Глава-4. Поворот на Египет
4.1. Древний Египет и Россия
Иван Константинович Айвазовский вышел из здания Академии художеств, остановился.
– Да! Вот это поворот! Об этом можно было только мечтать! Он включён в делегацию, которая отправится в Египет на открытие Суэцкого канала!
Айвазовский не спеша прошёл вперёд и остановился у древнеегипетских сфинксов, которые так необычно украшали набережную Невы напротив Академии.
– Ну что, друзья! – обратился он к застывшим истуканам. – С апреля 1834 года архитектор К. Тон вас поднял на постаменты из финского гранита и стоите с тех пор! Но скажу вам, что Айвазовскому этого мало, скоро я отправлюсь в вашу страну и увижу святые для всего мира места! Египет ждёт меня! Ура!
Айвазовский радостно захлопал в ладоши от избытка чувств.
– Завтра же начну объезд всех мест Петербурга, связанных с Египтом! Наверное, это будет полезно для расширения кругозора перед поездкой в эту страну! Да и нужно не затягивать и потом ехать в любимую Феодосию, так как вопрос выставки по окончанию поездки на открытие Суэцкого канала решён по декабрю, Академия согласовала, где и выставлю картины с отчётом о поездке на Кавказ и Египет.
В разные периоды истории России интерес к Египту то усиливался, то ослабевал. Пик его пришёлся на начало прошлого и нынешнего веков, когда светский туризм из России в Египет приобретал массовый характер.
Возвращаясь на родину, художники создавали на основе эскизов картины, посвященные Египту, поэты писали стихи, а прозаики – повести и рассказы.
Первое время древности еще можно было купить легально, многие их привозили для своих частных коллекций. Да и в архитектуре и дизайне увиденное в Египте или в книгах о нём не раз переносилось на российскую почву.
Египет вошел в русскую культуру вместе с христианством. На египетском Синае происходили события, описанные в книге «Исход» Ветхого Завета. Там, у подножья горы Синайской, на вершине которой Господь вручил Моисею каменные скрижали веры, растёт Неопалимая купина.
Придя оттуда, монастыри на Руси стали центрами духовной, культурной и хозяйственной жизни. Больше всего монастырей строилось на Северо-Западе России, которую духовный писатель и историк церкви Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) назвал «Русской Фиваидой на Севере». Именно благодаря А.Н. Муравьеву, побывавшему в Египте в 1830 году, в Петербурге появились древнеегипетские сфинксы.
Известный русский путешественник конца 19 века А.В. Елисеев (1859–1895) отмечал, что «издавна местами поклонения русских богомольцев служили Афон, Синай и святые места Палестины. Паломничество к синайским святыням стало такой же частью русской духовной культуры, как и в Палестину и на Афон, хотя на Синае паломников было меньше, чем на Афоне или в Палестине.
До середины 19 века паломничество в Палестину, а тем более на Синай было настоящим подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а то и годами. Отправиться в такое паломничество могли немногие. Ситуация стала меняться после 1858 года, когда Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) созданное за два года до этого, организовало круговую пароходную линию Одесса – Константинополь – Пирей – Смирна – Родос – Ис-кандерун – Бейрут – Яффа – Александрия. В первый же год русские пароходы совершили по этой линии 42 рейса и перевезли 12,4 тысячи пассажиров, преимущественно паломников. В следующем году количество и рейсов, и пассажиров почти удвоилось. В 1880 году появилась еще одна возможность добираться на регулярной основе из России в Египет. Созданный за два года до этого Добровольный флот начал регулярные рейсы по маршруту Одесса – Владивосток. Его пароходы делали остановку в Порт-Саиде, где заправлялись углем.
В конце 19 – начале 20 века паломничество на Синай всё ещё оставалось делом трудным, требовавшим значительно больше времени, сил и средств, чем поездка в Палестину.
Первая мировая война, а за ней и Октябрьская революция надолго прервали многовековую традицию паломничества из России на Синай. В течение семи десятилетий монастырь Св. Екатерины посещали только русские эмигранты и сотрудники советских учреждений в Египте.
Первые образцы, копирующие древнеегипетский стиль в архитектуре и дизайне, появились в России в результате европейского влияния. Приглашали архитекторов из Европы, где Египет знали лучше, чем у нас, и благодаря его сравнительной географической близости, и из-за более тесных исторических связей, восходивших ко временам древних греков и римлян. Пирамиды и обелиски – эти типично древнеегипетские формы были перенесены на российскую почву. Появились тогда и сфинксы.
Сам Санкт-Петербург имеет особое значение в истории и творчестве Ивана Айвазовского. Город с его прекрасными берегами Невы, широкими каналами и величественными дворцами вдохновлял Ивана Айвазовского на создание его знаменитых морских пейзажей и не только.
Продолжение следует.
Книга опубликована в Литресе.
Свидетельство о публикации №225041201394