Параллели между главными героями Онегина и Гамлета
0. И Онегин и Гамлет часто предаются размышлениям и избегают действий. Они оба очень заботятся о своей независимости, отвергают попытки манипулировать ими. Оба имеют привилегированное положение. Гамлет был принцем, Онегин принадлежал к высшему обществу в Петербурге. В уезде, куда он переехал жить, его положение было уникальным: знакомство с ним, дружба и родство с ним были желанны для местных жителей.
1. Родственные отношения.
• Офелия и Лаэрт — сестра и брат.
• Ленский — жених сестры Татьяны. Татьяна патетически называет его «братом». После гибели Ленского она говорит о себе, что она не будет видеть Онегина, «она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего».
2. Дружба.
• Гамлет и Лаэрт были друзьями.
• Онегин и Ленский были друзьями также.
3. Убийство друга.
• Гамлет убил Лаэрта на дуэли (против своей воли).
• Ленский вызвал Онегина на дуэль, и Онегин убил Ленского, хотя он и не хотел дуэли.
4. Матримониальные надежды.
• Офелия имела основания надеяться на предложение от Гамлета. Гамлет ей отказал.
• Татьяна надеялась выйти замуж за Онегина, написала ему письмо, но Онегин ей отказал. Она пригласила его на именины, он отказал ей вторично.
5. Сравнение с братской любовью.
• Гамлет сказал после смерти Офелии, что он любил ее как 40000 братьев любить не могут.
• Онегин сказал Татьяне, что он любит ее «любовью брата, и, может быть, еще нежней».
6. Причины отказа
• Гамлет подчеркивает святость Офелии, говорит, что он ее недостоин
• Онегин говорит о совершенстве Татьяны, о том, что он ее недостоин.
7. Гибель от любви и разочарования
• Офелия гибнет, потеряв надежду выйти замуж за Гамлета.
• Татьяна видит себя жертвой Онегина, все время говорит о том, что Онегин погубит ее: «Погибнешь, милая, но прежде ты в ослепительной надежде...», «Погибну, - Таня говорит, - Но гибель от него любезна...».
8. Сумасшествие
• Офелия сходит с ума после отказа Гамлета.
• Татьяна с детства страдала Нарциссическим расстройством личности, которое и объясняет ее навязчивость по отношению к Онегину (я писала об этом подробно здесь http://proza.ru/2025/04/02/1643). После краха всех ее надежд, она погружается в мстительные мечты — фантазии. Она видит себя проникающей в дом Онегина, чтобы выведать его секреты. Она воображает себя княгиней — генеральшей со своим петербургским светским салоном. Представляет себе, что Онегин влюбляется в нее и она ему отказывает.
Выводы. Пушкин использовал в «Онегине» канву из «Гамлета», но он обыграл ее несколько иронически. Главная разница - в образе Татьяны. Ее скрытый, ранимый (covert, vulnerable) нарциссизм был причиной того, что она считала себя жертвой Онегина (как Офелия была жертвой Гамлета), тогда как она сама преследовала его.
Свидетельство о публикации №225041000084