О культуре безопасности и оттенках лояльности
Картины военной мощи и строевой выправки могут умилять до слёз.
И в минуту торжественного молчания, глядя на «вечный» огонь и слушая метроном, можно прослезиться.
Сценарий поминовения погибших был придуман в длинных коридорах редакции телевидения СССР и одобрен в высоких кабинетах к 20-летию Победы.
Много чего советского осталось в нашей духовной атмосфере.
И это не всегда радует, а иногда и тревожит:
технологию советского лицемерия можно было не замечать только в состоянии массового гипноза или помрачения ума.
«Ложная фраза… - верный залог гибели политической» - эти слова Ленина цитировал М.Горбачёв в феврале 1986 года на съезде КПСС.
А в апреле случилась авария на Чернобыльской АЭС, ставшая прообразом крушения СССР.
Сегодня портреты членов Политбюро не вывешивают. Идеологический отдел ЦК исчез.
А призраки его витают и в СМИ, и в умах дорогих россиян.
С трибун не произносят лозунг «Слава КПСС», но «ура», которым отвечали на него, ещё звучит.
Традиция парадов и демонстраций уходит корнями во времена поклонения языческим богам.
В Библии описано, как царь Антиох принуждал «Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса».
В основе советской пропаганды просматриваются элементы и язычества, и сменившей его религии. И это не в укор религии, а к вопросу о том, что представляла собой система воспитания «общности» советского народа.
От мавзолея до лозунгов и заповедей морального кодекса - всё взято оттуда.
Можно сказать, что взято лучшее. А можно вспомнить, что это «лучшее» было и в самых лютых диктаторских режимах.
Интонация, с которой упоминался в речах «лично Леонид Ильич», слышатся и сегодня.
Впечатления от событий могут быть непропорциональны количествам жертв и материальному ущербу. Например, Чернобыльская катастрофа, возможно, вызвала не более горькие чувства, чем гибель людей в театре на Дубровке или в «Крокусе».
Как стала возможной такая авария?
Почему в тени умолчания и безнаказанной осталась ложь Академии наук о безопасности «мирного атома»?
Понятно, почему пассажирам самолётов не дают парашютов.
Но почему на АЭС, фактически, не было плана ликвидации возможной аварии?
Тихий ужас от творящихся беззаконий не всегда связан с конкретным событием.
Он может быть реакцией на критическую массу впечатлений от множества мелких огорчений или обид, каждая в отдельности из которых выглядит пустяковым «житейским делом».
Хотя, и трудно «философски» относиться, например, к ограблению вас телефонными мошенниками, «ползучей» инфляцией или тарифами ЖКХ.
Балтийское море уже давно отравлено нефтепродуктами.
Теперь настала очередь Чёрного моря.
Где и что делают Академия наук и надзорные органы, если пролив тысяч тонн мазута устраняют лопатами и вёдрами?
Кто следит за тем, чтобы танкеры с мазутом не разваливались от морской волны?
Допустим, президенту «некогда». Хотя, на запрет проверок и отмену множество советских технических норм и правил время нашлось.
Но чем занят весь силовой блок власти?
Разве это не ужас, когда власть замечает бедствия только тогда, когда их невозможно скрыть?
Инерция впечатлений от трагических событий отчасти «лечится» радостными событиями.
У нас не ждут их появления, а, например, просто преумножают количество развлекательных передач на ТВ и преувеличивают значение каких-то спортивных побед.
О чём думается при виде того, как народ «всем сердцем и всем помышлением» любит футбол или хоккей, а спортивному азарту придают оттенок патриотизма?
Россиянин Овечкин, играя в США, стал рекордсменом по числу забитых голов…
- И это повод для гордости за Россию?
Спортивными победами иногда пытаются подтвердить претензии на исключительность и превосходство.
Оказывается, факельную эстафету с олимпийским огнём придумали идеологи германских нацистов...
Во все времена были люди, которые возражали решениям, ведущим страну к катастрофе.
Казалось бы, добросовестные политики должны оберегать своих оппонентов на тот случай, если время докажет их правоту.
На практике явно преобладает желание уничтожить альтернативное мнение, иногда - вместе с его разносчиками. Разумеется, под благовидным предлогом общественной пользы.
Есть поводы подозревать, что сила закона служит не пользе общества, а сохранению власти.
Даже Церковь не идеальна в борьбе с «разномыслием».
Расправы над «еретиками» описаны как подвиги в борьбе за чистоту веры.
Удивительно, что монахи считают возможным учить людей обращению с жёнами и воспитанию детей. А вмешательство в политику, как правило, считают «небожеским» делом.
Иногда Бог приводит людей во власть для того, чтобы наказать ею народ. А церковь внушает народу, что эта власть ему дана во спасение, призывая служить ей.
И Богу не скажешь в своё оправдание, что «нас обманули».
Считается, что государство с «двоящимися мыслями» не твёрдо в своих путях, как и отдельный человек.
Но история знает случаи, когда «слепцы» ведут за собой людей и все падают в пропасть.
Формально, ценность свободы слова и мнений оценили по достоинству. Побочные эффекты этого не замедлили себя проявить: на людей обрушились потоки «сногсшибательной» информации.
СМИ пожелтели, соревнуясь в крикливости и зажигательности своих статей.
