его останавливает. И он останавливается. И удерживает руку от мщения. И благословляет Бога за это. Он не кричит: «Прочь с пути, женщина! Не нужны мне твои подачки! Навал и все, кто у него непременно умрут! Чтоб другим неповадно было!!!» Нет. Он сразу останавливается. Грозный военначальник, которому публично плюнули в лицо. Завтрашний царь. Останавливается. Интересно, чего ему это стоило?
Итак, давайте снова зададимся вопросом: Давид ведёт себя как рэкетир? Если, для вас всё ещё "да", то можно поразмышлять над сухими полями и дождём. Зачем дождь? Это ведь мокро…
Да, и ещё… почему же эти глупые взрослые не смотрят мультики?
Ан Ма Тэ. Приморский Край. Находка.
Свидетельство о публикации №225040500073