Исполняется библейское пророчество: «ещё дальше удалится истина и приблизится ложь».
Политическим решениям дать однозначную оценку трудно по многим причинам.
Технические катастрофы, к которым хотя бы косвенно причастны представители власти, более доступны для осмысления.
Например, «Титаник» утонул потому, что все поверили заверениям в его безопасности.
Когда граждане США узнали о катастрофе «Титаника», их утешали, говоря, что «поводов переживать за безопасность пассажиров нет, так как корабль является практически непотопляемым».
В это верили и разработчики проекта, поэтому и шлюпок на корабле хватило только на половину пассажиров тонущего круизного лайнера.
В 1986 году в США через минуту после старта взорвался и сгорел космический корабль «Челленджер» с семью космонавтами.
А произошла она по причине … прокладки, которая «задубела» от низкой температуры во время старта и не выполнила своей функции.
Инженеры предупреждали, что надо отложить старт. А руководство НАСА их проигнорировало.
Одной из главных причин Чернобыльской катастрофы стали конструктивные недоработки и недостатки реактора, о которых не подозревал технический персонал АЭС.
Академия наук и её руководитель «не услышали» сообщения инженеров о недостатках и ошибках проекта реактора. Проигнорировали и мнение МАГАТЭ о несоответствии его требованиям безопасности.
В выводах о причинах катастрофы очень многозначительно прозвучал термин «недостаток культуры безопасности». То, что безопасность АЭС перестала быть приоритетом, назвали следствием порочности всей системы управления.
Возникает вопрос и о моральном облике советской вертикали власти.
Не меньше, чем выводы о причинах аварии, поражают такие факты:
- после аварии тысячи тонн мяса и молока из зоны заражения с завышенной дозой облучения были направлены в переработку для последующей продажи населению!
- статистика заболеваемости граждан из зоны заражения приказом Минздрава была объявлена секретной.
«Недостаток культуры безопасности» можно видеть и в сфере политических решений.
Но в этом диагнозе есть «зыбкий гуманитарный туман».
Право власти рисковать жизнями подчинённых и обязанность граждан «в случае необходимости» отдать жизнь, мягко говоря, позволяют толковать их очень вольно.
Понятна мечта о том, чтобы народ никогда не был жертвой нравственных и духовных пороков руководителя. Но перспективы внедрения искусственного интеллекта более тревожат чем радуют.
На протяжении многих веков политики манипулируют заповедями «Не убий» и «Не кради».
Иногда при содействии тех, кто должен знать их подлинный смысл.
К лицемерию советской системы привыкли. Партия объявила себя умом честью и совестью!
И многие этому искренне поверили.
Это ещё не пришествие антихриста – хотя, как посмотреть - но уже сотворение кумиров.
И расплата не замедлила.
В наше время власть не называет себя посредником между Богом и народом.
Но, как и в прошлом, если кто не с ней, тот против закона.
Смертная казнь для преступников отменена по гуманным соображениям и с учётом возможной ошибки суда.
А политические решения и приговоры, жертвами которых иногда становятся тысячи людей, продолжают выносить…
Иногда власть осмеливается открыто преследовать критику, иногда изощряется в имитации допустимого разномыслия.
Говорят, что катастрофу поворота сибирских рек предотвратила «общественность».
Почему же она не могли предотвратить катастрофу ельцинской «перестройки»?
Возможно, потому, что армия «партхозактива» только имитировала свою дееспособность.
Отчасти добровольно.
Общественное мнение можно обмануть, подкупить, запугать. Оно может искренне заблуждаться.
Но атмосфера беспечной лояльности и ухищрений в подавлении общественного мнения – это верный признак приближения катастрофы.
«Декларация независимости» США обязывает народ в исключительных случаях бороться с властью:
"Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство…».
Примерно пятая часть стран мира имеют в своих законах что-то подобное этому пункту. Остальные считают, что от него больше вреда, чем пользы.
Есть много законов, которые несовершенны, но без них было бы хуже.
В России о возможности организованного протеста говорится в социальной концепции РПЦ, но без уточнения того, насколько длинным может быть «ряд злоупотреблений».
Этот документ нельзя назвать руководством к действию, декларацией или символом веры. Он и написан, словно, для служебного пользования или изучения в семинариях.
Что-то наподобие шлюпок на «Титанике»: вроде, есть, а спаслась только треть пассажиров…
Но он, всё же, обязывает «не обожествлять» власть.
В какой-то степени, выражает ей недоверие или даже бросает тень подозрения…
А портреты вождя в кабинетах сильно напоминают традицию почтения к иконам.
И то, что это никого не смущает, не может не беспокоить.
Ни «декларация», ни «концепция» не призывают быть в оппозиции и не гарантируют защиту от «злоупотреблений и насилия» власти.
Но дают право и шанс не быть сообщниками в них. И даже обязывают к этому.
«Социальная концепция» не осмелилась разоблачить изощрённые формы и приёмы насилия власти. Не говорится в ней и о том, какие оттенки может принимать лояльность.
Отчасти и поэтому нельзя сказать, что со времени Чернобыльской катастрофы в нашей стране прибавилось «культуры безопасности» в управлении страной.
Свидетельство о публикации №225041001244